Технологическая карта урока литературы по теме: "Истинная ценность подарка в новелле О. Генри «Дары волхвов»"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по литературе в 7 классе по рождественской новелле О. Генри "Дары волхвов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_dary_volkhvov_murakhtina.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Класс 7
1. Тема урока: Истинная ценность подарка в новелле О’Генри «Дары волхвов»
2. Цель урока: познакомить учеников с О’Генри как мастером короткого рассказа и писателем американской жизни с непростой судьбой; проанализировать ценности героев.
3. Задачи урока:
Рассказать о жизни и творчестве О’Генри
Развить навыки смыслового чтения, умение вычленять из текста информацию;
Способствовать пониманию исторического контекста (актуализировать и углубить знания о библейском сюжете), сформировать узнаваемость сюжета в художественной культуре;
Создать условия для целостного чувственного восприятия учащимися рассказа «Дары волхвов»;
Развить умения анализа художественного текста.
4. Планируемые результаты:
4. 1. Предметные результаты:
Знание фигуры О’Генри и его жизненного пути;
Освоить литературное понятие новелла и рождественский рассказ;
Углубить представление о библейском сюжете;
Составить характеристику героев, их чувств и переживаний.
4. 2. Метапредметные результаты:
Коммуникативные УУД:
Развитие умения слушать и учитывать разные мнения в процессе устного обсуждения;
#1056;азвитие способности адекватно формулировать и аргументировать свою позицию по вопросу;
Тренировка выразительного чтения (учащиеся читают фрагменты текста вслух).
Познавательные УУД:
Обучение поиску, анализу и синтезу необходимой информации;
Развитие критического мышления, навыков оценки, умения устанавливать причинно-следственные связи;
Формирование навыков рефлексии и оценки собственной работы;
Развитие навыков обобщения, формулировки вывода.
. Регулятивные УУД:
Формирование умения планировать свои действия, осуществлять их контроль и оценку в соответствии с поставленной целью;
Развитие аналитического мышления, формирование умения постановки и решения задач в соответствии с учебным заданием.
5. Личностные результаты:
Подкрепление способности и желания обучающихся к саморазвитию;
Развитие умения адекватно оценивать поступки и личностные качества других;
Развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других.
6. Таблица «Организация и ход урока»
Этапы урока, время | Деятельность учителя и материал урока | Деятельность учащихся | Планируемые достигаемые результаты | Примечания * (риски, другие варианты) |
1. Орг. момент. Этап мотивации к учебной деятельности. 3 минуты | Приветствует учащихся. Фоном звучит рождественская музыка. - Ребята, способен ли человек исполнить чью-то мечту? - А вашу мечту исполняли? - Когда мы говорим об исполнении мечт, желаний, какое время вам представляется? Американский писатель О’Генри в одном из своих рассказов повествует об истории одного Рождества и рассуждает о ценности подарков. Он пишет: Что больше — восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного. | Отвечают на вопросы.
| Настрой на сотрудничество с учителем и сверстниками. Активизация воображения. | |
#1062;елеполагание, постановка проблемы. 2 минуты | Создает проблемную ситуацию. Ребята, о каком даре идет речь? И что же больше, восемь долларов в неделю или миллион в год? Проверить наши предположения поможет рассказ О’Генри «Дары волхвов», который мы сегодня прочитаем и обсудим. | Рассуждают. Записывают автора и название рассказа в тетрадь. | Сформулирована проблема и учебная задача. | |
#1053;овое знание. Исторический контекст. Слово о писателе. 15 минут | О чем этот рассказ, как вы думаете? А кто такие волхвы, что мы знаем об этом? А какие дары они принесли? На экран выводится презентация с картинами, Дюрера, Рафаэля, Босха, Боттичели, написанными на библейский сюжет. Об этом сказано в Евангелии от Матфея. Вот этот отрывок. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: Итак, какие подарки принесли волхвы? Что это такое? Объясняет значение даров Золото — это дар царю, означающий, что волхвы признали в Младенце человека, рождённого для того, чтобы царствовать. Когда мы отмечаем Рождество? Когда его отмечают Католики? Как называется вечер перед Рождеством (Сочельник, канун). - Как вы понимаете изречение, в котором говорится, что эти дары „несут чистую радость и тем, кто их получает, и тем, кто их делает“? Великие художники писали сцену подношения даров в своих картинах. Показывает несколько работ с указанием авторства. Неужели О’Генри просто перескажет библейскую историю? Прежде чем мы это узнаем, давайте скажем несколько слов о писателе и его удивительной и непростой судьбе. Ваша задача постараться отметить то, что вам показалось особенно важным. Слово о писателе. Что вы узнали о писателе? | Отвечают на вопросы Записывают тезис о волхвах и дарах в тетрадь. Вспоминают Рассуждают Отвечают. Конспектируют рассказ учителя. Зачитывают записи. | Углублены представления о библейском сюжете, уточнена фактическая информация. Ученики ретроспективно ознакомлены с реализацией библейского сюжета в мировом художественном искусстве. Составлено представление о писателе и его жизненном пути. Сформировано эмоциональное восприятие фигуры автора. | |
#1056;абота с текстом, 7 минут | А теперь давайте прочитает рассказ. - Какое ощущение возникло у вас от чтения? - В каком мире живут эти герои? - Оправдана ли была эта жертва? | Читают по ролям. | Выразительно прочитан текст. Создана установка на эмоциональное восприятие рассказа. | |
5. Физкульт. Минутка, 2 минуты | Проверка на запоминание прочитанного. Если утверждение верное, дети хлопают, если нет, показывают опущенный вниз большой палец. | Отвечают жестами. | Смена деятельности. Актуализация деятельности, работа с координацией и вниманием. | |
6. Работа с текстом, 15 минут | Автор делает очень яркую зарисовку не просто Рождества, но целой истории внутреннего выбора и чувства героев. Давайте посмотрим, как ему это удается. - Какая ассоциация рождается у вас на слово «Рождество»? А как рисует его автор здесь в рассказе? Зачем? (повторение эпитета серый). - Почему автор, говоря о жилище героев, пишет: «В обстановке не то чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность»? Какой смысл мы вкладываем в понятия «нищета» и «бедность»? - Причина колебаний Деллы и ее победа над собой. - Кому из героев было труднее решиться на расставание со своим единственным достоянием? - Каким чувством руководствуются герои при выборе подарков? - Составьте в парах партитуру чувств героев, когда они узнают о подарках друг друга. - Как автор передает развязку, с каким чувством? (с доброй иронией). - Почему он выбирает такой тон повествования? (способ посмотреть на ситуацию со стороны, показать невозможность гармонии желаемого и реального). - Что дает право автору сказать, что «из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы»? Такой небольшой остросюжетный рассказ с неожиданным финалом называется новеллой. И О’Генри считался мастером именно этого жанра. По тематике этот рассказ можно отнести к рождественским рассказам. - Можете ли вы вспомнить рождественские рассказы, прочитанные ранее («Чудесный доктор»). - О чем этот рассказ? Какой мы можем сделать вывод? Торжество любви и преданности способно победить жестокость мира материальных ценностей. Жертвенный подарок перестает иметь цену и превращается в свидетельство веры в преодолении трудностей. | Отвечают на вопросы. Ответы на вопросы по тексту, поиск цитат. Самостоятельная работа с текстом Отвечают на вопросы, рассуждают. Делают выводы. Записывают определения в тетрадь Записывают вывод в тетрадь | Использовано смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из текста с учётом поставленных целей. Сформулировано сужденияе, выражение эмоции в соответствии с условиями и целями общения. Освоено новое знание о жанре произведения. Актуализированы знания о рождественском рассказе. | |
5. Подведение итогов урока, рефлексия 4 минут | А теперь я вновь хочу прочитать вопрос и загадку из новеллы. «Что больше — восемь долларов в неделю или миллион в год? Математик или мудрец дадут вам неправильный ответ. Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного». Как вы теперь ответите на это вопрос? Тема нашего урока звучала как «Истинная ценность подарка в новелле «Дары волхвов». Какова же его истинная ценность? | Отвечают | Создана ситуация для развития навыков формулирования и подтверждения собственных мыслей, умения обобщать информацию, делать вывод. | |
#1044;омашнее задание. 2 минуты | Написать эссе на тему: «Из всех дарителей эти двое были мудрейшими». | Записывают в дневник, задают вопросы. | Записано домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по теме: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов»
Цель урока: познакомить учащихся с личностью писателя О.Генри, с понятием «новелла», с содержанием новеллы “Дары волхвов”; раскрыть важность духовного начала в человеке, чистоту нравственного мира гер...
: «Мудрые уроки новеллы О.Генри «Дары волхвов».
материал к уроку литературного чтения...
О. Генри. "Дары волхвов" и другие новеллы
Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в новелле О.Генри «Дары волхвов».
Презентация к уроку литературы (7 класс)...
Урок литературы в 7 классе.Тема : " Нравственные проблемы в новелле О.Генри «Дары волхвов»".
Конспект урока по литературе(7 класс)...
Урок литературы в 7 классе.Тема : " Нравственные проблемы в новелле О.Генри «Дары волхвов»".
Конспект урока по литературе(7 класс)...