Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе
Выявлять и в последующем развивать творческие способности учащихся – задача не только учителей филологов, но именно на них лежит бОльшая ответственность по развитию творческих способностей каждого ребёнка. Раскроются ли качества, таланты, дар, которыми наделяет каждого природа-задача, которую обязаны решать школа и конкретный учитель.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Выявлять и в последующем развивать творческие способности учащихся – задача не только учителей филологов, но именно на них лежит бОльшая ответственность по развитию творческих способностей каждого ребёнка. Раскроются ли качества, таланты, дар, которыми наделяет каждого природа-задача, которую обязаны решать школа и конкретный учитель.
Решив эту задачу, мы сумеем преодолеть социальную и политическую инфантильность, профессиональную безответственность, скудость жизненных интересов и потребностей, безынициативность.
Творчество – вот атрибутивное свойство любой личности, неотъемлемый компонент её. Если лишить человека творческого начала, он перестаёт чувствовать себя личностью. Но сами по себе творческие способности не развиваются ,они могут остаться дремлющими в каждом школьнике, если он в ходе обучения не был включён в творческие процессы, не приобрёл опыта творческой преобразующей деятельности.
В современном мире проблема одарённости, выявления и развития творческих способностей становится всё более значимой.
Творчество – далеко не новый предмет для изучения. Обоснование творческой системы работы можно найти в трудах учёных-психологов Л.С.Выготского, Н. Бердяева, Д.Б. Богоявленской,М.Е. Богоявленской и др.
Творчество - это сложная многоаспектная задача: это и процесс, и продукт жизнедеятельности, и личностное качество ,и среда для развития творческих способностей.
Творчество- это способность удивлять и удивляться, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Часто под творчеством люди понимают умение писать стихи и прозу, рисовать картины и т.д., но ясно, что это далеко не так…
И как всё-таки психологи развивать способности? Они считают, что развитие способностей зависит
- от среды обитания личности;
-от социальных форм деятельности;
-от индивидуальных особенностей личности.
Психологическая наука исходит из концепции о диалектическом единстве природного и приобретённого, т.е. важно учитывать как актуальные, так и потенциальные способности детей. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития.
Педагогическая наука тоже немало сделала по данной проблеме, можно назвать фамилии И.Я.Лернера, В.А.Сухомлинского,Ш.Амонашвили, Ю.П.Азарова.
Нам, учителям- словесникам, ближе, понятней, логически верней выявлять и развивать литературный дар ребёнка. При этом литературное творчество школьников(особенно младших!) является главным условием развития читателей. Да, да! Собственное художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» - так формулировала этот принцип ученый-педагог М.А.Рыбакова еще в 1929 году. Действительно, собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному высвечивает для него процесс чтения. Каждый автор в той или иной мере ориентируется на будущего читателя, пытается посмотреть на произведение его глазами.
На уроках русского языка и литературы в 5-6 классах необходимо как можно чаще обращаться к созданию детьми небольших творческих работ как прозаических, так и поэтических. Иногда это может носить незапланированный характер . Урок русского языка в 5 классе . Окно во школьный двор приоткрыто…В класс заглядывает любопытная берёза. И вдруг на ветку её садится ворона и начинает громко каркать. Пытаюсь повысить голос…,но ворона кричит ещё громче! Кто- то восклицает: «Она что-то пытается нам сказать!» Кто-то предлагает сочинить про неё стихотворение. Пока сочиняются строчки, ворона исчезает так же внезапно, как и появилась. Зато у нас рождается несколько четверостиший:
1.Вот ворона прилетела,
Поучиться захотела?
Что ж, ворона, залетай,
На уроке – не болтай!
2.На белую нашу берёзу
Ворона вдруг чёрная села,
Пока мы ей вирши писали,
Воронушка…улетела. И т.д
Замечено, что если ребёнок не начал писать в начальной школе, в 5 -6 классах ,это редко проявляется потом. И наоборот!
Оюна О. начала своё литературное творчество с таких наивных строчек:
Я устала, я устала
И свалилась на кровать,
Но вскочу я, а не встану,
Если скажут мне играть!
Класс за классом, урок за уроком и перед нами - журналист Оюна Очиртарова.(Закончила БГУ!) Она ученицей часто бывала на районной литературно-музыкальной гостиной, некоторые её стихи вошли в сборник.
Вот её ученическое стихотворение:
Михаил Михайлович Шиханов,
Вы ушли из жизни очень рано…
Я рассказы Ваши прочитала
И из них я многое узнала:
Как в войну вы трудно выживали,
Как с сестрёнкой Ниною играли.
Знаю, как однажды заблудились,
Как с коровой Зорькой возвратились!
Как Дружок домой курдюк принёс:
Очень умный, преданный был пёс…
Семьдесят Вам было бы сейчас.
Очень не хватает Кяхте Вас!
Создание текста – создание личности. Не помню, кто это сказал, но как это верно. Задача учителя в том, чтобы написание школьных сочинений стало, не скучной обязаловкой, а созданием … авторского произведения.
Для этого необходимо творчески мыслить и учителю. Ученику скучно бывает описать свою комнату, а если немного поднапрячься и дать детям не тему « Описание интерьера», а ,например, «Моя комната глазами любимой игрушки», или « Комната моей мечты», тогда фантазия детей сделает работу интересной.
При проверке таких работ часто бывает такое: ребёнок так увлёкся , что забыл про все правила орфографии и пунктуации. «Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетради, ни о каллиграфии, ни об орфографии и, главное о постройке предложений и о логике», - писал Л.Н. Толстой. К сожалению, говорить приходится, но так ,чтобы автор не боялся допускать ошибки, а стремился к совершенствованию текста.
Итак, продолжаем путь :создаём качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это и называется (Российская педагогическая энциклопедия) творческой деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы "Узнай себя"
Прорграмма по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы
Программа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы « Познать себя»
С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Проис...
Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Каждый ребенок таланлив. Как разбудить его задатки и способности? Работа по выявлению и развитию творческих способностей учащихся приносит свои плоды при условии, если учитель ...
Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом с...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы"...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Узнай себя»
Выявляемые способности: Моя задача - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в т...