Конспект урока литературы в 8 классе «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник»
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Решаемая учебная проблема:
Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика? Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_po_rasskazu_teffi_zhizn_i_vorotnik_8_klass.docx | 23.52 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по рассказу Тэффи «Жизнь и воротник»
Тема урока: «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Цель урока:
- Знакомство с новым автором Н.А.Тэффи и её рассказом "Жизнь и воротник"; повторение литературоведческих терминов (олицетворение, сатира, юмор);
- Выявление проблематики рассказа "Жизнь и воротник";
- Развивать устную речь учащихся;
- Воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.
Планируемые образовательные результаты:
- Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, формирование представлений о сатирическом произведении;
- Метопредметные: развитие умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, обобщать, обогащение словарного запаса;
- Предметные: умение анализировать образ героя, выявлять проблематику произведения, умение анализировать творческую личность Тэффи, умение находить отличительные черты и жанровые особенности сатирического произведения Тэффи;
Решаемая учебная проблема:
- Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
- Согласны ли вы, что в рассказе «Жизнь и воротник» есть духовно-нравственная проблематика?
- Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
| Приветствие. Проверка готовности учеников к уроку | Проверка собственной готовности к уроку. |
| Вступительное слово и объявление темы урока (запись её на доске) | Запись темы урока в тетради. |
| Учитель рассказывает краткую биографию Тэффи, показывает портрет писателя | Запись в тетради отдельных сведений о Тэффи. Внимательное слушание |
| Учитель внимательно следит за чтением учеников, помогает выяснить смысл непонятных слов | Ученики по очереди вслух читают рассказ. Выявляют непонятные для них слова и выясняют их смысл |
(15 минут) | Учитель задает вопросы и помогает ученикам отвечать | Ответы на вопросы по рассказу (по одному и группами) |
(7 минут) | Учитель помогает ученикам сформулировать выводы и обобщение. Оценивает работу учеников. Диктует домашнее задание. | Пытаются сформулировать выводы. Оценивают собственную работу. Запись домашнего задания в дневник. |
3. Сведения о Тэффи.
Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые расспросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. Популярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».
В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, известный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.
В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.
Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатирических журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занимательной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного».
4. Чтение рассказа с остановками. Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, походу будем с ними знакомиться.
1. Гостиный двор - построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.
2. Мануфактура (устар.) - ткань, текстильные изделия.
3. Извозчик (устар.) - наемный экипаж с кучером.
4. Корюшка - небольшая морская промысловая рыба.
5. Омнибус (устар.) - многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.
6. Профукать - промотать, потратить.
5. Беседа по рассказу.
1. Понравился ли рассказ?
2. Обратимся к теме урока.
- Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.
Примерная таблица.
Нравственно | Безнравственно |
Доброта, тактичность, деликатность, милосердие, умение сочувствовать, забота о тех, кто в этом нуждается, трудолюбие, честность, порядочность, ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией. | Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме |
3. Давайте ответим на некоторые простые вопросы по содержанию рассказа:
1) Кто герои рассказа? А кто главный герой?
(Героиня рассказа - Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, - воротник).
2) Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?
(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор - это Москва, а было это очень давно - тогда еще ездили на извозчиках).
3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?
(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).
Работа в группах. А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).
Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.
(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).
№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?
(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).
№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.
(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).
№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)
№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?
№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)
№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.
Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.
6. Выводы. Обобщение. Оценка работы учеников. Запись домашнего задания.
Обобщение (беседа):
Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?
Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа?
Над чем рассказ заставляет задуматься?
Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей?
Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?
Выводы:
1. В рассказе есть и юмор, и сатира.
2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.
3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.
4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет - «подлый воротник».
5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.
6. Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)
7. Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования.
Подведение итогов урока. Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное - учит жить.
Домашнее задание: читать рассказ М. Зощенко «История болезни».
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе"Воротничковая жизнь Олечки Розовой".Рассказ Тэффи"Жизнь и воротник".
Воротничковая жизнь Олечки Розовой. Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник» Предварительная подготовка к уроку К уроку учащиеся получают задание прочитать рассказ Тэффи «Жизнь и воротник»...
Нравственные проблемы рассказа Тэффи "Жизнь и воротник"
В методической разработке показана работа учителя по нравственному воспитанию учащихся на уроке литературы....
Урок по литературе 5 класс Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
Урок внеклассного чтения,проводится после изучения творчества В.П.Астафьева в 5 класс по программе Меркина...
План-конспект урока литературы в 9 классе на тему «Нравственные проблемы рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».
Тип урока:Оборудование:Цели урока: 1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник». 2. Проанализировать жизненную ситуацию героини. 3. Определит...
Конспект урока литературы в 8 классе по теме "Люди и вещи" (по повести Н.В.Гоголя "Шинель" и рассказа Тэффи "Жизнь и воротник)
Проблемный урок по теме «Люди и вещи»(по произведениям Н.В.Гоголя «Шинель» и Тэффи «Жизнь и воротник» ) с применением кейс-метода.Тип урока: урок комплексного применения знаний и уменийЦель: форм...
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"
план урока литературы 6 класс "Нравственные проблемы рассказа В.Распутина "Уроки французского"...
Юмор и сатира в рассказе Тэффи "Жизнь и воротник"
На данном уроке учащиеся 8 класса изучат биографию Тэффи , проанализируют рассказ, найдут юмор и сатиру в рассказе "Жизнь и воротник"...