Урок по литературе в 11 классе "Тема любви в творчестве И.А. Бунина".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Рассказ И.А. Бунина "Холодная осень", по моему мнению - самый эмоциональный, самый чувственный. В моей практике не было ученика, который остался бы равнодушным после прочтения произведения. Этот рассказ самым лучшим образом настраивает детей на дальнейшее знакомство с творчеством писателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_lyubvi_v_tvorchestve_i.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема любви в творчестве И.А. Бунина.

                                                                              «…никто из новейших русских писателей

                                                                     с такой полнотой не измерил и не

                                                                                   изобразил всепоглощающей силы  любви,                                              

                                                             именно той любви, плотской

                                                                       и в то же время душевной, которая

                                                                           является источником всякой жизни».

                                                                                                                   П. Струве

Оборудование: портрет писателя, тексты рассказа.

На доске:   тема, название сборника «Темные аллеи» (1937 – 1944), название рассказа,                  вопрос:

Каковы особенности изображения чувства любви в рассказе?

Цели:

 - обучающие: обучение углубленному чтению, интерпретации художественного     текста;

 - развивающие: развитие речевых умений;

 - воспитательные: воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений.

Форма урока: аналитическая беседа (коллективная форма работы)

Метод: частично-поисковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями И.А. Бунина.

Продолжим учиться читать текст художественного произведения, правильно понимать его. (объявление темы, чтение эпиграфа).

? - Какие особенности в понимании и изображении Буниным этого чувства мы уже отмечали? (трагичность, «солнечный удар», исключительность и т.д.)

        Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом, который вошел в сборник «Темные аллеи». Писатель считал этот сборник своим высшим достижением. Большинство рассказов написано в годы войны, когда особенно остра потребность в любви, чувстве, одухотворенном жизнью в противовес несущей смерть войне.

        Итак, рассказ, который относит нас к событиям 1-ой мировой войны – «Холодная осень».

(чтение рассказа учителем).

В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...

В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

- Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, - мы знали какой, - и это было и трогательно и жутко. Отец спросил:

- Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?

- Да, если позволите, утром, - ответил он. - Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.

Отец легонько вздохнул:

- Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...

Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, - я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил:

- Хочешь пройдемся немного?

На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:

- Хорошо...

Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот...

- Капота нет, - сказала я. - А как дальше?

- Не помню. Кажется, так:

Смотри - меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстает...

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах. "Надень свою шаль и капот..." Времена наших дедушек и бабушек... Ах, Боже мой, Боже мой!

- Что ты?

- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:

- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

- Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: "А вдруг правда убьют? и неужели я все-таки забуду его в какой-то срок - ведь все в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

Он, помолчав, медленно выговорил:

- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.

Я горько заплакала...

Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, - в нем был золотой образок, который носили на войне ее отец и дед, - и мы все перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...

Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти все то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: "Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?" Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстегнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, - то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, - я бабой, в лаптях, он в истертом казачьем зипуне, с отпущенной черной с проседью бородой, - и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всем свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я еще долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца... Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холеными ручками с серебряными ноготками завертывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и все еще живу в Ницце чем Бог пошлет... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году - и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!

    Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу ее. Но, вспоминая все то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же все-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.

3 мая 1944



3. (Первые впечатления).

Итак, давайте посмотрим, какими способами, средствами достигается такая высокая эмоциональность в изображении чувств.

(Беседа)

??

 - Каков смысл названия рассказа? (двойной смысл: описывается холодный осенний вечер и стихи Фета, которые создают грустное лирическое настроение).

 - Какова форма повествования в рассказе? (воспоминание).

 - Что подразумевает такая форма? (достоверность, искренность).

 - Почему герои безымянны? (обобщающий смысл – много было таких, которые расстались и погибли в эту осень).

 - Как изображено время в рассказе? Из скольких частей состоит рассказ? (стык времен, две части).

 - Как соотносятся эти части, сколько места занимают по объему? (основное – описание одного вечера, меньшее – последующие 30 лет).

 - Что произошло за эти тридцать лет? (зачитать, соотнести жизнь героини с историей страны).

События могли бы составить содержание целого романа, однако, говорится о них бегло, как о чем-то незначительном.

 - Почему? (зачитать).

- По каким признакам, деталям можно понять, что этот вечер – основное в жизни героини? (мельчайшие подробности, помнит даже ощущения).

И. Бунин – отличный психолог. Герои любят друг друга. Боясь ранить любимого человека, они скрывают свое беспокойство, предчувствие беды. Но это беспокойство, чувство тревоги все равно проявляется. (зачитать)

«Убили его». Вмешалась война и разрушила судьбы.

 - Что же помогло героине выжить в эти трудные годы?(любовь и вера).

- А только ли о любви этот рассказ? (о войне).

 - В чем ее жестокость?

 - Что противостоит войне? (любовь).

 - Какая любовь в рассказе? (определения).

4.Давайте обобщим все сказанное, сделаем вывод и ответим на вопрос (на доске).

В своем рассказе Бунин показал всепоглощающую любовь, которая является основой жизни и противостоит жестокости войны.

(Выводы каждый пишет в тетради, затем зачитываем и корректируем вместе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема любви в творчестве И.А.Бунина

Урок на материале рассказов Бунина "Последнее свидание", "Солнечный удар", "Тёмные аллеи"....

Разработка урока по литературе в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова. Тема: Стихи Н.А.Некрасова о любви. «Панаевский цикл».

Урок разработан для обучающихся 10 класса, имеет цель познакомить учащихся со стихами «Панаевского цикла», историей их создания;  раскрыть богатство, сложность, противоречивость стихов «Панаевско...

Урок литературы для 11 класса по творчеству И.А. Бунина. Тема: Тема: «Если писать о разорении, то я хотел бы выразить только его поэтичность» (И. А. Бунин)

Данный урок посвящён теме изучения рассказа "Антоновские яблоки". Урок проблемный, на нём применяются исследовательская технология, групповая работа....

Урок литературы в 11 классе по теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина».

Урок  литературы   в 11 классепо теме «Тема любви в творчестве И.А. Бунина». Цели урока:·        раскрыть значение темы любви ...

Тема любви в творчестве И.А. Бунина. Рассказ "Чистый понедельник"

Презентация к уроку литературы в 11 классе....

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина...