В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
- Оформление доски: Жизнь и творчество В.В.Маяковского (1893-1930 гг.). Особенности ранней лирики поэта.
Эпиграф
Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский
- Поздороваться с классом.
- Слово учителя
Сегодня мы начнем изучать творчество В.Маяковского, человека с тяжелой и противоречивой судьбой, на долю которого выпали тяжелые исторические потрясения.
Владимир Маяковский — предтеча, певец и жертва Октябрьской революции 1917 г. Вокруг его имени, как и вокруг Октябрьской революции, идет нестихающий спор. Кто же еще соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторг от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры.
Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала, им восторгались, его боготворили и славословили — о нем злословили и издевались. Его любили
и ненавидели. Маяковский, революцией мобилизованный и призванный, несет в себе ярко выраженные черты социального эксперимента, начатого революцией 1917 г. с ее романтическими и утопическими идеями и всенародными трагедиями, избыточным пафосом победителей, горем и страданиями миллионов... И все это в творчестве Маяковского, в его личности отразилось крупно, противоречиво и в то же время бескомпромиссно. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи.
Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришел в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: И чувствую — „я" для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо.
Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.
Высказывания о В.В.Маяковском
1) А.В.Луначарский: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
2) Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.
3) По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки». Ю.Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию». По словам Ю.Карабчинского, Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости. Его пафос – пафос погрома.
Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, сначала прослушаем материал урока, а в конце сделаем вывод.
А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.
Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
Это В.Маяковский. Его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения.
5. Рассказ о жизни В.Маяковского.
Мы настолько привыкли, что стих Маяковского является нам "весомо, грубо, зримо", что даже представить себе не можем, что лирический герой поэта может быть добрым и нежным. Обратимся к стихотворению «Послушайте!»
- О чем стихотворение Маяковского?
- Объясните смысл заглавия? К кому обращается поэт?
- Как представлен лирический герой в стихотворении?
- Какие художественные средства использует автор?
- Обратим свое внимание на аллегорический образ «звезды», для чего поэт вводит данный образ?
- Как Бог представлен в понимании лирического героя?
- Докажите мне, что стихотворение динамичное, что лирический герой испытывает эмоциональный накал.
«Скрипка и немножко нервно»
- О чем стихотворение Маяковского?
- Какой основной художественный прием лежит в основе стихотворения?
- Какие речевые приемы преобладают в стихотворении?
- Какая рифма преобладает в стихотворении?
- Как представлен лирический герой?
- Главные действующие лица стихотворения?
- Почему Маяковский изображает характеры окружающих его людей в виде музыкальных инструментов?
- Ведущий образ-символ стихотворения?
- Почему главной героиней у Маяковского является скрипка?
- Согласны ли вы, что такой женский образ, как скрипка является идеалом, музой поэта? Обоснуйте свой ответ.
- Назовите мне два основных конфликта стихотворения
- Выделите все художественные средства в стихотворении
- Почему Маяковский заканчивает свое стихотворение вопросом?
На примере двух ранних стихотворений В.Маяковского мы рассмотрели образ лирического героя, который борется, бросает вызов серому миру, чиновникам, которые наживаются на страданиях людей. Мы увидели, что лирическое «я» поэта соразмерно вселенскому масштабу. Рассмотрели структуру стихотворений, художественные средства. Основной пафос борьбы с мещанством, с чиновниками Маяковский выразил уже в ранних сатирических стихотворениях.
САТИРА МАЯКОВСКОГО
В наши дни актуализируется сатира Маяковского. Он отдал ей дань и в раннем творчестве в гиперболически заостренных гимнах судье, критику, ученому, взятке, в "Последней Петербургской сказке". Он выступал против мещанского равнодушия к социально значимым проблемам, против видимости дела. Столь же страстного обличителя нашло в лице Маяковского советское мещанство.
"Я не могу не писать о грязи, об отрицательном, потому что в жизни еще очень много дряни, оставшейся от старого. Я помогаю выметать эту дрянь. Уберем дрянь, расцветут розы, напишу о них".
Теперь посмотрим, как эта же тема раскрывается в стихотворении «Прозаседавшиеся»
- О чем данное сатирическое стихотворение?
- Основной художественный прием, используемый в стихотворении?
- Как Маяковский изображает прозаседавшихся?
- Какими «важными» делами они заняты?
- Почему герои стихотворения обезличены?
- Найдите в тексте стихотворения гротескную сцену, которая показывает ужасный характер жизни?
- Как ведет себя секретарь? Что страшно в этой картине?
- Какая мечта у лирического героя?
- Объясните финальные строчки стихотворения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В.В.Маяковский. Ранняя лирика поэта и ее своеобразие.
Презентация к уроку литературы 11 класс....
Жизнь и творчество Максима Горького. Ранние романтические рассказы. Проблематика и особенности композиции рассказа.
Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.Метод...
Урок по теме: "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха".
Разработка урока "В.Маяковский. Жизнь и творчество. Новаторство, особенности стиха"....
Материалы к уроку о жизни и творчестве Мусы Джалиля, знаменитого татарского поэта
" Жизнь моя песней звенела в народе Смерть моя песней борьбы прозвучит! "-писал знаменитый татрский поэт М. Джалиль. 110-летие со дня его рождения- ещё один повод для разговора о человеке, ...
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество
Урок посвящен жизни и творчеству В.В. Маяковского....
Урок по теме : А.А. Ахматова .Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики.
Цель урока: продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма»....
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского)
Урок литературы в 9-м классе "Поэт и толпа" (ранняя лирика В. Маяковского) Тип урока: комбинированный Цель урока: интерпретация художественного текста....