А.Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Балашова Анна Владимировна

Тема урока  А.Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война»

 

Цели: 
Образовательные: 
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период; 

Воспитательные: 

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии. 

Развивающие: 

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока  А.Т. Твардовский «Василий Теркин»: человек и война»

Цели: 
Образовательные: 
произвести идейно-художественный анализ поэмы "Василий Теркин", прокомментировать ее "узловые" темы; показать взаимосвязь судьбы Твардовского, судьбы советского народа; оследить на примере произведения Твардовского трудную и драматичную судьбу и положение литературы в период войны и послевоенный период; 

Воспитательные: 

вызвать интерес к личности А.Т. Твардовского, ставшего символом открытости воли и русской прямоты; показать боевую направленность, политическую остроту произведения; показать высокий патриотизм советской поэзии. 

Развивающие: 

развивать умение работы с текстом; учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; способствовать поэтическому и гражданскому осмыслению учащимися трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины; 

Эпиграф: 
   В  бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек!

А.Твардовский 

Ход урока

I.Организационный момент

II.Сообщение темы и целей урока

III. Работа по теме урока

Слово учителя:

-22  июля 1941 года началась ВОВ. Начало этого периода в нашей литературе характеризуется преобладанием наиболее оперативных и боевых жанров художественного творчества.

Здесь и политические памфлеты И. Эренбурга, и очерки В. Гроссмана, и публицистические статьи А. Твардовского, Тихонова, и песни М. Исаковского, Лебедева-Кумача.

В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом.  Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы.

Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

Среди многочисленных потоков произведений, написанных в то время, сразу выделилась поэма «Василий Теркин» А.Н. Твардовского.

Тысячи писем устремились в редакции газет и журналов, где глава за главой  печаталась поэма «Василий Теркин»  во всех письмах звучали примерно одни и те же вопросы: Кто такой Теркин? Где воюет? Не на нашем ли фронте? Не в нашей ли дивизии?

И Твардовский терпеливо отвечал на многочисленные письма читателей. Некоторые ответы нам известны. Вот один из них:

«Нет, Василий Теркин, каким он является в книге, - лицо вымышленное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии. И хотя черты, выраженные в нем, были наблюдаемы мною у многих людей – нельзя ни одного из этих людей назвать прототипом  Теркина.»

Слово учителя:

- Собирательность образа закономерно лишила его яркой внешней индивидуальности.

Но, пожалуй, ни в одном из литературных героев, созданных в годы войны, не отразился так полно и отчетливо русский национальный характер в его лучшем проявлении, как в Василии Теркине.

Как справедливо заметил однажды В. Тендряков: «Великая заслуга Твардовского в том, что он впервые в литературе создал образ солдата, полный обаяния, вызывающий ответную любовь»

О солдате, полном, по словам Тендрякова  обаяния, от которого становилось легче и теплее на фронте, мы начнем свой рассказ.

Слово подготовленного ученика

На экране – портрет О. Верейского «Василий Теркин» и фотография (Твардовский, Верейский, Глотов).

- Впервые портрет Теркина был  создан художником Орестом Верейским в 1945 году.

Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете. Глотов постоянно носи с собой издание карманного формата, выпущенный в г. Смоленске в 1945 году. На титульном листе которого было написано: «Василию Глотову, близкому родственнику Василия Теркина, моему другу и товарищу по войне».

2. Беседа с классом.

-Каким вы видите Вас. Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по вашему, он запечатлен?

(Скатанная шинель через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен).

Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек.

Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но, отнюдь, не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца.Он может быть суровым и беспощадным когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо.)

Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины.

  1. Групповая работа:

    Группа 1.

    Прочитайте выразительно 
    главу «От автора».

    Почему автор утверждает, что книга про бойца «без начала, без конца»?

    Почему автор считает, что на войне, кроме воды и горячей пищи, нужна прибаутка, шутка, поговорка и присказка?

    Как понять слова поэта: «Не прожить наверняка/Без чего? Без правды сущей…»?

    Чем «дорог Тёркин на войне»?

    *Найдите в главе анафору, сравнение, антитезу, риторический вопрос и объясните их роль.

    Ответ на вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

    Группа 2.
    Прочитайте выразительно 
    главу «На привале» с начала до слов «Хорошо, что он попал,/Тёркин, в нашу роту».

    Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: 
    мундштучок, на сердце маята, балагур, истома, впокат.

    Что такое сабантуй и в каком значении использует это слово автор?

    Какие качества Тёркина автор считает необходимыми для бойца?

    *Какую роль играют в главе изменения стихотворного ритма?

    Группа 3.
    Прочитайте выразительно 
    главу «На привале» со слов «Тёркин — кто же он такой?» до конца главы.

    Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: 
    Карельский, со смаком, рассеян я частично,/А частично истреблён.

    Ответ на вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

    Докажите, что Тёркин — это реалистический герой.

    Какие фольклорные поговорки, присказки использованы и сочинены самим автором?

    *Какова их роль в повествовании?

Итог урока

Интеграция полученных знаний

- Подведём итог нашего урока. Какие же качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне?

- Всё это составляет русский национальный характер, позволивший человеку на войне победить!

- Итак, память о прошлом, о той страшной войне, о той Великой Победе будет вечной. Помните и гордитесь теми, благодаря кому мы живём!

6. Домашнее задание.

* Развёрнутый ответ на вопрос: Какие качества русского характера помогли людям на войне достигнуть своей цели – победить в Великой Отечественной войне?

Составить тест по поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"

Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский   "Василий Теркин"  Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн...

Мастерская по произведению А.Твардовского "Василий Теркин"

Урок литературы в 8 классе с применением технологии педмастерских....

«Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» - это лучшееиз всего написанного о войне на войне»                                    ...

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....

Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....