Рабочая программа по литературе для учеников 8 класса 2022-2023 учебный год
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа ориентирована на учебник Литература 8 класс в 2-х частях. Ланин Б.А. Москва. Вентана-Граф, 2020 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8b_lit.docx | 107.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заиграевская средняя общеобразовательная школа»
671310, Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Заиграево, ул. Октябрьская, 3
т. 4-22-13; e-mail: zschool2013@yandex.ru; сайт: https://zaigr.buryatschool.ru
Утверждаю Директор МБОУ «Заиграевская СОШ» Бухольцева А.А. ___________ Приказ №60 от «___» ________ 2022г. | Согласовано Замдиректора по УВР МБОУ «Заиграевская СОШ» Горбик Е.А. ___________ «_____»_________2022 г. | Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета МБОУ «Заиграевская СОШ» Протокол № _____ от «___» _________ 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По литературе
(название предмета)
для учащихся 8 «б» класса
учителя Горбачевой Татьяны Алексеевны
(ФИО)
первая
(квалификация)
2022 - 2023 учебный год
РАССМОТРЕНО на заседании МО ________________________
Протокол № ______от «____» ____________ 2022 г
Руководитель МО _______________________________________
п. Заиграево
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Заиграевская сош» с учетом Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой. Вентана-Граф, 2015 г.
Рабочая программа ориентирована на учебник Литература 8 класс в 2-х частях. Ланин Б.А. Москва. Вентана-Граф, 2015 г.
Согласно учебному плану на изучение литературы отводится
в 5 классе 105 часов, (количество контрольных работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 6 классе 105 часов, (количество контрольных работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 7 классе 70 часов (количество контрольных работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 8 классе 70 часов (количество контрольных работ - 3, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов);
в 9 классе 105 часов (количество контрольных работ - 2, внеклассное чтение – 3; по развитию речи – 9 часов).
Срок реализации рабочей программы 5 лет.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания
− развитие культуры межнационального общения;
− воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
2. Патриотического воспитания
3.Духовно-нравственное воспитание
− развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
4. Эстетическое воспитание
− приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
6.Трудовое воспитание реализуется посредством:
− воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
− развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
8. Ценности научного познания подразумевает:
− создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Личностные результаты:
- осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
- стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);
- формулировать горизонт своих интересов;
- пользоваться справочным аппаратом книги, находить нужную книгу в библиотеке, использовать при самостоятельной работе литературные ресурсы Интернета и в связи с последним – понимать разницу между текстом и гипертекстом.
Метапредметные результаты:
- находить и анализировать нужную информацию, использовать при самостоятельной работе ресурсы Интернета; понимать разницу между текстом и гипертекстом;
- организовывать самостоятельную образовательную деятельность при выполнении индивидуального или коллективного творческого проекта;
- структурировать материал, формулировать гипотезу, подкреплять собственную позицию соответствующими аргументами, делать выводы.
Предметные результаты:
в познавательно сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.
в коммуникативной сфере:
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- составлять план;
- писать сочинения на литературные и свободные темы.
в эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Виды работ
Виды работ | Количество работ | Примерная дата проведения |
Сочинение | 5 | 8.10 9.12 28.01 22.04. |
Контрольная работа/ тестирование | 2 | 19.11. 13.01. |
Итоговая контрольная работа | 1 | 6.05 |
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы
«Из русской литературы XVIII века»,«Из зарубежной литературы XVIII века»
Классицизм
М. В. Ломоносов
Жизнь и творчество.
«Ода на день восшествия на всероссийский престолЕя Величества государыни императрицы ЕлисаветыПетровны, 1747 года»
Жанр оды в творчестве М. В. Ломоносова: торжественная,философская,духовная ода. Воспевание России в торжественнойоде, обращение к императрице с похвалой и поучением.Композицияпроизведения, метафоричность стиля. Ломоносови его «теория трёх штилей» как основа иерархии жанровклассицизма.
Раздел «Теория литературы». Литературные направления(начальное понятие). Классицизм как литературное направление:идеология и эстетика. Ода. Поэма-трактат Н. Буало«Поэтическое искусство».
Мольер
«Мещанин во дворянстве»
Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющаябуржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена.Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главногогероя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжетакомедии. Мастерство драматурга в построении диалогов, созданииречевых характеристик персонажей.
Раздел «Теория литературы». Комедия классицизма.
Д. И. Фонвизин
Жизнь и творчество драматурга.
«Недоросль» (сцены из комедии)
Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительскаяпроблематика: понимание государственной службы как служенияОтечеству, изображение бесправия крепостных крестьян.Проблемы воспитания, образования гражданина. Приёмысоздания комического эффекта. «Говорящие» фамилии и имена, речь героев как средство их характеристики. Современноезвучание произведения. Смысл финала комедии.
Раздел «Теория литературы». Исторические корни драмы.Комедия как драматический жанр. Классицистическаяпьеса.
Творческие задания. «Мещанин во дворянстве» Мольера и «Недоросль» Фонвизина — сходство и различия.
Разделы
«Из русской литературы XVIII века»,«Из русской литературы XX века»
Сентиментализм и его традиции
Н. М. Карамзин
Жизнь и творчество. Н. М. Карамзин — основоположникотечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик.
«Бедная Лиза»
Поэтика сентиментальной повести. Своеобразие проблематикипроизведения: «естественный человек» и человек цивилизованныйв повести. Сюжет и композиция повести, композиционнаяроль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н. М. Карамзин): «психологическийжест», речь героев, одушевление природы. Конфликт истинныхи ложных ценностей. Изображениевнутреннего мираи эмоционального состояния человека.
Раздел «Теория литературы». Сентиментализм как литературноенаправление. Русский сентиментализм, его основныечерты и особенности.
А. И. Куприн
Биография писателя.
«Гранатовый браслет»
Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставныхновелл. Финал как заключительный аккорд музыкальнойтемы произведения. Роль цветовой детали.
Связь между видами искусства. «Аделаида» Людвига ванн Бетховенана стихи Фридриха фон Маттиссона.
Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков?
Раздел «Из русской литературы XIX века»
Страницы классики
Поэты пушкинской поры
Предшественники и современники А. С. Пушкина. Обзорраздела и изучение одной из монографических тем (по выборуучителя).
Раздел «Теория литературы». Элегия, идиллия, баллада,романс как жанры романтической поэзии.
Г. Р. Державин
Жизнь и творчество поэта.
«Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)
Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданскиеи философские оды. Новаторство поэта. Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитетыв лирической поэзии Державина, пластичность и конкретностьобразов.
Дополнительная литература. Романы «Державин» В. Ф. Ходасевичаи Ю. О. Домбровского.
В. А. Жуковский
Жизнь и творчество поэта.
Баллада «Светлана»
Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорнаятрадиция в балладе. Изображение внутреннего мирагероев. Психологизм в описании переживаний главной героини.Национальные черты в образе героини. Создание романтическогохарактера. Фантастика, народно-поэтические традиции,атмосфера тайны, пейзаж. Мотивы дороги и смерти.Мотив смирения и тема веры как залога торжества света надтьмой. Своеобразие финала баллады.
Элегии «Невыразимое (отрывок)», «Море»
Центральные темы и образы лирики Жуковского. Лирическийгерой романтической поэзии и его восприятие мира.Тема поэтического вдохновения. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизмв описанииобраза моря и человеческой души. Романтическийобразморя. Истовое стремление к недостижимому идеалу.Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексическихповторов.
К. Н. Батюшков
Жизнь и творчество поэта.
«Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждениеи в дикости лесов…» (по выбору учителя)
Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональноеразнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость,счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты.Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность.Гармония звучания и содержания.
Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения:
Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы,повлиявшие на поэзию Батюшкова.
Е. А. Баратынский
Жизнь и творчество поэта.
«Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтаниясвободы?..» (по выбору учителя)
«Поэзия мысли» Баратынского и её автобиографизм.
Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя.Тема любви в творчестве Баратынского. Размышления о судьбекак о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком.Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Баратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силыв бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи В. М. Жуковского,К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (музыка А. Алябьева,М. Яковлева, А. Варламова).
Интернет. Подбор материалов для создания электронноговарианта мини-энциклопедии об одном из русских поэтов:
Н. Гнедич, Ф. Глинка, К. Рылеев, В. Кюхельбекер, Д. Давыдов,Н. Языков, Д. Веневитинов (по выбору).
Для самостоятельного чтения
Г. Р. Державин. «Памятник», «Властителям и судиям», «Ключ», «Соловей», «Бог», «Осень во время осадыОчакова», «Приглашение к обеду», «Соловей во сне»,«Лебедь», «Евгению. Жизнь Званская».
В. А. Жуковский. «Цветок», «Теон и Эсхил», «Песня»(«Кольцо души-девицы»), «Утешение в слезах», «Листок», «К портрету Гёте», «Ночной смотр», «Царскосельскийлебедь».
А. А. Дельвиг. «Пушкину», «Элегия» («Когда, душа,просилась ты…»), «Вдохновение», «Сонет» («Златыхкудрей приятная небрежность…»), «Романс» («Прекрасныйдень, счастливый день…»), «Русская песня»(«Соловей мой, соловей…»).
К. Н. Батюшков. «Умирающий Тасс», «СудьбаОдиссея», «Разлука», «Весёлый час», «Мои пенаты»,
«Надежда», «Мечта», «Выздоровление», «Элизий»,«Тень друга», «Таврида», «Подражания древним».
Е. А. Баратынский. «Финляндия», «Осень», «Признание», «Старательно мы наблюдаем свет…», «Не подражай…», «На смерть Гёте», «Когда твой голос, о поэт…», «Последний поэт».
А. С. Пушкин
Жизнь и судьба.
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирскихруд…», «Анчар»
Судьба поэта. Тема свободы в лирике А. С. Пушкина.Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы.Романтическиеобразы в пушкинской поэзии 20-х годов.
«К ***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил»
Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенностьи благородствочувств лирического героя. ≪Биография души≫поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, ихзвуковая инструментовка.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи Пушкина(музыка М. Яковлева, М. Глинки, А. Алябьева, Б. Шереметева).
«Бесы» (отрывок)
Особенности инструментовки стихотворения. Приёмысоздания таинственной, мистической атмосферы.
«Осень» (отрывок)
Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении.Размышления о природе творчества. Особенности лексикистихотворения, его композиции. Жанровые особенностиотрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвигнерукотворный…».
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция.Образ поэта.
Роман «Капитанская дочка»
Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина. Историческаяоснова романа (историческое исследование «ИсторияПугачёва» и роман «Капитанская дочка»). Пугачёв в историческомтруде и в романе. Изображение исторических деятелейна страницах романа (Пугачёв, Екатерина II). Гринёви Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунтаПроблема жанра: повесть или роман? Понятие обисторическомромане. Форма семейных записок как выражение частноговзгляда на отечественную историю. Становление, развитиехарактера, личности Петра Гринёва. Значение образаСавельича. Нравственная красота Маши Мироновой. Образантигероя Швабрина. Проблемы долга, чести, милосердия,нравственного выбора. Портрет и пейзаж в романе. Рольэпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении(художественная функция народных песен, сказок,пословиц и поговорок). Название и идейный смысл произведения.
Раздел «Теория литературы». Система характеров в произведении.
Связь между видами искусства. Экранизация произведения(режиссёр В. Каплуновский, 1958).
Тема для обсуждения. Личное и государственное в пониманиигероев Пушкина.
Творческое задание. Сопоставление работы Ю. М. Лотмана «Идейная структура «Капитанской дочки»» и фрагментов из книги М. И. Цветаевой «Мой Пушкин».
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и судьба писателя.
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»
Драматическая судьба поэта в современном поэту мире.Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданскийпафос и элегичность стихотворений. Романтизм и реализмв лирике поэта. Особенности метафоры. Чистота и красотапоэзии как заповедные святыни сердца.
«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как частопёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»
Духовный мир лирического героя поэзии Лермонтова.Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтови Дж. Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбепоколения. Контрастность образов лермонтовской лирики,мир маскарада и мир живыхискренних чувств. Трагическоеодиночество лирического героя.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»(«В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»
Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивыпокоя и одиночества. Антитеза как основной художественныйприём в лирике Лермонтова.
«Прощай, немытая Россия…», «Родина».
Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивостьотношения к России.
Раздел «Теория литературы». Лексическая, композиционнаяи стилистическая антитеза. Дума как литературный жанр.
«Мцыри»
Гуманистический пафос произведения. «Мцыри» как романтическаяпоэма. Романтический герой. Герой-бунтарь в поэмеЛермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мирмечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение душигероя. Образы монастыря и окружающей природы, смысл ихпротивопоставления. Трагическое противопоставление человека,обстоятельств. Особенностикомпозиции поэмы.Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь героя как композиционныйцентр поэмы. Портрет и речь героя как средства выраженияавторского отношения. Особенности языка поэмы: развёрнутыеметафоры и олицетворения. Смысл финала поэмы.
Раздел «Теория литературы». Романтизм как литературноенаправление. Особенности русского романтизма (начальноепонятие). Поэмакак литературный жанр. Романтическаяпоэма.
Тема для обсуждения. Взаимосвязь европейской и отечественнойлитературы: темы, образы, мотивы.
Творческое задание. Жанр романтической поэмы в творчестверусских поэтов XIX века.
Н. В. Гоголь
Жизнь и судьба писателя.
Комедия «Ревизор».
Жизнь и судьба писателя.История создания комедии и её сценическая судьба.Поворот русской драматургии к социальной теме. Сюжет
и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Особенностизавязки, развития действия, кульминации и развязки.Новизна финала (немая сцена). Образ типичного уездного города.Смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповойпортрет чиновников. Сатирическое разоблачение пошлости,угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничестваи казнокрадства, лживости. Образ Хлестакова.Городничий и чиновники. Женские образы в комедии. ОбразХлестакова. Хлестаковщина как общественное явление. Приёмысоздания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении.Мастерство драматурга в создании речевых характеристик.Ремарки как форма выражения авторской позиции.Гоголь о комедии.
Связь между видами искусства. Сценические интерпретациикомедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито изПетербурга» (режиссёр Л. И. Гайдай, 1977); телеспектакль театраСатиры «Ревизор» (постановка В. Н. Плучека, 1982); «Ревизор» (режиссёр С. И. Газаров, 1996). Современные постановкипьесы.
Повесть «Шинель»
Развитие образа «маленького человека» в русской литературе.Трагическая судьба героя. Потеря Акакием АкакиевичемБашмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель какпоследняя надежда согреться в холодном, неуютном мире,тщетность этой мечты. Отношение автора к своему герою.Образ Петербурга в повести (Петербург как символ вечногохолода, отчуждённости, бездушия). Роль фантастического финала.Гуманистический пафос повести.
Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич).
Интернет. Написание отзыва о спектакле для театральногосайта.
Дополнительная литература. Лекция В. В. Набоковао Гоголе «Государственный призрак».
Ф. М. Достоевский
Жизнь и судьба писателя.
Роман «Бедные люди»
Название романа как характеристика героев. Тема «маленькогочеловека» в произведении Достоевского. Пространствокак завязкаконфликта. Герои в поиске выхода из одиночества.Художественные особенности произведения: эпистолярныйжанр.
Темы для обсуждения. «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»» (Ф. М. Достоевский): традиции Гоголя в произведенииДостоевского. Чем богаты «бедные» люди?
И. С. Тургенев
Жизнь и судьба писателя.
Цикл рассказов «Записки охотника».
Понятие о цикле произведений. История создания, основныетемы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои,язык произведений.
«Бирюк».
Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров.Авторское отношение к изображаемому.
«Певцы»
Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песняв рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования.
Повесть «Ася».
История несостоявшегося романа: главный герой и Ася.Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность.Пейзаж в повести, его роль.
Тема для обсуждения. Русская критика о повести: спорыо главных героях (Д. И. Писарев. «Женские типы в романахи повестях
Писемского, Тургенева и Гончарова»;Н. Г. Чернышевский.«Русский человек на rendezvous»).
Связь между видами искусства. Экранизация повести «Ася» (режиссёр И. Е. Хейфиц, 1977).
А. П. Чехов
Жизнь и судьба.
Рассказы «Дом с мезонином», «Попрыгунья».
История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительныйанализ образов главных героинь. Ироническоеи лирическое в рассказах.
Раздел «Из зарубежной литературы»
Данте Алигьери
«Божественная комедия» («Ад»)
Данте и его время. Особенности жанра и композиции произведения.
Образ поэта, спускающегося по кругам Ада. Порокичеловечества и наказание за них. Числовая символика. Дантовская модель мироздания. Трёхчастная композиция поэмы.
Тема поиска истины и идеала. Изображение пороков человечествав первой части поэмы. Смысл названия.
У. Шекспир
Трагедия «Ромео и Джульетта» (сцены)
Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромеои Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетаниепоэзии и прозы, комических, трагических и лирическихсцен.
Сонеты (по выбору учителя)
Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образвозлюбленной в сонетах Шекспира.
Раздел «Теория литературы». Трагедия. Сонет.
Темы для обсуждения. Поэтичность трагедии «Ромео и Джульетта». Трагедия и сонеты.
Связь между видами искусства. Экранизации трагедии(режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки:телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыкуС. С. Прокофьева.
И.-В. Гёте
Трагедия «Фауст» (фрагменты)
История создания.
Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демоническихсил в судьбу человека. Народная легенда о докторе Фаустеи её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные» образы. История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Проблема и цена истинного счастья.
Дж. Р. Р. Толкиен (Толкин)
«Властелин колец»
В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущаячеловека по жизни.
У. Голдинг
Роман-притча «Повелитель мух».
Дети, создающие своё государство: жестокие игры и ихжертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе.
Символический образ «повелителя мух».
Связь между видами искусства. Современные экранизациипроизведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёрП. Джексон, 2002—2004).
Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеальногообщества?
Раздел «Из русской литературы XX века»
К. Г. Паустовский
«Золотая роза» (отрывки)
Как рождается художественное произведение? Искусствои художник: муки творчества и счастье художника-творца.
Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.
Раздел «Теория литературы». Жанровые особенностиочеркаи эссе.
Творческое задание. К. Г. Паустовский в воспоминанияхсовременников: портрет писателя.
В. А. Пьецух
Рассказ «Прометейщина»
Переосмысление мифологического персонажа. Авторскаяирония. Художественные особенности рассказа.
Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современнойлитературе.
Система оценки достижения учащихся
Контроль осуществляется в форме : читательских конференций, тестов, сочинений (4), презентаций обучающихся. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Степень выполнения учащимся
общих требований к ответу:
«5»
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
- ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы Критерии и нормативы оценки языкового оформления изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
-богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5»
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3»
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
-синтаксические конструкции, встречается
-неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
«2»
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
№ п/п | Раздел | Количество часов (всего) | Темы | Количество часов (всего) | требования к результатам обучения (личностные, предметные и метапредметные) | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Введение. Классицизм | 12ч | Литература в поисках героя | 1ч | Дичностные:выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником. Осознавать важность восприятия текста литературного произведения для развития личности Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народа любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов. Составлять тезисы и план прочитанного; давать письменно характеристику происходящим событиям. Предметные:Понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Знакомиться с канонами классицизма. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления. Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления. Характеризовать героя зарубежной литературы Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды Метапредметные:работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Работать с разными источниками информации, находить ее,анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. | Гражданское воспитание Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Ценности научного познания |
Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство» | 1ч | |||||
«Ж.-Б. Мольер.«Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) Ж.-Б. Мольер.«Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) | 1ч | |||||
М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия...». | 1ч | |||||
М.В.Ломоносов - реформатор русского языка, учёный, поэт. «Теория трёх штилей». | 1ч | |||||
« | Д.И. Фонвизин.«Недоросль» Просветительская проблематика произведения. | 1ч | ||||
Тема воспитания в комедии. Современное звучание произведения | 1ч | |||||
Н.М. Карамзин— основоположник отечественного сентиментализма. Повесть «Бедная Лиза» | 1ч | |||||
Образ Лизы. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. | 1ч | |||||
Сюжет и композиция повести. Роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека». | 1ч | |||||
А.И. Куприн «Гранатовый браслет» Тема любви. Трагические чувства Желткова | 1ч | |||||
Развитие речи. Сочинение -рассуждение«Маленький» ли человек Желтков? | 1ч | |||||
2 | Русская литература XIX века | 38ч | Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина. | 1ч | Личностные:сопоставляют литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. Предметные:различать произведения литературы с точки зрения литературного направления. Владеть различными видами чтения и пересказа. Метапредметные:формировать понятие «поэты пушкинской поры». Установить хронологические рамки возникновения «Золотого века русской поэзии». сопоставлят литературные произведения, принимают решение и осуществляют осознанный выбор уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы. | Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Ценности научного познания |
Г.Р. Державин.«Памятник», «Фелица», «Снигирь» Многообразие тематики поэзии Державина. | 1ч | |||||
В.А. Жуковский «Светлана». | 1ч | |||||
К.Н. Батюшков«Вакханка»,«Мой гений». Жанр элегии в его творчестве | 1ч | |||||
Е.А. Баратынский «Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества и тема любви. | 1ч | |||||
А.С. Пушкин. Жизнь и судьба. Тема свободы в его лирике («К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»). | 1ч | |||||
Своеобразие любовной лирики поэта. («К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...». ) | 1ч | |||||
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | 1ч | |||||
Болдинская осень. «Размышления о природе творчества. («Бесы» «Осень») | 1ч | |||||
Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина. | 1ч | |||||
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Тема семейной чести. Гл.1-2 | 1ч | |||||
Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». Гринёв и Швабрин. | 1ч | |||||
Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. | 1ч | |||||
Из резерва | 1ч | |||||
Образ Маши Мироновой. | 1ч | |||||
Контрольное сочинение на тему«Истинно русские характеры», «Исторический и современный аспекты «Капитанской дочки» (по выбору учащегося) | 1ч | |||||
М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. («Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»). | 1ч | |||||
Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. («Дума»,«Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…») | 1ч | |||||
Мотивы покоя и одиночества «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»«Из Гёте». | 1ч | |||||
Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. «Прощай, немытая Россия…», «Родина». | 1ч | |||||
Герой-бунтарь в поэме Лермонтова«Мцыри» | 1ч | |||||
Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь | 1ч | |||||
Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | 1ч | |||||
Н.В. Гоголь. Творческая история комедии «Ревизор». Анализ 1 действия. | 1ч | |||||
Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ 2- 3 действия). | 1ч | |||||
Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков – ревизор. (Анализ 4 действия). Хлестаковщина как общественное явление. | 1ч | |||||
«Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Образ Петербурга в повести. | 1ч | |||||
Сочинение - рассуждение «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич) | 1ч | |||||
Ф.М. Достоевский «Бедные люди» Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. | 1ч | |||||
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (традиции Гоголя в произведении Достоевского). Чем богаты «бедные люди». | 1ч | |||||
И.С. Тургенев. «Записки охотника». История создания, основные темы. | 1ч | |||||
«Бирюк»Роль пейзажа в раскрытии образа героя | 1ч | |||||
«Певцы» Образы Дикого, Барина и Якова Турка. | 1ч | |||||
Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. | 1ч | |||||
Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Тема рока в повести. | 1ч | |||||
Русская критика о повести: споры о главных героях | 1ч | |||||
А.П. Чехов.«Дом с мезонином». История человеческой жизни как основа сюжета. | 1ч | |||||
А.П. Чехов. История человеческой жизни как основа сюжета. «Попрыгунья» | 1ч | |||||
3 | Из зарубежной литературы | 12ч | Данте Алигьери.«Божественная комедия» («Ад») Образ поэта, спускающегося по кругам ада. | 1ч | Личностные:уважать культуру других народов мира, произведения зарубежной классики Осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Формулировать горизонт своих интересов, раширять свой читательский кругозор.Познакомиться с великими произведениями зарубежной литературы Предметные:выделять этапы развития сюжета, определять функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание Метапредметные:выделять этапы развития сюжета, определять функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание | Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Ценности научного познания |
Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика | 1ч | |||||
У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии. | 1ч | |||||
Пьеса «Ромео и Джульетта». Эволюция образов Ромео и Джульетты | 1ч | |||||
Сонеты . Любовь и творчество как основные темы сонетов. | 1ч | |||||
И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты) Герой в поисках смысла жизни. | 1ч | |||||
Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель. | 1ч | |||||
Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. | 1ч | |||||
Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни | 1ч | |||||
У. Голдинг. «Повелитель мух». Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. | 1ч | |||||
Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух» | 1ч | |||||
Сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли создание идеального общества» (по роману «Повелитель мух») | 1ч | |||||
4 | Из русской литературы XX века | 6ч | К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. | 1ч | Личностные:осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре Предметные:выявлять черты мастерства поэта в создании картин природы определять художественные особенности поэтических средств в произведении. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать. Аргументировано отвечать на вопросы. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действий Метапредметные:давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. применять знания, полученные при изучении курса в 8 классе давать устный или письменный ответ на вопрос | Патриотическое воспитание Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Ценности научного познания |
Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя | 1ч | |||||
В.А. Пьецух.«Прометейщина».Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. | 1ч | |||||
Итоговая контрольная работа | 1ч | |||||
В.Г.Распутин. Нравственные уроки повести «Пожар» | 1ч | |||||
Итоговый урок. Задание на лето. | 1ч | |||||
Резервные уроки | 1ч | |||||
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Введение. Литература в поисках героя. Классицизм | с.72-78 конспект | 2.09 | |
2 | Н. Буало. Поэма-трактат «Поэтическое искусство» | с.26-29 читать | 8.09 | |
3 | «Ж.-Б. Мольер.«Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии) | с.29 вопросы 4, 5 (письменно) | 9.09 | |
4 | «М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия...». | Фрагмент оды (1, 2, 3) наизусть. | 15.09 | |
5 | М.В.Ломоносов - реформатор русского языка, учёный, поэт. «Теория трёх штилей». | с.31—34 читать, сообщение о Д.И. Фонвизине | 16.09 | |
6 | Д.И. Фонвизин.«Недоросль» Просветительская проблематика произведения. | с.61-70 читать | 12.09 | |
7 | Тема воспитания в комедии. Современное звучание произведения | с.71 вопрос 9 (письменно) | 23.09 | |
8 | Н.М. Карамзин— основоположник отечественного сентиментализма. Повесть «Бедная Лиза» | с.90-97 читать | 29.09 | |
9 | Образ Лизы. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. | с.98 вопросы 3, 4 письменно | 30.09 | |
10 | Сюжет и композиция повести. Роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека». | с. 100-101 сочинение написать | 6.10 | |
11 | А.И. Куприн «Гранатовый браслет» Тема любви. Трагические чувства Желткова | с.114 -132 читать | 7.10 | |
1212 12 | Развитие речи. Сочинение -рассуждение«Маленький» ли человек Желтков? | Закончить сочинение | 13.10 | |
13 | Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина. | с.145-147 конспект | 14.10 | |
14 | Г.Р. Державин.«Памятник», «Фелица», «Снигирь» Многообразие тематики поэзии Державина. | с.160 вопрос 3 письменно | 20.10 | |
15 | В.А. Жуковский «Светлана». | С.166-167 наизусть | 21.10 | |
16 | К.Н. Батюшков«Вакханка»,«Мой гений». Жанр элегии в его творчестве | с.186 вопросы 1, 2, 3 (устно) | 27.10 | |
17 | Е.А. Баратынский «Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества и тема любви. | с.191-194 выразительное чтение стихотворений (по выбору учащегося) | 28.10 | |
18 | А.С. Пушкин. Жизнь и судьба. Тема свободы в его лирике («К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»). | с.214 вопросы 7, 8 письменно | 10.10 | |
19 | Своеобразие любовной лирики поэта. («К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...». ) | с.219 вопрос 3. Выразительное чтение стихотворения (по выбору учащегося) | 11.11 | |
20 | Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | Чтение наизусть стихотворения (по выбору учащегося) | 17.11 | |
21 | Болдинская осень. «Размышления о природе творчества. («Бесы» «Осень») | с.225 вопросы 5, 6 письменно | 18.11 | |
22 | Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина. | Читать 1, 2 главы повести «Капитанская дочка» | 24.11 | |
23 | Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Повесть «Капитанская дочка». Тема семейной чести. Гл.1-2 | Читать главы 3-6 | 25.11 | |
24 | Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». Гринёв и Швабрин. | Читать главы 7-10 | 1.12 | |
25 | Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. | Читать главы 10-14 | 2.12 | |
Из резерва | ||||
26 | Образ Маши Мироновой. | с.237 в. 1, 2, 3 устно (подготовиться к контрольному сочинению) | 8.12 | |
27 | Контрольное сочинение на тему«Истинно русские характеры», «Исторический и современный аспекты «Капитанской дочки» (по выбору учащегося) | Сообщение о творчестве М. Ю. Лермонтова | 9.12 | |
28 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и в творчестве. Драматическая судьба поэта в современном ему мире. («Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»). | с.254 вопросы 11-14 письменно | 15.12 | |
29 | Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. («Дума»,«Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…») | Стихотворение наизусть (по выбору учащегося) | 16.12 | |
30 | Мотивы покоя и одиночества «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва»«Из Гёте». | с.265 вопрос 3 письменно | 22.12 | |
31 | Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. «Прощай, немытая Россия…», «Родина». | Стихотворение «Родина» наизусть | 29.12 | |
32 | Герой-бунтарь в поэме Лермонтова«Мцыри» | с.280-293 читать | 12.01 | |
33 | Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь | с.295-296 задания 1-4 (одно по выбору учащегося), подготовиться к контрольной работе | 13.01 | |
34 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова | Прочитать 1 действие комедии «Ревизор» | 19.01 | |
35 | Н.В. Гоголь. Творческая история комедии «Ревизор». Анализ 1 действия. | Действие 2-3 читать | 20.01 | |
36 | Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (Анализ 2- 3 действия). | Действие 4 читать | 26.01 | |
37 | Гоголь Н.В. «Ревизор». Хлестаков – ревизор. (Анализ 4 действия). Хлестаковщина как общественное явление. | с.300 вопросы 3письменно, с.302-313 читать | 27.01 | |
38 | «Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Образ Петербурга в повести. | 323-331 читать, подготовиться к сочинению | 2.02 | |
39 | Сочинение - рассуждение «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич) | Закончить сочинение. | 3.02 | |
40 | Ф.М. Достоевский «Бедные люди» Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. | с. 14-31 читать | 9.02 | |
41 | «Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (традиции Гоголя в произведении Достоевского). Чем богаты «бедные люди». | с.42-59 читать, с.60 вопросы 4, 5 письменно. | 10.02 | |
42 | И.С. Тургенев. «Записки охотника». История создания, основные темы. | с.61-70 читать | 16.02 | |
43 | «Бирюк»Роль пейзажа в раскрытии образа героя | с.70-86 читать | 17.02 | |
44 | «Певцы» Образы Дикого, Барина и Якова Турка. | с.87 вопросы 4, 5, 6 письменно | 22.02 | |
45 | Любовь в жизни писателя. Повесть «Ася». История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. | с.88-100 читать | 23.02 | |
46 | Тургенев И.С. Повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность – основное в образе героини. Тема рока в повести. | с.100-113 читать | 24.02 | |
47 | Русская критика о повести: споры о главных героях | с.118-134 читать | 2.03 | |
48 | А.П. Чехов.«Дом с мезонином». История человеческой жизни как основа сюжета. | с.135-155 читать | 9.03 | |
49 | А.П. Чехов. История человеческой жизни как основа сюжета. «Попрыгунья» | Написать эссе | 10.03 | |
50 | Данте Алигьери.«Божественная комедия» («Ад») Образ поэта, спускающегося по кругам ада. | с.167-173 читать | 16.03 | |
51 | Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика | с.174 творческое задание (по выбору учащегося) | 17.03 | |
52 | У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены). Тема любви и рока в трагедии. | с.179-189 читать | 23.03 | |
53 | Пьеса «Ромео и Джульетта». Эволюция образов Ромео и Джульетты | Найти и подготовить выразительное чтение сонета Шекспира | 24.03 | |
54 | Сонеты . Любовь и творчество как основные темы сонетов. | с.193-198 конспект | 6.04 | |
55 | И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты) Герой в поисках смысла жизни. | с.201 творческое задание | 7.04 | |
56 | Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель. | с.201 вопрос 6 (письменно) | 13.04 | |
57 | Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. | гл.2 (кн.1), гл.5 (кн.2), гл.3 (кн.6) читать | 14.04 | |
58 | Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни | с.209-210 творческое задание (по выбору учащегося) | 20.04 | |
59 | У. Голдинг. «Повелитель мух». Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. | с.216-232 читать | 21.04 | |
60 | Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух» | с.248-264 читать, подготовиться к сочинению | 27.04 | |
61 | Сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли создание идеального общества» (по роману «Повелитель мух») | с.270-279 читать | 28.04 | |
62 | К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. | с.290-305 читать | 4.05 | |
63 | Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок.К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя | с.308 творческое задание (по выбору учащегося) | 5.05 | |
64 | В.А. Пьецух.«Прометейщина».Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. | Подготовиться к контрольной работе | 11.05 | |
65 | Итоговая контрольная работа | Читать повесть «Пожар» (1-5) | 12.05 | |
66 | В.Г.Распутин. Нравственные уроки повести «Пожар» | Дочитать повесть | 18.05 | |
67 | Итоговый урок. Задание на лето. | Читать произведения из списка | 19.05 | |
68-70 | Резервные уроки | 25.05 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ФГОС ИЗО 6 - 7 класс 2022 - 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по ИЗО 6-7 класс1. Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 6-7 класса создана на основе Федерального компонента государственно...
Рабочая программа ФГОС ОБЖ 8 - 9 класс 2022 - 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «ОБЖ»Программа учебного предмета составлена на основании ФГОС OOO (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федер...
Рабочая программа ФГОС Технология 6 - 9 класс 2022 - 2023 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Технологии»Программа учебного предмета составлена на основании ФГОС OOO (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждени...
Рабочая программа по литературе 5-9 классы 2022-2023 уч. год
Готовая рабочая программа по литературе с оценочным материалом...
Рабочая программа по родному языку 8 класс 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» для обучающихся 8 класса разработана на основе:1. Закона «Об образовании в Российской Федерации&raqu...
Рабочая программа по английскому языку, 7 класс, 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по английскому языку, 7 класс, "Rainbow" 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа по информатике 7-9 класс 2022-2023 учебный год УМК Босова Л. Л., Босова А.Ю.
Рабочая программа по информатике 7-9 класс 2022-2023 учебный год УМК Босова Л. Л., Босова А.Ю....