Конспект открытого урока по русской литературе
методическая разработка по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_ideya_rasskaza_staruha_izergil.docx | 30.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русской литературе в г. № 203
М. Горький «Старуха Изергиль». « Идея рассказа « Старуха Изергиль». Смысл противопоставления образов Ларры и Данко.
Цели урока:
Образовательная: показать два типа морали и общественного поведения, изображенных в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль», сравнить позиции главных героев легенд по отношению к себе и людям и убедить учащихся в том, что позиция Ларры неприемлема в нашем обществе с точки зрения нравственности, а поведение Данко- подвиг во имя людей.
Развивающая : способствовать выработке у учащихся собственного мнения по данной проблеме, развивать критическое мышление.
Воспитательная: формировать у учащихся желание воспитывать в себе личность, лучшие человеческие качества
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели кого вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
Л. Мартынов
1. Организационный момент.
Здравствуйте те, кто каждое утро идет на учёу с радостью, потому что считает, что здесь их ждут открытия, верные друзья и мудрые наставники – преподаватели!
Здравствуйте и те, кто идет в колледж с не очень большим желанием, потому что думает, что преподаватели к ним излишне строги. Я думаю, что к концу нашего сегодняшнего урока первых из вас будет значительно больше.
2. Создание положительных эмоций.
У меня в руках сердце. Это- символ любви и доброты. Я передаю это сердце, а вместе с ним любовь и доброту.
(называю имя студента, а он передает сердце следующему)
Сколько тепла и положительных эмоций в этом сердце! Их стало несколько раз больше!
Присаживайтесь.
3Слово учителя.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда – талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе сотворим урок.
. Целеполагание, формулировка проблемного вопроса
Каждое прочитанное вами произведение – это шаг на пути познания самих себя. Если читать вдумчиво, можно найти ответы на самые разные волнующие вас вопросы.
Писатель в этом случае – мудрец, друг для читателя.
- Творчество какого мудреца вы изучаете сейчас? (М.Горького)
- Какое произведение вы прочитали к уроку? (Рассказ «Старуха Изергиль»)
- Откройте тетради, запишите число, тему урока (тема на доске записана)
У М.Горького была мечта. Прочитайте цитату: Хочу, чтобы каждый из людей был Человеком.
Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству М. Горького, к его раннему романтическому рассказу « Старуха Изергиль», в котором писатель ставит ряд вопросов:
- Что есть человек? Давайте составим сиквейн на тему Человек
- Урок наш называется «В жизни всегда есть место подвигу
- На какой же вопрос вы сегодня будете искать ответ? Обратите внимание на слова-помощники .Что значит быть Человеком по мнению М.Горького?
- Запишите в тетрадь главный вопрос урока.
IV. Актуализация опорных знаний
Пока вы не знаете мнения писателя. Но своё у вас есть. Вы составили коллективный синквейн о Человеке в вашем понимании. Озвучьте его.
V. Мотивация к учебной деятельности
Ответ на вопрос урока будем искать в прочитанном вами рассказе «Старуха Изергиль».
- Назовите главных героев произведения.
- Кто рассказывает нам их истории?
- В каком порядке они следуют? (Щелчок)
Чтобы понять идею произведения надо проанализировать… что?(взгляд героев на жизнь или жизненные позиции героев)
- Ознакомьтесь с таблицей позиций. По ходу урока мы будем заполнять её сведениями о героях (См. приложение 1)
VI. Изучение нового материала
Сравнительная характеристика героев
- Приступаем к сравнительной характеристике главных персонажей.
- По каким критериям мы будем сравнивать героев? (сначала найдём общее, потом разное)
Начнём с общего. Ответы подтвердите цитатами из текста.
Но различий между героями значительно больше. Сравните слова Изергиль о них. Внимание на экран.
(Слова ТЕНЬ – ИСКРЫ заносятся в графу «Словарь» в таблицу).
Инсценировка «Суд племени» (См. приложение 2)
Мы постараемся с вами сравнить, какая же из позиций – позиция Ларры или позиция Данко – близки, с точки зрения морали , для нас современных людей; мы продолжим работу по развитию умений высказывать свои суждения по данной проблеме и аргументированно их отстаивать.
4. Опрос (Тест «Верю – не верю»)
1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из 4 частей.(Нет)
2. Данко – сын женщины и орла.(Нет)
3. Максим Горький – это творческий псевдоним писателя.(Да)
4. Рассказчик познакомился с Изергиль в Бессарабии.(Да)
5. Отцом Ларры был ястреб.(Нет)
- Что значит имя Ларра? (отверженный, выкинутый вон)
- Что ценит Ларра больше всего в своей жизни?
(Свободу, нравственнось, считает, что таких, как он больше нет, и он будет делать всё, что хочет)
- За что наказан Ларра? В чем его обвиняют люди?
- Почему люди оставили жить убийцу, ведь он потом ещё много наделал бед?
- Почему мудрейший сказал, что наказание в нём самом?
«Наказание есть. Это страшное наказание, вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустить его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
- Почему Ларра искал смерти?
- Найдите ключевую фразу, которая объясняла бы поведение Ларры и его отношение к людям.
- За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым.
- Что говорит о Ларре старуха Изергиль?
« Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»
- Какими словами вы бы охарактеризовали Ларру?
Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.(«Толковый словарь»)
Жестокость
Гордость
Хищность
Одиночество
Индивидуализм
Отверженность
«Толковый словарь»
Эгоизм – это себялюбие, забота только о своих интересах.
– Как вы думаете, что символизирует образ Ларры?
Вывод: Ларра – олицетворение человеческого эгоизма и жестокости.
- Приведите факты, свидетельствующие о том, что такие эгоисты, как Ларра, были во все времена.
Самый яркий пример мы видим в романе Это Алеко из поэмы А. С. Пушкина «Цыгане», эгоист, который нанёс обиду всем оказавшим ему гостеприимство. « Ты не рождён для дикой доли, ты для себя лишь хочешь воли,» - говЛ.Н.Толстого « Война и мир». Авторы хотят понять, откуда у героев эгоизм, жестокость. Давайте и мы не будем жестокими, как старейшие племени, изгнавшие Ларру.
Я считаю, что таких, как Ларра, много рядом с нами.Кто сегодня не горд, если есть чем гордиться? У Ларры – отец орёл, а у Димы Иванова – начальник. И Дима голову высоко несёт. А у Вани Петрова богатые родители. Он тоже не хочет равняться с нами, с толпой. Чем не Ларра? А давайте вспомним, как мы встречаем иногда замечания учителей, требования взрослых. Тут в каждом из нас проявляются черты себялюбца Ларры, который живёт вечно и вечно напоминает непокорным, что их тоже ждёт наказание за гордость.
6. Физкультминутка
7. Пересказ легенды о Данко.
-В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
- Почему поступок Данко трактуется как подвиг? (Данко пожертвовал собой во имя любви к людям, во имя спасения своего племени от рабства и смерти)
- Как люди воспринимают чудесные зрелища горящего сердца?
(Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.Люди же, изумлённые, стали как камни.)
- Почему легенда о Данко заканчивается на такой грустной ноте?
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…
И вот оно, рассыпалось в искры, угасло.
(Этот эпизод говорит о том, что не надо ждать благодарности от людей : если ты – Данко, то награда герою в самом подвиге, как наказание эгоисту Ларре в нём самом.)
- Что говорит старуха Изергиль о Данко?
Красивые – всегда смелы. – Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.
- В каких словах заключена авторская позиция?
«В жизни всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».
- «И вижу я, что не живут люди, а всё примеряются, примеряются и кладут на это всю жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба».
- Какие черты характера свойственны Данко?
Героизм
Смелость
Самопожертвование
Древняя щедрость
Храбрость
Благородство
Подвиг.
Вывод:
Данко – олицетворение героического подвига во имя спасения людей.
«Толковый словарь»
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
Героизм – самоотверженность, мужество, способность к совершению подвигов.
- Приведите примеры из произведений художественной литературы, что такие люди, как Данко, не единичны.
(Вспомним героиню стихотворения в прозе И. С. Тургенева Юлию Петровну Вревскую. Дочь прославленного генерала, жена отважного воина, она была умна, образованна, богата и красива. В 1877 году началась русско-турецкая война. Вревская, собрав на свои деньги санитарный отряд из 22 человек, отправилась в Болгарию рядовой сестрой милосердия. В Болгарии, в прифронтовом госпитале, Вревская, ранее не знавшая физического труда, неутомимо ухаживала за ранеными солдатами, мыла, чистила, убирала, стирала, ассистировала при операциях, хоронила. Среди раненых началась эпидемия тифа. Баронесса Вревская бесстрашно входила в тифозный барак, чтоб помогать умирающим, утешать их в последний час жизни. Помогать нуждающимся в помощи – она не ведала другого счастья. Она сама умерла рядом с солдатами, в тифозном бараке.
8. Аналитическая беседа
Но подвиги бывают не только на войне.
« В жизни всегда есть место подвигам. А когда у человека сердце Данко, он всегда найдёт, где можно совершить их».
Быть неравнодушным человеком, посадить сад, вырастить хороших людей, содержать в порядке дом – это не подвиг, это жизнь. Я хочу, чтобы наша жизнь была мирной, бескровной, чтобы как можно меньше в обществе было таких эгоистов, как Ларра, и не было бы обстоятельств, требующих подвигов Данко.
- Ребята, а кого сегодня можно назвать героем?
- Не будет ли казаться сегодняшний герой смешным?
- Кого больше в нашем обществе – похожих на Данко или на Ларру.
9. Какой след оставил после себя Ларра?
(Там плыли тени, их было много, и одна из них, темнее и гуще, чем другие, плыла быстрее и ниже сестёр, она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.)
-Какой след оставил после себя Данко?
(«И в степной дали, теперь уже чёрной и страшной, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли... Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.)
Обращение к эпиграфу:
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели кого вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?
- А какой след вы хотели бы оставить на Земле? След Данко или след Ларры?
10. Заключительное слово .
Существует поверье: рождается человек, и на небесах зажигается новая звезда, а боги сразу же определяют судьбу новорождённого, и от этой судьбы не уйти Человеку. Остаётся только плыть по течению своей судьбы, написанной в небесах. Так ли это? Бог даёт человеку право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, свободой и рабством, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить – каждый выбирает для себя и по себе. Вы, ребята, тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или их огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте!
Звучит фоновая музыка
Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает по себе
Шпагу для дуэли, меч для битвы,
Слово для любви или молитвы –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты -
Каждый выбирает для себя.
11. Рефлексия
- Если сегодня наша беседа не оставила вас равнодушными, если у вас бьётся благородное сердце Данко, если вы выбираете позицию служения людям, то прикрепите на доску сердечко, лежащее у вас на парте.
12. Выставление оценок.
13. Домашнее задание. Сочинение « В жизни всегда есть место подвигу»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .
Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....
Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов
Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Конспект открытого урока учителя русского языка и литературы Птушкиной Л.Н. по теме: «Художественные средства языка в пейзажной лирике русских поэтов» с элементами эвристической технологии»
Урок предназначен для закрепления речевых тем,связанных с фигурами речи и тропами....
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Открытый урок по русской литературе в 8 классе "Уроки доброты".
Открытый урок в 8 «Б» классе «Уроки доброты» ( по рассказу В. Распутина « Уроки французского»)Цель урока:- познакомить учащихся с творчество...
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....