Конспект урока по творчеству А. Фета
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Разработка поможет лучше изучить философскую лирику поэта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrvtyy_urok_8.docx40.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.А. Фет. Краткие сведения. «Целый мир от красоты...».«Учись у них: у дуба, у березы...».Мир природы и духовности.

Цели: познакомить учащихся с философской лирикой А. Фета, особенностями его поэтического таланта; определить своеобразие лирики А. Фета; ввести в сложный мир напевного фетовского стиха; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, напевность, мелодичность стихотворениям поэта.

Оформление урока: портрет А. А. Фета, сборники стихов поэта, слайды к биографии поэта, его творчеству, романс на стихи А. Фета

Эпиграф: Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

А. А. Фет

Ход         урока.

1.Объявление  темы и целей урока.

-Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с музыки великого композитора  Петра Ильича Чайковского  из альбома « Времена года»

« Февраль»

-Какие чувства она у вас вызвала?

- Какие картины представили? ( употребить слово красота)

-Что такое красота в вашем понимании?  

2. Работа со словарем.

Красота-……..

- Как вы считаете красота пленила человека во все времена?

-Прослушайте  словавеликого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета. ( Эпиграф)

- Итак,  сегодня на уроке мы с вами поработаем над  творчеством А.А. Фета. «Целый мир от красоты...».«Учись у них: у дуба, у березы...».Мир природы и духовности.

3. Биография поэта.  ( подготовленный ученик)

4. Чтение учителем стихотворения « Целый мир…»

5. Проверка первичного восприятия

-Понравилось вам  стихотворение ?

-Какие чувства вызвало?

-О чем оно?

- Как понимаете последнюю строчку

6. Слово учителя

-Восторгаясь одним из фетовских шедевров, Яков Петрович Полонский в письме его автору (от 25 октября 1890г.) недоумевал: «Что ты за существо, откуда у тебя берутся такие елейно – чистые, такие возвышенно- идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения? Какая философия может объяснить происхождение такого лирического настроения?»

-Мы с вами знаем, что всякая настоящая лирика философична.

7. Работа со словарем.( ученики)

Философия-……..

-Философия в широком смысле – это наука о жизни, о человеке и мире.

-При оценке писателя мы постоянно пользуемся таким понятием, как философия жизни художника. Философия жизни должна быть у каждого человека. Философия жизни А. Фета была земная практическая деятельность и поклонение её красоте во всех её проявлениях. Философия жизни заключается в каждом поэтическом шедевре. Пик поэтической славы А. Фета пришёлся на 1850-1860 гг., время реформ, перемен, общественных сдвигов. Литература призывалась к горячему участию в общественных делах – и охотно откликалась.В январе 1858 года к Фету подошёл редактор модного тогда журнала «Русский вестник» М. Катков и восторженно призвал: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» Фет ничего не сказал, он не чувствовал в себе никаких сил иллюстрировать какие бы то ни было события. Он никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем- либо, поимо красоты (на доске появляется карточка с ключевой фразой»не политика, а чистая красота»).

-Фет в своей поэзии никогда не демонстрировал своей гражданской позиции. Её можно восстановить из его очерков, статей, писем, фактов биографии, но никогда – из стихов! У Фета человек погружён в природу, но не в историю. За отказ писать о злободневных событиях и выражать свою общественную позицию на Фета ополчилось молодое поколение. Лирику Фета ценили Тургенев, Л. Толстой, Тютчев, Достоевский.

-Фет считал, что цель поэта, цель поэзии, цель искусства состоит в том, чтобы найти в реальной жизни прекрасное мгновение, «остановить» его мысленно и закрепить его в своей душе, дав ему вечную жизнь. А. Фет считал красоту основой мироздания, бытия, красота способна преобразить жизнь и человека.

8. Прослушивание аудиозаписи.

9. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось вам  стихотворение ?

- Что означает скобящая, гений, откровение?

-Какие чувства вызвало?

-О чем оно?

- У кого учиться? Почему именно эти деревья?

(Первая же строчка содержит основную идею стихотворения, которая затем только развернуто объясняется. Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. Дуб – символ стойкости и мужественности, береза – нежности и трепетности. Но оба эти дерева стоически переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей. По мнению поэта, так же и человек должен уметь переносить все жизненные невзгоды и страдания. Именно этому он и обязан учиться у дуба и березы.

Параллели этих деревьев и человека постоянно повторяются по ходу всего стихотворения так, что иногда непонятно, о ком же или о чем же пишет автор. Так, в строке «и за сердце хватает холод лютый- они стоят, молчат- молчи и ты!» А.А.Фет наделяет сердцем даже деревья.)

10 .Чтение учащимися.

-Чем поразило произведение?

-Предлагаю перейти к анализу стихотворения. У каждого на столе лежит план анализа.

11. Анализ стихотворения.

План анализа стихотворения:

1.1. История создания произведения.

1.2. Особенности жанра произведения.

1.3. Тематика и проблематика.

1.4. Сюжет. Композиция.

1.5.Лирический герой.

1.6. Средства выразительности.

1.7. Фонетические приёмы.

1.8.Лексические средства.

1.9. Синтаксические приёмы.

1.10. Стихотворный размер и способ рифмовки.

1.1 История создания произведения. Тема.

-А . Фет написал это стихотворение 31 декабря 1883 года, когда ему было 63 года .Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия. Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.

-О чём это стихотворение?(Тема).

( О природе, о студёной зиме, о человеческих переживаниях)

Учись у них- у дуба, у берёзы.

1.2.Особенности жанра произведения.

-Ребята, какие литературные жанры вы знаете?

- Какому жанру относится это стихотворение?

(Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.

Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Это произведение печального, задумчивого характера.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Кругом зима. Жестокая пора!

1.3 Проблематика произведения.

-Какую проблему поднимает автор?

-Какие переживания лирического героя показывает?

-Как человек связан с природой?

- В чем смысл человеческой жизни?

- Какое место занимает природа?

(Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека, размышляет над вечными проблемами бытия: в чём смысл человеческой жизни, что таит в себе природа, какое место занимает она в человеческой жизни?)

1.4  Работа в тетрадях

-Заполните таблицу:

- В чем разница зимы и весны?

Зимняя пора

весна

                                                                                                        

        1.5 Лирический герой.

-Кого мы называем лирическим героем?

-Какие чувства испытывает лирический герой?

-Как меняется настроение лирического героя?

-Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?

-Чем является природа для лирического героя?

-Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?

(Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего стихи о человеке, его возможностях преодолевать те невзгоды и

переживания, которые случаются в жизни каждого из нас. Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.)

1.6 Средства выразительности.

-Поэт обращает внимание на дисгармонию в природе. Беду, неустроенность, тревогу, беспокойство изображает автор с помощью художественных тропов-эпитетов, олицетворений, метафор:«напрасные застыли слёзы»,«за сердце хватает холод лютый»,« скорбящая душа», метель «сердито рвёт последние листы».Использует стилистические фигуры-инверсии, средства художественной выразительности. Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:

*художественные тропы,

*стилистические фигуры,

*лексические средства,

*фонетические приёмы,

*синтаксические приёмы.

-Для чего?( ответы детей)

(Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,

чтобы подчеркнуть состояния природы.)

1.7 Фонетические приёмы.

-А . А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.

-Найдите в тексте примеры.

*ассонанс:  "Учись у них- у дуба, у берёзы        »                                 (5 раз употребляется звук «у») .

(Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять смысл стихотворения,  его звучание, создать звуковые и зрительные ассоциации, помогают оценить состояние природы и лирического героя произведения.)

*Ассонанс и аллитерация

Звук «у»-ассонанс

 Учись у них- у дуба, у берёзы

Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом

Звук «р»- аллитерация

Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит

Звук «л»-аллитерация

"Они молчат, молчи и ты..."

1.8 Лексические средства.

 "Они молчат, молчи и ты..."

-В стихотворении мы видим употребление лексических

повторов.

-Для чего их использует поэт?

(Лексические повторы ( «сердце рвёт», «за сердце хватает»,

«Они стоят, молчат; молчи и ты»)

передают психологическое состояние тревожности

лирического героя, подчёркивают динамику событий..)

1.9 Синтаксические приёмы.

-В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.

- С какой целью использует автор?

-Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:«напрасные застыли слёзы»,«и за сердце хватает холод лютый»,«переболит скорбящая душа».

(Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.)

10. Стихотворный размер и способ рифмовки.

- Определите  стихотворный размер и способ рифмовки.

(Поэт использует шести и пятистопный ямб ( чередование слогов-

безударных и ударных). Ямб- двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов. Смена рифмовки- перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Всё это придаёт музыкальность произведению.)

12  Подготовка к сочинению.

-Какие чувства вызывает это стихотворение?

-Лирический герой. Каково его настроение?

-  Какие картины жизни мы видим здесь?

-Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?

-Картина весны. Что мы можем сказать о настроении лирического героя?

-Что такое весна в понимании А. А. Фета?

-Что постигает поэт через природу?

(Тончайшую психологическую правду о человеке).

-Какова жизненная позиция автора?

-Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание: гений, для новых откровений, переболит?

-Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются.

- Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года. Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы. В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия. Она лучший учитель и наставник. Человеку необходимо жить в гармонии с природой. Главное в стихотворении- единение человека с природой. Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы: поэт, автор, мастер слова, певец русской природы создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает; написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.

 -Предлагаю использовать речевые клише, они помогут вам в написании работы.

*Это стихотворение посвящено...

*Это стихотворение можно рассматривать...

*В стихотворении улавливается настроение...

*Автор использует...

*В первой строфе...

*Во второй строфе...

*Можно сказать, что лирический герой...

*В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).

 -Дома напишите сочинение по плану.

-Вы прослушали стихотворение один раз. Можете сказать, о чем оно? ( о природе)

-Да, но не только об этом. Как всякое настоящее произведение искусства оно имеет несколько смыслов. Давайте попробуем отыскать и другие.

-В стихотворении нет заглавия. Или оно нулевое, как говорят ученые. А как, по-вашему, мог его назвать Фет? (ученики предлагают варианты: «Зимой», «Дуб и береза», «Гений весны» и др.)

-Наверное, так. Но почему-то поэт отказался от этих вариантов. Почему?

 ( оно еще о чем-то)

-При отсутствии заглавия мы должны особенно внимательно отнестись к первой строчке. На первом месте, в сильной позиции находится слово «учись», и это короткое, емкое слово сразу дает нам возможность мыслить. Этим мы и занимаемся сейчас – учимся мыслить.

-Каково символическое значение образов «дуба» и «берёзы» ? (сообщение учащихся о символическом значении дуба и берёзы).

-Какова интонация первой строчки стихотворения?

Вне всякого сомнения, что определить все возможные смысловые оттенки произведения помогает композиция. Что вы можете сказать о ней в данном случае? ( три строфы по четыре строчки – миниатюра)

-Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин?

 (нет, картин-две: зима и весна)

-Что указывает нам на такое деление? (против. союз НО настораживает, подготавливает к восприятию нового изображения)

-Какое средство использовал поэт? (антитезу)

-Какие образы противопоставлены в стихотворении?

-Рассмотрим каждую часть отдельно. Что или кто в центре внимания? (зима, деревья, весна, поэт, собеседник)

-Какие чувства вызывают у нас образы березы и дуба? (сочувствие, жалость)

-Что помогает поэту выразить эти чувства? (метафорические эпитеты, олицетворения)

-И все же, как мне кажется, сам поэт не видит деревья жалкими и несчастными, беспомощными. Вы согласны со мной? («учись», «они молчат – молчи и ты») Согласитесь, что не нужно учиться быть жалким и беспомощным. Но поэт советует: учись! Чему же мы можем научиться у них? (быть мудрыми, терпеливыми, не жалуясь, уметь выстоять, вытерпеть жестокую пору жизни)

-Как в связи с нашими выводами нужно читать эти строфы? (сдержанно, даже сурово)

-Страстная мольба поэта выстоять, вытерпеть, обращенная к себе самому, к читателю, добрый совет – все это основано на жизненном опыте самого автора, народа. Этот опыт раскрывается во второй части – заключительной строфе. Перечитайте ее. О чем она? (О весне, которая все изменит, о будущем, которое настанет) -Здесь тоже есть ключевое слово – совет, поучение. Какое? («верь») - Почему мы должны верить весне? (она пример вечного возрождения, символ жизни, любви )

-Именно весну Фет называет добрым гением. К какому тропу он прибегает? Какое значение слова использовано: дух или талант? (и то и другое)

-В чем проявляется волшебство и талант весны? (переболит- отпустит боль, скорбящая душа-успокоится)

- Какие средства языка использованы в этой части?

-Как должна звучать во время чтения эта часть, какое настроение лирического героя мы должны передать? (надежда, любовь к жизни, вера в лучшее)

-Ребята, мне кажется, что выражению сдержанных чувств в первой части и мажорных, радостных - во второй способствует и размер стиха, избранный поэтом. Так ли это, давайте проверим. (ямб со стопой пиррихия придают особую торжественность, значимость)

В) Подтверждение темы и идеи.

-Вот теперь, я думаю, мы с большей уверенностью можем сказать, о чем стихотворение «Учись у них…».(О воспитании твердости духа, веры, надежды, которые необходимы в «минуты роковые»)

Г) Музыкальность поэзии Фета.

-Стихотворению А.А.Фета более 120 лет, но оно не состарилось, время не отразилось на его языке: все ясно и понятно, как будто только написано. Кроме того, стихотворение это носит ярко выраженный музыкальный характер, как и многие произведения поэта. Не случайно сам Фет называл свои стихи песнями, а создание их – пением.

- Согласны ли вы с высказыванием критиков, что стихи Фета полны чарующего лиризма и музыкальности? (ученики делятся своими впечатлениями)

-Ребята жизнь природы, как и жизнь человека, волнует не только поэтов. Художники тоже очень чутко воспринимают все оттенки настроения окружающего мира. Посмотрите на репродукции с картин современных художников. Как вы думаете, какая из них могла бы послужить иллюстрацией к стихотворению А.А. Фета?

-«Поклонники вечной красоты. Давно смиренный пред судьбою…» - так характеризовал себя Фет в стихотворном послании к Фёдору Тютчеву. Он утверждал со свойственной ему категоричностью, что «художнику дорога только одна сторона предметов: их красота…» Стихотворение «Целый мир от красоты…» датируется периодом 1874-1886 годов. Обозначенные строки охватывают переломный период в творчестве Фета: заботы о строительстве собственного хозяйства, которые начались с покупки хутора Степановки в 1860 году, отходят на второй план, и поэт возвращается к своей литературной деятельности.

13.Выразительное чтение стихотворения.

-Какие слова являются ключевыми в первой и второй строфах?

-В каком значении употреблено слово красота?

-Какова интонация первой строфы стихотворения?

- Какова интонация второй строфы?

- Какое значение приобретает слово человек в контексте стихотворения?

Работа в парах.

-Выпишите во вторую часть таблицы цитаты, соответствующие данным смысловым блокам

«Целый мир от красоты» А.А.Фет

«Целый мир от красоты» А.А.Фет

Место красоты в мире

Соотношение красоты и человеческого

- Выпишите во вторую часть таблицы примеры тропов. Какова их роль в создании образа зимы?

«Учись у них – у дуба, у берёзы» А.А. Фет

Зима

Эпитеты

Метафоры

Олицетворения

Инверсии

Риторические восклицания


 

-Давайте вновь вернёмся к тем проблемным вопросам, которые были поставлены в начале урока и ответим на них.

Профессор Московского университета Пётр Кудрявцев писал: «Мне кажется, что миллионы людей благодарны А. Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, красоту жизни и любви».

14. Заключительное слово учителя.

-Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни. Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже. Поэтому в его стихах нет жалоб на судьбу, разочарований, хотя жизненный путь Фета был нелёгким.

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать его начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Так писал А. Фет.

- Как вы понимаете смысл последней строфы стихотворения, которая стала эпиграфом нашего урока?

-Пожалуй, в этом и заключается философия жизни русского поэта А. Фета

( Звучит романс)

 Рефлексия: -Ребята, мне очень хочется, чтобы наш урок не только научил вас анализу лирического произведения, но и мудрому отношению к жизни. Будьте наблюдательными, внимательными, учитесь находить вокруг себя, в природе образцы, примеры для подражания.    

Домашнее задание:

 1) выучить наизусть понравившееся стихотворение А. Фета.

 2) написать  сочинение по плану.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок преследует несколько дидактических, методических, развивающих целей. Основная масса учащихся принимает … Цели урока: Открыть Ф.М.Достоевского, писателя и человека. Показать особенности мировоззре...

Конспект урока по творчеству Иосифа Бродского

Предлагаемый материал - результат наработок по изучению творчества великого русского поэта, анализ многолетних попыток достучаться до поколения, увы, в большинстве далёкого от поэзии. Далеко не проста...

Конспект урока по творчеству А.А. Фета

Анализ стихотворения "Я тебе ничего не скажу..." дает учащимся представление об особенностях творчества Фета...

План-конспект урока по творчеству В.А.Жуковского

Урок посвящен формированию умений  чтения лирического стихотворения...

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина

Конспект урока по творчеству В.Г.Распутина в 11 классе разработан в форме беседы по повести "Прощание  с Матёрой". На дамашнее задание учащимся предлагается сочинение-рассуждение. Урок можно прио...

Конспект урока по творчеству В. Маяковского "Громада-любовь"

Урок в 11-ом классе. Предварительно была проведена анкета , в которую включены вопросы отношения учащихся к творчеству Маяковского....

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс.

План-конспект урока "Лирика А. А. Фета. Стихотворение "Чудная картина...", литература, 5 класс....