Литературно-музыкальная композиция как средство воспитания
статья по литературе

 Виды и формы внеклассной работы многообразны. Одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности по литературе – литературно-музыкальная композиция. Она является средством эстетического воспитания, служит развитию творческих способностей обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx18.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция как средство воспитания

Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь найти, а иногда и понять себя – к этому должен стремиться каждый педагог. Именно поэтому целью литературного образования является не только прочтение текстов художественных произведений, но и эмоциональное постижение жизни. На это направлена и внеклассная работа по предмету, которая помогает учителю лучше изучить детей, повысить их культурный уровень, вызвать интерес к предмету. А виды и формы внеклассной работы многообразны. Одна из традиционных форм организации учебной и внеклассной деятельности по литературе – литературно-музыкальная композиция. Она является средством эстетического воспитания, служит развитию творческих способностей обучающихся. Кроме того, этот вид внеклассной работы помогает познакомить обучающихся с поэтами и писателями, обратить внимание на важные исторические события, поэтому патриотическое и нравственное воспитание невозможно без литературы.

При проведении литературно-музыкальной композиции преследуются следующие цели:

Образовательные:

  • понимание своеобразия художественных особенностей творчества поэтов и писателей;
  • формирование знаний о поэте (писателе) и его произведениях;
  • установление взаимосвязей личности и творчества поэта (писателя).

Развивающие:

  • пробуждение эмоциональной отзывчивости;
  • выработка внимательного отношения к литературному тексту;
  • раскрытие творческих способностей.

Воспитательные:

  • развитие духовного мира;
  • создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к литературе.

В зависимости от характера материала литературно-музыкальные композиции делятся на:

  • юбилейные, посвящённые памятным и юбилейным датам;
  • тематические, посвящённые творчеству отдельных писателей (поэтов) или рассмотрению определённой темы в литературе;
  • исторические, посвящённые знаменательным историческим событиям.

Таким образом, при работе над литературно-музыкальной композицией нравственное и патриотическое направления синтезируются с направлением эстетическим, ведь в композиции используются различные жанры литературных, музыкальных произведений.

В подготовке мероприятия следует выделить несколько этапов: определение темы и целей проведения литературного вечера, создание творческих групп, отбор материала и разработка сценария. При этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся, их интересы и возможности.

Материал для проведения литературно-музыкальной композиции в художественной литературе. Этот материал должен соответствовать поставленной цели и отражать идею и тему мероприятия. И хорошо продуманное, подготовленное мероприятие всегда окажет большое влияние на формирование личности подростка. Не менее важен музыкальный материал, подобранный к композиции: ведь это не только фон для художественного текста, но и мощное средство воздействия. Не обойтись при проведении литературно-музыкальной композиции без компьютерных технологий. В презентацию можно включить картины, фотографии, кадры из документальных и художественных фильмов, различные ролики. Например, в литературно-музыкальной композиции «Строки, опалённые войной», посвящённой поэзии периода Великой Отечественной войны, демонстрировались кадры военной хроники, звучали песни на стихи поэтов военной поры. А при проведении литературно-музыкальной композиции «Превосходная должность — быть на земле человеком», посвящённой творчеству Максима Горького, демонстрировались отрывки из экранизаций произведений писателя. 

Литературно-музыкальные композиции вносят особое настроение, вводят в мир поэзии, музыки, живописи. С большим воодушевлением ребята принимают участие в композициях «Души прекрасные порывы», посвященной Дню поэзии, «Всё начинается с любви», посвященной любовной лирике. Особенно трогательно звучат стихотворения и песни, посвященные Матери (литературно-музыкальная композиция «Сердце Матери»).

Таким образом, литературно-музыкальная композиция – это форма    внеклассной работы по литературе, которая формирует духовно-нравственные ценности подростка, что является первоочередной задачей образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания учащихся

Использование литературно-художественной композиции на уроках литературы является условием для непосредственного общения учащихся с истинными шедеврами мирового искусства и реализацией главной задачи ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Разработка: Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы»

Литературно-музыкальная гостиная «Очень сильное средство — эти музы». История песен военных лет с презентацией. ссылка: https://cloud.mail.ru/public/Lwf8/bvZC1VKcF,https://...

Литературно-музыкальная композиция как средство воспитания подростков

Статья об использовании литературно-музыкальных композиций на уроках литературы...

статья ""Гражданско-патриотическое воспитание школьников через проведение литературно-музыкальных композиций "Россия-Родина моя."

Статья об  использовании литературно-музыкальных композиций как формы гражданско-патриотического воспитания школьников. В качестве примера приводится сценарий и презентация,, литературно-музыкаль...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...