Разработка урока «И.С. Тургенев. Слово о писателе»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)
Урок-знакомство для 8 класса (коррекционной школы) "И.С. Тургенев. Слово о писателе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска
Разработка урока по чтению
Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе»
8 класс
(коррекционной школы)
Подготовила: Брюхова Н.Л.
Тема: И.С. Тургенев. Слово о писателе
Цель урока: знакомство с биографией И.С. Тургенева.
Задачи:
образовательные:
- формирование представления о жизни и творчестве писателя об образах его произведений
- коррекционно-развивающие:
1) развитие устной речи, развитие коммуникативных навыков, развитие умения оценивать поступки героев, выразительное чтение.
Воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания, гуманного отношения к окружающим.
Тип урока: открытия новых знаний (длительность 40 минут)
Оборудование: компьютер, учебник «Чтение» для учащихся 8 класса для специальных коррекционных классов, презентация к уроку, видеофильм И.С.Тургенева; учебник,
Межпредметные связи: история. Крепостное право
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: наглядный ( презентация), беседа, работа с текстом.
Приемы: диалог, выразительное чтение,
ХОД УРОКА
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Орг. момент 1 мин
| Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте и улыбнитесь друг другу!
| Приветствие |
II. Постановка цели 2 мин. | -Ребята, вам было дано домашнее задание самостоятельно прочитать вступительную статью об Иване Тургеневе. - Кому что было не понятно, странно, удивительно? Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя, вы узнаете новые факты из его жизни, тех которых нет в статье учебника, но они помогут понять его произведения.. (На доске портрет Тургенева, слова о нем: эпиграф (на доске) « Вся моя биография в моих произведениях. (слайд 1) | Настраиваются на урок, узнают тему урока. |
III. Проверка дом задания. 5 мин. | - Так что же вы уже знаете о жизни Ивана Сергеевича? (Приложение3) У вас на столах лежат вопросы, ответьте на них. (у каждого лежат листочки с двумя разными вопросами) Затем ответы выводятся в сводной таблице на доске, дети сверяют свои ответы с доской и выставляют себе оценку за дом задание по критериям озвученным учителем. Критерии:
(слайд2) И. С. Тургенев, что повлияло на его становление как человека так и писателя? В этом вопросе мы и попытаемся сегодня разобраться. | Письменные ответы детей Самопроверка. |
IV. Работа со вступительной статьей
| (Слайд 3) - Я хочу у вас спросить, кто был по своему происхождению И.С. Тургенев? (дворянин, помещик). - А помещик имел в своем владении крепостных крестьян, верно? - Кто сможет нам пояснить кто такой «крепостной крестьянин», что из себя представляло крепостное право? (ответы детей) - Я хочу вам зачитать высказывания Тургенева, которые показывают его отношение к крепостному праву. Тургенев указывал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право». «Под этим именем(крепостное право) я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примириться.». Самодурство, жестокость помещиков по отношению к крепостным и х бесправие И.С. наблюдал с самого детства. Яркие примеры приведены в статье. - Как вы думаете с кем, а правильнее поставить вопрос, с чем можно сравнить крестьян в каждом из эпизодов? - Прочитайте на стр 95 последний абзац. -Андрей это игрушка, по мнению его матери, без души. Это красивая, эффектная вещь (зачитайте) - И следующий эпизод стр 96 первый абзац. -все до приезда И.С. жили в напряжении, в страхе (как рабы), безмолвные. Боялись сделать что то неправильное, неверное. (приложение1) В дополнение к этому хочу вам зачитать воспоминания И.С. Тургенева о своем детстве. -Помимо крестьян свой скверный характер Варвара Петровна проявляла и на своих детях. (слайд 4) Зачитать воспоминания. - Как вы можете описать детство Тургенева с такой матерью? (ответы детей). - В противовес этому И.С. и его брат получают хорошее образование. Как отец и мать относились к обучению своих сыновей? -Читаем на стр 96 -книги -язык общения -библиотека Тургенев всю свою жизнь борется с крепостным правом. Повзрослев, став писателем он весь свой талант направил на борьбу с этим врагом. Но и в жизни пытается хоть как то хоть кому то помочь. -Как это проявляется в его отношениях с крепостным Порфирием Кудряшовым? - Читаем в статье на стр 96 последний абзац. Это один из многочисленных примеров, как крепостное право ломало, губило судьбы талантливых людей. (Слайд 5) (приложение 2) Вот несколько примеров, о том какие талантливые люди были среди крепостных -И это маленькая толика того, сколько таких талантов было по всей России. -Но Тургенев пытался не только показать талант крепостного человека, но и широту его души, его внутреннее состояние. -Зачитайте последний абзац на стр 97. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей) «Муму» - любовь к народу и ненависть к крепостному праву Тургенев открыто выступает против крепостного права, из-за этого у него возникают конфликты с властью, его ссылают в деревню. В это время он пишет много рассказов и повестей, опубликованных в «Современнике» в частности, «Муму». Главный герой этой повести, крепостной мужик Герасим, одновременно воплощает в своем образе и ненависть Тургенева к крепостному праву, и его любовь к простому русскому народу. | Диалог, совместная работа |
Блиц-опрос 5-6 мин | Подведем итог нашей работы. Предлагаю вам небольшой блиц-опрос. (приложение4) - В каком городе родился Иван Сергеевич (Орел). -Кого из русских поэтов Тургенев горячо любил всю свою жизнь (А.С. Пушкин) -В скольких университетах учился И.С. Тургенев, перечислите их (Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский). -У повести «Муму» были реальные прототипы. (да) -Мать Тургенева дала свободу, своему крепостному врачу Порфирию Кудряшову? (нет) А теперь проверяем свои ответы. За каждый правильный ставим +. Кто ответил верно на все пять вопросов – 5; У кого ода-две ошибки – 4; У кого три – четыре – 3 У кого все пять вопросов не верны – 2. | Ответы на блиц-опрос |
Заключение 2 мин | Я хочу подвести итог нашего сегодняшнего разговора воспоминаниями современников Тургенева. На доске портрет И.С.Тургенева. Работа художника И. Репина. ( Из воспоминаний современников.) Редко в ком красота и благородство души так органически сочетались с красотой и благородством внешнего облика, как в Иване Сергеевиче Тургеневе. И это прекрасно передано Иваном Репиным в портрете писателя, созданном в 1874 году.
| |
Д/З | Стр 98-100 читать, вопрос 1 устно. |
Приложение 1
Отношения Ивана Тургенева с матерью
Отношения писателя с родной матерью были напряжёнными. Вот как он вспоминал свои детские годы:
Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог. Когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: « Сам должен знать, сам догадайся, за что я секу тебя! ».
Отец покинул семью в 1830 году. Мать полностью уходит в дела, оставляя детей на воспитание французским гувернанткам. Обучение было суровым, но Иван получал от него настоящее удовольствие. Ему нравилось узнавать о том, что происходит вне имения - как устроен мир, почему в обществе существует неравенство. Эти вопросы волновали его больше всего. О несправедливости он узнал с юных лет. Основное состояние матери – это 5000 живых крепостных душ. Варвара не жалела их ни секунды. Нагружала непосильной работой, жестоко наказывала за малейшие провинности. Картины материнского угнетения произвели на Ивана неизгладимое впечатление.
В доме царила необычная атмосфера. Все говорили только на французском. Подобные методы должны были приучить детей быть настоящими дворянами.
Дома все было просто. Весь день был разложен по полочкам. Каждое утро, к детям приходил Лобанов – секретарь их матери. Он приносил белую бумажку, испещренную мелким почерком. Это был распорядок всех занятий и даже развлечений. Отклоняться от плана было запрещено. За малейшее неповиновение – наказание. Матери удавалось узнавать обо всем, что происходит в её доме. У неё была своеобразная “тайная полиция”, которая докладывала о любых провинностях.
Приложение 2
Ювелир Павел Овчинников (1830—1888)
Удивительная история успеха XIX века и пример поистине блестящей карьеры. Овчинников был крепостным у князей Волконских, и они смогли разглядеть в нем, еще совсем юном, художественные способности и отдали на воспитание московскому ювелиру.
Овчинников не только выучился на золотых дел мастера, но заработал капитал, выкупил себе вольную и открыл собственную фабрику. Он стал настоящим революционером в ювелирном деле, возродил искусство эмали, стал законодателем мод на русский стиль и поставщиком императорского двора.
Актер Михаил Щепкин (1788-1863)
Сегодня имя Щепкина носит Высшее театральное училище в Москве, где он когда-то преподавал. А родился будущий великий актер в семье крепостных графа Волькенштейна в Курской губернии и с детства играл в его домашнем крепостном театре. С разрешения хозяина Михаил работал суфлером в городском театре, его стали приглашать в театральные труппы других провинциальных городов, где он с успехом выступал.
Играть приходилось самые разные роли, в том числе и женские.
В итоге Щепкина пригласили на работу в московский Малый Театр, где он играл в самых модных пьесах русских драматургов - «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Ревизора» Николая Гоголя.
Приложение 3
Проверка домашнего задания
Вопрос | Ответ |
В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев? | Г. Орел |
У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите. | Старший брат Николай. |
«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова? | Его мать Варвара Петровна |
Иван Сергеевич и его брат получали хорошее образование. Как этому способствовали их родители? | Отец уделял много внимания воспитанию детей, прививал им любовь к родному языку. Мать также придавала большое значение их образованию. В доме была большая библиотека ….. |
В 1833 году 15летний Тургенев зачисляется на словесное отделение Московского университета. В каких университетах он еще обучался? | Петербургский университет и Берлинский университет. |
Почему И.С. Тургенев советовал своему сопровождающему крепостному Порфирию Кудряшову не возвращаться в Россию? | Так как его в России ждала тяжелая жизнь крепостного. |
Настоящий успех, широкая и громкая популярность – все это пришло к И.С. Тургеневу, когда он стал печататься в журнале. Назовите этот журнал. | «Современник» |
В своих произведениях И.С. Тургенев описывает русского крестьянина как человека …. | Огромного душевного богатства. |
Приложение 4
Вопрос | Ответ |
В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев? | |
«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова? | |
Вопрос | Ответ |
У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите. | |
«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова? | |
Вопрос | Ответ |
В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев? | |
В 1833 году 15летний Тургенев зачисляется на словесное отделение Московского университета. В каких университетах он еще обучался? | |
Вопрос | Ответ |
У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите. | |
Почему И.С. Тургенев советовал своему сопровождающему крепостному Порфирию Кудряшову не возвращаться в Россию? | |
Вопрос | Ответ |
В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев? | |
Настоящий успех, широкая и громкая популярность – все это пришло к И.С. Тургеневу, когда он стал печататься в журнале. Назовите этот журнал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».
Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....
Урок "В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству В.П.Астафьева...
Урок "Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству Н.В.Гоголя...
Урок "Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева...
Разработка урока анлгийского языка. 7 класс. Выдающиеся писатели Англии. О.В.Афанасьева
Материал урока знакомит с творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Формирует лингвистическую и социокультурную компетенции....
Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"
Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных....