Технологическая карта урока внеклассного чтения "Простите нас"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок проводится в 7 классе по рассказу Ю. Бондарева «Простите нас!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_prostite_nas.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Простите нас!»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции, раскрытие гуманистического пафоса произведения.
Задачи урока:
- развивающие: развивать внимание, устную речь, воображение.
-воспитательные: воспитывать благодарность, сострадание.
-обучающие: обучить анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты:
- предметные: формирование коммуникативных и речевых умений на основе работы с текстом; различение образа лирического героя и понимание его чувств; развитие навыков анализа художественного текста и способов выражения собственного отношения к произведению.
- метапредметные: формирование универсальных учебных действий.
Познавательные УУД: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль деятельности.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Личностные УУД: усвоение гуманистических ценностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; воспитание доброго отношения и благодарности наставникам.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; подбирать аргументы и формулировать выводы.
Этап урока | Цели этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Оргмомент | Создание доброжелательной атмосферы. | -Итак, друзья, внимание- Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности |
2. Актуализация знаний учащихся | Систематизация полученных ранее знаний | Проверка домашнего задания. | Обсуждают домашнее задание. | Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | Подведение учеников к формулированию темы и постановке задач урока. Создание ситуации успеха и эмоционального настроя на урок. | Эпиграф к уроку. Эпиграфом к уроку мне хотелось бы взять высказывание Томаса Фуллера «Благодарность — малейшая из добродетелей, неблагодарность — худший из пороков». Как вы понимаете данное высказывание? Скажите, всегда ли мы благодарны тем, кто учил нас, воспитал нас, вложил в нас частичку своей души – школьным учителям? Попробуйте сформулировать тему урока. | Ученики высказывают предположения. Формулируют тему урока и цели. | Познавательные: высказывание предположений на основе наблюдений. Регулятивные: формулировка темы и целей урока. Коммуникативные: владение устной речью. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Первичное усвоение новых предметных знаний. | Ребята, кто для вас учитель? Какой смысл вы вкладываете в это слово? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Знакомство с биографией Ю. Бондарева (выступает ученик, заранее подготовивший доклад). Сегодня мы поговорим о роли учителя в жизни человека. Об учителях создано множество произведений литературы. Какие из них вы читали? Назовите главных героев рассказа. От чьего лица ведется повествование? | Ученики отвечают на вопрос учителя. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации. Коммуникативные: умение задавать вопросы; слушать и понимать других. Регулятивные: сознательно организовывать свою деятельность; принимать и сохранять учебную задачу. Личностные: признание для себя общепринятых морально-этических норм. |
5. Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. | Беседа по содержанию рассказа. С чего начинается повествование? Что послужило причиной того, что Сафонов сошел с поезда в маленьком степном городке? Что узнаем о внутреннем мире героя? С каким настроением он идет в город? Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом. Почему он почувствовал себя экскурсантом? О ком он вспоминает в первую очередь? Кем для него являются эти люди? Что с ними стало? Какие чувства испытывает герой после того, как узнает о судьбах друзей детства? Каким художественными средствами передано его эмоциональное состояние? С кем все же встретился Сафонов в родном городке? | Ученики по очереди читают фрагменты рассказа, затем совместно с учителем анализируют произведение, вступают в диалог, отвечают на вопросы. | Познавательные: высказывание предположений на основе работы с текстом; формулирование своих наблюдений, понимания смысла текста; использование информации для решения учебной задачи. Коммуникативные: умение беседовать, умение грамотно выражать свои мысли, умение пересказывать, умение выразительно читать; умение аргументировать свое мнение. Личностные: воспитание нравственно-духовных начал; желание приобретать новые знания. Регулятивные: делать выводы по результатам работы. |
6. Физкультминутка | Предупреждение переутомления. | Физминутка Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний. | ||
7. Первичное закрепление | Усвоение учащимися знаний при решении задач. | Чтение по ролям эпизода «У старой учительницы». Случайно увидев свою школу, о ком вспоминает Сафонов? Проследите динамику его последующих действий (использован прием градации). Какие чувства владеют Сафоновым при встрече с Марией Петровной? Какие чувства испытывает Мария Петровна? Обратите внимание на речь учительницы. К какому выводу вы пришли? Почему на вопросы Сафонова о том, пишут ли ей бывшие ученики, навещают ли, Мария Петровна не отвечает и переводит разговор на другую тему? Упрекает ли учительница своих бывших учеников в невнимании? С какой целью упоминается чернеющий за окном сад? Какой смысл складывается в фразу, которую произносит старая учительница: «Очень плохо!»? Почему Сафонова охватывает стыд после того, как он видит свою книгу на полке у своей учительницы? Зачем школьной учительнице книга по самолетостроению? Что изменила эта случайная встреча в главном герое? Какой символический смысл приобретает желтый косяк света, который герой видит после прощанья? Какой последний урок преподнесла герою его бывшая учительница? Каким поступком Сафонов доказывает свое прозрение? Оправданно ли название рассказа «Простите нас!»? Какие проблемы подняты в рассказе? В чем заключается идея рассказа? Какие уроки для себя вы вынесли из этого рассказа? Заключительное слово учителя. Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас - преуспевающим, в меру самодовольным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!». | Ученики отвечают на вопросы. | Познавательные: самостоятельно отбирать информацию, используя ее для решения поставленной задачи; умение обобщать, анализировать, сравнивать, группировать. Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной формах; строить монологическое высказывание. Регулятивные: осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль. Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной деятельности. |
8. Домашнее задание | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Предлагает домашнее задание на выбор учащихся. Домашнее задание - проиллюстрировать произведение / написать письмо-раскаяние или письмо-благодарность учителю. | Записывают предлагаемые домашние задания, задают вопросы. | Коммуникативные: постановка вопроса, умение слушать и вступать в диалог. |
9. Рефлексия | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. | Чем вам особенно понравился рассказ? Чему это произведение научило вас? Прием «Свободный микрофон» ( что впечатлило в произведении, что вызвало сложности, урок понравился/не понравился) | Выражают свое отношение к рассказу. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы. Регулятивные: соотносить цель с достигнутым результатом; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: понимание важности познавательной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по повести Гоголя "Сорочинская ярмарка".
Материалы представляют собой детальную разработку технологической карты урока внеклассного чтения. Разработка основана на технологии активной читательской деятельности....
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 10 классе по книге «Science Fiction Stories», Isaac Asimov, «Айрис Пресс», 2014 г., по теме «Robots of Future»
Предлагаемая разработка урока построена на материале дополнительного домашнего чтения и является последовательным звеном в рамках ключевой темы 3 главы "Civilization and Progress" учеб...
Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.
Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;- учить анал...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...
Технологическая карта урока литературы (урок внеклассного чтения) в 8 классе «Загадка исполнения желаний»
Учитывая тот факт, что приоритетной целью современного российского образования является развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, ...