Урок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина в иллюстрациях художников В. М. Конашевича и В. А. Милашевского»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Материал представляет собой подробный конспект урока по теме "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина в иллюстрациях художников В. М. Конашевича и В. А. Милашевского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazka_o_mertvoy_tsarevne_i_o_semi_bogatyryah.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А. С. Пушкина в иллюстрациях художников

В. М. Конашевича и В. А. Милашевского»

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з, повторение.

Проверочная работа

  1. Переход к новой теме.

Тема нашего урока - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина в иллюстрациях художников В. М. Конашевича и В. А. Милашевского.

Сегодня мы с вами познакомимся с иллюстрациями художников к этой сказке Пушкина, поработаем над эпизодами, которые соответствуют этим иллюстрациям, прочитаем некоторые из них по ролям, а те ребята, которые сами приготовили иллюстрации к сказке, представят нам свои работы.

  1. Вступление.

Очень часто дети, прежде чем прочитать сказку, разглядывают картинки в ней. Если рисунки заинтересуют их, то и читать они будут увлеченно и жадно.

Когда художнику удается проникнуть в замысел писателя, то это заставит приостановить чтение, задуматься и по-новому увидеть текст произведения.

Часто рисунок художника заставляет читателя найти в тексте произведения то, что по каким – то причинам осталось незамеченным, удивиться тому, каким проникновенным читателем является художник.

Создавая иллюстрации, художник должен погрузиться в мир сказки, представить себе ее события и героев, воссоздать обстановку действия. И каждый художник делает это по своему, в соответствии со своим пониманием сказки и в свойственной ему манере рисунка.

5. Словарная работа.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ- рисунок, поясняющий что-либо

(от латинского «освещение, наглядность»)

РЕПРОДУКЦИЯ – картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом

  • Приведите однокоренные слова.

(иллюстратор, иллюстрирующий)

  1. О художниках.

Владимир Алексеевич Милашевский

1893-1976

Почти 50 лет своей жизни посвятил книжной иллюстрации. Среди любимых его авторов первое место занимал А. С. Пушкин. Особенно привлекали художника пушкинские сказки, к иллюстрированию которых он приступил в 1949 году. Среди них была и «Сказка о мертвой царевне». Почти все его рисунки полны деталями, придающими им занимательность и убедительную достоверность. Он так глубоко изучил во время своих поездок по России основы и дух старинной русской архитектуры, что мог в своих иллюстрациях к сказкам свободно по памяти нарисовать с точностью и в деталях любые здания: островерхие крыши домов, деревянные колоколенки, крепостные стены, увенчанные башнями.

«Я стал рисовать сказки… и увлекся,»- признавался художник. И его увлечение образами пушкинских сказок передается и читателю, который с интересом рассматривает рисунки художника.

  1. Иллюстрация В. А Милашевского «Вся белешенька земля».

Вид сказочного города открывается через окно, украшенное узорами, фигурками птиц и зверей.

  • Какому эпизоду она соответствует?
  • Кто из героев именно так видит землю, город?

Царице, когда она села у окна ждать милого друга: «С поля глаз она не сводит».

  • Художник не показал на иллюстрации героиню, но изобразил нам вид из окна ее глазами. Как вы думаете, почему?
  • Как ожидает царица? Выделите глаголы, передающие напряженность ожидания.
  • Что еще передает томительность ожидания?

(пейзаж)

  1. О художнике.

Владимир Михайлович Конашевич

1888-1963

Имея громадный опыт иллюстрирования детских книг, художник писал: «Мне предстоит иллюстрировать сказки Пушкина. Я боюсь этой работы. Никогда мне не давалась работа с таким трудом… Нет уверенности, что я делаю то, что надо». Но когда рисунки были готовы, он радовался с детским простодушием. Высоко оценив иллюстрации Конашевича, К. Г. Паустовский шутливо заметил: «Пушкин рассмеялся бы, разглядывая их». «В каждом Вашем штрихе, в каждом блике я всегда чувствовал талант доброты, огромное в три обхвата сердце, без которого было бы невозможно Ваше доблестное служение детям», - писал Конашевичу К. И. Чуковский.

Художник всегда предпочитал рисунок упрощенный, ясный, легкому, не перегружая его излишними деталями. Это, по его мнению, соответствует детскому восприятию.

9. Иллюстрация В. М. Конашевича «Молодица уж и впрямь была царица…»

Серия иллюстраций начинается с раскрашенным рисунком «Молодица уж и впрямь была царица…»

  • Почему художник запечатлел царицу в центре иллюстрации?
  • Какие детали рисунка позволяют художнику представить царицу читателю? Как бы вы озаглавили иллюстрацию?

Если бы художник дословно бы следовал за текстом, он едва ли нарисовал обстановку царского дома, хозяйкой которого стала новая царица. Неистощимая изобретательность и фантазия позволили Конашевичу запечатлеть на иллюстрации не только царицу, он и ее служанок, старающихся ей угодить.

  • Для чего он это делает?

Включив их фигуры в рисунок, иллюстратор напомнил нам характер царицы

  • Какой?
  • Как изображено зеркало?

На столе между высоких свечей.

  • Вспомните, как характеризуется царица в последующих эпизодах?

10. Иллюстрация В. М. Конашевича «Царевна и Чернавка в лесу».

  • Вглядитесь в позы и жесты царевны и Чернавки. Почему художник изобразил царевну с прижатыми к груди руками? Что она переживает в этот момент?
  • О чем просит царевна сенную девушку?
  • Какие слова сопровождают жест Чернавки? Как она относится к царевне?
  • Почему Чернавка отпустила царевну? Сказала ли она по возвращении царице, что не выполнила наказа? Что она сказала царице?
  • Как автор начинает рассказ об этом эпизоде из сказки?

( «Черт ли сладит с бабой гневной…»)

  • Как оправдывается в сказке такая характеристика царицы?
  1. Иллюстрация В. М. Конашевича «Царевна возле терема семи богатырей».

Царевна подходит к терему семи богатырей.

  • Дает ли Пушкин описание внешнего вида терема?

Нет, он только воссоздает обстановку «светлой горницы», в которой очутилась царевна, войдя в терем. Но художник опирается на свои обширные познания о деревянной архитектуре, народном орнаменте, резьбе по дереву и на богатую фантазию. Он заставляет читателя вглядываться в крашеные ворота, окаймленные мощными резными столбами, в идущую наверх лестницу, покрытую деревянной кровлей, в окно, украшенное наличниками.

  • Как изображена на иллюстрации царевна, подходящая к терему? Какие ее переживания постарался передать художник?
  • Героем рисунка является и пес, который встретил царевну возле терема. Что подчеркнуто художником в его поведении?
  • Что в иллюстрации показалось неожиданным? В чем вы согласны? А что вы видите иначе?
  1. Иллюстрация В. А. Милашевского «Царевна подходит к терему семи богатырей».
  • Что изображено на иллюстрации?

В центре- царевна и приветливо встречающий ее пес. На втором плане виден терем с шатровой крышей и за тесовыми воротами, калитка чуть-чуть приоткрыта. Видны раскрашенные столбики, увенчанные небольшими кровельками, под которыми зажигаются лампадки. Они предупреждают путников, освещая края обрывистой дороги.

  • Сопоставьте иллюстрации Милашевского и Конашевича. В чем их сходство и в чем различие?
  • Кто из двух художников ближе к тексту?

  1. Иллюстрация В. М. Конашевича «Царевна и нищая Чернавка».
  • Чтение в лицах.
  • Почему поэт называет Чернавку «старушонкой», «старушоночкой», а царевна «бабушкой»?
  • Как он называет царевну? ( трогательно, нежно «душа моя»)
  • Почему так подробно описывается яблоко, прослежено каждое движение царевны после того, как она взяла яблоко?
  • Как ведет себя в этой сцене пес? Как его изобразил художник?
  • С помощью чего он передает его поведение? (глаголов и наречий)
  • Какие сравнения передают его отношение к старушонке и преданность царевне?
  • Почему на рисунке есть черная туча?

  1. Иллюстрация В. М. Конашевича «Похороны царевны».
  • Какие события предшествовали тому, что изображено на рисунке?
  • Какими словами передает Пушкин переживания братьев? (строгая печаль)
  • Какими запечатлел их художник?
  • Подберем слова для подписи к иллюстрации. Почему в ней преобладают темные краски?

( полуночная пора)

15. Иллюстрация В. М. Конашевича «Елисей и месяц»

Королевич Елисей становится героем сразу трех иллюстраций Конашевича – разговор с солнцем, месяцем и ветром.

  • Куда Елисей по свету скачет?
  • Почему всем вопрос его мудрен?
  • Что это значит?

Только природа стремится помочь герою, воплощающему добро.

  • Подберем слова из сказки.
  • Как художник передал чувства, которые испытывает Елисей?

Нетерпение во всей позе и жестах, он показан в ярких одеждах, на сказочном коне, покрытом зеленой попоной.

Конь тоже весь устремлен в небесную высь. Месяц изображен на фоне темно-голубого и синего неба, не котором мерцают звезды. Он бросает яркий отсвет на облака, грядой спускающиеся к самой земле.

  • Как вы представляете себе иллюстрации «Елисей и солнце», «Елисей и ветер»?

16. Иллюстрация Конашевича «Елисей и царевна в стране пустой».

  • Какие чувства героев передал на иллюстрации художник?
  • Подберите строчки из текста.

На рисунке нет ни леса, ни поля, ни неба, а узкая полоска травы под копытами коня заменяет собою землю. Рисунок становится выразительным и выражает идею торжества добра над злом.

17. Заключение.

  • Какой урок дает эта сказка?
  • Что помогло Елисею отыскать и пробудить царевну?
  • Какие иллюстрации произвели на вас наиболее сильное впечатление? Чем?
  • Какими иллюстрациями можно было бы дополнить рисунки художников?

18. Итог.

  • Оценки,
  • комментарии,
  • д/з: иллюстрация, отрывок наизусть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке....

А.С.Пушкин "Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях"

Урок составлен по методике Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"...

Урок литературы в 5 классе на тему: А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Этот урок знакомит учащихся с историей рождения пушкинской сказки и её содержанием, обучает аналитическому чтению художественного произведения, развивает устную связную речь; воспитывает любовь к иску...

А.С.Пушкин Сказка "О мертвой царевне и о семи богатырях"

Удобный формат сказки для распечатки....

Конспект урока по литературе на тему "Добро и зло, красота внешняя и внутренняя в сказкеА.С.Пушкина " Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

На этом уроке даётся понимание добра и зла, красоты внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"...

Урок - исследование в 5 классе«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина – самостоятельное произведение или обработанный повтор народной сказки?"

Пятиклассники делают первые шаги начинающих исследователей. Курс 5 класса предоставляет много возможностей для этого. Представлен один из уроков - исследований. Для развития подростков - читателей инт...

Разработка урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Самоанализ открытого урока по чтению в 5 классе на тему: Образ богатыря в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»....