Задания для подготовки к ЕГЭ по литературе
тест по литературе (10 класс)

Вихляева Светлана Николаевна

Данный материал представляет собой тестовые задания в формате ЕГЭ по литературе (анализ поэтического текста).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovye_zadaniya_po_literature_10_klass.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?...

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1.К какому типу лирики относится данное стихотворение?

2.Как называется художественный прием, который использует В.А. Жуковский, говоря о море как о живом существе?

3.Как называется вопрос, не требующий ответа, но имеющий лирико-эмоциональное значение?

4.Найдите эпитет в приведенных строках из стихотворения В.А.Жуковского:

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу

5.Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение.

6.Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующих строках:    

Что движет твое необъятное лоно?

            Чем дышит твоя напряженная грудь?

            Иль тянет тебя из земныя неволи

            Далекое, светлое небо к себе?

7.Как называется синтаксическое средство, использованное автором: «И мгла исчезает, и тучи уходят…»?

8.Как называется образное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку («Ты льешься его светозарной лазурью…»)?

9.Каким термином обозначают резкое противопоставление предметов и явлений в художественном произведении (бездна моря – светлое небо).

10.Назовите средство художественной выразительности, состоящее в нарушении общепринятой последовательности слов в предложении (например, «…наполнено ты», «…тайну твою», «…облака золотые», «обманчив твоей неподвижности вид»).

С1. Как в стихотворении «Море» отражено романтическое видение мира?

С3. Что даёт основание отнести стихотворение В.А. Жуковского «Море» к философской лирике?

СОН

В полдневный жар в долине Дагестана

С свинцом в груди лежал недвижим я;

Глубокая еще дымилась рана,

По капле кровь точилася моя.

 

Лежал один я на песке долины;

Уступы скал теснилися кругом,

И солнце жгло их желтые вершины

И жгло меня – но спал я мертвым сном.

 

И снился мне сияющий огнями

Вечерний пир в родимой стороне.

Меж юных жен, увенчанных цветами,

Шел разговор веселый обо мне.

 

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена;

 

И снилась ей долина Дагестана;

Знакомый труп лежал в долине той;

В его груди, дымясь, чернела рана,

И кровь лилась хладеющей струей.

1841

М.Ю. Лермонтов

 

1. Как называется главная мысль, лежащая в основе произведения?

2. Во второй строфе использован фразеологизм, который помогает читателю понять, что герой стихотворения не будет спасен, он умрет, хотя нигде не сказано об этом впрямую. Выпишите этот фразеологизм.

 

 

3. Во многих предложениях стихотворения применен синтаксический прием нарушения прямого порядка слов (например, глубокая еще дымилась рана; шел разговор веселый обо мне). Как называется такой прием?

4. В стихотворении используется прием повторения одинаковых или близких согласных звуков (жгло их желтые вершины и жгло меня). Как называется такой прием?

5. Каким размером написано стихотворение?

 

6.Как называется троп, в основе которого лежит перенос по смежности: «С свинцом в груди лежал…»?

 

7.Как называется художественный приём, в основе которого лежит противопоставление:

Но, в разговор веселый не вступая,

Сидела там задумчиво одна,

И в грустный сон душа ее младая

Бог знает чем была погружена…

8.Определите тип рифмовки, использованный в стихотворении.

 

9. Укажите название тропа: «уступы скал теснилися», «шёл разговор»?

 

10. Как называются слова, характерные для устной речи: «точилася», «теснилися»?

 

11. Как называется разновидность композиции, при использовании

которой читатель в конце произведения возвращается к его началу?

С1. Какую роль в понимании этого стихотворения играет его название?

К ЧААДАЕВУ

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

1818

Александр Пушкин

 

1. Для создания поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность», «прекрасные порывы», «пленительное счастье» и др.  Как в литературоведении называются подобные определения?

2. Какой художественный прием используется Пушкиным для изображения силы страсти, с которой лирический герой ожидает «вольности святой»?

3. Определите характер рифмовки во втором четверостишье стихотворения.

4. И в начале, и в конце стихотворения создается один и тот же поэтический образ сна («Как сон, как утренний туман» — «Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой художественный прием?

6. Для какого литературного направления характерны образы звезды, огня, темы рока, любовного томления, воплощённые в этом стихотворении?

 

7. Какое средство иносказательной выразительности использовано Пушкиным в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», «на обломках самовластья»)?

 

 

8. Укажите название синтаксического средства, которое используется в строках «Мой друг, отчизне посвятим»,«Товарищ, верь: взойдет она» и делает стихотворение эмоциональным.

9. Перестановка слов или частей фразе придаёт речи особую выразительность («нежил нас обман», «исчезли юные забавы», «горит ещё желанье»). Как называется эта стилистическая фигура?

11. Как называется вид звукописи, при котором в стихотворной речи происходит повторение одинаковых гласных звуков («Пока свободою горим»)

 

С1. В чём состоит новаторство Пушкина в этом стихотворении?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина "Мы" 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького "На дне" 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева "Ангелочек" 11 класс, к семинару по "Маленькой трилогии" А.П.Чехова 1...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе

Задания для сравнительного анализа поэтических текстов...

Презентация с заданиями по подготовке к олимпиаде по литературе

Задания по теории литературы и по творчеству А.С.Грибоедова...

Задания для подготовки к ВПР по литературе (6 класс)

Задания для подготовки к ВПР по литературе (6 класс)...