Конспект урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Компакова Антонина Николаевна

Решаемая учебная проблема:

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?  Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»

Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Цель урока:

  1. Знакомство с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторение литературоведческих терминов (олицетворение, сатира, юмор);
  2. Выявление проблематики рассказа "Жизнь и воротник";
  3. Развивать устную речь учащихся;
  4. Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование представлений о сатирическом произведении;
  2. Метопредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса;
  3. Предметные: умение анализировать образ героя, выявлять проблематику произведения, умение анализировать творческую личность Тэффи, умение находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи;

Решаемая учебная проблема:

  1. Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
  2. Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?
  3. Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

 Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Приветствие. Организационный момент (3 минуты)

Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку

Проверка собственной готовности к уроку.

  1. Введение. Объявление темы урока (4 минуты)

Вступительное слово и объявление темы урока (запись её на доске)

Запись темы урока в тетради.

  1. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник» (6 минут)

Учитель рассказывает краткую биографию Тэффи, показывает портрет писателя

Запись в тетради отдельных сведений о Тэффи. Внимательное слушание

  1. Чтение рассказа «Жизнь и воротник» (10 минут)

Учитель внимательно следит за чтением учеников, помогает выяснить смысл непонятных слов

Ученики по очереди вслух читают рассказ. Выявляют непонятные для них слова и выясняют их смысл

  1. Беседа по рассказу

(15 минут)

Учитель задает вопросы и помогает ученикам отвечать

Ответы на вопросы по рассказу (по одному и группами)

  1. Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.

(7 минут)

Учитель помогает ученикам сформулировать выводы и обобщение. Оценивает работу учеников. Диктует домашнее задание.

Пытаются сформулировать выводы. Оценивают собственную работу. Запись домашнего задания в дневник.

3. Сведения о Тэффи.

Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».

4. Чтение рассказа с остановками. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, походу будем с ними знакомиться.

1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать - промотать, потратить.

5.  Беседа по рассказу.        

1. Понравился ли рассказ?

2. Обратимся к теме урока.

- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Примерная таблица.

Нравственно

Безнравственно

Доброта, тактичность, деликатность,

милосердие, умение сочувствовать,

забота о тех, кто в этом нуждается,

трудолюбие, честность, порядочность,

ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.

Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм

паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме

3. Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?

(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).

2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

Работа в группах. А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.

Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.

6.  Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.

Обобщение (беседа):

Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?

Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?

Над чем рассказ заставляет задуматься?

Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?

Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

Выводы:

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.

Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.

Домашнее задание: читать рассказ М. Зощенко «История болезни».

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".

Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»   Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...

Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"

В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....

Урок по литературе 5 класс Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Урок внеклассного чтения,проводится после изучения творчества В.П.Астафьева в 5 класс по программе Меркина...

План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...

Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)

Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"

план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...

Юмор и сатира в рассказе Тэффи "Жизнь и воротник"

На данном уроке учащиеся 8 класса изучат биографию Тэффи , проанализируют рассказ, найдут юмор и сатиру в рассказе "Жизнь и воротник"...