Развитие творческой самостоятельности на уроках литературы в условиях введения ФГОС
статья по литературе (8 класс)
На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no2.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой самостоятельности на уроках литературы в условиях введения ФГОС
(заседание ММО учителей русского языка и литературы г.о. Химки)
Автор: Нагаева Юлия Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №29 г. Химки
Уроки русского языка и литературы всегда занимали особое место в системе дисциплин школьного курса. Одна из важнейших целей обоих курсов связана с развитием гуманитарного сознания, с формированием личности, обладающей широким кругозором.
Ученик должен уметь строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, перерабатывать текст. На современном этапе развития школьного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.
Но нельзя не учитывать реалии сегодняшнего дня: сокращается число читающих людей, книга вытеснилась «экранным досугом», гипертекстом Интернета, изменился читательский вкус в пользу произведений низкого художественного достоинства, оказывающих разлагающее воздействие на молодого читателя.
В последние годы у школьников резко повысился интерес к развлекательному искусству в ущерб искусству глубокой мысли. Наблюдается процесс ослабления влияния книги на духовное и социальное развитие человека. Популярность чтения упала вдвое. 40% детей предпочитают сказки, фантастику, приключения, ужасы чтению классики. После окончания школы классическая литература интересует только 10% читателей.
Русский язык засоряется канцеляризмами, жаргонизмами и словами иностранного происхождения. Падает уровень грамотности населения. На фоне этой мрачной статистики учитель-словесник становится в своем роде миссионером, призванным вывести общество из тупика, в который его загоняет массовая культура.
Целью новых подходов в обучении должно быть раскрытие запаса творческих способностей и возможностей посредством приобщения учащихся к искусству слова. Только такое обучение позволит решать следующие задачи:
1. Не утратить желание детей к изучению нового, к самостоятельному поиску и «открытию» новых знаний, решению задач проблемного характера;
2. Дать возможность всесторонне развивать умственные и творческие способности ребенка. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен;
3. Повысить качество знаний обучающихся;
4. Вызвать появление интереса к изучаемому предмету необходимостью понимания его необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только на формирование знаний, умений и навыков приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.
В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:
- в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке;
- выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;
- дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.
Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и филологического образования в частности.
Цель литературного образования - приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника.
Проблема развития творческих способностей учащихся требует как разработки системы учебных занятий по русскому языку и литературе с использованием современных технологий учебно-воспитательного процесса, современных технологий оценки учебных достижений учащихся, разработки качественно нового учебно-методического, дидактического обеспечения филологического образования, так и разработку подходов к развитию способностей учащихся во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков.
Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству - это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее - формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.
Разбудить в учащихся интерес к русскому языку и литературе помогают нестандартные уроки творчества: они отличаются высокой эмоциональностью, совершенствуют речь учащихся, что помогает им в изучении других предметов; организуя ситуацию успеха, можно более эффективно использовать богатство содержания и методическое разнообразие данных занятий.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться основного - повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мышления при решении текстовых задач на уроках математики в условиях введения ФГОС
Решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся. Моделирование задачи является важным этапом....
Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...
«Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС»
Актуальность данной темы бесспорна, так как цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...
проектная работа "Развитие творческой самостоятельности на уроках русского языка и литературы в условиях введения ФГОС"
Актуальность данной темы бесспорна, так как цель современного урока в рамках принятия ФГОС - научить детей учиться. А это можно сделать, прибегая к различным видам самостоятельной работы. Практи...
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.
Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....
Ресурсы развития культурно-образовательной среды урока географии в условиях введения ФГОС
Одним из ресурсов развития культурно-образовательной среды являются игры. Географическая наука более всего готова к тому, чтобы её положения преподавались учащимся с использованием учебных игр. Этому ...
Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС
Педагогическая мастерская по теме "Методы и приёмы развития читательской грамотности на уроках литературы в условиях реализации ФГОС"...