Конспект урока литературы для 9 класса "Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Цели урока:
- образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы; создание условий для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.
- развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения; формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
- воспитывающая - формирование умения взаимодействовать в коллективе; способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
Цели урока:
- образовательная - совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы; создание условий для проблемного анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.
- развивающая - развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения; формирование аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
- воспитывающая - формирование умения взаимодействовать в коллективе; способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
На всех московских есть особый отпечаток.
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
1. Как отрывок из письма Грибоедова перекликается с текстом комедии?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
- «В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему – нибудь хорошему».
Из письма А. С. Грибоедова к С. Н. Бегичеву. 1818г.
2. Прокомментируйте три взгляда на Москву:
- «Что нового покажет мне Москва?» (Чацкий)
- «Едва/ Другая сыщется столица, как Москва» (Фамусов)
- «В моей комедии я ,кажется, убиваю тирана – любезнейшее мое отечество – драгоценнейшую Москву» (Грибоедов)
3. Работаем в группах.
Проанализируйте следующие фрагменты комедии:
1. Монолог Чацкого и его диалог с Софьей о прежней Москве.(д.1, явл. 7)
- Какие характеристики Чацкий дает москвичам – родственникам и знакомым Софьи?
- В каких словах заметно его ироническое отношение к Москве?
2. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)
- Какой образ московской жизни описывает Фамусов?
- Почему Фамусов идеализирует Максима Петровича?
- 3. Монолог Фамусова о Москве (д.2, явл.5)
- Почему Фамусов уверен, что только в Москве «и дорожат дворянством»?
- Каковы его суждения о гостеприимстве, молодежи, старшем поколении и московских дамах? Докажите, что Фамусов восхищается Москвой, а автор относится к московским порядкам с иронией.
4. Анализ эпизода «Гости съезжаются на вечер к Фамусову» (Д.3,явл. 5-10).
- О чем говорят гости, приезжающие к Фамусову? Каковы их жизненные интересы?
- Какие конфликты определяют напряжение сценического действия в каждом явлении?
- Что можно сказать о гостях по их речевым характеристикам?
- Какое место занимает этот эпизод в комедии?
4. Заполните таблицу цитатами из текста комедии
Отношение к Москве | Прошлое («век минувший») | Настоящее («век нынешний») |
Фамусов | «Что за тузы...» | «А все Кузнецкий мост...» |
Скалозуб | ||
Молчалин | ||
Лиза | ||
Чацкий |
5. Проверка таблицы.
6. Ответьте на первый вопрос урока. Домашнее задание: заполните таблицу.
Черты героя | Фамусов | Молчалин | Скалозуб | Софья | Другие герои |
Имя и его смысл | |||||
Возраст | |||||
Звание | |||||
Род занятий | |||||
Отношение к службе | |||||
Использование родственных и дружеских связей | |||||
Отношение к образованию, просвещению | |||||
Отношение к общественному строю | |||||
Отношение к любви | |||||
Оценка «века нынешнего» и «века минувшего» | |||||
Речевая характеристика |
"Что нового покажет нам Москва..."
Анализ монолога по следующему плану:
1)Чем вызван монолог героев?
2)Какие сцены затронуты
3)Наши взгляды и убеждения героя в нём выражены 4)каково эмоциональное и психологическое состояние героя
1. Монолог вызван тем, что Чацкий только что вернулся из путешествия, 3 года он не был в Москве. Он предполагает, что за эти три года никаких существенных изменений не произошло и в общем-то оказался прав.
2. Монолог входит в диалог между Чацким и Софьей, длится на протяжении всего явления 7.
3. Чацкий убеждён, что в Москве за время его отсутствия ничего не изменилось: что Фамусов всё так же посещает Английский клуб; что в городе так же, как и раньше стараются удивить гостей чем-то необычным и мошенничают ради этого (например, прячут человека, который среди зимы щёлкает соловьём) ; что здесь, как и прежде, полно врагов образования – в общем, в том, что за время его отсутствия нравственные устои фамусовского общества не изменились, что барская Москва живёт так же, как и прежде, за счёт крепостных, что здесь по-прежнему ценятся чины и богатство)
4. Несмотря на то, что Чацкий ничего нового не ожидает увидеть в барской Москве, он взволнован встречей с Софьей, напоминает ей те счастливые моменты, которые они пережили совместно до его отъезда, ему радостно вспоминать прошлое, говорит он живо, характеристики его остры и метки, он счастлив от того, что вернулся домой (И дым Отечества нам сладок и приятен!) , увидел любимую девушку, но и насторожен холодностью Софьи.
. Монологи Фамусова о распорядке его жизни и о Максиме Петровиче (д.2, явл. 1)
главные монологи I и II действий и всей комедии
монолог Чацкого "И точно начал свет глупеть…"
монолог Чацкого "А судьи кто?" монолог Фамусова "Вот то-то все вы гордецы!" монолог Фамусова "Вкус, батюшка, отменная манера"
монолог Фамусова "Петрушка, вечно ты с обновкой…" (2 действие, 1 явление) Первый монолог "Петрушка, вечно ты с обновкой…" В этом монологе описывается привычный для Фамусова распорядок дел на неделю. Становится понятно, что служба в "казённом месте" не отнимает у него времени, т. е. служит он без усердия, или сама должность позволяет не прилагать к службе никаких усилий. Суть монолога Фамусова заключается в демонстрации псевдо занятости. Павел Афанасьевич, составляя свое расписание на будущую неделю, указывает на то, что в его графике трудно найти свободное время. Если же хорошо разобраться в сути его занятий, то можно сказать, что они все пустяковые. Такое положение вещей еще раз подтверждает позицию Чацкого по поводу беспечности и бесполезности жизни аристократов.
-Второй монолог "Вот то-то, все вы гордецы!" 2 действие, 2 явление,
В этом монологе Фамусов рассказывает "поучительную", с его точки зрения историю его дяди Максима Петровича, который заслужил милость императрицы и нажил огромное состояние не усердной службой, а изображая шута при дворе. Для Фамусова дядя – человек, который всё может обернуть себе на пользу, из всего извлечь выгоду, не гнушаясь даже притворством и лестью. Фамусов советует Чацкому взять с него пример.
-Монолог Чацкого "И точно, начал свет глупеть…" 2 действие, 2 явление
Этот монолог является ответом на рассказ Фамусова о ловком придворном Максиме Петровиче. Чацкий сравнивает современную ему жизнь (век нынешний) и жизнь прошлого столетия (век минувший). Он поражён умением придворных выслуживаться перед государями, льстить и раболепствовать. Он рад, что в современном обществе это выглядит дико. Но то факт, что Фамусов приводит Максима Петровича в пример Чацкому, свидетельствует о том, что Москва во многом сохраняет атмосферу предыдущего столетия, века "покорности и страха"
- Следующий монолог Фамусова "Вкус, батюшка, отменная манера"
Здесь обнажаются ценности фамусовского общества. Фамусову кажется само собой разумеющимся, что человека судят не по его заслугам, а по положению в обществе, по роду его ("по отцу и честь") Московских старичков он называет "канслерами в отставке" по уму, хотя их собрания обычно ничем не заканчиваются (поспорят, пошумят и… разойдутся") Московских девушек он называет патриотками, потому что они "к военным людям так и льнут".
Монолог Чацкого "А судьи кто?" 2 действие 5 явл.
Монолог "А судьи кто? " - взрыв Чацкого на реплики Фамусова. "Позвольте батюшка. Вот-с Чацкого, мне друга, Андрея Ильича покойного сынок: Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти: так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом... " , " Не я один, все также осуждают"
....А судьи кто? В этом, самом остром монологе Чацкого герой показывает, что современное ему общество следует ложным идеалам и восхищается ложными авторитетами. Он упрекает "отцов отечества" в том, что свои чины они получили не за верную службу, а по протекции друзей и родственников. Стоит кому-то из молодых пренебречь подобной карьерой и службой, увлечься науками, чтением, его сразу называют "опасным", сумасшедшим. Это - обличительная речь, направленная не столько против Фамусова и Скалозуба, сколько против всего фамусовского общества, и автору этот монолог необходим для того, чтобы показать полную несовместимость Чацкого не с отдельными лицами этого мира, а со всем консервативным обществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 5 класс П.П.Бажов"Медной горы хозяйка"
Урок литературы в 5 классе по теме "П.П.Бажов "Медной горы хозяйка" с презентацией. Может быть использован учителя ми при подготовке к уроку....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.
История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Материал к уроку литературы 5 класса П.П.Бажов .Медной горы Хозяйка
Даны иллюстрации к сказам П.П.Бажова (презентация)...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...