Конспект урока по творчеству А. Фета
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Разработка поможет лучше изучить философскую лирику поэта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrvtyy_urok_8.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.А. Фет. Краткие сведения. «Целый мир от красоты...».«Учись у них: у дуба, у березы...».Мир природы и духовности.
Цели: познакомить учащихся с философской лирикой А. Фета, особенностями его поэтического таланта; определить своеобразие лирики А. Фета; ввести в сложный мир напевного фетовского стиха; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, напевность, мелодичность стихотворениям поэта.
Оформление урока: портрет А. А. Фета, сборники стихов поэта, слайды к биографии поэта, его творчеству, романс на стихи А. Фета
Эпиграф: Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
А. А. Фет
Ход урока.
1.Объявление темы и целей урока.
-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с музыки великого композитора Петра Ильича Чайковского из альбома « Времена года»
« Февраль»
-Какие чувства она у вас вызвала?
- Какие картины представили? ( употребить слово красота)
-Что такое красота в вашем понимании?
2. Работа со словарем.
Красота-……..
- Как вы считаете красота пленила человека во все времена?
-Прослушайте словавеликого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. ( Эпиграф)
- Итак, сегодня на уроке мы с вами поработаем над творчеством А.А. Фета. «Целый мир от красоты...».«Учись у них: у дуба, у березы...».Мир природы и духовности.
3. Биография поэта. ( подготовленный ученик)
4. Чтение учителем стихотворения « Целый мир…»
5. Проверка первичного восприятия
-Понравилось вам стихотворение ?
-Какие чувства вызвало?
-О чем оно?
- Как понимаете последнюю строчку
6. Слово учителя
-Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно- идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может объяснить происхождение такого лирического настроения?»
-Мы с вами знаем, что всякая настоящая лирика философична.
7. Работа со словарем.( ученики)
Философия-……..
-Философия в широком смысле – это наука о жизни, о человеке и мире.
-При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием, как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека. Философия жизни А. Фета была земная практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях. Философия жизни заключается в каждом поэтическом шедевре. Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен, общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась.В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты (на доске появляется карточка с ключевой фразой»не политика, а чистая красота»).
-Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев, Достоевский.
-Фет считал, что цель поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна преобразить жизнь и человека.
8. Прослушивание аудиозаписи.
9. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось вам стихотворение ?
- Что означает скобящая, гений, откровение?
-Какие чувства вызвало?
-О чем оно?
- У кого учиться? Почему именно эти деревья?
(Первая же строчка содержит основную идею стихотворения, которая затем только развернуто объясняется. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб – символ стойкости и мужественности, береза – нежности и трепетности. Но оба эти дерева стоически переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей. По мнению поэта, так же и человек должен уметь переносить все жизненные невзгоды и страдания. Именно этому он и обязан учиться у дуба и березы.
Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. Так, в строке «и за сердце хватает холод лютый- они стоят, молчат- молчи и ты!» А.А.Фет наделяет сердцем даже деревья.)
10 .Чтение учащимися.
-Чем поразило произведение?
-Предлагаю перейти к анализу стихотворения. У каждого на столе лежит план анализа.
11. Анализ стихотворения.
План анализа стихотворения:
1.1. История создания произведения.
1.2. Особенности жанра произведения.
1.3. Тематика и проблематика.
1.4. Сюжет. Композиция.
1.5.Лирический герой.
1.6. Средства выразительности.
1.7. Фонетические приёмы.
1.8.Лексические средства.
1.9. Синтаксические приёмы.
1.10. Стихотворный размер и способ рифмовки.
1.1 История создания произведения. Тема.
-А . Фет написал это стихотворение 31 декабря 1883 года, когда ему было 63 года .Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия. Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.
-О чём это стихотворение?(Тема).
( О природе, о студёной зиме, о человеческих переживаниях)
Учись у них- у дуба, у берёзы.
1.2.Особенности жанра произведения.
-Ребята, какие литературные жанры вы знаете?
- Какому жанру относится это стихотворение?
(Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.
Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Это произведение печального, задумчивого характера.
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Кругом зима. Жестокая пора!
1.3 Проблематика произведения.
-Какую проблему поднимает автор?
-Какие переживания лирического героя показывает?
-Как человек связан с природой?
- В чем смысл человеческой жизни?
- Какое место занимает природа?
(Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека, размышляет над вечными проблемами бытия: в чём смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает она в человеческой жизни?)
1.4 Работа в тетрадях
-Заполните таблицу:
- В чем разница зимы и весны?
Зимняя пора | весна |
1.5 Лирический герой.
-Кого мы называем лирическим героем?
-Какие чувства испытывает лирический герой?
-Как меняется настроение лирического героя?
-Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
-Чем является природа для лирического героя?
-Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?
(Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего стихи о человеке, его возможностях преодолевать те невзгоды и
переживания, которые случаются в жизни каждого из нас. Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.)
1.6 Средства выразительности.
-Поэт обращает внимание на дисгармонию в природе. Беду, неустроенность, тревогу, беспокойство изображает автор с помощью художественных тропов-эпитетов, олицетворений, метафор:«напрасные застыли слёзы»,«за сердце хватает холод лютый»,« скорбящая душа», метель «сердито рвёт последние листы».Использует стилистические фигуры-инверсии, средства художественной выразительности. Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:
*художественные тропы,
*стилистические фигуры,
*лексические средства,
*фонетические приёмы,
*синтаксические приёмы.
-Для чего?( ответы детей)
(Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,
чтобы подчеркнуть состояния природы.)
1.7 Фонетические приёмы.
-А . А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.
-Найдите в тексте примеры.
*ассонанс: "Учись у них- у дуба, у берёзы » (5 раз употребляется звук «у») .
(Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять смысл стихотворения, его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, помогают оценить состояние природы и лирического героя произведения.)
*Ассонанс и аллитерация
Звук «у»-ассонанс
Учись у них- у дуба, у берёзы
Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом
Звук «р»- аллитерация
Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит
Звук «л»-аллитерация
"Они молчат, молчи и ты..."
1.8 Лексические средства.
"Они молчат, молчи и ты..."
-В стихотворении мы видим употребление лексических
повторов.
-Для чего их использует поэт?
(Лексические повторы ( «сердце рвёт», «за сердце хватает»,
«Они стоят, молчат; молчи и ты»)
передают психологическое состояние тревожности
лирического героя, подчёркивают динамику событий..)
1.9 Синтаксические приёмы.
-В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
- С какой целью использует автор?
-Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:«напрасные застыли слёзы»,«и за сердце хватает холод лютый»,«переболит скорбящая душа».
(Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.)
10. Стихотворный размер и способ рифмовки.
- Определите стихотворный размер и способ рифмовки.
(Поэт использует шести и пятистопный ямб ( чередование слогов-
безударных и ударных). Ямб- двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов. Смена рифмовки- перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.
Всё это придаёт музыкальность произведению.)
12 Подготовка к сочинению.
-Какие чувства вызывает это стихотворение?
-Лирический герой. Каково его настроение?
- Какие картины жизни мы видим здесь?
-Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
-Картина весны. Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
-Что такое весна в понимании А. А. Фета?
-Что постигает поэт через природу?
(Тончайшую психологическую правду о человеке).
-Какова жизненная позиция автора?
-Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание: гений, для новых откровений, переболит?
-Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются.
- Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года. Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы. В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия. Она лучший учитель и наставник. Человеку необходимо жить в гармонии с природой. Главное в стихотворении- единение человека с природой. Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы: поэт, автор, мастер слова, певец русской природы создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает; написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.
-Предлагаю использовать речевые клише, они помогут вам в написании работы.
*Это стихотворение посвящено...
*Это стихотворение можно рассматривать...
*В стихотворении улавливается настроение...
*Автор использует...
*В первой строфе...
*Во второй строфе...
*Можно сказать, что лирический герой...
*В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).
-Дома напишите сочинение по плану.
-Вы прослушали стихотворение один раз. Можете сказать, о чем оно? ( о природе)
-Да, но не только об этом. Как всякое настоящее произведение искусства оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие.
-В стихотворении нет заглавия. Или оно нулевое, как говорят ученые. А как, по-вашему, мог его назвать Фет? (ученики предлагают варианты: «Зимой», «Дуб и береза», «Гений весны» и др.)
-Наверное, так. Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Почему?
( оно еще о чем-то)
-При отсутствии заглавия мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке. На первом месте, в сильной позиции находится слово «учись», и это короткое, емкое слово сразу дает нам возможность мыслить. Этим мы и занимаемся сейчас – учимся мыслить.
-Каково символическое значение образов «дуба» и «берёзы» ? (сообщение учащихся о символическом значении дуба и берёзы).
-Какова интонация первой строчки стихотворения?
- Вне всякого сомнения, что определить все возможные смысловые оттенки произведения помогает композиция. Что вы можете сказать о ней в данном случае? ( три строфы по четыре строчки – миниатюра)
-Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин?
(нет, картин-две: зима и весна)
-Что указывает нам на такое деление? (против. союз НО настораживает, подготавливает к восприятию нового изображения)
-Какое средство использовал поэт? (антитезу)
-Какие образы противопоставлены в стихотворении?
-Рассмотрим каждую часть отдельно. Что или кто в центре внимания? (зима, деревья, весна, поэт, собеседник)
-Какие чувства вызывают у нас образы березы и дуба? (сочувствие, жалость)
-Что помогает поэту выразить эти чувства? (метафорические эпитеты, олицетворения)
-И все же, как мне кажется, сам поэт не видит деревья жалкими и несчастными, беспомощными. Вы согласны со мной? («учись», «они молчат – молчи и ты») Согласитесь, что не нужно учиться быть жалким и беспомощным. Но поэт советует: учись! Чему же мы можем научиться у них? (быть мудрыми, терпеливыми, не жалуясь, уметь выстоять, вытерпеть жестокую пору жизни)
-Как в связи с нашими выводами нужно читать эти строфы? (сдержанно, даже сурово)
-Страстная мольба поэта выстоять, вытерпеть, обращенная к себе самому, к читателю, добрый совет – все это основано на жизненном опыте самого автора, народа. Этот опыт раскрывается во второй части – заключительной строфе. Перечитайте ее. О чем она? (О весне, которая все изменит, о будущем, которое настанет) -Здесь тоже есть ключевое слово – совет, поучение. Какое? («верь») - Почему мы должны верить весне? (она пример вечного возрождения, символ жизни, любви )
-Именно весну Фет называет добрым гением. К какому тропу он прибегает? Какое значение слова использовано: дух или талант? (и то и другое)
-В чем проявляется волшебство и талант весны? (переболит- отпустит боль, скорбящая душа-успокоится)
- Какие средства языка использованы в этой части?
-Как должна звучать во время чтения эта часть, какое настроение лирического героя мы должны передать? (надежда, любовь к жизни, вера в лучшее)
-Ребята, мне кажется, что выражению сдержанных чувств в первой части и мажорных, радостных - во второй способствует и размер стиха, избранный поэтом. Так ли это, давайте проверим. (ямб со стопой пиррихия придают особую торжественность, значимость)
В) Подтверждение темы и идеи.
-Вот теперь, я думаю, мы с большей уверенностью можем сказать, о чем стихотворение «Учись у них…».(О воспитании твердости духа, веры, надежды, которые необходимы в «минуты роковые»)
Г) Музыкальность поэзии Фета.
-Стихотворению А.А.Фета более 120 лет, но оно не состарилось, время не отразилось на его языке: все ясно и понятно, как будто только написано. Кроме того, стихотворение это носит ярко выраженный музыкальный характер, как и многие произведения поэта. Не случайно сам Фет называл свои стихи песнями, а создание их – пением.
- Согласны ли вы с высказыванием критиков, что стихи Фета полны чарующего лиризма и музыкальности? (ученики делятся своими впечатлениями)
-Ребята жизнь природы, как и жизнь человека, волнует не только поэтов. Художники тоже очень чутко воспринимают все оттенки настроения окружающего мира. Посмотрите на репродукции с картин современных художников. Как вы думаете, какая из них могла бы послужить иллюстрацией к стихотворению А.А. Фета?
-«Поклонники вечной красоты. Давно смиренный пред судьбою…» - так характеризовал себя Фет в стихотворном послании к Фёдору Тютчеву. Он утверждал со свойственной ему категоричностью, что «художнику дорога только одна сторона предметов: их красота…» Стихотворение «Целый мир от красоты…» датируется периодом 1874-1886 годов. Обозначенные строки охватывают переломный период в творчестве Фета: заботы о строительстве собственного хозяйства, которые начались с покупки хутора Степановки в 1860 году, отходят на второй план, и поэт возвращается к своей литературной деятельности.
13.Выразительное чтение стихотворения.
-Какие слова являются ключевыми в первой и второй строфах?
-В каком значении употреблено слово красота?
-Какова интонация первой строфы стихотворения?
- Какова интонация второй строфы?
- Какое значение приобретает слово человек в контексте стихотворения?
Работа в парах.
-Выпишите во вторую часть таблицы цитаты, соответствующие данным смысловым блокам
«Целый мир от красоты» А.А.Фет
«Целый мир от красоты» А.А.Фет | |
Место красоты в мире | |
Соотношение красоты и человеческого |
- Выпишите во вторую часть таблицы примеры тропов. Какова их роль в создании образа зимы?
«Учись у них – у дуба, у берёзы» А.А. Фет
Зима | |
Эпитеты | |
Метафоры | |
Олицетворения | |
Инверсии | |
Риторические восклицания |
-Давайте вновь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и ответим на них.
Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».
14. Заключительное слово учителя.
-Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать его начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, - человечно.
Так писал А. Фет.
- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения, которая стала эпиграфом нашего урока?
-Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта А. Фета
( Звучит романс)
Рефлексия: -Ребята, мне очень хочется, чтобы наш урок не только научил вас анализу лирического произведения, но и мудрому отношению к жизни. Будьте наблюдательными, внимательными, учитесь находить вокруг себя, в природе образцы, примеры для подражания.
Домашнее задание:
1) выучить наизусть понравившееся стихотворение А. Фета.
2) написать сочинение по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского
Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...
Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского
Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...
Конспект урока по творчеству А.А. Фета
Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...
План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского
Урок посвящен формированию умений чтения лирического стихотворения...
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина
Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...
Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"
Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....
План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.
План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....