Литературная гостиная "Любовь в жизни А.С. Пушкина"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная
ФИО (полностью) | Сокольцова Наталия Константиновна, Гадаева Альма Цереновна |
Предмет | Литература |
Класс | 9а, 9в |
Цель урока: раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С.Пушкина
Задачи:
- обучающие:
- познакомить обучающихся с адресатами любовной лирики А.С.Пушкина;
- вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
- организовать деятельность обучающихся по обобщению знаний по творчеству поэта:
- развивающие:
- развивать ассоциативное мышление и творческое воображение обучающихся;
- развивать умение анализировать стихотворный текст;
- развивать навыки выразительного чтения;
- воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина;
- воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего мира.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя) | Деятельность ученика |
Оргмомент, | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Вступительное слово учителя о месте любовной лирики А.С.Пушкина во всем его творчестве. Определение темы урока. | Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место. | |
Объяснение нового материала | Учитель, делая плавные переходы к сообщениям обучающихся, дополняет сведения о музах поэта. Задает вопросы классу при анализе стихотворений. | Рассказывают интересные факты из биографии женщин, которым А.С.Пушкин посвящал свои стихотворения, которые были его музами. Выразительно читают и анализируют стихотворения поэта | |
Рефлексия | Учитель задает вопросы: | Отвечают на вопросы учителя. | |
Постановка домашнего задания | Комментарии к домашнему заданию | Записывают в дневник |
Ход урока:
/звучит музыка/
Учитель ___:
- Здравствуйте, дорогие учащиеся, дорогие гости нашей литературной гостиной.
Учитель ___:
- Здравствуйте, дорогие учащиеся, дорогие гости нашей литературной гостиной. Сегодня мы с вами проводим литературную гостиную. Давайте определим, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Вам помогут музыка, которую вы слышите и картинки изображения на экране. Какова цель нашей гостиной?
Учитель ___:
- Ребята, а как вы понимаете слово «любовь»? А как вы думаете, лбовь и влюбленность – это одно и то же? Давайте посмотрим, какие определения этим словам даются в толковом словаре.
Сегодня мы работаем в группах. Каждой из групп было задание. Сейчас ваша задача – интересно рассказать о современницах Александра Сергеевича Пушкина, о которых мы знаем и помним благодаря таланту поэта. Одних он любил, другими восхищался, но они живут в веках благодаря его стихам.
Учитель ___:
Александр Сергеевич Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», сумел в своем творчестве отразить все тончайшие оттенки любовного чувства: от застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, бурной, страсти и всепоглощающего, гармонического чувства. Биографы Пушкина насчитывают более 100 женщин в его жизни! Так кто же они?
/выступление обучающихся об Екатерине Павловне Бакуниной/
Учитель ___:
К «милой Бакуниной», предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815-1817 годов. Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года.
Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения.
Учитель ___:
6 сентября 1823 года Пушкин познакомился с прелестной девушкой. Поэт при каждом получении письма от нее уходил в свою комнату, судорожно сжимая письмо в руках, и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. Потом сжигал письма. Ей он посвятил стихотворение «Сожженное письмо». О ком оно? Кому посвящено?
/выступление обучающихся об Елизавете Ксавериевне Воронцовой/
Учитель ___:
Образцом, идеалом настоящей любви является стихотворение «Я вас любил…». Давайте же послушаем его и узнаем, кому оно адресовано.
/выступление обучающихся об Анне Алексеевне Олениной/
Учитель ___:
Известное стихотворение «Я помню чудное мгновение…» создавалось в то время, когда Пушкин писал: «Поэзия, как ангел – утешитель, меня спасла, и я воскрес душой». О ком же это стихотворение? О чем повествует?
/выступление обучающихся об Анне Петровне Керн/
/чтение стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»/
Учитель ___:
Александр Сергеевич в течение недолгой жизни успел посетить многие прекрасные уголки нашей страны. Их красоте природы он посвятил свои строки своих произведений. Восхищался Пушкин и «дикой красой» наших степей. В Калмыкии он увидел красавицу и посвятил ей стихотворение. Как это было?
/выступление обучающихся о стихотворении, посвященном калмычке/
Учитель ___:
Свою последнюю, но такую чистую и искреннюю любовь поэт назовет «Мадонной». Кто она?
/выступление обучающихся о Наталье Николаевне Гончаровой/
Учитель ___:
А сейчас, ребята, небольшое задание для вас. Вам нужно будет найти изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении, благодаря которым раскрывается главная идея стихотворения.
Учитель ___:
Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что «любви все возрасты покорны». Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудренного опытом человека.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Учитель ___:
Простые лаконичные строки заставляют задуматься о многом, о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством, о том, что именно в этой интимной сфере нужно суметь сохранить щедрость, широту души, доброжелательность, благородство.
Учитель ___:
Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями. А.С. Пушкин, действительно, оставил большой след в русской литературе.
/чтение стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»/
Учитель ___:
Ребята, давайте подведем итоги. Как вы думаете, какой вывод можно сделать о чувстве – любовь?
- Любовь – прекрасное чувство, которое «приподнимает» человека над обыденностью, помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.
- Каждое стихотворение Пушкина – свой неповторимый мир, свои оттенки развития чувства любви. Разлука, грусть, страдания сопутствуют самым лучшим стихотворениям о любви.
- В любовной лирике поэта проступает мысль, что любовь - даже неразделенная, даже безответная – огромное благо. Пушкин воспринимает любовь как удивительный божественный дар.
- Чтобы увидеть предельную ясность мысли и чувства поэта, желание радости, счастья, взаимной любви любимому человеку, достаточно просто прочитать выразительно стихотворение Пушкина.
- Пушкин был влюбчивым человеком, но очень душевным и интересным. Несколько раз влюблялся в замужних, посвящал им стихи, но он был человеком чести, не позволял себе компрометировать своих возлюбленных.
- Очень сильно взволновало стихотворение «Я вас любил», потому что здесь заключены общечеловеческие ценности: доброта, благородство, порядочность.
- Пусть любовь будет неудачной, безответной, мы должны быть благодарными, не обижать любимых, желать им только счастья.
Учитель ___:
Любовь для поэта – источник жизни, радости, лучших побуждений человеческой души. Чисто и свежо чувство лирического героя. Грусть безответной любви – и вместе с тем счастье, потому что счастье любимой женщины важнее, выше личного счастья того, кто ее любит.
Учитель ___:
Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Поставьте оценку своему товарищу в группе.
Учитель ___:
Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.
Учитель ___:
В качестве домашнего задания предлагаем вам написать сочинение «Тема любви в лирике А.С.Пушкина». Спасибо за работу в классе, за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина
Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....
Литературно-музыкальная композиция "Няня в жизни А.С.Пушкина"
Данную разработку можно использовать в ходе Недели русского языка и литературы, а также приурочить к Дню Лицея. Рассчитана на учащихся 6-7 классов....
Литературная гостиная «Дружба в жизни Александра Сергеевича Пушкина».
1. Показать ребятам, какое значение занимала в жизни Пушкина лицейская дружба;2. Рассказать о дружбе декабристами, их место в тв...
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....
Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»
Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...
Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"
Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....
Сценарий литературной гостиной "Лицейские друзья в жизни А.С.Пушкина".
Что же такое дружба? Это способность принимать и понимать друг друга, дорожить другим человеком и доверять ему. Дружба – это абсолютное отсутствие зависти и корысти. Этому пушкинская поэзия учит...