Тест А. И. Солженицын. «Матренин двор»
тест по литературе (9 класс)

Дубовцева Анна Ивановна

Тест по рассказу «Матрёнин двор» от Александра Солженицына поможет определить, как хорошо он был прочитан, а заодно укрепит знания о прочитанном.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_solzhenitsyn_matrenin_dvor.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

А. И. Солженицын. «Матренин двор»

1. Рассказ «Матренин двор»:

а) полностью достоверен и автобиографичен;

б) основан на художественном вымысле;

в) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

2. Повествование в рассказе ведется:

а) от первого лица;

б) от третьего лица;

в) двумя рассказчиками.

3. Функция экспозиции в рассказе:

а) познакомить читателей с главными героями;

б) заинтриговать читателей тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

в) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим событиям.

4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

а) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу, корыстны, завистливы;

б) и ни о чем не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

в) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой колченогой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрены:

а) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

б) подчеркнул, что доброе сердце Матрены жалело все живое, и она приютила в доме тех, кто нуждался в ее сострадании;

в) показал подробности деревенского житья.

6. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрены скуп на детали: «Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрены...» Это позволяет:

а) определить отношение автора к Матрене, которая осталась загадкой для него;

б) указать на принадлежность ее к деревенским жителям;

в) увидеть глубокий подтекст в описании Матрены: ее сущность раскрывает не портрет, а то, как она живет и общается с людьми.

7. Матрена рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

а) так как ей не с кем было поговорить;

б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

в) потому что хотела, чтобы ее пожалели.

8. Недолгое знакомство с Матреной позволило автору понять ее характер. Она была:

а) добрая, деликатная, отзывчивая;

б) замкнутая, неразговорчивая;

в) хитрая, меркантильная.

9. Суть русской души Матрены автор почувствовал, когда она:

а) ходила за святой водой на Крещение;

б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

в) согласилась отдать горницу на слом.

10. Основная тема рассказа:

а) месть Фаддея Матрене;

б) отчужденность Матрены, жившей замкнуто и одиноко;

в) разрушение двора Матрены как приюта доброты, любви и всепрощения.

11.  В облике Фаддея автор выделяет черные волосы, черную окладистую бороду, черные усы и брови да и самого старика назвал «черным». Цвет необходим автору, для того чтобы:

а) выделить у героя основательность, достойность, крепость;

б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту и щедрость;

в) ярче выявить злобу,  ненависть,  жадность героя.

12. Повествователь — это:

а) художественно обобщенный персонаж, показывающий полную картину событий;

б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

в) нейтральный рассказчик.

13. Изображая плач родственниц по погибшей Матрене, автор:

а) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

б) показывает трагичность событий;

в) раскрывает сущность сестер героини, которые в плаче спорят за наследство Матрены.

14.  Трагическим    предзнаменованием    событий можно считать:

а) пропажу колченогой кошки;

б) потерю дома и всего, что с ним связано;

в) разлад в отношениях с сестрами.

15. Солженицын называет Матрену праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришел:

а) так как Матрена всегда говорила правильные слова, к ее мнению прислушивались;

б) потому что Матрена соблюдала христианские традиции;

в) когда образ Матрены стал ему понятен, близок, как и жизнь ее без гонки за добром, за нарядами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

Урок литературы "Образ праведницы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор"

Урок литературы в 9 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор"...

Урок литературы в 11 классе. А.Солженицын. "Матренин двор"

Урок -семинар с элементами творческого практимума по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"....

Урок литературы "Мотив дома в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор"

На уроке исследуется сквозная тема "мотив дома" в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" и рассказе А.Солженицына "Матренин двор" Путем сопоставительного  анализа художественных текстов раскрыв...

Александр Солженицын. "Матренин двор", урок в 10 классе

О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов А. Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили «Матрёнин двор». Его называли «блистательным», «подлинно гениальным п...

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"

Тест по рассказу А.Солженицына "Матренин двор"...