Литературная гостиная "Любовь в жизни А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Гадаева Альма Цереновна

План-конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

ФИО (полностью)

Сокольцова Наталия Константиновна, Гадаева Альма Цереновна

Предмет

Литература

Класс

9а, 9в

Цель урока: раскрыть духовный потенциал  любовной лирики А.С.Пушкина

Задачи:

  • обучающие:
  • познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;
  • вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  • организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по творчеству поэта:
  • развивающие:
  • развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся;
  • развивать умение анализировать стихотворный текст;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • воспитательные:
  • воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие  окружающего мира.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя)

Деятельность ученика

Оргмомент,

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Вступительное слово учителя о месте любовной лирики А.С.Пушкина во всем его творчестве. Определение темы урока.

Приветствуют учителя и гостей.

Организуют свое рабочее место.

Объяснение нового материала

Учитель, делая плавные переходы к сообщениям обучающихся, дополняет сведения о музах поэта.

Задает вопросы классу при анализе стихотворений.

Рассказывают интересные факты из биографии женщин, которым А.С.Пушкин посвящал свои стихотворения, которые были его музами.

Выразительно читают и анализируют стихотворения поэта

Рефлексия

Учитель задает вопросы:

Отвечают на вопросы учителя.

Постановка домашнего задания

Комментарии к домашнему заданию

Записывают в дневник

Ход урока:

/звучит музыка/

Учитель ___:

- Здравствуйте, дорогие учащиеся, дорогие гости нашей литературной гостиной.

Учитель ___:

- Здравствуйте, дорогие учащиеся, дорогие гости нашей литературной гостиной. Сегодня мы с вами проводим литературную гостиную. Давайте определим, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Вам помогут музыка, которую вы слышите и картинки изображения на экране. Какова цель нашей гостиной?

Учитель ___:

- Ребята, а как вы понимаете слово «любовь»? А как вы думаете, лбовь и влюбленность – это одно и то же? Давайте посмотрим, какие определения этим словам даются в толковом словаре.

Сегодня мы работаем в группах. Каждой из групп было задание. Сейчас ваша задача – интересно рассказать о современницах Александра Сергеевича Пушкина, о которых мы знаем и помним благодаря таланту поэта. Одних он любил, другими восхищался, но они живут в веках благодаря его стихам.

Учитель ___:

Александр Сергеевич Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все тончайшие оттенки любовного чувства: от застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, бурной, страсти и всепоглощающего, гармонического чувства. Биографы Пушкина насчитывают более 100 женщин в его жизни! Так кто же они?

/выступление обучающихся об Екатерине Павловне Бакуниной/

Учитель ___:

К «милой Бакуниной», предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815-1817 годов. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года.

Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения.

Учитель ___:

6 сентября 1823 года Пушкин познакомился с прелестной девушкой. Поэт при каждом получении письма от нее уходил в свою комнату, судорожно сжимая письмо в руках, и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал письма. Ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». О ком оно? Кому посвящено?

/выступление обучающихся об Елизавете Ксавериевне Воронцовой/

Учитель ___:

Образцом, идеалом настоящей любви является стихотворение «Я вас любил…». Давайте же послушаем его и узнаем, кому оно адресовано.

/выступление обучающихся об Анне Алексеевне Олениной/

Учитель ___:

Известное стихотворение «Я помню чудное мгновение…» создавалось в то время, когда Пушкин писал: «Поэзия, как ангел – утешитель, меня спасла, и я воскрес душой». О ком же это стихотворение? О чем повествует?

/выступление обучающихся об Анне Петровне Керн/

/чтение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»/

Учитель ___:

Александр Сергеевич в течение недолгой жизни успел посетить многие прекрасные уголки нашей страны. Их красоте природы он посвятил свои строки своих произведений. Восхищался Пушкин и «дикой красой» наших степей. В Калмыкии он увидел красавицу и  посвятил ей стихотворение. Как это было?

/выступление обучающихся о стихотворении, посвященном калмычке/

Учитель ___:

Свою последнюю, но такую чистую и искреннюю любовь поэт назовет «Мадонной». Кто она?

/выступление обучающихся о Наталье Николаевне Гончаровой/

Учитель ___:

А сейчас, ребята, небольшое задание для вас. Вам нужно будет найти изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении, благодаря которым раскрывается главная идея стихотворения.

Учитель ___:

Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.

Учитель ___:

Простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.

Учитель ___:

Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями. А.С. Пушкин, действительно, оставил большой след в русской литературе.

/чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»/

Учитель ___:

Ребята, давайте подведем итоги. Как вы думаете, какой вывод можно сделать о чувстве – любовь?

  1. Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
  2. Каждое стихотворение Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям о любви.
  3. В любовной лирике поэта проступает мысль, что любовь - даже неразделенная, даже безответная – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный божественный дар.
  4. Чтобы увидеть предельную ясность мысли и чувства поэта, желание радости, счастья, взаимной любви любимому человеку, достаточно просто прочитать выразительно стихотворение Пушкина.
  5. Пушкин был влюбчивым человеком, но очень душевным и интересным. Несколько раз влюблялся в замужних, посвящал им стихи, но он был человеком чести, не позволял себе компрометировать своих возлюбленных.
  6. Очень сильно взволновало стихотворение «Я вас любил», потому что здесь заключены общечеловеческие ценности: доброта, благородство, порядочность.
  7. Пусть любовь будет неудачной, безответной, мы должны быть благодарными, не обижать любимых, желать им только счастья.

Учитель ___:

Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.

Учитель ___:

Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Поставьте оценку своему товарищу в группе.

Учитель ___:

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

Учитель ___:

В качестве домашнего задания предлагаем вам написать сочинение «Тема любви в лирике А.С.Пушкина». Спасибо за работу в классе, за внимание.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....

Литературно-музыкальная композиция "Няня в жизни А.С.Пушкина"

Данную разработку можно использовать в ходе Недели русского языка и литературы, а также приурочить к Дню Лицея. Рассчитана на учащихся 6-7 классов....

Литературная гостиная «Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина».

1.       Показать ребятам, какое значение занимала в жизни Пушкина лицейская дружба;2.       Рассказать о дружбе декабристами, их место в тв...

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....

Сценарий литературной гостиной "Лицейские друзья в жизни А.С.Пушкина".

Что же такое дружба? Это способность принимать и понимать друг друга, дорожить другим человеком и доверять ему. Дружба – это абсолютное отсутствие зависти и корысти. Этому пушкинская поэзия учит...