Урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ на тему: «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury._malenkie_tragedii.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе с использованием ИКТ на тему:
«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
Учитель: Кенжебаева Л.И.
2022 год
Цель урока: 1) познакомить учащихся с содержанием
«Маленьких трагедий» А.С. Пушкина,
2) работать над развитием творческих
способностей учащихся, развитием
диалогической и монологической речи,
3) воспитывать чувство прекрасного,
непримиримость к зависти, жестокости,
индивидуализму,
воспитывать уважение к труду,
чувство долга.
ХОД УРОКА:
I. Вступительное слово учителя:
В Болдинскую осень 1830 г. Пушкин развил реалистические принципы своего творчества не только в прозе, но и в драматургии ( 1 слайд).
Он написал четыре трагедии. ( 2 слайд)
* «Скупой рыцарь»
- «Моцарт и Сальери»
- «Каменный гость»
- «Пир во время чумы»
- Беседа по вопросам:
- ( 3 СЛАЙД)
«Моцарт и Сальери»
Гений и злодейство -
две вещи
несовместные…
А.С. Пушкин
( 4 СЛАЙД)
ВОПРОСЫ:
- Почему Сальери отравил Моцарта?
- Чем вы объясняете тревожные предчувствия Моцарта?
- Почему он не подозревает в Сальери зла?
- Что восхищает и ужасает вас при чтении?
Ответы: В трагедии « Моцарт и Сальери» индивидуализм приводит талантливого композитора Сальери к преступлению-убийству своего
гениального друга Моцарта. Преступление Сальери- идейное преступление.
Он убивает Моцарта во имя дорогих ему жизненных принципов, но сами эти
принципы глубоко ложны и безнравственны. Сальери весь в себе. Ему всё чуждо в мире, кроме музыки. Да и музыкальные звуки он черпает из сухих
и точных математических отношений, лишённых жизненной непосредствен-
ности, пленительности, свежести. Отринув от себя многообразные
жизненные впечатления ( « …мало жизнь люблю»), Сальери весь погрузился
в сферу музыки, где он «достигнул степени высокой». Но жизнь мстит
Сальери. Вдохновение приходит к нему не часто. Он вынужден идти в музыке
за другими. И, главное, он любит не музыку, а самого себя в музыке.
Сальери убеждён, что музыка принадлежит только «жрецам», «избранным»,
и что только ему доступны тайны гармонии и лишь тот достоин искусства,
кто обрёл вдохновение и «священный дар… в награду любви горящей,
самоотверженья, трудов, усердия, молений…». Сальери чувствует, наслаждаясь,
музыкой Моцарта гениальность своего друга. Но Моцарт-«гуляка праздный».
И Сальери не может примириться с тем, что тайны искусства открыты
праздному гуляке. Для него это немыслимо. Так рушатся все представления
Сальери об искусстве. И вот он решает, ради выношенного им понятия об
искусстве распорядиться судьбой Моцарта. Он сознаёт себя исполнителем
воли судьбы и действует от лица «жрецов, служителей музыки»:
Нет! Не могу противиться я доле
Судьбе моей, я избран, чтоб его
Остановить-не то, мы все погибли…
Ш. ( 5 слайд- видеофрагмент, просмотр фрагмента фильма «Моцарт и Сальери»)
IV. Инсценирование эпизода трагедии ( последняя сцена: Сальери бросает яд
в стакан Моцарта). Ученики в костюмах выступают в роли Моцарта и Сальери.
Сделаем вывод: « Долг» Сальери вступает в жестокое противоречие с его
живым чувством к Моцарту, которого он любит. Ему нравится Моцарт-
обыкновенный человек, доверчивый, беспечный, простой. Но такой Моцарт
не соответствует представлению Сальери о жреце и избраннике искусства.
Так в рассуждение Сальери входит корыстный мотив «пользы».
В Моцарте – человеке нет пользы для искусства:
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты ещё достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет,
Оно падёт опять, как он исчезнет…
Во имя сохранения своего узкого, индивидуалистического представления
об искусстве и о Моцарте- композиторе он отравляет Моцарта-человека.
И только потом его озаряет внезапная мысль: « Но ужель он прав. И я не
гений? Гений и злодейство- две вещи несовместные». «Долг» Сальери перед искусством оказался ложным, а сам он превратился в преступника.
V. ( 6 СЛАЙД)
ВОПРОСЫ:
- Опишите подробно сцену:
а) Сальери слушает музыку Моцарта.
б) Сальери бросает в стакан Моцарта яд.
в) Сальери в конце трагедии после ухода Моцарта
Видели ли вы фильм или спектакль по трагедии Пушкина?
Расскажите о своих впечатлениях
Слово учителя: Пушкин воплотил в образе Сальери индивидуалиста,
который почитает себя вершителем человеческих судеб. Но гораздо
значительнее трагедия гениального художника, принуждённого жить и
творить в индивидуалистическом мире. Эта трагедия, связанная с образом
Моцарта, имела для Пушкина глубокий личный и философский смысл.
Её личное содержание заключалось в том, что он испытывал на себе
тягостное давление общества, которое хотело лишить его творческой
независимости и свободы вдохновения. Философское содержание пьесы
состояло в убеждённости Пушкина,что искусство творит добро, что оно
школа гуманности. Его Моцарт уверен, что «гений и злодейство-две
вещи несовместные». Пушкинский герой черпает эту уверенность в той
самой «низкой» жизни, которую презирает Сальери, не замечая, что
«гуляка праздный-великий труженик». Он находит поэзию и радость в
высоком, сочиняя музыку и наслаждаясь ею, и в самом обыкновенном,
будничном, слушая скрипку слепого нищего, играя на полу со своим
сыном, обедая вместе с другом. Пушкин передал Моцарту часть своей
души. Поэтому образ Моцарта трогательно лиричен. В нём запечатлелось
величия гения, жизнерадостность и праздничность таланта, артистизм
духовного облика композитора. Гибель Моцарта оборачивается
нравственным поражением Сальери. Сначала, «звуки умертвив», он
« музыку…разъял, как труп», и она отомстила ему творческим бесплодием.
Автор « Маленьких трагедий» утверждает торжество солнечного, жизнера-
достного искусства Моцарта. Для его героя жизнь и искусство нераздельны.
Если искусство питается живыми соками действительности
и обращено к людям, оно плодотворно и прекрасно.Эта мысль была
дорога Пушкину, пролагавшему путь реалистическому искусству.
VI. ( 7 СЛАЙД) Трагедия «Каменный гость».
Пьеса была закончена в Болдине 4 ноября 1830 года. Пьеса не была напечатана при жизни Пушкина. В основу пьесы положена испанская легенда о Дон – Жуане.
VII. ( 8 СЛАЙД) Просмотр видеофрагмента из трагедии « Каменный гость».
VIII. Инсценирование эпизода трагедии: ( приход Командора к Доне Анне)
IX. ( 9 СЛАЙД)
ВОПРОСЫ:
- Каким настроением окрашены начало и финал трагедии?
- Каким вы представляете Дон Гуана?
- Как вы представляете себе сцену: Дон Гуан на могиле Командора?
- Над чем заставляет задуматься автор?
X ( 10 СЛАЙД)
«Скупой рыцарь»
Пьеса написана в Болдине 23 октября 1830 года, напечатана в 1836 году в
первом номере журнала «Современник». В рукописи имеется эпиграф:
Престань и ты жить в погребах,
как крот в ущельях подземельных
Державин.
XI. ( 11 СЛАЙД)
ВОПРОСЫ:
Какие чувства вызывает у вас барон
Филипп?
Почему трагедия заканчивается словами:
«Ужасный век, ужасные сердца!» ?
В чём заключается идея произведения?
Комедии или трагедии вы охотнее
читаете и смотрите на сцене, в кино?
Ответы: Скупой рыцарь( барон Филипп) уже понимает,что реальная власть
принадлежит не тем, кто знатен, родовит, кто превосходно владеет шпагой,
мечом или копьём, а тем, у кого есть деньги. Но понятия о рыцарской чести,
славе и доблести ещё живут в его сознании. Он копит золото, наслаждается
созерцанием его и мечтает о власти: « Что не подвластно мне? Как некий демон,
отселе править миром я могу…» В бароне уживаются несовместимые черты-
рыцарство и скупость. Старый феодальный порядок рушится, уходит в прошлое
а вместо него идёт буржуазный «железный» век, разрушающий естественные
связи между людьми. В бароне нет отеческой любви к сыну, нет жалости к
своим крепостным. Он превратился в зловещего старика, который составил
богатство на несчастьях людей, но сам же пал жертвой своей чудовищной страсти. «Ужасный век, ужасные сердца!»-этими словами герцога заканчивается
трагедия.
XII ( 12 СЛАЙД)
«Пир во время чумы»
Пьеса является переводом одной сцены из драматической поэмы Джона Вильсона «Чумный город» (1816). В ней описывается лондонская чума 1665 года. Перевод закончен в Болдине 6 ноября 1830 года. Выбор сцены для перевода подсказан тем, что в это время в России свирепствовала эпидемия холеры, которую часто называют чумой. Напечатана в 1832 году.
XIII (13 СЛАЙД) Видеофрагмент из трагедии « Пир во время чумы».
Какова идея трагедии «Пир во время чумы?»
XIV Итог урока. Рефлексия.
Какие нравственные проблемы поднимает А.С.Пушкин в
«Маленьких трагедиях»? В чём заключается актуальность проблем
этих произведений? Что каждый взял для себя? Удалось ли учащимся
в сценических эпизодах сыграть героев трагедий А.С.Пушкина?
Оцените себя и своих одноклассников. У кого лучше получилось?
Объявление учителем оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"
Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...
"Маленькие трагедии" А.С. Пушкина
На уроке дается сравнительный анализ маленьких трагедии А.С.Пушкина....
Маленькая трагедия А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери". «Гений и злодейство две вещи несовместные».
Урок литературы в 9 классе...
Конспект открытого урока по литературе в 9 классе «Маленькая трагедия А. С. Пушкина. Моцарт и Сальери»
Конспект открытого урока в 9 классе...
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: "Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери"
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. “Гений и злодейство две вещи несовместные”»....
Рабочий лист по теме "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина
Рабочий лист для использования на уроке во время изучения темы "Маленькие трагедии" А.С.Пушкина...