Проект "Наследие великой победы"
проект по литературе (8, 9 класс)
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, формирование сообщества патриотически настроенных школьников, уважительно относящихся к Родине и ее истории. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.
В ходе проектной деятельности обучающиеся отработают навыки работы с программами по созданию фотоколлажей (Photovisi; mycollages; pizap.com$ Power Point; Picture Collage Maker Pro 3.0.7.3499), создадут индивидуальные фотоколлажи, посвященные Великой Отечественной Войне, 75-летию Великой Победы нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasledie_velikoy_pobedy.docx | 100.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Матвеева Светлана Сергеевна
Денисенко Лариса Анатольевна
Страна: Российская Федерация
Город: город Санкт-Петербург
Образовательная организация:
ГБОУ школа № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга
ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект: «Наследие Великой Победы»
Творческий проект, посвященный 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне
Содержание
1.Введение
1.1. О проекте.
1.2.Паспорт проекта.
2. Основная часть
1.Наименование проекта.
2. Сведения о руководителе проекта
3. Срок реализации проекта
4. Краткая аннотация проекта
5. Основные целевые группы, на которые направлен проект
6. Основные цели и задачи проекта
2.1. Цель проекта.
2.2.Задачи проекта.
2.3. Актуальность.
2.4. Новизна проекта.
2.5. Педагогические принципы.
2.6. Ожидаемые результаты.
2.7. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.
2.8. Образовательные области.
2.9. Ресурсное обеспечение.
2.10. Этапы и задачи реализации проекта.
2.11. План реализации проекта.
3. Заключение. Итоги.
4. Используемая литература
- ВВЕДЕНИЕ
1.1 О проекте
В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов 2020 год объявлен Годом Памяти и Славы.
День Победы - великий праздник для нашего народа. Война принесла много горя. В истории каждой семьи есть солдат, который погиб или израненный вернулся домой... Считаем своим долгом помнить о тех, кто не жалея своей жизни боролся с фашистами во имя жизни на земле.
Проект «Наследие Великой Победы» – это прежде всего память о людях: о тех, кто воевал, кто не вернулся из боя, кто держал в стране «второй фронт», работая для будущей победы. Теперь время бесстрастно отсчитывает десятилетия уже от конца Великой Отечественной. Для участников эта война стала и памятью о юности и самым нестирающимся переживанием за целую жизнь – главным из всего, что было. Четыре года между жизнью и смертью, когда каждый день, каждый час мог стать последним, были бесконечно долгими. Не всем посчастливилось дожить до светлого дня Победы — они навсегда остались на полях сражений.
Участники проекта- учителя и обучающиеся ГБОУ школа № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга и ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга,- благодарны воинам - освободителям за свою жизнь, за счастье.
Мы хотим постараться выразить свои чувства благодарности за счет новых интерактивных средств, создать коллажи, увековечивая память.
1.2 Паспорт проекта
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Наименование проекта | Творческий проект «Наследие Великой Победы», посвященный 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
|
2. Сведения о руководителе проекта | Учитель русского языка и литературы |
Матвеева Светлана Сергеевна 89112271918 matsvetser@mail.ru Денисенко Лариса Анатольевна | |
89819555952 | |
denisenkolarisa@mail.ru | |
3. Срок реализации проекта | 5 месяцев |
продолжительность проекта (в месяцах) | |
12 января 2020 г. | |
начало реализации проекта | |
20 мая 2020 г. | |
окончание реализации проекта | |
4. Краткая аннотация проекта
| Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, формирование сообщества патриотически настроенных школьников, уважительно относящихся к Родине и ее истории. Сегодня, для России, нет более важной идеи, чем патриотизм. Прежде всего, патриотизм – это состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна. В ходе проектной деятельности обучающиеся отработают навыки работы с программами по созданию фотоколлажей (Photovisi; mycollages; pizap.com$ Power Point; Picture Collage Maker Pro 3.0.7.3499), создадут индивидуальные фотоколлажи, посвященные Великой Отечественной Войне, 75-летию Великой Победы нашего народа. Фотоколлаж – это отличный метод, для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов, для развития мышления, воображения, фантазии. Прогнозируется, что проект вызовет у обучающихся желание активно участвовать в подготовке предстоящего праздника, посвященного Великой Победе.
|
5. Основные целевые группы, на которые направлен проект | Обучающиеся 7-11 классов ГБОУ школа № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга и ГБОУ школа №645 Пушкинского района Санкт-Петербурга
|
6. Основные цели и задачи проекта | Цель проекта Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Задачи проекта
|
2.1 Цель проекта
- Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу;
- Изучить специальную литературу и другие источники информации по теме проекта;
- Рассмотреть технику «коллаж» как направление изобразительного искусства и декоративного творчества;
- Описать технологический процесс создания композиций в технике «коллаж»;
- Оценить качество готовых композиций;
- Провести презентацию композиций и проанализировать результаты.
2.2 Задачи проекта
- Формирование у учащихся уважения к родному краю.
- Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
- Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и воспитания активной жизненной позиции.
- Приобщение обучающихся к изучению интерактивных форм проявления чувств.
2.3 Актуальность проекта
Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого, и устремление в настоящее и будущее. Все дальше, в глубь истории, уходят события, связанные с Великой Отечественной войной.
Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок
почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла, с финальной победой добра.
2.4 Новизна проекта
- Использование инновационных технологий при реализации проекта.
- Использование компьютерных технологий при обучении и воспитании обучающихся.
2.5 Педагогические принципы реализации проекта
- Самостоятельность обучающихся.
- Реализация системно-деятельностного подхода, последовательности на всех этапах проекта.
- Сотворчество и сотрудничество всех субъектов образовательного процесса.
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся.
2.6 Ожидаемые результаты
Обучающиеся:
- понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
- повышение социальной компетентности обучающихся;
- развитие толерантности;
- уважения к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ,
Родители (законные представители):
- активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
- вовлечение родителей (законных представителей) в педагогический процесс и укрепление заинтересованности в сотрудничестве.
Педагоги:
- осуществление инновационной деятельности.
2.7 Анализ, обобщение и распространение результатов
Организация выставки проектов обучающихся в школе, представление и обсуждение творческого проекта на заседании педсовета, проведение читательской конференции «Наследие Великой Победы», размещение проекта в сети Интернет.
2.8 Ресурсное обеспечение.
Материально-техническая база:
- Компьютерное оборудование;
- Наглядный и демонстрационный материал.
2.9 Этапы реализации проекта
- Организационно-подготовительный.
2. Практический.
3. Итоговый.
I этап. Организационно-подготовительный
(Выявление проблемы, определение задач)
Сроки: 12 - 20 января 2020г.
Задачи первого этапа:
- опрос обучающихся;
- подтверждение актуальности данного проекта;
- разработка стратегии решения возникших проблем;
- разработка содержания проекта;
- обсуждение плана проекта, вариантов поиска информации;
- составление плана этапов проекта;
- поиск информации (иллюстраций о Великой Отечественной войне) в разных источниках, сбор и ее обсуждение;
- ознакомление принципа работы в различных программах (Photovisi; mycollages; pizap.com$ Power Point ) по выполнению коллажа, посвященного 75- летию Великой победы;
- сотрудничество с родителями – приглашение принять участие в проекте;
В сети Интернет содержится много информации о программах, в которых возможно создание коллажа. При выборе компьютерной программы учитывались следующие критерии: бесплатность программы, простое освоение программы начинающим пользователем, защищенность от компьютерных вирусов и большой выбор инструментов (возможностей) программы.
Технологическая карта построения коллажа:
Компьютерный коллаж – прием создания целого изображения из ряда отдельных фрагментов других изображений, при помощи компьютерных программ, например: PhotoShop. Коллаж из фотографий или фотоколлаж, как вид изобразительного искусства, появился после возникновения фотографии в 19 веке. В то время, чтобы создать фотоколлаж, вырезали определенные участки фотографий и наклеивали их на какую-либо основу. Техника исполнения коллажей очень разнообразна: традиционная аппликация, мозаика, смешанная техника.
1. Выбор общего фона коллажа.
2. Выбор фотографий, размещение фотографий, тематических картинок на общем фоне.
3. Оформление фотографий и тематических картинок.
4. Оформление рамки коллажа.
5. Сохранение коллажа на компьютере.
Выполненный коллаж рекомендовано сохранить как изображение (Shift+Ctrl+S) в папку или на рабочий стол компьютера. Для удобства просмотра и распечатки подойдет формат (JPG).
II этап. Практический. Реализация проекта.
Сроки: 21 января -19 мая 2020 г.
Задачи второго этапа: выполнение продукта проекта.
III этап. Итоговый. Презентация проекта, читательская конференция, подведение итогов.
Сроки: 20 мая 2020 г.
Задачи третьего этапа:
- итоговая презентация проекта на читательской конференции;
- трансляция результатов проекта (подпроекты обучающихся и родителей) в школе(-ах);
- выводы.
3. Заключение. Организация выставки проектов обучающихся.
4. Используемые источники:
https://multiurok.ru/files/stsenarii-chitatelskoi-konferentsii-knigi-v-soldat.html
https://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2019/12/07/chitatelskaya-konferentsiya
Стихотворения:
- Анна Ахматова «Мужество».
- Леонид Решетников «Перед атакой».
- Наталья Алексеева «Городу Ленинграду».
- Степан Кадашников «Летела с фронта похоронка».
- Песня «В землянке». Музыка К. Листова, слова А. Суркова (1942).
Список использованной литературы:
- «Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы.» Методическое пособие, Владимир Янушевский
- «Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы.» И.А.Подругина
- «Новое в преподавании в школе. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Литература.»
- «Развивающие образовательные технологии. Организация исследовательской и проектной деятельности как основное требование ФГОС НОО» Издательство «Учитель».
ПРОЕКТ ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
I. Реализация проекта в три этапа:
1. Подготовка к конференции.
2. Публичное обсуждение книг, проблемы.
3. Подведение итогов конференции, изучение результативности воздействия.
II. Подготовительный этап
Подготовительная работа к конференции является той невидимой частью «айсберга», которая незаметна стороннему наблюдателю. Бесспорно, что именно эта предшествующая работа обеспечивает 9/10 всех поставленных задач и замыслов. На подготовительном этапе определяется время, место предстоящего мероприятия и его форма.
Чтобы Конференция стала ярким событием, необходимо сделать ее приближение ожидаемым. Растянутое во времени радостное ожидание и есть главный механизм, выполняющий функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данный механизм в действие, существует немало уже проверенных на практике средств и творческих «секретов».
Необходимо провести организационный сбор для тех ребят, кто будет задействован в проведении конференции, чтобы обсудить тему, вопросы для обсуждения, определиться с выступающими, ведущим(и), составить план подготовки, проведения, распределить обязанности, задания, прогнозируемый результат.
1. Задание: написать сценарий конференции.
2. Задание: создать презентацию к сценарию.
3. Задание: создать видеоролики, видеоряд.
4. Задание: подготовить рекламу, приглашения.
5. Задание: оформление зала для конференции (декорации, свет, аппаратура, мебель).
6. Задание: подготовить фотоколлаж.
Рекомендации:
Реклама – один из секретов успеха конференции.
Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама как завязка интриги будущего обсуждения, задача которой - воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.
Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).
Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне ЧК с рекламными текстами на спине и груди. Такую рекламу нельзя не прочесть.
Реклама может быть театрализованной. Ее носители — специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.
Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.
Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.
Безусловно, важны не только оригинальные виды рекламы и способы ее распространения. Главное, конечно же, содержание — сведения о приближающемся мероприятии, которые создают ему популярность.
Приглашение - акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов, билеты-программы и т. д.
Конечно, дело это трудоемкое. Но ведь и дизайнером-изготовителем пригласительных билетов может быть целая группа, а стать курьером по их разноске — поручение весьма приятное и престижное. Да и приглашение в обычной устной форме, обращенное от библиотекаря или учителя к учащимся (или наоборот) также может быть очень заманчивым, интригующим, желанным.
Календарь будет уместен при подготовке и проведении ЧК среди учащихся младших классов. Вывешенный в классе, он поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день календарь будет напоминать о приближении желанного события.
Репетиционные приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.
Выбор темы
Первый этап ЧК или диспута предполагает беседы библиотекаря с читателями при приеме и записи выбранных книг, во время консультаций в фонде открытого доступа, а также обзоры изданий, представленных на книжных выставках и др. При этом библиотекарь узнает суждения читателей, непосредственно влияет на правильную оценку книги. Читательские мнения желательно отражать в альбоме или на стенде читательских отзывов, в бюллетенях.
Выбор книги (или группы книг), или проблемы для читательской конференции осуществляется по-разному. Прежде всего, учитываются пожелания и предпочтения читателей, популярность издания, степень его дискуссионности.
Основой конференции может стать также отдельная публикация или цикл статей из периодики, полемика, телевизионная передача, выход в свет собрания сочинений писателя, чьи произведения вызывают стойкий интерес среди детей.
Отбирая тему для конференции, нужно учитывать глубину раскрытия проблемы в литературе: в научно-познавательной она определяется научной объективностью, в художественной – эстетическими достоинствами. Можно отбирать для ЧК новинки литературы, наиболее значимые в последнее время. В этом случае перед библиотекарем встают дополнительные задачи – он должен сам ознакомиться, прочитать предлагаемую на конференцию книгу или литературу по теме.
Воспитательная и образовательная роль ЧК может быть значительная, если все ее участники, а не только выступающие, придут подготовленными со своим мнением и суждением по обсуждаемой проблеме или теме.
Типы и виды конференций
Кино- и телеэкранизация произведения могут стать основой читательско-зрительской конференции, но в этом случае задачи мероприятия усложняются за счет развития не только читательского, но и зрительского интересов, одновременного повышения уровня культуры чтения и культуры видения. А библиотекарю, ведущему подобное мероприятие, нужно уметь анализировать, помимо печатного издания, еще и кино- или телефильм.
Как правило, выбираются фильмы-экранизации, рассчитанные на широкую аудиторию, поднимающие социально-значимые проблемы: воспитание подрастающего поколения, взаимоотношения в семье, в быту, в школе и т.п. Например, “Вам и не снилось” по одноименной повести Г.Щербаковой, “Весенние перевертыши” и “Расплата” В.Тендрякова, “Завтра была война” Бориса Васильева, “Альпийская баллада”, “Сотников”, “Знак беды” Василя Быкова, “Берег”, “Выбор” Юрия Бондарева и мн. др.
Если подросткам интересна тема, раскрываемая в произведениях, не имеющих отношения к программе школьного курса литературы, - возможно, она сделает ребят более активными.
Читательские конференции бывают проблемными и отчетными.
Содержание проблемных конференций связано с крупными событиями общественной, культурной или научной жизни страны, они организуются для старших подростков, учитывают уровень их читательского развития.
Содержание отчетной конференции продиктовано заботой библиотекаря о повышении культуры чтения подростков, основывается на тщательном изучении читательских интересов группы или класса и должно указывать на перспективу в чтении.
Например, отчетная ЧК «Что мы читали в этом году». При подготовке к ней необходимо проанализировать читательские формуляры, нацелить участников на самокритичные выступления, защиту своих читательских интересов, на раздумья о перспективах чтения.
Диспуты чаще всего посвящаются актуальным проблемам, связанным с нравственным выбором. Это могут быть взаимоотношения “отцов и детей”, развитие культуры чувств, подготовка к жизни в семье и др. Примеры названий диспутов: “Что значит быть современным?”, “Человек в мире вещей”, “Читать – это модно?” и др.
Вопросник
В зависимости от целей и задач дискуссии или ЧК формулируются вопросы. Вопросник желательно составлять вместе с активом, оргкомитетом по подготовке конференции. При составлении вопросника важно помнить, что он выступает не как жестко зафиксированный указатель, как и о чем говорить и дискутировать, а как ориентир в обсуждаемом вопросе.
Вопросник вывешивают рядом с объявлением о конференции, публикуют в пригласительном билете. Обычно он выполняет роль своеобразной программы не только публичного обсуждения, но и предшествующих ему бесед, служит основой для отбора литературы во время подготовки к ЧК или диспуту.
Формулировка вопросов должна соответствовать определенным правилам: вопросы не должны допускать однозначных ответов типа “да” и “нет”, и в то же время расширительного толкования, ухода от темы. Например, не рекомендуется задавать вопрос “Как вы относитесь к людям, живущим по принципу “Своя рубашка ближе к телу?”. Вряд ли во время публичного выступления подростки будут отстаивать правомерность данного принципа. Правильнее было бы поставить вопрос таким образом: “Можете ли вы привести пример (из литературы или личного опыта), когда поступок, совершенный в соответствии с принципом “Своя рубашка ближе к телу”, сыграл важную роль в судьбе человека и его окружающих?”.
Книжная выставка
Список рекомендуемой литературы включает обычно 5-6, реже 8-10 названий, в т.ч. критическую и справочную литературу. Желающих более широко ознакомиться с кругом изданий по теме вы можете отослать к книжной выставке, подготовленной в библиотеке.
Желательно, чтобы книжная выставка, в зависимости от темы конференции, включала в себя информацию об авторе книги, его портрет, различные издания книги, которая обсуждается на конференции.
На выставке будут уместны иллюстрации к обсуждаемым произведениям как профессиональных художников, так и детей. Здесь же можно разместить результаты анкетирования или опроса и т.д.
Если же вы проводите конференцию по какой-либо полемической газетной или журнальной статье, тогда на выставке целесообразно представить разные мнения по этой теме, освещенные в периодической печати или в интернете.
Правила ведения дискуссии
Эти правила должен знать и соблюдать ведущий конференции или диспута; необходимо довести их до сведения всех участников.
Правила:
- прежде, чем спорить, подумай, о чем будешь говорить;
- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;
- начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;
- помни, что лучшим доказательством являются факты;
- выступая, старайся опираться на интересные всем присутствующим публикации классиков и современников;
- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.
Ведущий
Успех ЧК во многом зависит от ведущего. Эту роль может выполнить человек, хорошо знакомый с существом предмета дискуссии. Если вы собираетесь говорить о тяжелом роке, но мало смыслите в нем, лучше пригласите на эту роль преподавателя музыки, большого любителя их числа старшеклассников или популярного в поселке диск-жокея.
Другое обязательное требование к ведущему - владение искусством публичного выступления, знакомство с кругом рекомендуемой литературы.
При проведении ЧК или диспута можно выбрать одновременно двух ведущих: библиотекаря и читателя или приглашенного гостя, или учителя. Атмосферу живого диалога придает присутствие на обсуждении автора книги.
Подведение итогов
В заключении конференции ведущий обязательно должен подвести итог обсуждению или дискуссии, дать окончательные ответы на спорные вопросы, охарактеризовать правильную позицию и ошибочные мнения. Желательно, чтобы по достоинству были оценены наиболее удачные выступления.
Подводя итог, ведущий дает обобщающую характеристику изданий, расширяющих и углубляющих интерес к предмету спора.
Иногда конференции и диспуты заканчиваются принятием каких-либо решений, например, связанных с борьбой с негативными явлениями в школе, в семье, в природе и т.п. В таком случае библиотекарю важно по мере возможности помочь ребятам в выполнении подобных решений, принять участие в их идеологическом обеспечении.
Оформление помещения
Необходимо продумать оформление помещения, в котором будет проводиться публичное обсуждение. Это могут быть развешанные на стенах шутливые рисунки, лозунги, афоризмы, шаржи. Они не только не умаляют значимости обсуждаемой темы, но еще и создают атмосферу доверия, без которой диспут невозможен.
Здесь же желательно разместить вашу книжную выставку, детские рисунки или фотографии; нелишним будет плакат с правилами проведения обсуждения или дискуссии.
Планируя мероприятие, необходимо также обдумать место и время проведения ЧК, расстановку мебели. В зависимости от темы ЧК, возможно, потребуется преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.
Необычное освещение может привнести в мероприятие необходимый настрой.
Организационные вопросы
В период подготовки конференции определяется примерный регламент, рассчитывается время проведения ЧК. Необходимо продумать также техническое обеспечение мероприятия: наличие микрофонов, назначение ответственных за музыкальное сопровождение, за сбор записок в аудитории и т.д.
Музыкальный фон зачастую создает соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.
Этой цели служит необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.
Специально подготовленное вступительное слово ведущего - своеобразный пролог к основному действию (в виде притчи, легенды, сказки, письма, прочтения отрывка из произведения, рассказа об интересном событии из жизни автора), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.
Вот пример замечательной «провокации» для детей:
По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
А затем предложите детям заняться поиском этой самой истины.
Если вы решили провести читательскую конференцию в форме литературного суда, значит нужно заранее расписать роли обвинителя, защитника, общественных обвинителей и прочих атрибутов подобного мероприятия. В таком случае нужны предварительные репетиции.
Некоторые ЧК предполагают наличие не только вопросника, но и всего сценария проведения конференции.
Методические советы
- Средняя продолжительность читательской конференции не должна превышать 45-50 минут.
- Желательно вести учет книговыдач по теме конференции или диспута на этапе подготовки, так как он поможет вам контролировать и регулировать процесс подготовки участников к предстоящему обсуждению. Подобный учет уместен и после проведения ЧК – он покажет вам, достигнута ли цель вашего мероприятия, была ли она интересна его участникам.
- Целесообразно обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
- Помните, что большая работа по осмыслению содержания обсуждаемого произведения происходит во время подготовки мероприятия, а не во время проведения.
- Желательно вовлекать школьников в процесс подготовки конференции без принуждения, продумывать функционал участников в соответствии с их способностями и интересами.
- Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении мероприятия.
- Чтобы умело организовать психологический настрой на конференции, можно воспользоваться помощью классного руководителя, учителя, психолога, пробуждая интерес, любопытство, возбуждая радостное ожидание предстоящего события.
- Привлекать к участию в конференции родителей. Возможно, обсуждение произведения продолжится в семье, побудит к совместному прочтению других произведений.
- Гибко выстраивать структурные части конференции или диспута, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
- Завершить конференцию можно ее коллективным анализом, применяя различные способы рефлексии (обратной связи).
- По возможности оставить на память участникам конференции закладки, фотографии и др.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (ПРИГЛАШЕНИЕ)
Уважаемые обучающиеся 7-9 классов, родители, педагоги!
Приглашаем Вас принять участие в читательской конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Наследие Великой Победы», которая состоится 25 мая 2020 года в ГБОУ школа_________ по адресу:__________
Целью конференции является обсуждение широкого круга вопросов, касающихся наследия Великой Отечественной войны, популяризации и сохранения исторической памяти о войне, обсуждение роли искусства в популяризации исторической памяти о войне является одним из основных факторов, обеспечивающих сплоченность современного российского общества. Она способствует сохранению духовного потенциала, формирует нравственные идеалы и ценности, вырабатывает мировоззрение молодых поколений. Победе над фашизмом.
На конференции предполагается заслушать доклады по следующим вопросам и обсудить их:
- Тема войны в произведениях литературы и музыки.
- Историческая память о войне, сохраненная на страницах литературных произведений.
- История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
- Одоева Валентина Павловна – героиня войны.
- Наше наследие Великой Победы.
Рабочие языки Конференции: русский
ПРОГРАММНЫЙ КОМИТЕТ И ОРГКОМИТЕТ (PDF)
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ (PDF)
Статьи, прошедшие двойное слепое рецензирование, будут рекомендованы к размещению в издании, индексируемом в наукометрических базах Scopus и Web of Science.
По итогам работы Конференции планируется издание сборника материалов «Наследие Великой Победы». Материалы также будут размещены на сайтах ГБОУ гимназия №70
Правила представления материалов
- Желающим принять участие в работе Конференции необходимо заполнить заявку с регистрационной формой и направить ее вместе с текстом публикации по электронной почте …………….@mail.ru с пометкой «Конференция» до 20.04.2020 г.
- Текст публикации принимается до 15.04.2020 г.
- К тексту статьи необходимо приложить экспертное заключение о возможности открытого опубликования, которое оформляется по месту работы (см. приложение 2) и лицензионный договор для размещения в РИНЦ (см. приложение 3).
Скачать их можно здесь:
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИЦЕНЗИОННЫЙ ДОГОВОР
Оргкомитет оставляет за собой право отбора материалов для публикации. Материалы проходят рецензирование и проверку в системе «Антиплагиат». Работы печатаются в авторской редакции.
Правила оформления материалов для публикации:
- Статьи подаются в шаблоне. Скачать шаблон можно здесь: шаблон
- Рукопись статьи должна быть набрана в текстовом редакторе Microsoft Word в формате *.doc шрифтом Times New Roman, 12 pt, интервал одинарный. Объем статьи от 5 тыс. до 10 тыс. знаков.
- Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Ссылки на литературные источники даются в тексте в квадратных скобках и нумеруются в порядке их упоминания [1], [2], [3]..., список использованных источников приводится в конце статьи с обязательным указанием конкретной страницы (страниц) при цитировании, общего количества страниц книги или журнальной публикации (с какой по какую).
- В конце статьи приводятся сведения об авторе (авторах) – место учебы, работы: школа, класс, специальность, согласно номенклатуре педагогических работников, адрес электронной почты, контактные телефоны, почтовый адрес. Рукопись статьи должна быть тщательно вычитана автором (авторами).
- Название файла – по фамилии автора.
Структура публикации:
- УДК в соответствии с классификатором (в верхнем левом угле);
- Фамилия (фамилии) с инициалами автора (авторов) на русском языке (справа);
- Заголовок статьи (до 10 слов) на русском языке (по центру, прописные буквы);
- Сведения об авторе – ФИО (полностью), класс, место учебы или работы, должность, адрес, e-mail (на русском языке);
- Аннотация на русском языке (объемом 200-250 слов);
- Ключевые слова на русском языке (5-8 слов);
- Текст статьи;
- Список литературы - См. Приложение 4;
Адрес проведения конференции и контактная информация
Конференция проводится в ГБОУ школа___________ по адресу:
г. Санкт-Петербург, ______________ ул., ________ (станция метро__________).
Электронный адрес оргкомитета:
Контактные лица:
Матвеева Светлана Сергеевна
Денисенко Лариса Анатольевна
- Учителя русского языка и литературы
Пример оформления списка литературы:
Список литературы
- Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 583. Оп. 7. Д. 667.
- Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат,1948. 192 с.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
Цели:
а) вызвать у учащихся интерес к личности писателей и их творчеству, желание прочитать книги о войне;
б) показать, что внимание авторов сосредоточено на поступках людей в трагедийных ситуациях, проблеме нравственного выбора героя на войне;
в) воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма.
Оборудование: Портреты С. Смирнова, К. Симонова, Б. Васильева, К. Воробьёва, В. Курочкина, Е.И. Носова, В. Быкова, выставка книг, доклады обучающихся, видеоролики. презентация
Слайд 1 (коллаж)
Ход конференции:
Звучит музыка песни «Давным-давно была война ...»
Учитель-ведущий:
Наша сегодняшняя читательская конференция «Наследие Великой Победы» посвящена Великой Отечественной войне, и проводим мы ее в преддверии великого праздника - Дня Победы. 9 Мая 2020 года исполняется 75 лет Великой Победы русского народа, Победы в Великой Отечественной войне.
Какой была эта война? Почему мы сумели одержать победу в этой жестокой войне? Какова её цена?
Слушая музыку военных лет, размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем картины прошлого в своем сознании и сердце и тем самым проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага.
Я считаю, что выбор темы сегодняшней читательской конференции актуален вдвойне. Мы с радостью и гордостью в душе готовимся отмечать День Победы. С радостью – потому что живем в свободной стране под мирным небом, с гордостью – потому что это наши деды и прадеды отстояли нашу землю, освободили не только свою страну, но и внесли решающий вклад в дело освобождения всей Европы от фашистских захватчиков. Давайте обратимся к первому вопросу нашей конференции:
- Тема войны в произведениях литературы и музыки
- Проект по теме: «Бессмертная симфония» (Проект подготовила ученица 9 Б Дзендор Алиса).
- Проектная работа по теме “Тема войны в произведениях литературы и музыки”. (Проект подготовил ученик 9Б класса Агеев Дмитрий).
Учитель-ведущий:
Ребята. Время неумолимо движется, уходят от нас очевидцы войны, фронтовики и тыловики, истлевают документы, несущие правду о войне и ее наследии. Не все так надежно в наше время. Появились попытки фальсифицировать, переписать историю Второй мировой войны, которые предпринимаются не только в европейских странах так называемого дальнего зарубежья (но, что самое обидное, в странах, которые совсем недавно были в составе нашего государства и разделили с нами все тяготы этой войны) вызывают возмущение и негодование. Трудно даже представить, что испытывают сейчас люди, пережившие события той ужасной войны как на полях сражений, так и на оккупированных территориях, в концлагерях, в партизанских отрядах, на заводах и фабриках в тылу… Только зная правду, храня память о справедливом, освободительном характере Великой Отечественной, о реально происходивших событиях, мы можем противостоять лжи и цинизму.
И в этом неоценимую роль играют произведения писателей-фронтовиков, людей, знавших о войне не понаслышке. Об этих произведениях сегодня и пойдет речь.
Сколько лет прошло, но не может стереться в памяти та великая эпоха, тот великий подвиг советского народа.
Многие писатели, поэты посвящали теме подвига советского народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как Сергей Смирнов («Брестская крепость»), Константин Симонов («Живые и мертвые»), Борис Васильев («А зори здесь тихие ... »), Константин Воробьёв («Гуси-лебеди», «Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой»), В. Курочкин («На войне как на войне»), Е.И. Носов («Красное вино Победы»), Василь Быков («Обелиск») и многие другие. Эти писатели знали войну по собственному фронтовому опыту, их интересовали не масштабные битвы и торжественные марши, а «пядь земли», за которую дрались и умирали солдаты.
Ведущий.1 Василь Быков говорил: «Война - это повод поговорить о хорошем и плохом в человеке. Войной должны заниматься историки, а писатели - осмыслять нравственные истоки в военных событиях».
Ведущий.2 Многим из нас известно имя этого писателя, и сегодня мы предлагаем вам стать участниками читательской конференции по произведениям С. Смирнова, К. Симонова, Б. Васильева, К. Воробьёва, В. Курочкина, Е.И. Носова, В. Быкова. Предлагаем принять участие в обсуждении вопроса:
(Слайд 2)
Историческая память о войне, сохраненная на страницах литературных произведений.
Докладчик 1 (повесть К. Воробьева «Это мы, Господи!»)
(Слайд 3 – К.Воробьев)
Война... Это страшно... Мы знаем и слышали о ней много, но нам не осознать до конца, что такое война. Однако ясно одно: война— ад, «мясорубка», перемалывающая человеческие жизни, коверкающая людские судьбы. Не дай нам, Господи, когда-либо столкнуться с войной лицом к лицу...(Стихотворение «Перед атакой» читает ученица 7Г класса Губкина Настя).
О Великой Отечественной войне написано много книг. Среди них — произведения нашего земляка Константина Воробьева.
Константин Дмитриевич Воробьев родился 16 ноября 1919 года в селе Нижний Реутец (сейчас это Медвенский район Курской области). После окончания семилетки уехал в Москву. Работал и учился в вечерней школе. Во время службы в армии был литсотрудником многотиражной газеты военной академии, в 1939 году в армейской газете напечатал свои первые рассказы. В начале войны был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой. Контуженный, он попал в плен. Константин Воробьев пережил ужас фашистских концлагерей, 24 сентября 1942 года бежал из плена. С той поры он стал отмечать день своего второго рождения 24 сентября. После побега продолжал сражаться с фашистами на литовской земле, был командиром партизанской группы до самого освобождения Литвы.
Закончилась война, однако вернуться на родину писатель не мог: бывшего узника немецких концлагерей здесь ждала страшная участь – клеймо предателя и уже советский концлагерь. Литва стала родиной его детей, здесь в 1954 и 56 годах вышли в свет его первые книги. А в это время в архиве одного из московских журналов лежала автобиографическая повесть-откровение, повесть-крик «Это мы, Господи!..». Она увидит свет лишь в 1986 году.
(Слайд 4 – обложка книги К. Воробьева «Это мы, Господи!» )
Повесть была написана в 1943 году, когда короткая передышка в партизанских боях позволила Воробьеву рассказать о том, что случилось с ним в немецком плену.
Повесть автобиографична, наверное, поэтому настолько пугающе правдива. Страшно читать о лагерях военнопленных, о нечеловеческом обращении фашистов с заключенными, об обезумевших, потерявших человеческий облик людях, о тщетных попытках побегов и последующих зверских пытках...
Перед нами судьба человека, одного из миллионов попавших с немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «...я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.
В плен Сергей попал, когда немцы в 1941 году, в декабре, отступали от Москвы на Волоколамск.
(ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА)
Декабрь 1941 года был на редкость снежным и морозным. По широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск нескончаемым потоком тек транспорт отступающих от Москвы немцев.
Ползли танки, орудия, брички, кухни, сани.
Ползли обмороженные немцы, напяливая на себя все, что попадалось под руку из одежды в избе колхозника.
Шли солдаты, накинув на плечи детские одеяла и надев поверх ботинок лапти.
Шли ефрейторы в юбках и сарафанах под шинелями, укутав онучами головы.
Шли офицеры с муфтами в руках, покрытые кто персидским ковром, кто дорогим манто.
Шли обозленные на бездорожье, на русскую зиму, на советские самолеты, штурмующие запруженные дороги. А злоба вымещалась на голодных, больных, измученных людях... В эти дни немцы не били пленных. Только убивали!
Убивали за поднятый окурок на дороге.
Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки.
Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе.
Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах.
Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами, целыми сотнями - из пулеметов и пистолетов-автоматов!
Трудно было заблудиться немецкому солдату, возвращающемуся из окрестной деревни на тракт с украденной курицей под мышкой. Путь отступления его однокашников обозначен страшными указателями. Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог.
Шли эти люди к месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути в мягкой постели родной страны - в снегу, и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить!..
В числе военнопленных, двигавшихся под конвоем немцев, как раз и был Сергей. Ему повезло, его не убили в дороге, не изувечили, хотя и избили, и он попал в ржевский лагерь военнопленных. Но так ли повезло? Ведь там, в лагере, заключенных ожидала долгая, мучительно долгая смерть от голода. Шестьдесят граммов хлеба в день. Как же выжить в таких условиях, а тем более такому сильному, здоровому, молодому, как Сергей, которому должно исполниться только двадцать три года. Но он выжил, переболев тифом, выкарабкался из цепких лап смерти. Окончательно поправиться помог ему доктор Владимир Иванович Лучин, который в этой преисподней умудрялся помогать людям и даже собирал «в доску своих», чтобы бежать. Но доктор не был единственным человеком такого рода. Костров встретил и капитана Николаева, и Ванюшку, и Мотвякина с Устиновым. Всех этих людей объединяла поразительная любовь к жизни, стойкость, желание сбежать из плена.
Мысль о побеге согревала душу главного героя в страшных условиях фашистского плена. Он голодал, научился беречь каждую крошку хлеба, но всегда был готов поделиться с другими. Он не терял присутствия духа, хотя это было почти невозможно. Сергей побывал во многих лагерях смерти, видел, как ни за что, просто ради забавы, фашисты расстреливали беззащитных людей, как морили их голодом, видел, во что превращается большинство узников, уставших бороться. Но Сергей видел и других людей, до последних минут борющихся за жизнь и, подобно ему, стремящихся к побегу. Редко кому удавалось сбежать, но Сергею это оказалось по силам.
Первая попытка оказалась неудачной: его и Ванюшку — мальчика лет семнадцати, который согласился бежать с Сергеем, — поймали, и «прыгали кованые сапоги по двум распростертым телам...». Но беглецы выжили, и снова был побег...
Беглецы скрывались, пробираясь к родной земле. Но все же Сергей остался один, когда схватили Ванюшку. Герой чуть было не погиб в болоте, попал в лапы к эсэсовцам... и снова бежал! Но вот беда: отказала правая нога — идти невозможно! И снова плен, и снова допросы, пытки, издевательства...
Господи, что же делают с человеком такие испытания, какие вынес и пережил Сергей Костров! Молодой парень за несколько месяцев превратился в старика.
Сергей почти отчаялся. Почти... Там, в глубине души, осталось то, что можно вырвать, «но только цепкими когтями смерти». Сергей сберег это «то». Несмотря на все, что еще ждало его, «он жив, а значит, будет бороться, не за право просто существовать, а за право на жизнь, свободную жизнь...».
Заканчивается повесть (точнее, её первая часть) настойчивыми мыслями героя: «Бежать, бежать, бежать…».
«Это мы, Господи!» — страшная книга. Но все написанное — правда, жестокая правда о войне, о плене, о фашистах... Пусть это не первое и не второе произведение о войне, но это не просто повесть, это строки, написанные кровью, это то, что выстрадано самим автором, это своего рода крик души — это мы, Господи, мы, люди, прошедшие через ад войны. Эта книга — предупреждение людям, предупреждение о том, что война — это не просто страшно, война — смерть не только физическая, но и духовная. Это огромный удар, удар по самому больному, что есть у всех нас, — по нашей жизни, по нашим родным и близким, просто по людям... (Стихотворение «Русская речь» читает ученик 7Г класса Ракин Иван).
Докладчик 2 (повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой»)
(Слайд 5 – обложка книги К.Воробьева «Убиты под Москвой»)
Книги могут нравиться или не нравиться. Но есть среди них такие, которые не попадают ни в одну из этих категорий, но представляют собой нечто большее, которые врезаются в память, становятся событием в жизни человека. Таким событием для меня стала книга Константина Воробьева «Убиты под Москвой».
Действие повести происходит в ноябре 1941 г.; фронт приближается к Москве. Рота кремлевских курсантов идет на фронт.
(Слайд 6 - ЭПИЗОД ФИЛЬМА)
(Слайд 7 – обложка книги К. Воробьева «Убиты под Москвой»)
Нужно рыть окопы, и взвод лейтенанта Алексея Ястребова быстро выполнил задание. Появляются немецкие самолеты, но пока не бомбят. К позиции взвода подходят вышедшие из окружения бойцы, среди которых - генерал-майор, командир дивизии. Выясняется, что прорван фронт и соседняя деревня занята немцами.
Начинается обстрел, убиты шестеро курсантов и политрук. Капитан Рюмин, командир роты, получает приказ отступить, но пока он посылал связного в штаб полка, рота оказалась окружена немцами. Капитан решает идти в наступление. Рота окружает занятое немцами село и внезапным ударом занимает его. Алексей в первом близком бою испытывает страх и отвращение - ему приходится убить немца.
Бойцы подходят к лесу - но тут начинается самолетный налет, бомбардировка, а за самолетами в лес входят танки и пехота немцев. Упав на землю, в воронку, Алексей оказывается рядом с курсантом из третьего взвода, который, как понимает лейтенант, "трус и изменник", - ведь идет бой и другие гибнут. Но курсант исступленно шепчет Алексею: "Мы ничего не сможем... Нам надо остаться живыми... Мы их потом всех, как вчера ночью..." Он просит лейтенанта застрелить его, чтобы не попасть в плен к немцам. После боя они вдвоем идут из леса и выходят на то место, где им ранее встретился отряд НКВД. Там они встречают капитана Рюмина и еще трех бойцов, остаются ночевать в скирдах сена. Наутро Алексей и капитан видят в небе бой советских истребителей с немецкими "мессершмиттами"; наши "ястребки" погибают. Капитан Рюмин стреляется, и Алексей вместе с курсантами роют ему могилу. Тут появляются два немецких танка - один из них идет на Алексея, тот бросает в танк бутылку с бензином, падает на дно могилы, - оказывается, ему удается подбить танк. Курсанты, спрятавшиеся в скирдах, погибли; Алексей выбирается наружу и идет на восток.
«Убиты под Москвой» — по форме короткая повесть, однако по содержанию она включает в себя целую эпоху. Такое ощущение появляется потому, что война, врываясь в человеческую жизнь, влияет на нее, как ничто другое, радикально меняет ее.
Проблемы, встающие перед человеком на войне, почти те же, что и в мирное время, однако они поставлены настолько остро, требовательно, что от них не скрыться, не убежать. Эти извечные проблемы героизма, гуманизма, долга решает для себя курсант Алексей Ястребов. Автор говорит словами Рюмина: «Судьба каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой». В судьбе одного курсанта словно сконцентрировалась судьба всей России. (Стихотворение читает ученик 7Г класса Ситников Вадим).
Актом огромного гуманизма и гражданского мужества стало само слово в защиту тех, кто струсил, спасовал, проявил слабость в тяжелую минуту, «придавленный к земле отвратительным воем приближающихся бомб», вжавшийся в нее под минометным обстрелом». Тот, кто переборол в себе чувство страха, безусловно, герой. Но в остальных, менее сильных духом, автор учит видеть не трусов, а прежде всего людей. Обыкновенных. Таких же, как те, что не почувствовали еще в жизни настоящего страха, не увидели смерть вблизи, но берутся судить свысока, не имея на то морального права!
На протяжении всей повести я задавал себе вопрос: «А как бы я поступил на месте героев Воробьева?» И, честно ответив на него, понимал, что не все в жизни можно разделить на черное и белое, трусость или героизм.
К тому же, говорит автор, погибать страшно и противоестественно, но погибать напрасно, бесполезной жертвой, противно самой природе человеческой, тому, что отличает человека от зверя. Протест против этого звучит в потрясающей сцене, когда курсанты в отчаянии и бессилии стреляют в горизонт.
Автор прощает своим героям страх за собственную жизнь еще потому, что жизнь человеческая была ценна для них вообще, и своя, и чужая. Преодоление любви к человеку, заложенной в них заповедью «не убий», стало для них даже мучительнее, чем борьба с трусостью. Война отбрасывает высшие нравственные ценности, лучшие человеческие качества: доброту, гуманность, способность к сопереживанию — и превращает их в источник слабости. Ведь надо совершить единственный выбор: мы или они. Поэтому очень трудно, мучительно происходит перестройка сознания, вырабатывается ненависть к врагу. Константин Воробьев, будучи писателем-философом, гуманистом, под жертвами войны понимает не только убитых и пострадавших физически, но и духовно, тех, кто пересилил в себе ради высшей цели — справедливости — чувства добра и милосердия. В этих жертвах — тоже ужас войны.
Сначала у Алексея «сердце упрямилось» думать о фашистах «иначе как о людях». Сердцем он еще чувствовал, что убийство — преступление. Первый немец, убитый им во время ночной атаки, для него все еще такой же человек. (ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА)
Немец лежал в прежней позе -- … лицом вниз. Задравшийся мундир оголял на его спине серую рубаху и темные шлейки подтяжек, высоко натянувшие штаны на плоский худой зад. Несколько секунд Алексей изумленно смотрел только на подтяжки: они пугающе "по-живому" прилегали к спине мертвеца.
Издали, перегнувшись, Алексей стволом пистолета осторожно прикрыл их подолом мундира и пьяной рысцой побежал со двора.
Алексей пытался и не смог взглянуть в лицо убитого немца, боясь, что оно будет лицом человека, а не врага. Воробьев не осуждает своего героя и не оправдывает его. Писатель не призывает к ненависти или мести — он лишь с огромной, бесконечной болью говорит, что сама жизнь учит этому. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков уцелевших после налета курсантов — все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя. В нем зарождается ненависть, освященная воспоминаниями детства. Да, он приобрел способность ненавидеть, ибо «так было легче идти», так было легче воевать. Но он при этом многое, очень многое потерял. То, как он «вяло, всхлипывающе» повторял ничего не значащие слова: «Стерва... Худая...» — было внешним выражением этой ужасной потери...
Опустошенный страшными потерями, человеческий ум начинает болезненно подмечать подробности: вот сожжена изба, а на пепелище ходит ребенок и собирает гвозди; вот Алексей, идущий в атаку, видит оторванную ногу в сапоге. «И понял все, кроме главного для него в ту минуту: почему сапог стоит? »
И жизнь, и смерть описаны с ужасающей простотой, но сколько боли звучит в этом скупом и сжатом слоге!
Верный окопной правде войны, К. Воробьев, поведав о гибели молодых, красивых, полных жизни безоружных людей, брошенных под немецкие самолеты и танки, поставленных в нечеловеческие условия, рассказал, как там было на самом деле.
И прав был Виктор Петрович Астафьев, утверждая, что «повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтоб никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами...»
Докладчик 3 (повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
(Слайд 8 – Б.Васильев)
Борис Львович Васильев – известный российский писатель, наибольшую известность получили его произведения «В списках не значился», «А зори здесь тихие», «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война», также Б.Васильев является автором исторических романов.
Б.Васильев родился в семье кадрового военного в 1924 году. В 1941 году он ушел добровольцем на фронт. Именно поэтому его произведения на военную тематику звучат так пронзительно остро, затрагивая наши души всякий раз, когда мы обращаемся к ним.
Повесть «А зори здесь тихие» принесла известность и популярность Б.Васильеву как писателю, в 1969 году за эту повесть ему даже была присуждена Государственная премия. Новаторство этого произведения было в тематике: Б.Васильев поднял тему «женщина на войне».
(Слайд 9– обложка книги Б.Васильева «А зори здесь тихие»)
Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18-19-20 лет. Они имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус: кто-то из интеллигентской семьи, кто-то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто-то уже и замужем побывал и мужа на войне потерял, а кто-то лишь жил мечтами о любви. (звучит песня «В землянке» в исполнении ученицы Бычковой Доминики).
Их командир, наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука.
32-летний Федот Евграфович Васков – командир небольшой зенитной точки, находящейся в тылу, в задачу которой входит уничтожение вражеской авиации, совершающей налеты на нашу землю. Место, в котором он служит командиром, не является передним краем, но Васков прекрасно понимает, что его задача тоже важна, и он с честью относится к порученному делу. Он переживает за то, что в этом относительно спокойном месте солдаты теряют, так сказать, боевую форму, спиваются от безделья. Он получает выговоры за плохую воспитательную работу, но все равно пишет рапорты начальству и просит прислать непьющих бойцов.
(Слайд 10 - КАДРЫ ФИЛЬМА)
Васков и думать не думал, что, выполняя его просьбу прислать непьющих, ему пришлют целый отряд девушек.
Завязкой событий является момент, когда одна из девушек-зенитчиц, Рита Осянина, возвращаясь в часть, увидела диверсантов. Это означало, что враг уже пробрался в тыл армии и начинает создавать угрозу изнутри. Этого врага необходимо уничтожить. Старшина Васков, узнав от Риты, что диверсантов всего два человека, берется за выполнение этой задачи, просчитав, что с таким врагом он и девушки-помощницы сумеют справиться самостоятельно. Он создает группу из пяти девушек, возглавляет эту группу, и они отправляются на выполнение задачи.
Борьба девушек и Васкова с фашистами-диверсантами становится центральным событием повести, во время которого раскрываются характеры героев, проявляется их сущность. Столкновение происходит в лесу возле озера. В самом начале этого события девушки и Васков узнают, что они ошиблись: диверсантов не двое, как они предполагали, а шестнадцать человек. Они не уходят с выбранной позиции, надеясь, что им удастся обмануть врага. Конечно, это не было наивной надеждой, они понимали, что силы неравны, но долг не позволил бы им сбежать, спасая свои жизни.
Каждая из девушек – героинь повести достойна отдельного рассказа, но сегодня я хочу рассказать об одной из них – Жене Комельковой. Глядя на нее, восхищенные девушки говорили: «Ой, Женька, тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате». Генеральская дочь Женя стреляла в тире, охотилась с отцом на кабанов, гоняла на мотоцикле, пела под гитару и крутила романы с лейтенантами. Она умела весело смеяться, радуясь тому, что просто живет. Так было, пока не пришла война. На глазах у Жени была расстреляна вся ее семья. Последней упала младшая сестренка: ее специально добивали. Жене тогда было восемнадцать лет, ей оставалось прожить последний год. Женя – девушка-украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем.
Рыжая красавица Комелькова трижды спасает группу. В третий раз ценой собственной жизни: она приняла огонь на себя, уведя фашистов от раненой Риты Осяниной.
(Слайд 11 - КАДРЫ ФИЛЬМА)
Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич. Об этом и ещё о многом говорит нам своей повестью Борис Васильев.
Докладчик 4 (повесть В.Курочкина «На войне как на войне»)
(Слайд 12 – В.Курочкин)
О Великой Отечественной войне написано много. Эта тема не теряет своей актуальности на протяжении семидесяти лет. Мы читаем произведения В.Астафьева, В.Быкова, К.Воробьёва, Ю.Бондарева, Е.Носова и многих других писателей, узнаём правду о величайшей трагедии в истории России.
Виктор Курочкин… Имя этого писателя знакомо, к сожалению, не всем. Курочкин знал войну не понаслышке, а был непосредственным её участником, артиллеристом. Через двадцать лет после окончания войны появилась его повесть с ярким, запоминающимся названием - «На войне как на войне».
(Слайд 13 – обложка книги В.Курочкина «На войне как на войне»)
Главный герой повести - командир самоходного орудия, молодой лейтенант. Писатель даёт ему простое имя - Саня, а фамилия его необычная - Малешкин. Маленький, юный, необстрелянный, неприметный – так мы можем понять замысел автора. И действительно, начиная читать это произведение, сразу удивляешься: кажется, как он, Малешкин, может кем-то командовать, если сам ещё почти ребёнок с детским, наивным, простодушным взглядом на жизнь?
В начале повести Саня – это простой парень, для которого «лес ни с чем не сравнимое чудовище», его экипаж две ночи сидит под машиной в яме, а сам лейтенант, попавший на войну после училища, ещё и боя серьёзного не видел. Саня разочарован от того, что у него не всё «как на войне», но ведь как в жизни! Ему ненавистен пустой корпус самоходки, его оскорбляет и прозвище «корпусного генерала», которое дали ему товарищи. Герой попадает в нелепые ситуации, глупые и досадные, часто становится посмешищем для своих сослуживцев. А нелепость подстерегает на каждом шагу: то карта ему не достанется, то самоходка в нужный момент не заводится, то ложку не может найти, а то и может вытащить гранату без чеки, хотя потом выясняется, что взрыватель-то был испорченный!
(Слайд 14 - КАДРЫ ФИЛЬМА)
«Шут гороховый» и «разгильдяй», по словам его командиров, он по-детски обижается на всех, даже плачет «горькими, злыми слезами» и мечтает только о том, чтобы не отправили его в резерв.
Саня Малешкин на своей самоходке как будто бы едет вслед за войной, догоняет настоящих врагов, фашистов, а сам ещё и жизни не видел, не любил никого. А как хочется любить! Может быть, поэтому Саня в каждой встречающейся ему девушке видит свою невесту и мгновенно влюбляется. Но и тут ему не везёт: то наводчик его опередит, то сам доверится девушке по переписке.
Настоящая война сначала живёт лишь в романтических мечтах Малешкина. А на войне, к его большому разочарованию, все не «как на войне»: и атака не такая (не хватает стремительности), и нет смертельного ранения. Но чем ближе война, тем больше холод и страх смерти закрадывается в душу Сани.
Какой мальчишка не мечтает стать героем? Всё мечтают! Вот и Малешкин всегда хотел совершить подвиг, получить за отвагу награду: «У всех ребят в полку были ордена, у Пашки Теленкова - три. А у Малешкина - ни медали, ни значка».
Наконец-то настал он, момент истины! Герой В.Курочкина совершает подвиг, когда вовсе не думает о героизме. Младший лейтенант Малешкин «как будто сразу и повзрослел, и поумнел». Подбив два танка, экипаж, возглавляемый Саней, собрался умирать, покинув самоходку. Автор и в столь роковой момент будто иронизирует, давая своему герою ещё немножко пожить: «самоходка, нахлобучив на себя крышу хаты, ползла по огородам». Первый настоящий бой Сани и его экипажа прошел удачно, но вот полковник сомневается: быть может, вовсе не Малешкин подбил фашистские танки? Саня «переполнен счастьем, даже смерть его товарища Пашки как будто не огорчает лейтенанта: «для печали-жалости не осталось в его душе ни одного, даже крохотного, закоулка». Можно Саню обвинить в душевной чёрствости, тщеславии? Да, наверное, можно! Но не надо забывать о том, что он слишком молод. К сожалению, война беспощадно расправляется с юностью, наивностью.
Погибает Саня обыденно, просто - не в бою, а в машине во время ужина. Страшная и нелепая смерть! Погибает молодой лейтенант, едва увидев настоящую войну, и никогда он уже не напишет письмо матери, не встретится с девушкой-москвичкой, и не получит орден, о котором втайне мечтал.
Повесть В.Курочкина «На войне как на войне» удивила меня своей простотой, незамысловатостью. Автор искренне и правдиво рассказал о судьбе простого человека, молодого лейтенанта. Читая повесть, смеёшься над нелепыми поступками Малешкина, переживаешь из-за его неудач в военных делах, скорбишь оттого, что так трагически обрывается жизнь человека. Нет у В.Курочкина развёрнутых батальных сцен, но совершенно ясно понимаешь главную, на мой взгляд, мысль автора: «на войне как на войне» и КАК В ЖИЗНИ – по-настоящему, без прикрас.
Учитель-ведущий:
Мы начали нашу конференцию с рассказа о произведениях К.Воробьева, нашего земляка. И закончить тоже хочется произведением писателя, который родился на нашей Курской земле и прославил её своей жизнью и своим творчеством. Это Е.И.Носов и его повесть «Красное вино Победы».
(Слайд 16 – Е. Носов)
Докладчик 5 (повесть Е.И.Носова «Красное вино Победы»)
«Красное вино Победы» - это повесть Евгения Ивановича Носова, которая показывает общий героизм всего народа, без которого невозможна была бы наша великая Победа.
Сам Носов — участник Великой Отечественной войны. На фронт уходит в 1943 году после окончания восьмого класса. На войне был артиллеристом, в составе армии К. К. Рокоссовского участвовал в форсировании Днепра, в боях за Минск и Белосток. В 1945-м, на подступах к Кенигсбергу (с 1946 г. – Калининград) был тяжело ранен... «Будет госпиталь, и не один, будет много дней и ночей одинаковых, как комариная нудь, будут страдания, будет День Победы, который он встретит на казенной койке». Итак, не понаслышке, а через собственную сердечную боль прошло для Евгения Носова все описанное в повести.
Местом действия становится далекий от фронта небольшой подмосковный городок Серпухов и ослепительно белая палата госпиталя.
(Слайд 17 – обложка книги Е.И.Носова «Красное вино Победы»)
С первых же страниц повести чувствуется, что много сокровенного намеревался вложить писатель в образы своих героев. Поначалу раненым белизна и тишина госпиталя кажутся неправдоподобными, но постепенно они начинают привыкать к этому. Их путь сюда не просто длинный, но и тяжелый: восточно-прусские укрепления, прорыв. Мазурские болота, промозглость сырых ветров и едких туманов Балтики, чахлый вереск на чужой земле, с которой пострадавших отправляют в тыл. Особенно поражает сосновая роща, являющаяся операционной. Конечно же, хирург, несмотря на сильную усталость, делает свое благое дело умело, правильно. Люди остаются инвалидами, иного выхода нет. «Пока он приводил руки в порядок, одна из сестер подхватывала и уносила таз, где среди красной каши из мокрых бинтов и ваты иногда пронзительно - восково, по-куриному, желтела чья-то кисть, чья-то стопа... Мы видели все это, с нами не играли в прятки, да и некогда было и не было условий, чтобы щадить нас милосердием», - эти строчки трогают, проникают в самую душу и вызывают неизмеримый ужас.
В маленьком польском городе Млква раненых погрузили в товарный порожняк. Состав был срочно преобразован в санитарный поезд, вагоны между собой не сообщались, поезд тащился по временным одноколейным путям, уложенным вместо взорванных. Еду приносили на остановках. Больные, уже одетые в гипсовые вериги, оставались в вагонах на полном самообслуживании. Те, кто мог передвигаться, поочередно топили печь, поили лежачих, делили похлебку и кашу.
И вот измученные люди, многие без рук, без ног, почти все в гипсовых повязках, привезены в Россию, в госпиталь. Но собственное здоровье у больных на втором плане, главное: «Где теперь наши?», «Что сообщают в сводках Информбюро?»
Тяжелые, очень тяжелые больные окружают автора-повествователя. И, читая его воспоминания — очень немного о себе, а в основном о соседях по палате, — понимаешь, что все воевавшие — герои; все заслуживают наше искреннее сочувствие и сопереживание.
Вот Саша Селиванов — волжанин. Все окружающие его больные, понимая, что они уже отвоевались, горюют молча. Один Саша «взрывается»: «Теперь мат будут ставить без нас.... Шел-шел и никуда не дошел... Охота посмотреть, как Берлин колошматить будут».
Рядом с автором лежит Копешкин. У него перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, есть и другие увечья. Его замуровали в сплошной нагрудный гипс, а голову прибинтовали к лубку, подведенному под затылок. Копешкин лежал только навзничь, и обе руки его, согнутые в локтях навстречу друг другу, торчали над грудью, тоже загипсованные до самых пальцев. (Это сооружение на госпитальном языке называлось «самолетик».) Копешкин на войне справлял нехитрую крестьянскую работу: запрягал, распрягал, кормил, поил обозных лошадей, возил за батальоном всякую солдатскую поклажу. Однажды он заблудился с обозом, а старшой неверно определил дорогу... Так осколки фашистской пули попали в Копешкина. В палате он был самым тяжелым больным.
Сапер молдаванин Михай, медлительный увалень с доверчивыми голубыми глазами. Этот большой тихий тридцатилетний ребенок вызывал у всех молчаливое сострадание. У него были ампутированы обе руки выше локтей.
Справа от автора — Бородин — мезенский мужик-лесовик в летах, кряжист, матер телом. Минные осколки угодили ему в тазовую кость, но лежал он легко, не поморщился даже; с начала войны это его четвертое ранение. Он отлеживал свой очередной лазарет с несуетной обстоятельностью.
Как видно, каждому больному есть о чем думать и что переживать.
Здесь, в подмосковном госпитале, застает героев такой долгожданный День Победы. В этот день умер Копешкин, так любимый и так заботливо обихаживаемый друзьями. Страшная потеря и огромное счастье соединились для них воедино... Но такие же чувства переживают все вокруг.
Радость Победы и горечь потерь приводит автора к размышлениям о смысле жизни:
«И это все? — спрашивал я себя, покрываясь холодной испариной. — Больше для него (Копешкина) ничего не будет? Тогда зачем же он был? Для чего столь долго ждал своей очереди родиться на земле? Эта его возможность появления сберегалась тысячелетиями, предки пронесли ее через всю историю — от первобытных пещер до современных небоскребов. Пришло время, сошлись, совпали какие-то шифры таинства, и он наконец родился. Но его срезало осколками, и он снова исчез в небытие...».
(Слайд 18 - ЭПИЗОД ФИЛЬМА)
«Красное вино Победы»... Красное — напоминает о цвете знамени, с которым шли в бой, о цвете крови, пролитой за Родину... Красное вино — в честь Победы и в память о тех, кто до нее не дожил, но ее приближал... Красное — символ жизни и возрождения...
Ни разу не сказано в повести о том, как дорог мир и как он необходим, как надо его беречь, но повесть в первую очередь об этом.
Учитель-ведущий:
Эти произведения, как и многие другие, обращены к нашим дням, к будущему. Каждым образом, каждой мыслью, каждой фразой напоминают о том, каким должен быть человек, напоминают о его ценностях, достоинствах, о праве на счастье, о тех нравственных принципах, без которых сама жизнь теряет смысл и которым мы должны быть верны в любых обстоятельствах ...
Я думаю, что вы заинтересовались творчеством этих писателей, и у вас возникло желание прочитать и другие произведения о войне.
В рамках ограниченного времени нашего мероприятия мы не смогли сегодня поговорить обо всех произведениях писателей - фронтовиков, посвященных событиям Великой Отечественной войны. Давайте мы вспомним и назовем некоторые из них, а вы в дальнейшем с ними обязательно познакомитесь.
(Слайд 19)
Алесь Адамович «Хатынская повесть», «Каратели», «Блокадная книга»
В.П.Астафьев «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка»
Григорий Яковлевич Бакланов «Навеки – девятнадцатилетние», «Июль 41 года», «Пядь земли», «Мертвые сраму не имут»
Вл. Осип. Богомолов «Иван», «В августе сорок четвертого»
Ю. Вас. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
Вас. Вл. Быков «Альпийская баллада», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета»
Борис Львович Васильев «В списках не значился», «Завтра была война», «Офицеры», «Встречный бой»
Конст. Дм. Воробьев «Крик»
Викт. Платонович Некрасов «В окопах Сталинграда»
Е.И.Носов «Усвятские шлемоносцы», «Шопен, соната номер два»
К.М.Симонов «Живые и мертвые»
М. Александр.Шолохов «Они сражались за Родину»
Звучит музыка песни «Давным-давно была война ... »
Читайте книги о войне! Они помогают нам узнать, «увидеть», какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять, что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставаться человеком. Они помогают нам сохранить историческую правду.
Учитель-ведущий:
Да, война не прошла бесследно, она коснулась каждой семьи, поэтому так важно сохранить память о героизме наших родственников. Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, - это не только хроника, летопись и дневники, но это её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее. Сегодня мы поделимся и семейным «наследием».
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
1.Подпроект по теме: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».(Проект подготовила ученица 9 Б Нестерова Лилиана, презентация).
2. Подпроект по теме: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» (Проект подготовил ученик 7Г класса Савостьянов Никита).
3. Подпроект по теме: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». (Проект подготовил ученик 9 Б класса Иван Самоваров «Одоева Валентина Павловна – героиня войны», 1,2)
Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Поэтому так важно сохранить то, чем мы дорожим - Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок
почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Дети о войне и наследии Великой Победы (1, 2).
Учитель-ведущий:
Вот и подошла к завершению наша читательская конференция, обо всем за столь короткое время не расскажешь, не все стихи прочитаешь, не все песни пропоешь. Главное, ребята, в наших силах сохранить то Великое наследие Победы нашего народа и пронести через годы память об этой страшной войне. Знаете, а ведь то, что вы сегодня приготовили, рассмотрели- это маленький вклад в наше великое дело. Наследие Великой Победы –достояние нашего народа! Мы благодарны нашему народу-победителю за мирное небо над нашими головами, за освобожденную землю наших предков. Слава тебе, народ-победитель! Редеют ряды фронтовиков и очевидцев той страшной войны…..Но ты, наш народ-победитель, защитник мира и счастья на Земле, всегда будешь в нашей памяти такой родной, молодой, полный сил, доблести и счастья! (просмотр видеоролика о ветеранах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Великая война и великая победа"
Дается подробный конспект урока окружающего мира в 4ом классе. Тема урока "Великая война и великая победа!"...
Великие победы великого народа.
Материал посвященный Дню победы в ВОВ....
Классный час "Великая война и великая Победа"
Сценарий классного часа и презентация....
Великая война - Великая Победа
Конспект мероприятия для 9-10 классов по Великой Отечественной войне. Можно проводить как в одном отдельном классе, поделив на 2 команды, так, и как конкурс среди 9,10го класса. Целями данного меропри...
СЦЕНАРИЙ МИТИНГА, ПОСВЯЩЁННОГО 70 ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА ВОВ И ПРИЁМУ КОПИИ ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В РАМКАХ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКЦИИ «ЧАСОВОЙ У ЗНАМЕНИ ПОБЕДЫ В КАНАШСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»
Сценарий приурочен к торжеству в рамках Недели памяти, посвященной 70 - летию Победы в ВОВ. (05.05. - 09.05. 2015 года)...
Сценарий митинга – концерта, посвященного 70-й годовщине Великой Победы «Вместе сохраним память о великой Победе!»
Данное мероприятие посвящено Победе нашего народа в Великой Отечественной войне и проходит накануне 9 Мая. Методическая разработка включает в себя сценарий и материалы представления, посвящённого 70–о...
Республиканский конкурс творческих работ посвященных 75-й годовщине Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 гг. "75 - Великой Победе!"
Все дальше и дальше в историю уходят от нас героические и грозные годы Великой Отечественной Войны. В этом году наша страна отмечает юбилейную дату – 75-летие Победы советского народа в Великой ...