урок внеклассного чтения по рассказу А.С. Грина "Победитель"
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина "Победитель"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_a.grina_pobeditel.docx | 324.8 КБ |
Предварительный просмотр:
https://nsportal.ru/node/6123272
Тема занятия: «Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным» (по рассказу А.Грина «Победитель»)
- Тип занятия: урок внеклассного чтения
- Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации; создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД.
- Задачи:
- создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;
- совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
- воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие творческих способностей.
Обоснование и особенности используемых приёмов и методов обучения, педагогических технологий: на данном уроке была использована технология развития критического мышления. Исходя из этого, урок организуется по следующей схеме: вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получению новой информации), осмысление (получение новой информации) и рефлексия (осмысление). В рамках технологии использовались следующие методы и приёмы: рабочий лист (данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия), задавание "Толстых" и "Тонких" вопросов (развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст), приём «Чтение с остановками» (прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, помогает прорабатывать материал детально). Кроме того, учащиеся имеют возможность оценить факт или событие критически, высказать свое мнение; прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста
Планируемые результаты: Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; правильно (в соответствии с нормами поведения в обществе) оценивать слова и поступки героя произведения. формировать уважение к личности и её достоинству; осуществлять рефлексию.
- Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения;
- Предметные УУД: уметь характеризовать героев; видеть в тексте средства создания характера героя; уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка; уметь понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту
Беседа с учащимися
-Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь.
Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны, и у вас все получится.
- Разбирайте, пожалуйста, рабочие листы.
-Итак, начнем наш урок.
- Возьмите фигурку, которая вам нравится, она вам пригодится в конце урока.
- Давайте обозначим, что мы сегодня будем делать на уроке литературы. (будем знакомиться с произведением, отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы)
- Все верно, я надеюсь, что вам будет интересно.
На доске высказывание Николая Панченко: «Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным»
- как вы понимаете это высказывание?
- От чего зависит сила или слабость человека? (от человека. От его выбора)
--Словарная работа
Что значит выбирать?
Выбирать -сравнивая что-либо, выделять, отбирать по какому-либо признаку; предпочитать кого-что-либо.
-Как вы думаете. Легко ли выбирать?
-Вы, наверное, не заметили, но наш урок только начался, а вы уже успели сделать несколько выборов. Выбрали рабочее место, цвет рабочего листа) Вам было легко?
-Когда выбор сделать трудно? ( когда этот выбор нравственный)
- Каждому из вас была дана первая глава рассказа.
- Это глава из рассказа Александра Грина «Победитель».
Давайте познакомимся с личностью писателя. СООБЩЕНИЕ
Мини- сообщение Об Александре Грине.
Прежде чем начать анализировать рассказ, давайте выясним. Кто такой победитель? ( тот, кто одержал победу в чем-то)
- Как вы понимаете выражение «Победить любой ценой»?
- Что лежит в основе победы? (добро, справедливость, мир, правда, победа) Запись на рабочих листах
ЧТО можно противопоставить | |
добро | зло |
справедливость | Несправедливость, пристрастность |
мир (доброжелательность) | вражда |
правда | ложь |
победа | поражение |
-Кто такой Геннисон? Молодой скульптор..
-Кто такой скульптор? Каких скульпторов вы знаете? Микеланджело, Донателло, Эрнст Неизвестный.
-В каком мероприятии участвовал Геннисон? В Конкурсе.
Перед вами объявление о конкурсе, но в нем отсутствует некоторая информация. Давайте ее впишем на основе прочитанного вами дома. ( работа с раздаточными материалами)
-Какие детали в тексте помогают нам увидеть главного героя, понять его характер, представить, как живётся ему и его жене?
- С какой целью он участвует в конкурсе? Какие надежды он связывает с победой в нём? (поправить финансовое положение)
заполняем рабочий лист.
КОНКУРС | |
победа | отсутствие денег |
признание | унижение |
три тысячи франков | нищета |
- Как называлась статуя, которую Геннисон представлял на конкурс? «Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках»
-Какой выбор должно сделать жюри конкурса?
- Были ли у него основания надеяться на победу? Почему? ( Да. Профессор Стерс недолюбливал Ледана)
-Как Геннисон относится к Ледану? ( уважает его как талантливого скульптора)
- Переживает Геннисон?
-Если он так уверен в себе, то почему его «беспокоит мысль, в которой он не мог признаться даже себе»? (Он понимал, что Ледан талантливее его)
-Почему Геннисон так стремится увидеть работу Ледана? ( он боится поражения)
- Почему у Ледана не было шансов победить?
Продолжим знакомство с рассказом
Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал: — Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как — много ли доставлено сегодня моделей? Всего, кажется, четырнадцать. — Нурс стал глядеть на пол. — Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке. Конечно, конечно, — подхватил Геннисон, — но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое.
Он вытащил золотую монету — последнюю — все, что было у него, — и положил в нерешительную ладонь Нурса. Что делать — идем.
Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это.
Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.
Предположите, о чём мог размышлять Геннисон?
Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего — задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.
Геннисон отступил с чувством падения и восторга. — «А! — сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. — Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».
Тогда — медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом.
На доске изображения моделей – макетов скульптур. Вы уже их рассмотрели. А теперь я предлагаю приклеить звездочку на то изображение, которое вам понравилось.
Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона, выбрав цитаты в таблицу.
Какими словами Грин рисует состояние Геннисона, когда тот видит статую Ледана?
Выберите и наклейте
3. СКУЛЬПТУРЫ | |
статуя Ледана | статуя Геннисона |
ü чудесная легкость, | некоторую натянутость ее позы, |
ü простота линий | плохо скрытое старание, наивные недочеты, |
ü всего-навсего — задумчивая фигура молодой женщины | отсутствие точного художественного видения, |
, ü это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет. | Она была относительно хороша, но существенно плоха |
Чем обусловлено именно такое восприятие скульптур? (Ледан гениален,его не любят за излишнюю самоуверенность, высокое самомнение).
Велики ли шансы на победу у Геннисона?
Какой выбор встаёт перед героем рассказа Александра Грина «Победитель»?
Предположите, как он поступит дальше, какое решение примет?
Продолжаем знакомиться с героем.
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, — без слез, без дикого смеха, без истерики, — так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.
-Эти удары, — сказал он прибежавшему на шум Нурсу, — я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.
— Как?! — закричал Нурс, — эту самую… и это — ваша… Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать? -Что? — повторил Геннисон. — То же, но только лучше, — чтобы оправдать ваше лестное мнение обо мне. Без щипцов на это надежда была плоха. Во всяком случае, нелепый, бородатый, обремененный младенцами и талантом Ледан может быть спокоен, так как жюри не остается другого выбора.
Что же сделал Геннисон? Легко ли ему далось это решение?
--- Продолжим заполнять таблицу, ответив на вопросы: Опишите душевное состояние Геннисона после того, как он разрушил свою работу. Выбрать и наклеить
- С кем борется герой? ( С собой)
- Можете вы предположить, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу? (он стал бы победителем)
-Что же в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном? (Чувство справедливости, совесть, объективность, уважение к гениальности, высшая справедливость, бесспорное признание права более талантливого скульптора делать из мрамора…)
- Почему рассказ назван «Победитель»?
- Подумайте, Геннисон – победитель или побеждённый? Ответ запишите ниже таблицы.
Итак, это не борьба двух соперников за премию, а борьба художника с самим собой, с желанием победить соперника во что бы то ни стало, борьба с общественным мнением - мнением "положительных людей", с которым так приятно и радостно было бы согласиться, если прикрыть глаза и заглушить голос совести. И в этой, самой мучительной и трудной, борьбе Геннисон оказывается бесспорным победителем, что подчеркивается названием произведения.
- в чем особенности композиции рассказа? ( открытый финал)
- Почему писатель использовал открытый финал? ( чтобы мы задумались, поразмышляли о том, как могла бы окончиться эта история)
Я подготовила для вас несколько цитат. Отметьте ту, которая, на ваш взгляд, лучше всего отражает суть рассказа. Текстовыделитель чтение
- Чему учит нас рассказ. ( Делать правильный выбор)
Каждый из нас делает множество выборов.
Выбрать конфету, прическу, цвет, блюдо…
Иногда мы можем что-то выбрать, а потом передумать и выбрать что-то другое.
Однако в жизни не все так просто. Самым сложным оказывается нравственный выбор.
Песня на стихи
Юрия Левитанского
Каждый выбирает для себя
Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Мера окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже — как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
Рефлексия
На фигурках оценить себя, одним словом дать оценку уроку.
Дз написать продолжение рассказа.
Александр Грин — Победитель
Скульптор, не мни покорной
И вязкой глины ком…
Т.Готье
I
— Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу, — сказал Геннисон, закрывая дверь и вешая промокшее от дождя пальто. — Ну, Джен, — отвратительная погода, но в сердце моем погода хорошая. Я опоздал немного потому, что встретил профессора Стерса. Он сообщил потрясающие новости.
Говоря, Геннисон ходил по комнате, рассеянно взглядывая на накрытый стол и потирая озябшие руки характерным голодным жестом человека, которому не везет и который привык предпочитать надежды обеду; он торопился сообщить, что сказал Стерс.
Джен, молодая женщина с требовательным, нервным выражением сурово горящих глаз, нехотя улыбнулась.
— Ох, я боюсь всего потрясающего, — сказала она, приступая было к еде, но, видя, что муж взволнован, встала и подошла к нему, положив на его плечо руку. — Не сердись. Я только хочу сказать, что когда ты приносишь «потрясающие» новости, у нас, на другой день, обыкновенно, не бывает денег.
— На этот раз, кажется, будут, — возразил Геннисон. — Дело идет как раз о посещении мастерской Стерсом и еще тремя лицами, составляющими в жюри конкурса большинство голосов. Ну-с, кажется, даже наверное, что премию дадут мне. Само собой, секреты этого дела — вещь относительная; мою манеру так же легко узнать, как Пунка, Стаорти, Бельграва и других, поэтому Стерс сказал: — «Мой милый, это ведь ваша фигура «Женщины, возводящей ребенка вверх по крутой тропе, с книгой в руках»? — Конечно, я отрицал, а он докончил, ничего не выпытав от меня: — «Итак, говоря условно, что ваша, — эта статуя имеет все шансы. Нам, — заметь, он сказал «нам», — значит, был о том разговор, — нам она более других по душе. Держите в секрете. Я сообщаю вам это потому, что люблю вас и возлагаю на вас большие надежды. Поправляйте свои дела».
— Разумеется, тебя нетрудно узнать, — сказала Джен, — но, ах, как трудно, изнемогая, верить, что в конце пути будет наконец отдых. Что еще сказал Стерс?
— Что еще он сказал, — я забыл. Я помню только вот это и шел домой в полусознательном состоянии. Джен, я видел эти три тысячи среди небывалого радужного пейзажа. Да, это так и будет, конечно. Есть слух, что хороша также работа Пунка, но моя лучше. У Гизера больше рисунка, чем анатомии. Но отчего Стерс ничего не сказал о Ледане?
— Ледан уже представил свою работу?
— Верно — нет, иначе Стерс должен был говорить о нем. Ледан никогда особенно не торопится. Однако на днях он говорил мне, что опаздывать не имеет права, так как шесть его детей, мал мала меньше, тоже, вероятно, ждут премию. Что ты подумала?
— Я подумала, — задумавшись, произнесла Джен, — что, пока мы не знаем, как справился с задачей Ледан, рано нам говорить о торжестве.
— Милая Джен, Ледан талантливее меня, но есть две причины, почему он не получит премии. Первая: его не любят за крайнее самомнение. Во-вторых, стиль его не в фаворе у людей положительных. Я ведь все знаю. Одним словом, Стерс еще сказал, что моя «Женщина» — удачнейший символ науки, ведущей младенца — Человечество — к горной вершине Знания.
— Да… Так почему он не говорил о Ледане?
— Кто?
— Стерс.
— Не любит его: просто — не любит. С этим ничего не поделаешь. Так можно лишь объяснить.
Напряженный разговор этот был о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет в Лиссе. Главный портал здания было решено украсить бронзовой статуей, и за лучшую представленную работу город обещал три тысячи фунтов.
Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. За шесть месяцев работы Геннисона для конкурса эти разговоры еще никогда не были так реальны и ярки, как теперь. В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.
Когда возбуждение улеглось и разговор принял не столь блестящий характер, скульптор утомленно огляделся. Это была все та же тесная комната, с грошовой мебелью, с тенью нищеты по углам. Надо было ждать, ждать…
Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе. Он взглянул на часы — было почти семь — и встал.
— Джен, я схожу. Ты понимаешь — это не беспокойство, не зависть — нет; я совершенно уверен в благополучном исходе дела, но… но я посмотрю все-таки, нет ли там модели Ледана. Меня интересует это бескорыстно. Всегда хорошо знать все, особенно в важных случаях.
Джен подняла пристальный взгляд. Та же мысль тревожила и ее, но так же, как Геннисон, она ее скрыла и выдала, поспешно сказав:
— Конечно, мой друг. Странно было бы, если бы ты не интересовался искусством. Скоро вернешься?
— Очень скоро, — сказал Геннисон, надевая пальто и беря шляпу. — Итак, недели две, не больше, осталось нам ждать. Да.
— Да, так, — ответила Джен не очень уверенно, хотя с веселой улыбкой, и, поправив мужу выбившиеся из-под шляпы волосы, прибавила: — Иди же. Я сяду шить.
II
Студия, отведенная делам конкурса, находилась в здании Школы Живописи и Ваяния, и в этот час вечера там не было уже никого, кроме сторожа Нурса, давно и хорошо знавшего Геннисона. Войдя, Геннисон сказал:
— Нурс, откройте, пожалуйста, северную угловую, я хочу еще раз взглянуть на свою работу и, может быть, подправить кой-что. Ну, как — много ли доставлено сегодня моделей?
— Всего, кажется, четырнадцать. — Нурс стал глядеть на пол. — Понимаете, какая история. Всего час назад получено распоряжение не пускать никого, так как завтра соберется жюри и, вы понимаете, желают, чтобы все было в порядке.
— Конечно, конечно, — подхватил Геннисон, — но, право, у меня душа не на месте и неспокойно мне, пока не посмотрю еще раз на свое. Вы меня поймите по-человечески. Я никому не скажу, вы тоже не скажете ни одной душе, таким образом это дело пройдет безвредно. И… вот она, — покажите-ка ей место в кассе «Грилль-Рума».
Он вытащил золотую монету — последнюю — все, что было у него, — и положил в нерешительную ладонь Нурса, сжав сторожу пальцы горячей рукой.
— Ну, да, — сказал Нурс, — я это очень все хорошо понимаю… Если, конечно… Что делать — идем.
Нурс привел Геннисона к темнице надежд, открыл дверь, электричество, сам стал на пороге, скептически окинув взглядом холодное, высокое помещение, где на возвышениях, покрытых зеленым сукном, виднелись неподвижные существа из воска и глины, полные той странной, преображенной жизненности, какая отличает скульптуру. Два человека разно смотрели на это. Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне. Он заметил свою модель в ряду чужих, отточенных напряжений и стал искать глазами Ледана.
Нурс вышел.
Геннисон прошел несколько шагов и остановился перед белой небольшой статуей, вышиной не более трех футов. Модель Ледана, которого он сразу узнал по чудесной легкости и простоте линий, высеченная из мрамора, стояла меж Пунком и жалким размышлением честного, трудолюбивого Пройса, давшего тупую Юнону с щитом и гербом города. Ледан тоже не изумил выдумкой. Всего-навсего — задумчивая фигура молодой женщины в небрежно спадающем покрывале, слегка склоняясь, чертила на песке концом ветки геометрическую фигурку. Сдвинутые брови на правильном, по-женски сильном лице отражали холодную, непоколебимую уверенность, а нетерпеливо вытянутый носок стройной ноги, казалось, отбивает такт некоего мысленного расчета, какой она производит.
Геннисон отступил с чувством падения и восторга. — «А! — сказал он, имея, наконец, мужество стать только художником. — Да, это искусство. Ведь это все равно, что поймать луч. Как живет. Как дышит и размышляет».
Тогда — медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление. Он увидел некоторую натянутость ее позы. Он всмотрелся в наивные недочеты, в плохо скрытое старание, которым хотел возместить отсутствие точного художественного видения. Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. С мучением и тоской, в свете высшей справедливости, которой не изменял никогда, он признал бесспорное право Ледана делать из мрамора, не ожидая благосклонного кивка Стерса.
За несколько минут Геннисон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему, форму. Он взял каминные щипцы и тремя сильными ударами обратил свою модель в глину, — без слез, без дикого смеха, без истерики, — так толково и просто, как уничтожают неудавшееся письмо.
— Эти удары, — сказал он прибежавшему на шум Нурсу, — я нанес сам себе, так как сломал только собственное изделие. Вам придется немного здесь подмести.
— Как?! — закричал Нурс, — эту самую… и это — ваша… Ну, а я вам скажу, что она-то мне всех больше понравилась. Что же вы теперь будете делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...