Конспект урока. Песня как жанр. 5 класс.
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по литературе «Песня как жанр» учителя русского языка и литературы ГБОУ школа № 483 Выборгского района Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГБОУ ШКОЛА 483 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИВАНОВОЙ ЕЛЕНЫ СЕРГЕЕВНЫ
Тема: Песня как жанр
Тип урока: урок-исследование
Цели:
- Образовательные
- Закрепить понятия « народная песня», «классификация народных песен»
- Выявить жанровые особенности народных песен на примере масленичных песен
- Приобщение школьников к эстетическим ценностям УНТ и литературы
- Сравнительный анализ текста народных песен и произведений русской классической литературы для овладения эстетической читательской деятельностью как способом переживания и понимания ценностного смысла подлинно художественных произведений
- Воспитательная
- Воспитание эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений; воспитание бережного отношения к слову, толерантности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, практический метод, приёмы познавательной активности через аналитическую работу
Методическое оснащение — интерактивный метод обучения, метод анализа-синтеза, репродуктивный метод, метод проблемного обучения, техническое оснащение
Методическое обеспечение урока — раздаточный материал
Технология- технология обратной связи
Возрастная категория учащихся - 5 класс
Ход урока
- Организационный момент.
- Слово учителя.
– Прежде, чем начать разговор о народной песне, скажите, пожалуйста, что такое народная песня?
(Народная песня – это музыкальное произведение, автор которого неизвестен.
Как правило, автор песни – сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение, отражают историю народа, его обычаи и традиции, его представления об окружающем мире)
– А какую роль играла песня в жизни русского человека? (Вся жизнь русского человека сопровождалась песнями: во время уборки урожая, крестьянских посиделок, семейных праздников.)
– А как же создавалась народная песня? По словам Белинского, это происходило так: «Всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое, с горя или с радости, вдруг запело его; но во-первых, это лицо само не знало, что оно – поэт, и смотрело на свое дело, как на безделье; а во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений…»
Песня – самый демократический жанр фольклора по общедоступности исполнения: в доме, на улице, во время работы и отдыха, в любое время, в любом настроении. В этом причина популярности народной лирики.
На данном уроке рассмотрим жанровые особенности на примере календарно-обрядовых песен (о лирических и свадебных песнях говорилось на предыдущих уроках.)
- Повторение.
- Презентация
- Какие типы народных песен вам известны?
(Исторические, календарно-обрядовые, семейные обрядовые, лирические песни)
- Проверочная работа (Цель: проверить знания учащихся и их умение определять композиционные приемы в фольклорных и художественных текстах).
Определить композиционные особенности следующих текстов:
Ф.И. Тютчев. «Еще земли печален вид...»
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
Душа, душа, спала и ты...
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает, и целует,
И золотит твои мечты?..
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь...
Или весенняя то нега?..
Или то женская любовь?..
<1836>
Ответ: _________________________________________
2.
Из сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его.»
Ответ: _____________________________________________________________
3.
Из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»:
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.
Ответ:______________________________________________________
- Физминутка.
Исполнение песни «Как у нас было на Дону» с элементами народной хореографии.
Практическая работа. Анализ текста.
Цель: познакомить с понятиями: композиционный прием – антитеза, персонифицированный образ. Метафора в песне.
Февраль, март и апрель – время связанное с встречей весны. Первая встреча праздновалась 15 (2) февраля – в Сретенье Господне; вторая – 22 (9) марта – закликание весны; Третья встреча – 7 апреля (25 марта) – в праздник Благовещения.
В честь победы сил света и тепла над силами холода праздновалась Масленица (одна неделя) – перед Великим постом.
В масленичных песнях отражаются атрибуты народного праздника: обязательны блины, символизировавшие солнце. К Масленице обращались как к живому существу, называя разными характеризующими именами:
Масленица-кривошейка!
Встречаем тебя хорошенько!
С блинами, с каравайцами,
С вареничками!
Масленица – блиноеда,
Масленица-жироеда,
Масленица-обируха,
Масленица-обмануха!
До поста довела,
Всю еду взяла,
Дала редьки хвост
На Великий пост!
Мы его поели-
Брюха заболели…
-Народная песня очень выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Обратимся к песне «Солнышко-вёдрышко», выполним анализ текста и сравним со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится».
Песня «Солнышко-вёдрышко» - масленичная песня. Песни-заклички строятся на различных повторах. Используется параллелизм. (Указать повторы и синтаксический параллелизм.)
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни, красное,
Из-за гор-горы!
Выгляни, солнышко,
До вешней поры!
Видело ль ты вёдрышко,
Красную весну?
Встретило ли, красное, ты свою сестру?
Видело ли, солнышко,
Старю ягу,
Бабу ли ягу-
Ведьму-зиму?
Как она, лютая,
От весны ушла,
От красной бегла,
В мешке стужу несла,
Холод на землю трясла.
Сама отступилась,
Под гору покатилась.
В этой песне солнце, весна и зима представлены как живые существа (персонифицированы). Их символические образы противопоставлены. См. табличку «Особенности образного строя народной песни»:
Особенности образного строя народной лирической песни
Символы радости, счастья, любви | Символы горя, несчастья, тоски, зла |
1. Солнце, звезды, месяц, ясное небо 2. Цветущий сад, зеленеющие деревья, распускающиеся цветы, сплетающиеся растения; хмель, калина, виноград 3. Радостно поющие птицы 4. Чистая, прозрачная вода 5. Белый, яркий цвет (голубой, золотой) 6. Весна, лето, утро, день 7. Чистое поле, берег реки (моря) |
|
Обратим внимание на смысловые части песни. Их – две: в первой части говорится о солнышке, о весне (свет, радость), во второй – о зиме (баба-яга, зло, тьма). Следовательно, микротемы также противопоставлены. Такой композиционный прием называется АНТИТЕЗА (противопоставление).
Снежная туча изображена метафорически. В каких строчках говорится о снежной туче? (Указать метафору = туче.)
- Сравните композиционно-образную систему в стихотворении Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» ( стихотворение построено на антитезе, персонифицированы образы Весны- «прекрасное дитя» и Зимы-«ведьмы злой» как символы Добра, Света, Радости и Зла)
Зима недаром злится,
Прошла её пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит:
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
<1830-е годы, не позднее мая 1836>
Делая вывод, отметим влияние песенных жанровых особенностей на поэтические произведения русских классиков.
- Практическая работа. Приемы выразительности песни-заклички «Ты пчёлычка ярая»,
Цель: познакомить с понятиями: рефрен, куплет, метафора.
Ты пчёлычка ярая,
Ты вылети с заморя,
Ой ляле-ляле,
Ты вылети с заморя,
Ты вылети с заморя,
Ты вынеси ключики!
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые,
Ой ляле-ляле,
Ключики золотые!
Замкни зимоньку,
Отомкни летечко,
Ой ляле-ляле,
Отомкни летечко!
Отомкни летечко,
Лето тёплое,
Ой ляле-ляле,
Лето тёплое!
Лето тёплое,
Зима студёная!
Ой ляле-ляле,
Зима студена.
-Как строится эта песня (двустрочный куплет, соединенный припевом-рефреном)?
-Какие повторы организуют эту песню (повторы в куплетах позволяют песне переливаться, анафоры, аллитерации на мягкие сонорные звуки придают песне звучность, выразительность, певучесть)?
-Какие образы представляют смену времени года?
(Зима-лето – «отмыкание»-«замыкание».)
-Что же подразумевается под волшебными золотыми ключиками?
(Метафорическое изображение солнечных лучей.)
-А как связана с этим образом «пчелычка ярая»?
(Яркая, солнечная)
-О чем просит песня-закличка?
(«Пчелычка» должна принести солнечные лучи, солнечное тепло.)
- Итоги урока.
Подводя итоги наших исследований, приходим к выводу: поэтика народных песен отражает гармонию, в которой находились человек и природа, а также древнейшие мифологические представления славян о мире. Это происходит в образной форме. Чтобы понять жарновые особенности народных песен, необходимо постичь характер образного строя, языка фольклора. Следует отметить, что традиции УНТ нашли отражение в произведениях русских поэтов и писателей.
Но и мастера слова посвящают свои произведения народу, и народ воспринимает их как фольклорные (народные).
- Домашнее задание.
- Письменный ответ на вопрос: Как повлияли произведения УНТ на художественную литературу?
- Проиллюстрировать народную песню «Солнышко-вёдрышко».
Библиография использованных методических материалов:
- Забылин М. Русский народ : Его обычаи, предания, обряды.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.
- Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материал для учителя. 5 класс.- М.: Московский Лицей, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока музыки в 7 классе по теме "Память жанров"
Урок – путешествие для 7 классов проводится в меди о – классе в серии уроков посвященных музыкальным жанрам. Обучающая цель данного урока – познакомить учащихся с музыкальным творчеством П. И. Чайков...
Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )
Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока: познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра, определить место авторской песни в развити...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
конспект урока по изо: "Жанры изобразительного искусства"6 класс
.Цель: развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности...