Разработка урока «И.С. Тургенев. Слово о писателе»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Урок-знакомство для 8 класса (коррекционной школы) "И.С. Тургенев. Слово о писателе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение  

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 15» г. Магнитогорска

Разработка урока по чтению

Тема урока: «И.С. Тургенев. Слово о писателе»

8 класс

(коррекционной школы)

Подготовила: Брюхова Н.Л.

 

 

Тема: И.С. Тургенев. Слово о писателе

Цель урока: знакомство с биографией И.С.  Тургенева.

Задачи:

образовательные:

  1. формирование  представления о жизни и творчестве писателя об образах его произведений
  2. коррекционно-развивающие:

1) развитие устной речи, развитие  коммуникативных навыков, развитие умения оценивать  поступки героев, выразительное  чтение.

Воспитательные:

1) воспитание общечеловеческих ценностей: сострадания, сопереживания, гуманного отношения к окружающим.

Тип урока: открытия новых знаний (длительность 40 минут)

Оборудование: компьютер, учебник «Чтение»  для учащихся 8 класса для специальных коррекционных классов,  презентация к уроку, видеофильм И.С.Тургенева; учебник,

Межпредметные связи: история.  Крепостное право

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: наглядный ( презентация), беседа,  работа с текстом.

Приемы: диалог, выразительное чтение, 

 

                                                           ХОД УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Орг. момент

1 мин

 

 

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте  и улыбнитесь друг другу!

 

Приветствие

II. Постановка цели 2 мин.  

-Ребята, вам было дано домашнее задание самостоятельно прочитать вступительную статью об Иване Тургеневе.

 - Кому что было не понятно, странно, удивительно?

Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией писателя, вы узнаете новые факты из его жизни, тех которых нет в статье учебника, но они помогут понять его произведения..  (На доске портрет Тургенева, слова о нем: эпиграф (на доске) « Вся моя биография в моих произведениях.

 (слайд 1)

Настраиваются на урок, узнают  тему  урока.

III. Проверка дом задания.

5 мин.

- Так что же вы уже знаете о жизни Ивана Сергеевича?

(Приложение3)

У вас на столах лежат вопросы, ответьте на них.

(у каждого лежат листочки с двумя разными вопросами)

Затем ответы выводятся в сводной таблице на доске, дети сверяют свои ответы с доской и выставляют себе оценку за дом задание по критериям озвученным учителем.

Критерии:

  1. Правильность ответа
  2. Полнота ответа

(слайд2)

И. С. Тургенев, что повлияло на его становление как человека так и писателя? В этом вопросе мы и попытаемся сегодня разобраться.

Письменные ответы детей

Самопроверка.

IV. Работа со вступительной статьей

 

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

-  Я хочу у вас спросить, кто был по своему происхождению И.С. Тургенев? (дворянин, помещик).

- А помещик имел в своем  владении крепостных крестьян, верно?

- Кто сможет нам пояснить кто такой «крепостной крестьянин», что из себя представляло крепостное право? (ответы детей)

- Я хочу вам зачитать высказывания Тургенева, которые показывают его отношение к крепостному праву.

Тургенев указывал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него.

В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право».

«Под этим именем(крепостное право) я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца - с чем я поклялся никогда не примириться.».

Самодурство, жестокость помещиков по отношению к крепостным  и х бесправие И.С. наблюдал с самого детства.

Яркие примеры приведены в статье.

- Как вы думаете с кем, а правильнее поставить вопрос, с чем можно сравнить крестьян в каждом из эпизодов?

- Прочитайте на стр 95 последний абзац.

-Андрей это игрушка, по мнению его матери, без души. Это красивая, эффектная вещь (зачитайте)

-

И следующий эпизод стр 96 первый абзац.

-все до приезда И.С. жили в напряжении, в страхе (как рабы), безмолвные. Боялись сделать что то неправильное, неверное.

(приложение1)

В дополнение к этому хочу вам зачитать воспоминания И.С. Тургенева о своем детстве.

-Помимо крестьян свой скверный характер Варвара Петровна проявляла и на своих детях. (слайд 4) Зачитать воспоминания.

- Как вы можете описать детство Тургенева с такой матерью? (ответы детей).

- В противовес этому И.С. и его брат получают хорошее образование. Как отец и мать относились к обучению своих сыновей?

-Читаем на стр 96

-книги

-язык общения

-библиотека

Тургенев всю свою жизнь борется с крепостным правом. Повзрослев, став писателем он весь свой талант направил на борьбу с этим врагом. Но и в жизни пытается хоть как то хоть кому то помочь.

-Как это проявляется в его отношениях с крепостным Порфирием Кудряшовым?

- Читаем в статье на стр 96 последний абзац.

Это один из многочисленных примеров, как крепостное право ломало, губило судьбы талантливых людей.

(Слайд 5) (приложение 2)

Вот несколько примеров, о том какие талантливые люди были среди крепостных

-И это маленькая толика того, сколько таких талантов было по всей России.

-Но Тургенев пытался не только показать талант крепостного человека, но и широту его души, его внутреннее состояние.

-Зачитайте последний абзац на стр 97.

Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

«Муму» - любовь к народу и ненависть к крепостному праву

Тургенев открыто выступает против крепостного права, из-за этого у него возникают конфликты с властью, его ссылают в деревню. В это время он пишет много рассказов и повестей, опубликованных в «Современнике» в частности, «Муму».

Главный герой этой повести, крепостной мужик Герасим, одновременно воплощает в своем образе и ненависть Тургенева к крепостному праву, и его любовь к простому русскому народу.

Диалог, совместная работа

Блиц-опрос

5-6 мин

Подведем итог нашей работы. Предлагаю вам небольшой блиц-опрос.

(приложение4)

- В каком городе родился Иван Сергеевич (Орел).

-Кого из русских поэтов Тургенев горячо любил всю свою жизнь (А.С. Пушкин)

-В скольких университетах учился И.С. Тургенев, перечислите их (Московский, Санкт-Петербургский, Берлинский).

-У повести «Муму» были реальные прототипы. (да)

-Мать Тургенева дала свободу, своему крепостному врачу Порфирию Кудряшову? (нет)

А теперь проверяем свои ответы. За каждый правильный ставим +.

Кто ответил верно на все пять вопросов – 5;

У кого ода-две ошибки – 4;

У кого три – четыре – 3

У кого все пять вопросов не верны – 2.

Ответы на блиц-опрос

Заключение

2 мин

Я хочу подвести итог нашего сегодняшнего разговора воспоминаниями современников Тургенева.

На доске портрет  И.С.Тургенева.  Работа художника И. Репина.

( Из воспоминаний современников.)      Редко в ком красота и благородство души так органически сочетались с красотой и благородством внешнего облика, как в Иване Сергеевиче Тургеневе. И это прекрасно передано Иваном Репиным в портрете писателя, созданном в 1874 году.
Строгий, темный фон оттеняет серебристые седины, да и все лицо словно светится, светится умом и добротой. Есть в нем и подлинная интеллигентность, и нечто роднящее автора «Записок охотника» с русским мужиком. Глядишь на этот портрет и вспоминаешь строки Ивана Новикова:
Природы трепетной черты,
И глаз задумчивых сиянье:
Какое здесь и красоты,
И правды верное слиянье!

 

 

 Д/З

Стр 98-100 читать, вопрос 1 устно.

 

Приложение 1

Отношения Ивана Тургенева с матерью

Отношения писателя с родной матерью были напряжёнными. Вот как он вспоминал свои детские годы:

Мне нечем помянуть моего детства. Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк — одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог. Когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: « Сам должен знать, сам догадайся, за что я секу тебя! ».

Отец покинул семью в 1830 году. Мать полностью уходит в дела, оставляя детей на воспитание французским гувернанткам. Обучение было суровым, но Иван получал от него настоящее удовольствие. Ему нравилось узнавать о том, что происходит вне имения - как устроен мир, почему в обществе существует неравенство. Эти вопросы волновали его больше всего. О несправедливости он узнал с юных лет. Основное состояние матери – это 5000 живых крепостных душ. Варвара не жалела их ни секунды. Нагружала непосильной работой, жестоко наказывала за малейшие провинности. Картины материнского угнетения произвели на Ивана неизгладимое впечатление.

В доме царила необычная атмосфера. Все говорили только на французском. Подобные методы должны были приучить детей быть настоящими дворянами.
Дома все было просто. Весь день был разложен по полочкам. Каждое утро, к детям приходил Лобанов – секретарь их матери. Он приносил белую бумажку, испещренную мелким почерком. Это был распорядок всех занятий и даже развлечений. Отклоняться от плана было запрещено. За малейшее неповиновение – наказание. Матери удавалось узнавать обо всем, что происходит в её доме. У неё была своеобразная “тайная полиция”, которая докладывала о любых провинностях.

Приложение 2


Ювелир Павел Овчинников (1830—1888)

Удивительная история успеха XIX века и пример поистине блестящей карьеры. Овчинников был крепостным у князей Волконских, и они смогли разглядеть в нем, еще совсем юном, художественные способности и отдали на воспитание московскому ювелиру. 

Овчинников не только выучился на золотых дел мастера, но заработал капитал, выкупил себе вольную и открыл собственную фабрику. Он стал настоящим революционером в ювелирном деле, возродил искусство эмали, стал законодателем мод на русский стиль и поставщиком императорского двора. 

Актер Михаил Щепкин (1788-1863) 

Сегодня имя Щепкина носит Высшее театральное училище в Москве, где он когда-то преподавал. А родился будущий великий актер в семье крепостных графа Волькенштейна в Курской губернии и с детства играл в его домашнем крепостном театре. С разрешения хозяина Михаил работал суфлером в городском театре, его стали приглашать в театральные труппы других провинциальных городов, где он с успехом выступал. 

Играть приходилось самые разные роли, в том числе и женские.

В итоге Щепкина пригласили на работу в московский Малый Театр, где он играл в самых модных пьесах русских драматургов - «Недоросль» Дениса Фонвизина, «Горе от ума» Александра Грибоедова и «Ревизора» Николая Гоголя. 

Приложение 3

Проверка домашнего задания

Вопрос

Ответ

В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев?

Г. Орел

У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите.

Старший брат Николай.

«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова?

Его мать Варвара Петровна

Иван Сергеевич и его брат получали хорошее образование. Как этому способствовали их родители?

Отец уделял много внимания воспитанию детей, прививал им любовь к родному языку. Мать также придавала большое значение их образованию. В доме была большая библиотека …..

В 1833 году 15летний Тургенев зачисляется на словесное отделение Московского университета.  В каких университетах он еще обучался?

Петербургский университет и Берлинский университет.

Почему И.С. Тургенев советовал своему сопровождающему крепостному Порфирию Кудряшову не возвращаться в Россию?

Так как его в России ждала тяжелая жизнь крепостного.

Настоящий успех, широкая и громкая популярность – все это пришло к И.С. Тургеневу, когда он стал печататься в журнале. Назовите этот журнал.

«Современник»

В своих произведениях И.С. Тургенев описывает русского крестьянина как человека ….

Огромного душевного богатства.

Приложение 4

Вопрос

Ответ

В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев?

«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова?

Вопрос

Ответ

У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите.

«Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, …» - о ком, из близких И.С. Тургенева эти слова?

Вопрос

Ответ

В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев?

В 1833 году 15летний Тургенев зачисляется на словесное отделение Московского университета.  В каких университетах он еще обучался?

Вопрос

Ответ

У Ивана Сергеевича были еще братья и (или) сестры? Если да – назовите.

Почему И.С. Тургенев советовал своему сопровождающему крепостному Порфирию Кудряшову не возвращаться в Россию?

Вопрос

Ответ

В каком городе родился Иван Сергеевич Тургенев?

Настоящий успех, широкая и громкая популярность – все это пришло к И.С. Тургеневу, когда он стал печататься в журнале. Назовите этот журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы по теме:"Слово о писателе. А. П. Чехов «Хамелеон».

Уро по теме "Слово о писателе. А. П. Чехов "Хамелеон" разработан для обучающихся 7 класса....

Разработка урока анлгийского языка. 7 класс. Выдающиеся писатели Англии. О.В.Афанасьева

Материал урока знакомит с творчеством великого шотландского поэта Роберта Бернса. Формирует лингвистическую и социокультурную компетенции....

Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"

Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе.

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос.  «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных....