«Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки»
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Предварительный просмотр:
«Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа
«Антоновские яблоки»
О счастье мы всего лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно-
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того , чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку.
- Каким настроением проникнут этот отрывок? Какая основная мысль? ( настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).
И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма... К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».
Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро <…> Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.
Бунин - величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.
-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).
- Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? ( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)
- Какова композиция произведения? ( произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:
Основная тема части | Основные образы природы | Изображение людей | Образ- символ | Возраст героя | Каким настроением проникнута данная часть рассказа |
1.Воспоминания о сборе яблок | Ранняя погожая осень: "свежее утро", "сочный треск" яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) | "как лубочная картинка", ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: "черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым "позументом понева" | Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти | подросток | Радостное, бодрое: "Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете" |
2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны | Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало) | Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом. | Образ смертной старухи с могильным камнем | Молодой человек | Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни. |
3. Великолепные сцены охоты. | Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября) | Чтение книг, любование стариной журналы | Мертвая тишина. Овраг - как образ одиночества | Человек в зрелом возрасте | Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности. |
4. Время разорения, оскудения, конец былого величия. | Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег | Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню. | Взрослый человек | Заупокойная молитва |
Учащиеся работают с текстом, потом представляют свою работу на интерактивной доске.
Общий вывод: четырехчастная композиция « Антоновских яблок» полна глубокого смысла. Судьба конкретной деревни Выселки и конкретных людей воспринимается как общая судьба всего дворянского сословия, да и всей России в целом. Вывод Бунина однозначен: только в воображении, только в памяти остается время счастливой, беспечной молодости, острых ощущений и переживаний, гармоничного существования с природой, жизнью простых людей, величием космоса. Усадебная жизнь представляется неким « потерянным раем», блаженство которого , конечно, не могут возвратить жалкие потуги мелкопоместных дворян, воспринимающиеся скорее как пародия на былую роскошь. Дыхание прекрасного , некогда наполнявший старинные дворянские усадьбы, аромат антоновских яблок уступили место запахам гнилости, плесени, запустения.
- Как вы думаете, есть ли в этом произведении центральный образ? ( есть, это образ САДА). Реализация домашнего задания, заранее подготовленные учащиеся выступают с сообщением.
Сообщение ученика: В « Антоновских яблоках» лексическим центром является слово САД, одно из ключевых не только в творчестве Бунина, но и во всей русской культуре в целом. Слово «сад» оживило воспоминания о чем-то родном, близком душе.
Сад ассоциируется с дружной семьей, домом, с мечтой о безмятежном райском счастье, которого человечество может лишиться в будущем.
Можно найти много символических оттенков слова сад: красота, идея времени, память поколений, родина. Но чаще всего вспоминается знаменитый чеховский образ: сад- дворянские гнезда, недавно переживавшие период расцвета, а теперь пришедши в упадок.
Сад у Бунина – зеркало, отражающее то, что происходит с поместьями и с их обитателями.
В рассказе « Антоновские яблоки» он предстает живым существом со своим настроением и характером. Сад показан всякий раз сквозь призму настроений автора. В благодатную пору бабьего лета он – символ благосостояния, довольства, процветания: «…помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». Ранним утром он, прохладный , наполнен « лиловым туманом», как будто срывает тайны природы.
Но «прощальный праздник осени» подошел к концу, и « черный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске»
В последней главе сад- опустевший, унылый… На пороге нового века остались одни воспоминания о некогд блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» ( 1903):
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из окна
Заглохший сад. Над домом реет тленье..
- По- разному восприняли это произведение критики. Бунина обвинили в воспевании крепостничества. А. Куприн написал пародию « Пироги с груздями».
Но Бунин писал не о крепостном прошлом, не о природе в « чистом виде», а о красоте. Он рано осознал, что писать о красоте – значит писать обо всем сущем, посольку красота растворена в каждом явлении бытия:
Радость жизни во всем я ловлю-
В звездном небе, в цветах, ароматах.
И еще:
Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.
Так презрение к вырождающейся современности и исчезновение того прошлого, к котором обращены все помыслы художника, приводило к появлению творчестве писателя « вневременных ценностей». Бунину удалось под обыденным течением жизни в прошлом вскрывать истинно прекрасное и неуничтожимое временем.
Интересно, что ещё в 1891 году Бунин задумал рассказ «Антоновские яблоки», но написал и издал его только в 1900-м. Рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”». Почему? Что хотел подчеркнуть писатель этим подзаголовком?
( Эпитафия-изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологизм и особенности "внешней изобразительности" прозы И.А.Бунина (анализ рассказа "Антоновские яблоки")
Урок-исследование прозы И.А.Бунина на основе анализа рассказа "Антоновские яблоки"...
Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...
Выразительные возможности односоставных предложений (На примере текста И.А.Бунина "Антоновские яблоки")
Урок русского языка в 8 классе. Цель урока - обобщение знаний об употреблении односоставных предложений, формирование культуры речевого общения....
Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."
Родительское собрание на тему: "Сила положительного примера родителей или яблоко от яблони..."...
Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А. Бунина (рассказ «Антоновские яблоки»).
Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительн...
Технологическая карта урока литературы "Потерянный рай" по творчеству И.А.Бунина 11 класс
Урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативн...
Урок литературы в 11 классе "Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Антоновские яблоки"
Данный урок представляет собой смысловое чтение рассказа И.А.Бунина (главы 1). Урок позволяет приблизиться к пониманию основной мысли рассказа, даёт представление об изобразительно-выразительных средс...