Урок по теме: Образ Печорина в главе "Тамань"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок посвящён подробному анализу главы романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" -"Тамань". Учитель подробно останавливается на содержании главы, на образе Печорина, на его взаимоотношении с персонажами, на той роли, которая данная глава сыграла в произведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?"

Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова

А. Чехов

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

Тема нашего урока "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?"

-О какой главе романа сегодня пойдёт речь? (Тамань)

Цель урока: открыть красоту и поэзию мира в повести "Тамань"; найти объяснение поступкам и чувствам Печорина: ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни и людям, жажда деятельности и ее бесцельность, критическое отношение к себе.

-Продолжить развитие умений стилистического анализа текста.

1. Повторение пройденного

   - Из каких повестей состоит роман «Герой нашего времени»?

   - В чём своеобразие структуры романа?

«Бэла»  

«Тамань»

«Максим Максимыч»

«Княжна Мери»

«Тамань»

«Бэла»  

«Княжна Мери»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

«Максим Максимыч»

   - Почему автор нарушает хронологическую последовательность событий?

 (Такое нарушение хронологической последовательности сделано автором в целях осуществления главной задачи романа: дать всестороннюю обрисовку Печорина. Для этой цели автор сначала вкладывает рассказ о Печорине в уста Максима Максимыча, человека простого и не совсем понимающего своего бывшего приятеля («Бэла»), затем автор от своего лица рассказывает о Печорине, сообщая свои наблюдения над ним («Максим Максимыч»). Последние три повести являются дневником Печорина, непосредственно раскрывающим перед читателем душевную жизнь героя романа.)

 - Что мы узнаём о Печорине из повести «Бэла»?

 Печорин странен. В дождик, в холод на охоте все иззябнут, устанут, а ему ничего. А в другой раз ветер подует, а он уверяет, что простудился, ставнем стукнет – вздрогнет, побледнеет. В то же время на кабана ходил один на один. То целыми часами мог слова не вымолвить, а то мог смешить так, что живот надорвёшь.

Печорин в повести «Бэла» напомнил мне Онегина. В молодости он бешено наслаждался всеми удовольствиями, скоро они ему опостылели. Потом пустился в большой свет, он также ему надоел. Стал влюбляться в светских красавиц, но сердце оставалось пусто. Стал читать, учиться – науки вскоре надоели. Печорин испытывал скуку. Когда его перевели на Кавказ, в первое время он был счастлив. Через месяц он привык к жужжанию пуль и к близости смерти. Увидев Бэлу, Печорин влюбился, но вновь ошибся. Любовь дикарки оказалась для него немногим лучше любви знатной барыни.)

(Печорин, соприкоснувшись с Бэлой, приносит ей несчастье. Сначала она мучается, страдает, а потом погибает. Сам Печорин искренне переживает смерть Бэлы. Он не может понять. Кто он, глупец или злодей, но твёрдо знает, что душа его испорчена светом, т. е. светским обществом.)  

   - Что добавила к пониманию Печорина повесть «Максим Максимыч»?

 (Автор даёт психологический портрет героя. Через противоречия внешности он показывает сложность душевной организации героя. Небрежная и ленивая походка – верный признак некоторой скрытности характера. С первого взгляда – вроде бы, не более 23 лет, а после можно было дать 30. Светлый цвет волос и чёрные усы – признак породы. Глаза не смеялись, когда он смеялся. Такие противоречия свидетельствуют об усталости и холодности Печорина.)

(Герой изменился после отъезда из крепости. Возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максиму Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не может рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневник всё случившееся с ним, теперь он даже не интересуется судьбой бумаг.)

   - Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление: «Бэла» или «Максим Максимыч»?

 («Максим Максимыч». В «Бэле», несмотря на гибель героини, есть смягчающие трагичность и вселяющие в читателя оптимизм описания природы.)

(«Максим Максимыч». От Печорина требовалась лишь самая малость – задержаться на несколько часов, а торопиться герою некуда. Ему необходимо было разделить со стариком скромный ужин и хоть немного рассказать о себе, но даже этого Печорин не сделал.)

   - Итак, какое впечатление составили вы себе о герое из предыдущих повестей?

 (Печорин наделён силой характера, настойчивостью, благородством, даже простотой, но нельзя не видеть его эгоизма, его привычки считаться лишь с собственными желаниями, его неспособности к постоянному глубокому чувству. Он принёс несчастье Бэле, но и сам вызывает сочувствие, потому что несчастлив.)

  2. Вступительное слово. 

Мы пришли к выводу, что Печорин "странный" человек, необычный, загадочный. Белинский утверждает, что разгадку Печорина мы видим в его журнале. Внешние противоречия Печорина (его портрет)  заставляют предположить  внутренний разлад.

– Итак, ребята, если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: “Я пишу не повесть, а путевые записки”), то следующие повести – это дневник Печорина. Так что же собой представляет дневник?

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что пишет “ этот журнал… для себя”, поэтому столь открыт в их описании.

– Перед нами первая повесть в дневнике героя – “Тамань”, из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом “скверном городишке”. Раньше рассказчиками были другие люди. Теперь мы узнаём Печорина как бы изнутри, через него самого.В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. На все события и героев мы смотрим его глазами.

“Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить”, – этими словами Лермонтов начал свою небольшую повесть.

 Лермонтов посетил Тамань в сентябре 1837 г., где ему пришлось задержаться на несколько дней в ожидании почтового судна, на котором он должен был отправиться в Геленджик.

Наблюдение поэта и легли в основу повести “Тамань”, которую В.Г.Белинский справедливо назвал “жемчужиной” русской прозы. “…мы подъехали к небольшой хате на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые станы моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла, избочась, другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны”.

Так описаны Лермонтовым место и дом, в котором поэт жил в Тамани. В Тамани поэт встретился с казачкою, принявшей его за тайного агента, желавшего раскрыть контрабандистов. Этот эпизод послужил поэту темою для повести “Тамань”.

Беседа по вопросам.

1.-  «Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России.  Я

там чуть-чуть не умер с голода, да еще в  добавок  меня  хотели  утопить…»-так начинается глава «Тамань»

2.- С какой целью здесь появляется Печорин? ( Печорин – офицер – едет в действующий отряд по “казённой надобности”).

3.Подумайте! В каком состоянии находится Печорин, приехав в Тамань?

Учитель:  

Текст: Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идет?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности, и стал требовать казенную квартиру. Десятник нас повел по городу. К которой избе ни подъедем – занята. Было холодно, я три ночи не спал, измучился и начинал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! хоть к черту, только к месту!» – закричал я. «Есть еще одна фатера, – отвечал десятник, почесывая затылок, – только вашему благородию не понравится; там нечисто!»

4. -Что будет делать обычный человек в минуты  крайней физической усталости?

5.- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

6.-Что делает Печорин, попав в «нехорошее» место? Почему? ( наблюдает)

Текст:  Дверь сама отворилась; из хаты повеяло сыростью. Я засветил серную спичку и поднес ее к носу мальчика: она озарила два белые глаза. Он был слепой, совершенно слепой от природы. Он стоял передо мною неподвижно, и я начал рассматривать черты его лица.

Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство.

Итак, я начал рассматривать лицо слепого; но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз? Долго я глядел на него с небольшим сожалением, как вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю отчего, она произвела на меня самое неприятное впечатление. В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно, да и с какой целью? Но что делать? я часто склонен к предубеждениям…

Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю его мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер.

7.- Что в обстановке хаты, а также в поведении слепого мальчика показалось Печорину странным и загадочным?

Первая встреча со слепым мальчиком выявляет интерес Печорина к человеку. Ему важно понять тайну мальчика, и он начинает следить за ним.

8. -- Случай сталкивает Печорина с особыми людьми: контрабандистами. 

Проанализируем образы контрабандистов. Какие черты характера контрабандистов привлекли Печорина?

Примерный ответ ученика. (Мужество, отвага, смелость).

9.- Каким вы представляете себе человека, плывущего в бурю через пролив?

Чтение сцены «Янко переплывает пролив»

(Янко не только смел и храбр, он и волен как птица. В конце повести он скажет, что ему везде дорога, где море шумит да ветер дует.)

  10. - Проанализируем поведение девушки. Для этого прочитаем сцену  в лодке:«Взойдем в лодку», – сказала моя спутница...

1.  -Как ведёт себя девушка в лодке?

 (Во время борьбы она уступает Печорину только в силе, но не в ловкости и смелости.)

12. - Обратим внимание на поведение слепого мальчика. Прочитаем сцену ночного хождения слепого мальчика.

Текст: «Между тем луна начала одеваться тучами...

 - Прокомментируйте эту сцену.

. (Слепой мальчик не менее отважен, чем его зрячие хозяева-сообщники.)

   - Но главными героями повести являются не контрабандисты. А Печорин. Какие черты характера Печорина проявляются в повести «Тамань»?

 (Решительность, смелость, интерес к людям, умение сострадать.)

- Докажите, что Печорин смел.

  • Он отправляется ночью следить за слепым
  • Он отправляется ночью на свидание с ундиной
  • Он не боится сесть с ней в лодку, несмотря на то, что не умеет плавать

- Докажите, что Печорин не безразличен. 

  • Его волнует загадочный облик девушки
  • Он решает разгадать происходящее
  • Ему интересен слепой, который кажется не таким уж слепым.

   - Как, по вашему мнению, герой относится к природе? Докажите примерами из текста.

 (Рассказывая о себе, Печорин описывает природу: месяц, освещавший камышовую крышу, тёмно-синие волны, плескавшиеся с беспрерывным ропотом, луну, одевающуюся тучами, туман, сгущающийся над морем. Две звёздочки, сверкавшие на тёмно-синем своде, он сравнивает с двумя спасительными маяками. Он наблюдает за тяжёлыми волнами, которые мерно и ровно катятся одна за другой. Всё это говорит о том, что Печорин любит природу, наслаждается её красотой, она придаёт ему силы и уверенности.)

Выводы: Черты Печорина, проявившиеся в повести:

  1. Интерес к людям
  2. Наблюдательность
  3. Активность, смелость, решительность, стремление к действию

Почему активность героя приносит несчастье людям? (его активность направлена на себя, она не имеет высокой цели, ему просто любопытно. Герой ищет настоящего действия, но находит его подобие, игру. Он досадует на себя за то, что, вторгаясь  в жизнь других людей, не приносит им радости, он чужой в этом мире.)

Текст: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в  мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в  гладкий  источник,  я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

  1. Умение сострадать (сцена прощания Янко со слепым вызывает у Печорина грусть)
  2. Влечение к опасности
  3. Настойчивость
  4. Любовь к природе

Какие прекрасные свойства человека! Но Печорин не кажется счастливым. Ни одно действие Печорина не имеет большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Всё, что совершает Печорин, он делает не ради какой-нибудь выгоды. Просто он не может не действовать, потому что такова его натура. В трудные минуты он умеет не терять присутствия духа. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», и восклицает: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие».

-Почему Печорин желает приблизиться к миру контрабандистов и почему это невозможно?

( Печорин – деятельная натура. Он стремится приблизиться к миру, полному опасностей, миру контрабандистов. Но Печорин со своим глубоким умом понимает невозможность обретения в среде контрабандистов полноты жизни, красоты и счастья, которых жаждет его мечущаяся душа. Мир контрабандистов сохраняет прообраз вольной, исполненной тревог человеческой жизни.)

   - Чем отличается Печорин в повести «Тамань» от Печорина в повести «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Примерные ответы учеников. (В повести «Тамань» Печорин не кажется скучающим и безразличным. Герой далёк здесь от апатии и скуки. Безразличный ко всему человек не замечает окружающего, а Печорин мгновенно схватывает все детали обстановки хаты, улавливает и запоминает интонации голоса, манеру речи Янко, девушки, слепого.)

(Эта повесть позволяет судить и о глубокой любви героя к природе. Печорин не только описывает её, но и любуется её.)

   - В чём проявляется критическое отношение Печорина к себе?

 (Рассказывая о себе, он ничего не скрывает. Он не умеет плавать, сам рассказывает, что уступает в ловкости девушке, не понимает действительных причин интереса, проявляемого к нему Ундиной.)

(Он оказался даже жертвой: у него украли шкатулку и шашку. Печорин относится к себе с иронией.)

   - Вызывает ли в этой повести Печорин осуждение?

 (Скорее, он вызывает сожаление о том, что силы его богатой натуры не находят настоящего применения.)

- Как мы  свами объясним слова А.П.Чехова: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова»?

Учитель

Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы, Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает к иностранной речи и местным словам, и только тогда, когда это необходимо для характеристики тех или других героев: представителей светского общества, Максима Максимыча, горцев. Каждое слово Лермонтова метко и выразительно.

Мастерски владея интонацией, Лермонтов самым строем речи искусно передаёт различные настроения. Язык служит прекрасным средством характеристики героев романа. Каждому из героев романа свойственны определённые особенности речи.

Язык романа «Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии русского литературного языка. Опираясь на богатства народного языка, Лермонтов использовал достижения стиха и прозы пушкинской эпохи. Сближая литературный' язык с живой устной речью в зарисовках бытовых сцен, Лермонтов при изображении душевной жизни своих героев применяет слова, выражения и построение фразы, свойственные публицистическим, научным статьям. Таким путём он расширяет рамки языка художественной прозы.

Учитель:

- Разговор о Печорине на этом не закончился. Мы его продолжим, прочитав повесть «Княжна Мери».

Домашнее задание:  чтение и анализ повести "Княжна Мэри", задание по группам, письменный ответ на вопросы.

-Резерв: Каким показан Печорин в главе «Тамань"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему:"Образ жителя Японии"

Создавая цикл уроков по Японии, необходимо познакомить ребят с природой, с ее обожествлением, что, естественно, выразилось и в искусстве, и в поэзии, и в самой жизни жителей этой страны....

Урок на тему "Образ народного заступника Гриши Добросклонова"

Разработка урока на тему "Образ народного заступника Гриши Добросклонова"  по поэме "Кому на Русижить хорошо" в 10 классе...

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

Проект по литературе на тему «Образ Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Паспорт проектаАвтор проекта: Ротарь Ирина Александровна, ученица 9 « Д» класса.По количеству участников: личностный проект.Руководитель проекта: Цимерман Анастасия ВасильевнаДолжность рук...