Цели урока |
Образовательные | Воспитательные | Развивающие |
• формирование у учащихся навыков внимательного чтения; • обобщение и систематизация знаний о жанре литературной сказки; • знакомство с личностью Антония Погорельского; • проведение словарной работы (архаизмы и слова, мало употребляемые в современной лексике) в рамках текста сказки; • расширение словарного запаса учащихся с помощью детального пересказа фрагментов произведения; • составление словесного портрета героев; • формирование навыков видения художественных средств изобразительности речи, сопоставление словесных и графических образов. | • формирование интереса учащихся к художественному произведению; • воспитание чуткого отношения к художественному слову; • оценка учащимися поступков главного героя; • воспитание высоконравственных качеств у учащихся; • формирование морально-этической позиции учащихся. | • развитие читательской культуры учащихся; • понимание и интерпретация авторской позиции; • нахождение ключевых фрагментов в художественном тексте; • стимулирование творческого развития учащихся; • мотивация учащихся к речевому самосовершенствованию. |
УУД |
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• уважительное отношение к окружающим, их мнению; • формирование доброжелательной и толерантной позиции по отношению к другим людям и их высказываниям; • создание комфортной коммуникативной обстановки для обмена мнениями учащихся. | • умение формулировать цели урока; • участие в диалоге и полилоге; • аргументирование своей точки зрения и умение ее отстаивать. | • развитие навыков «глубокого» чтения текста с учетом задачи, поставленной перед учащимися; • поиск и установление причинно-следственных связей; • формирование умения пересказа от сжатой формы до детальной. | • коллективное обсуждение учебных проблем при соблюдении классного этикета; • соблюдение правил речевого поведения на уроке; • умение выслушать оппонента; • формирование умения деликатно «корректировать» неудавшиеся ответы одноклассников; •обучение владению монологической, диалогической и полилогической формами речи. |
Планируемые результаты: • обучение анализу текста; • пополнение словарного запаса учащихся; • формирование представления о личности писателя; • формирование представления об исторической эпохе, описанной в произведении; • формирование умения оценивать поступки главных героев; • умение давать образную характеристику главному герою, подкрепляя свой ответ цитатами из текста произведения. |
Межпредметные связи: история; русский язык; музыка |
Методы обучения: • метод самостоятельного обращения к тексту; • наглядный; • проблемно-поисковый; • частично-поисковый. |
Приемы: • диалог; • доклад; • фронтальный опрос; • чтение; • художественный пересказ. |
Ресурсы: учебник-хрестоматия «Литература 5 класс» под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2014 г., презентация, аудиофайл (отрывок арии «Палес из кантаты 208» И.С. Баха), ноутбук, звуковые колонки, экран. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент Создание обстановки для последующей продуктивной работы, привлечение внимания к предстоящей деятельности на уроке | Приветствие учителя | Приветствуют учителя, настраиваются на урок |
Формулирование темы урока | - Ребята, какую сказку вы читали дома?
- Как вы думаете, к какому типу сказок можно ее отнести? - Почему?
- Совершенно верно, как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? Записываем тему урока в тетрадь. | Ответы учащихся: - «Чёрная курица, или Подземные жители». - Литературной.
- У нее есть автор, сказка написана языком того времени, которое в нем описывается. - «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка».
Работают в тетради |
Сообщение нового материала | - Автором сказки «Черная курица» является Антоний Погорельский, однако это не его настоящее имя, а литературный псевдоним. Что такое псевдоним, как вы думаете. - Действительно, псевдоним – это вымышленное имя, под которым пишутся литературные произведения, картины, пишутся и исполняются музыкальные произведения. - Какие псевдонимы вам известны и кому они принадлежат? - Да, в литературе очень часто встречаются произведения, написанные авторами под псевдонимами, например, А.П. Чехов шутливо подписывал свои первые произведения псевдонимом «Антоша Чехонте» «Человек без селезенки», а писатель с громкой фамилий, известный нам, как Максим Горький, на самом деле носил имя «Алексей Максимович Пешков». Но вернемся к нашему сегодняшнему писателю, имя которого Алексей Перовский (слайд 1, портрет А. Перовского, годы жизни). - Сейчас мы с вами ближе познакомимся с личностью писателя и узнаем детали его биографии. - Спасибо, (имя ученика) за подготовленный доклад. - А сейчас мы подробнее познакомимся с историей написания сказки «Черная курица», ведь это не просто сказка, а сказка, написанная им специально для племянника А. Перовского, которого он горячо любил, занимался его воспитанием и развитием (слайд 2,3: портрет А. Перовского с Алешей Толстым, портрет А.К. Толстого в зрелом возрасте). Племянником этим являлся ставший впоследствии знаменитым отечественным писателем и вошедший в историю русской литературы Алексей Константинович Толстой. Сказка была написана для того, чтоб тогда еще мальчик Алеша понимал простые и в то же время сложные вещи: как быть верным своему слову, как оставаться собой и не пресытиться свалившимися на тебя благами, как важно беречь дружеские отношения и не забывать доброту, совершенную для тебя. |
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Доклад подготовленного ученика |
Проверка домашнего задания с элементами объяснения нового материала | - С чего же начинается сказка?
- Как вы думаете, что такое пансион? Действительно, пансион – это распространенная форма учебных заведений, которые были в царской России (слайды 4,5,6 – иллюстрации, на которых изображены пансионы). В таких учебных заведениях дворянские дети получали образование и проживали весь учебный год, находясь там на полном обеспечении. Что интересно, пансионы были отдельными для мальчиков и для девочек, хотя девочки в то время получали образование урывками с помощью уроков, данных им дома выписанными учителями. Далеко не все могли себе позволить домашнее обучение, оплачивая услуги учителей, как правило, иностранцев, поэтому дворяне старались дать необходимые знания своим наследникам, подолгу находясь с ними в разлуке. - Как вы думаете, почему дети проживали в пансионе, а не посещали его каждый день, как вы школу? - Дворяне проживали, как правило, в своих семейных поместьях, находившихся вдалеке от уездных и губернских городов, где можно было устроить на обучение детей, ведь пансионы находились в крупных городах, а расстояние до них было трудно преодолевать, потому что люди в то время были не так мобильны, как мы с вами. Передвигались в то время с помощью лошадей (повозки, кареты) (слайды 7,8 – иллюстрации, на которых изображены повозки, кареты), а преодолевать расстояния было намного тяжелее и медленнее, нежели сейчас, к примеру, с помощью автомобиля. Но дворяне твердо понимали, что образование – это путь в будущее, поэтому старались отправить детей, преимущественно мальчиков, для получения новых знаний, пусть даже это стоило немалых денег и долгой разлуки со своими детьми. | Ответы учащихся - С описания пансиона и времени, когда происходят события. Ответы учащихся
Ответы учащихся |
Актуализация знаний Словарная работа | - Сейчас мы с вами проведем небольшую проверочную словарную работу. В тексте вам встречались слова, которые в наше время не употребляются, их толкование было дано в тексте сказки. Сейчас давайте проверим, как вы запомнили и поняли их значение (слайд 9 – даны вразброс лова и их толкования Пансион – закрытое учебное заведение. Дортуары – спальные комнаты. Букли - кольца завитых волос, локоны. Тупей – старинная причёска – взбитый хохол на голове. Вакации – каникулярное время. Шиньон - женская причёска, обычно из накладных волос. Салоп – широкое дамское пальто. Империал – золотая монета. Фрак – род сюртука вырезанными спереди пополам и длинными узкими фалдами сзади). (Слайд 10 – правильные ответы для проверки ответов учащихся). - Все эти слова называются архаизмами (запись в тетрадь) – слова, которые вышли из употребления, встречаются, как правило, в художественных и исторических текстах. |
Учащиеся соотносят слова с их значениями (устно)
Работают в тетради |
Здоровьесберегающая минутка | - Сейчас встанем и устроим физкультминутку. На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок) Кто его открыть бы мог? (Пытаются разъединить руки) Повертели, покрутили, (Вертят и крутят руками) Постучали и открыли. (Выполняют действия). - А сейчас присядьте, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте отрывок котаты И. Баха (на 1 минуту включается отрывок арии «Палес из кантаты 208» И.С. Баха) | Выполняют движения
Слушают отрывок с закрытыми глазами |
Первичное закрепление | - Итак, ребята, возвращаемся к уроку. Что мы узнаем о главном герое Алеше в начале сказки? (слайд 11,12 - иллюстрации к сказке, портрет Алеши). - Как же он справляется со своей тоской по дому и родным? - Да, действительно, Алеша много читает, чтоб отвлечься от чувства одиночества, он любознательный ученик, кроме того, он ухаживает за курочками на хозяйственном дворе. День проходит за днем, жизнь в пансионе однообразна и стабильна. Но чей визит нарушает спокойствие вокруг и приводит в суматоху всех обитателей? - Как жители пансиона готовятся к приезду директора? (слайд 13, 14 – портреты нарядных дворян начала XIX века). В наши дни такие наряды и прически кажутся неместными и чудаковатыми, но в то время мода диктовала именно такие правила. - Что же предложил Алеша кухарке ради спасения своего друга-курочки? - Совершенно верно, единственное, что может предложить Алеша – это монета, которую ему дала бабушка. Несмотря на то, что Алеша очень ею дорожил, он готов был ее пожертвовать для того, чтоб выручить друга. Алеша осознает ценность монеты не как денежной валюты, а как связь с домом и близкими, как символ того, что частичка дома рядом с ним. - Что же происходит ночью после того, как Алеша спасает Чернушку?
- Почему Алеше и Чернушке не удалось преодолеть стражников и попасть в Подземный город в первую ночь? - Как развиваются события во вторую ночь, когда Алешу посещает Чернушка? Удается ли им преодолеть стражу и попасть в город? - Что Алеша увидел в Подземном городе? | Ответы учащихся - Скучает по дому.
Ответы учащихся (комментируют свои ответы цитатами из текста).
- Приезд директора училищ.
Учащиеся находят и зачитывают фрагмент
Ответы учащихся
Учащиеся сжато пересказывают фрагмент текста
Ответы учащихся
Подробный пересказ учащимися эпизода с прохождением комнаты старушек, стражника и момент, когда Алеша входит в Подземный город Ответы учащихся |
Рефлексия | - Ребята, что мы сегодня с вами узнали на уроке? Дополнить: что сказка «Черная курица» была написана для племянника А. Погорельского; что настоящее имя автора Алексей Перовский; что псевдоним – распространенное в культуре явление; узнали, что такое пансион и почему его учащиеся находятся в долгой разлуке с близкими; узнали некоторые детали дворянского быта начала 19 века; познакомились с некоторыми архаизмами; познакомились с главным героем сказки – мальчиком Алешей и узнали черты его характера по его усердию в учебе и его бескорыстному поступку для своего друга. | Ответы учащихся
|
Домашнее задание | - Ребята, домашним заданием будет внимательно дочитать сказку, подготовившись таким образом к проверочной работе, которая пройдет на следующем уроке. Кроме того, в рабочих тетрадях вы рисуете таблицу (слайд 15), в левую колонку записываете, какими качествами обладал Алеша до получения конопляного семечка, а в правую – как он изменился после получения конопляного семечка. |
Истинные и ложные ценности | Какими качествами обладал Алеша до получения конопляного семечка | Как Алеша изменился после получения конопляного семечка |
|
|
|
Итоги урока | Объявление оценок. Заключительное слово учителя: сегодня на уроке мы с вами проделали большую и интересную работу, вы себя проявили как очень любознательные и интересные собеседники. Надеюсь, к следующему уроку вы подготовитесь так же хорошо, как к сегодняшнему. |
|