Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2022-2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_id5015804_vord_5_kl.docx | 106.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Мордовия
Администрация Зубово - Полянского муниципального р-она
МБОУ «Мордовско-Полянская ООШ»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Елисеева И.Г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МБОУ
«Мордовско-Полянская ООШ»
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ «Мордовско- Полянская ООШ
Протокол №1
Левина Н.А. Кильдюшов Е.В.
от "30." 08.2022 г.
от "31" 08. 2022 г.
Приказ № 46
от "31." 08. 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4817291)
учебного предмета
«Литература»
для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Моисеева Людмила Михайловна
учитель
С. Мордовская Поляна 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 5 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету
«Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5
классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мифология
Мифы народов России и мира.
Фольклор
Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира (не менее трёх).
Литература первой половины XIX века
И. А. Крылов. Басни (три по выбору). Например, «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет»,
«Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица».
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро»,
«Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» из сборника
«Вечера на хуторе близ Диканьки».
Литература второй половины XIX века И. С. Тургенев. Рассказ «Муму».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент).
Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Литература XIX—ХХ веков
Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти стихотворений трёх поэтов). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. Юмористические рассказы отечественных писателей XIX— XX веков
А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др.
М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка»,
«Золотые слова», «Встреча» и др.
Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее двух). Например, А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др.
В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Литература XX—XXI веков
Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др.
Произведения отечественных писателей XIX—XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М.
С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян.
Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв. «Девочка, с которой ничего не случится», «Миллион приключений» и др. (главы по выбору).
Литература народов Российской Федерации Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов.
«Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела».
Зарубежная литература
Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» и др. Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы по выбору), Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы по выбору). Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»
(главы по выбору); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы»,
«Звук бегущих ног»,
«Зелёное утро» и др.
Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» и др. Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору).
Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон.
«Белый клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- представление о способах противодействия коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
- готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
- осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
- уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;
- уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
- ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
- установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
- изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
- потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
- в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
- в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
- умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
- анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
- оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
- воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
- оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
- формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко- литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
- владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
- Общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
- Совместная деятельность:
- использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
- в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- участниками взаимодействия на литературных занятиях;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
- Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- Самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
- Эмоциональный интеллект:
- развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
- регулировать способ выражения своих эмоций;
- Принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
- понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
- владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
- выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
- пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
- участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки
прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
- создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
- владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
- осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
- планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
- участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
- владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет- ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Раздел 1. Мифология | ||||||||
1.1. | Мифы народов России и мира | 3 | 0 | 0 | 02.09.2022 07.09.2022 | Выразительно читать мифы и другие эпические произведения, отвечать на вопросы, пересказывать; | Устный опрос; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
1.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Высказывать своё отношение к событиям и эпическим героям. Участвовать в разработке учебных проектов. Пользоваться библиотечным каталогом для поиска книги. Писать сочинение о любимом эпическом герое. | Устный опрос; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 4 | |||||||
Раздел 2. Фольклор | ||||||||
2.1. | Малые жанры: пословицы, поговорки, загадки | 2 | 0 | 0 | 12.09.2022 14.09.2022 | Выразительно читать фольклорные произведения малых жанров, отвечать на вопросы; Отличать пословицы от поговорок; Сопоставлять русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов; Уметь сочинять и разгадывать загадки; | Практическая работа; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
2.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Уметь сочинять и разгадывать загадки. | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
2.3. | Сказки народов России и народов мира | 5 | 0 | 0 | 19.09.2022 28.09.2022 | Выразительно читать, пересказывать (кратко, подробно, выборочно) сказки, отвечать на вопросы; Определять виды сказок (волшебные, бытовые, о животных); Определять и формулировать тему и основную мысль прочитанной сказки; Характеризовать героев сказок, оценивать их поступки; Определять особенности языка и композиции народных сказок разных народов (зачин, концовка, постоянные эпитеты, устойчивые выражения и др.); Сочинять собственные сказки, употребляя сказочные устойчивые выражения; Инсценировать любимую сказку; | Практическая работа; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
2.4. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Инсценировать любимую сказку. | Тестирование; | http://www.culture.ru/tradition http://kogni.ru/forum/ http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/ http://www.knigafund.ru/ http://www.rusfolknasledie.ru http://relocation.pgpb.ru/folk.html https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 9 | |||||||
Раздел 3. Литература первой половины XIX века | ||||||||
3.1. | И. А. Крылов. Басни (три по выбору). «Волк на псарне», «Листы и Корни», «Свинья под Дубом», «Квартет», «Осёл и Соловей», «Ворона и Лисица» | 4 | 0 | 0 | 03.10.2022 10.10.2022 | Определять художественные особенности басенного жанра; Иметь первоначальное представление об аллегории и морали; Читать басню наизусть (по выбору обучающегося); | Устный опрос; | http://www.gramma.ru http://www.gumer.info http://www.encyclopedia.ru http://www.Lib.ru . https://educont.ru/ |
3.2. | Развитие речи | 2 | 0 | 0 | 12.10.2022 14.10.2022 | Творческая работа | Письменный контроль; | http://www.gramma.ru http://www.gumer.info http://www.encyclopedia.ru http://www.Lib.ru . https://educont.ru/ |
3.3. | А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трёх). «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне» и др. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 6 | 1 | 0 | 17.10.2022 07.11.2022 | Выразительно читать стихотворения; Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; Заучивать стихотворения наизусть; | Практическая работа; | http://www.museumpushkin.ru http://www.peterhof.ru https://educont.ru/ |
3.4. | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» | 2 | 0 | 0 | 09.11.2022 11.11.2022 | Заучивать стихотворение наизусть; | Устный опрос; | http://gold.stihophone.ru/ https://educont.ru/ |
3.5. | Н. В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» | 2 | 0 | 0 | 14.11.2022 16.11.2022 | Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст повести; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Составлять устный отзыв о прочитанном произведении; Определять художественные средства, создающие фантастический настрой повести, а также картины народной жизни; | Зачет; | htt://www.nikolaygo gol.org.ru/ https://educont.ru/ |
3.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Анализ художественного произведения | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | htt://www.nikolaygo gol.org.ru/ https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 17 | |||||||
Раздел 4. Литература второй половины XIX века | ||||||||
4.1. | И. С. Тургенев. Рассказ «Муму» | 4 | 0 | 0 | 21.11.2022 28.11.2022 | Характеризовать главных героев рассказа; Составлять устный портрет Герасима; Определять роль пейзажных описаний; Писать сочинение по содержанию рассказа; | Контрольная работа; | http://www.spasskoye- lutovinovo.ru/ https://educont.ru/ |
4.2. | Развитие речи | 2 | 0 | 0 | 30.11.2022 02.12.2022 | Написание сочинения | Письменный контроль; | http://www.spasskoye- lutovinovo.ru/ https://educont.ru/ |
4.3. | Н. А. Некрасов. Стихотворения (не менее двух). «Крестьянские дети». «Школьник». Поэма «Мороз, Красный нос» (фрагмент) | 3 | 0 | 0 | 05.12.2022 09.12.2022 | Выразительно читать поэтический текст, в том числе по ролям; Определять тематическое содержание стихотворения; Характеризовать главных героев, лирического героя (автора); Выявлять средства художественной выразительности; | Тестирование; | http://www.nnekrasov.ru/ http://nekrasov.niv.ru/ http://www.kostyor.ru/biog raphy/? n=61 http://www.bestpeopleofru ssia.ru/persona/1842/bio https://educont.ru/ |
4.4. | Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» | 5 | 1 | 0 | 12.12.2022 21.12.2022 | Составлять сравнительную характеристику Жилина и Костылина; Характеризовать горцев, их обычаи и нравы; Давать собственную интерпретацию и оценку рассказа; | Практическая работа; | https://lib.nspu.ru/views/library/ 91224/read.php https://educont.ru/ |
4.5. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Анализ художественного текста | Устный опрос; | https://lib.nspu.ru/views/library/ 91224/read.php https://educont.ru/ https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 15 | |||||||
Раздел 5. Литература XIX—ХХ веков | ||||||||
5.1. | Стихотворения отечественных поэтов XIX—ХХ веков о родной природе и о связи человека с Родиной (не менее пяти). Например, стихотворения А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова | 4 | 0 | 0 | 09.01.2023 16.01.2023 | Выразительно читать стихотворение, определять его тематическое содержание, средства художественной выразительности (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение); Заучивать одно из стихотворений наизусть; | Устный опрос; | https://mo.spbappo.ru/ui/index. html#/bookshelf/course/159947 /topic/160040/lesson/160041 https://educont.ru/ |
5.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Анализ лирического произведения | Практическая работа; | https://mo.spbappo.ru/ui/index. html#/bookshelf/course/159947 /topic/160040/lesson/160041 https://educont.ru/ |
5.3. | Юмористические рассказы отечественных писателей XIX—XX веков. А. П. Чехов (два рассказа по выбору). Например, «Лошадиная фамилия», «Мальчики», «Хирургия» и др. | 2 | 0 | 0 | 20.01.2023 23.01.2023 | Сопоставлять произведения авторов по заданным основаниям; Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://mo.spbappo.ru/ui/inde x.html#/bookshelf/course/159 947/topic/160035/lesson/1600 36 https://educont.ru/ |
5.4. | М. М. Зощенко (два рассказа по выбору). Например, «Галоша», «Лёля и Минька», «Ёлка», «Золотые слова», «Встреча» и др. | 2 | 0 | 0 | 25.01.2023 27.01.2023 | Выявлять детали, создающие комический эффект; Инсценировать один из рассказов или его фрагмент; | Тестирование; | https://www.dvfu.ru/library/al manac-power-books-/articles- almanac-19- https://educont.ru/ |
5.5. | Произведения отечественной литературы о природе и животных (не менее трёх). Например, произведения А. И. Куприна, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского | 4 | 1 | 0 | 30.01.2023 06.02.2023 | Определять средства художественной выразительности прозаического текста; Писать отзыв на прочитанное произведение; | Письменный контроль; | https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 https://educont.ru/ |
5.6. | А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Корова», «Никита» и др. | 2 | 0 | 0 | 08.02.2023 10.02.2023 | Составлять план; | Устный опрос; | https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 https://educont.ru/ |
5.7. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Анализ художественного произведения | Письменный контроль; | https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 https://educont.ru/ |
5.8. | В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» | 2 | 0 | 0 | 15.02.2023 17.02.2023 | Определять характер главного героя, его взаимоотношение с природой; Выявлять роль пейзажа в рассказе; Высказывать своё отношение к герою рассказа; Писать сочинение по самостоятельно составленному плану; | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | https://mo.spbappo.ru/ui/index.htm l#/bookshelf/course/159947/topic/ 160072/lesson/160073 https://educont.ru/ |
5.9. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Написание сочинения | Письменный контроль; | https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/ bookshelf/course/159947/topic/16008 2/lesson/160085 https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 19 | |||||||
Раздел 6. Литература XX—XXI веков |
6.1. | Произведения отечественной прозы на тему «Человек на войне» (не менее двух). Например, Л. А. Кассиль. «Дорогие мои мальчишки»; Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова»; В. П. Катаев. «Сын полка» и др. | 6 | 0 | 0 | 22.02.2023 06.03.2023 | Анализировать сюжет, тему произведения, определять его композиционные особенности; Характеризовать и сопоставлять героев произведения, выявлять художественные средства их создания; Выявлять средства художественной изобразительности в произведении; | Практическая работа; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ |
6.2. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Анализ художественного текста | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ |
6.3. | Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства (не менее двух). Например, произведения В. Г. Короленко, В. П. Катаева, В. П. Крапивина, Ю. П. Казакова, А. Г. Алексина, В. П. Астафьева, В. К. Железникова, Ю. Я. Яковлева, Ю. И. Коваля, А. А. Гиваргизова, М. С. Аромштам, Н. Ю. Абгарян, А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак и др. | 5 | 1 | 0 | Выявлять авторскую позицию; Высказывать своё отношение к событиям, изображённым в произведении; Писать отзыв на прочитанную книгу; | Тестирование; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ | |
6.4. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | Написание сочинения | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ | |
6.5. | Произведения приключенческого жанра отечественных писателей (одно по выбору). Например, К. Булычёв «Девочка, с которойничегоне случится», «Миллион приключений» (главы по выбору) и др. | 4 | 0 | 0 | Характеризовать главных героев, основные события; Писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение; | Устный опрос; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ | |
6.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Анализ художественного текста | Тестирование; | http://interneturok.ru www.lib.prosv.ru http://5litra.ru/ https://educont.ru/ | |
Итого по разделу | 18 | |||||||
Раздел 7. Литература народов Российской Федерации | ||||||||
7.1. | Стихотворения (одно по выбору). Например, Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья»; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» | 1 | 0 | 0 | Выявлять художественные средства выразительности; | Практическая работа; | tp://litera.edu.ru https://educont.ru/ | |
7.2. | Развитие речи | 1 | 0 | 0 | Анализ стихотворения | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | tp://litera.edu.ru https://educont.ru/ |
Итого по разделу | 2 | |||||||
Раздел 8. Зарубежная литература | ||||||||
8.1. | Х. К. Андерсен. Сказки (одна по выбору). Например, «Снежная королева», «Соловей» | 2 | 0 | 0 | Формулировать вопросы к отдельным фрагментам сказки; Характеризовать главных героев, сравнивать их поступки; Высказывать своё отношение к событиям и героям сказки; Определять связь сказки Х. К. Андерсена с фольклорными произведениями; | Тестирование; | http://litera.edu.ru https://educont.ru/ | |
8.2. | Зарубежная сказочная проза (одно произведение по выбору). Например, Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» (главы); Дж. Р. Р. Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно» (главы) и др. | 3 | 0 | 0 | Выявлять своеобразие авторской сказочной прозы и её отличие от народной сказки; Выделять ключевые эпизоды в тексте произведения; Писать отзыв на прочитанное произведение; | Практическая работа; | http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru https://educont.ru/ | |
8.3. | Зарубежная проза о детях и подростках (два произведения по выбору). Например, М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы); Дж. Лондон. «Сказание о Кише»; Р. Брэдбери. Рассказы. Например, «Каникулы», «Звук бегущих ног», «Зелёное утро» и др. | 3 | 0 | 0 | Характеризовать главных героев, составлять их словесные портреты; | Устный опрос; | http://bibliogid.ru / www.lib.prosv.ru https://educont.ru/ | |
8.4. | Зарубежная приключенческая проза (два произведения по выбору). Например, Р. Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Чёрная стрела» (главы по выбору) и др. | 3 | 0 | 0 | Выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; | Зачет; | http://bibliogid.ru / www.lib.prosv.ru https://educont.ru/ | |
8.5. | Зарубежная проза о животных (одно-два произведения по выбору). Например, Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка»; Дж. Даррелл. «Говорящий свёрток»; Дж. Лондон. «Белый Клык»; Дж. Р. Киплинг. «Маугли», «Рикки-Тикки-Тави» | 3 | 0 | 0 | Отвечать на вопросы, самостоятельно формулировать вопросы, пересказывать содержание произведения или отдельных глав; Сопоставлять произведения по жанровым особенностям; | Тестирование; | http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru https://educont.ru/ | |
8.6. | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Работа с художественным текстом | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; | http://bibliogid.ru/ www.lib.prosv.ru https://educont.ru/ | |
Итого по разделу | 15 | |||||||
Раздел 9. Итоговый контроль |
9.1. | Итоговые контрольные работы | 2 | 2 | 0 | Контроль знаний | Контрольная работа; | ||
Итого по разделу | 2 | |||||||
Резервное время | 1 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 6 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Мифы народов России и мира. Понятие о мифах и мифологии. | 1 | 0 | 0 | 02.09.2022 | Устный опрос; |
2. | Мифы народов России и мира. Миф "Яблоки Гесперид" и другие подвиги Геракла". | 1 | 0 | 0 | 05.09.2022 | Устный опрос; |
3. | Мифы народов России и мира. Подвиги Геракла "Скотный двор царя Авгия". | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
4. | Внеклассное чтение . Геродот "Легенда об Арионе". | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный опрос; |
5. | Фольклор как коллективное устное народное творчество. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Тестирование; |
6. | Фольклор. Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Тестирование; |
7. | Развитие речи. Интерпретация пословиц и создание связного текста по пословице. | 1 | 0 | 0 | 16.09.2022 | Устный опрос; |
8. | Сказки народов России и мира. жанровые и эстетические особенности сказок. Виды сказок. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Письменный контроль; |
9. | Русские народные сказки. "Царевна - лягушка". Животные помощники. Чудесные противники. | 1 | 0 | 0 | 21.09.2022 | Устный опрос; |
10. | "Царевна-лягушка". Система образов. Василиса Премудрая и Иван Царевич. Народная мораль в характере и поступках героев. | 1 | 0 | 0 | 23.09.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
11. | "Иван- крестьянский сын и Чудо-Юдо"". Волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос; |
12. | "Журавль и цапля", "Солдатская шинель". Жанровые особенности сказок и животных и бытовых сказок. | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос; Практическая работа; |
13. | Внеклассное чтение. Сказки народов мира. | 1 | 0 | 0 | 30.09.2022 | Устный опрос; |
14. | Вн. чт. Басня как жанр. Баснописцы - Эзоп, Лафонтен. Русские баснеписцы 18 века. И. Дмитриев "Муха". | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Письменный контроль; |
15. | И.А. Крылов. Басня "Волк на псарне". Исторический контекст и аллегорический смыл басни. | 1 | 0 | 0 | 05.10.2022 | Устный опрос; |
16. | И.А. Крылов. "Ворона и лисица". Выражение народной мудрости в баснях и их поучительный характер. | 1 | 0 | 0 | 07.10.2022 | Устный опрос; |
17. | И.А.Крылов " Свинья под дубом", "Листы и корни". Осмеяние человеческих пороков. | 1 | 0 | 0 | 10.10.2022 | Устный опрос; |
18. | И.А.Крылов " Осёл и соловей", "Квартет". Выражение мудрости в баснях и их поучительный характер. | 1 | 0 | 0 | 12.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
19. | Р/Р. Сочинение "Мудрые уроки басен И.А. Крылова". | 1 | 0 | 0 | 14.10.2022 | Зачет; |
20. | А.С.Пушкин. Стихотворения "Зимнее утро", "Зимний вечер". Изображение природы в стихотворениях поэта. | 1 | 0 | 0 | 17.10.2022 | Устный опрос; |
21. | А.С.Пушкин. "Няне". Поэтизация образа Арины Родионовны."У лукоморья дуб зелёный". | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
22. | А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Сюжет сказки (сопоставление его с сюжетами народной сказки и сказками Жуковского). | 1 | 0 | 0 | 21.10.2022 | Устный опрос; |
23. | А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Герои сказки. Противостояние добрых и злых сил, утверждение мысли о внутренней красоты над красотою внешней. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос; |
24. | "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Художественное совершенство пушкинской сказки. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос; Письменный контроль; |
25. | А.С.Пушкин. "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". Устное сочинение-сравнительная характеристика героинь. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, способы рифмовки, рифма. | 1 | 0 | 0 | 11.11.2022 | Устный опрос; Тестирование; |
26. | М. Ю. Лермонтов "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос; |
27. | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Проблематика и поэтика произведения. | 1 | 0 | 0 | 16.11.2022 | Устный опрос; |
28. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | 1 | 0 | 0 | 18.11.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
29. | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Сочетание комического и трагического, реального и фантастического в повести. | 1 | 0 | 0 | 21.11.2022 | Зачет; |
30. | Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь "Заколдованное место". | 1 | 0 | 0 | 23.11.2022 | Устный опрос; |
31. | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве и протест против рабства. | 1 | 0 | 0 | 25.11.2022 | Устный опрос; |
32. | И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Система образов. | 1 | 0 | 0 | 28.11.2022 | Устный опрос; |
33. | И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Духовные и нравственные качества Герасима. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос; |
34. | И.С. Тургенев. Повесть «Муму». Смысл названия. | 1 | 0 | 0 | 02.12.2022 | Устный опрос; |
35. | Развитие речи. Подготовка к сочинению- индивидуальной характеристике «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?» | 1 | 0 | 0 | 05.12.2022 | Устный опрос; |
36. | Развитие речи. Сочинение «Почему Герасима называют самым замечательным лицом среди дворни?» | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
37. | Н.А. Некрасов. "Крестьянские дети", "Школьник". | 1 | 0 | 0 | 09.12.2022 | Устный опрос; |
38. | Н.А. Некрасов " Крестьянские дети", "Школьник". Тема детства. | 1 | 0 | 0 | 12.12.2022 | Контрольная работа; |
39. | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Картины природы и жизнь народа. | 1 | 0 | 0 | 14.12.2022 | Устный опрос; |
40. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Тема бессмысленности и жестокости межнациональной вражды. | 1 | 0 | 0 | 16.12.2022 | Письменный контроль; |
41. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Герои рассказа Жилин и Костылин. Два разных характера, две разные судьбы. | 1 | 0 | 0 | 19.12.2022 | Устный опрос; |
42. | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Дина. Утверждение гуманистических идеалов. | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос; |
43. | Л.Н.Толстой "Кавказский пленник". Сюжет и композиция. | 1 | 0 | 0 | 23.12.2022 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
44. | Литература и жизнь. Контрольная работа (тесты). | 1 | 1 | 0 | 09.01.2023 | Письменный контроль; |
45. | Внеклассное чтение по произведениям Л.Н. Толстого "Прыжок", "Акула"(по выбору). | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Практическая работа; |
46. | Поэты 19 века о родине и родной природе. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета. | 1 | 0 | 0 | 13.01.2023 | Устный опрос; |
47. | Поэты 19 века о родине и родной природе. Стихотворения Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета. | 1 | 0 | 0 | 16.01.2023 | Устный опрос; |
48. | Поэты 20 века о родине и родной природе. Стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. РК. Юрий Вэлла. «Сегодня утром дождь». | 1 | 0 | 0 | 18.01.2023 | Практическая работа; |
49. | Поэты 20 века о родине и родной природе. Стихотворения И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова. РК. Раиса Лыкосова. «Просека». | 1 | 0 | 0 | 20.01.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
50. | Развитие речи. Анализ поэтического текста по плану. | 1 | 0 | 0 | 23.01.2023 | Письменный контроль; |
51. | А.П. Чехов "Лошадиная фамилия". Способы создания комического. Юмор. | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Письменный контроль; |
52. | А.П. Чехов "Хирургия". Сюжеты и образы юмористических рассказов. | 1 | 0 | 0 | 27.01.2023 | Устный опрос; |
53. | М.М. Зощенко "Галоша". Тема, идея, сатира. Сюжеты и образы юмористических рассказов, средства создания комического. | 1 | 0 | 0 | 30.01.2023 | Практическая работа; |
54. | М.М. Зощенко "Лёля и Минька". Сюжеты и образы юмористических рассказов, средства создания комического. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный опрос; |
55. | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Рассказ К. Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Герои сказки и их поступки. Нравственные проблемы сказки. | 1 | 0 | 0 | 03.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
56. | К.Г. Паустовский "Заячьи лапы". Взаимоотношения человека и животного. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | 0 | 0 | 06.02.2023 | Устный опрос; |
57. | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Повесть-быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Мир природы в произведении. | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос; |
58. | Произведения отечественной литературы о природе и животных. Сказка - быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца". Образы главных героев. Человек и природа в произведении. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 10.02.2023 | Тестирование; |
59. | А.П. Платонов "Никита". Мир глазами ребёнка. | 1 | 0 | 0 | 13.02.2023 | Устный опрос; |
60. | А.П. Платонов "Никита". Быль и фантастика". | 1 | 0 | 0 | 15.02.2023 | Устный опрос; |
61. | Развитие речи. Ответ на поставленный вопрос, связанный со знанием и пониманием текста: "Как в произведениях писателей М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского, А.П. Платонова отражены отношения человека и природы?" | 1 | 0 | 0 | 17.02.2023 | Письменный контроль; |
62. | В.П. Астафьев "Васюткино озеро" - автобиографическая повесть. | 1 | 0 | 0 | 20.02.2023 | Устный опрос; |
63. | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Поведение человека в экстремальной ситуации. Становление характера главного героя. РК. К. Лагунов «Тайна чёрного озера». Сказка или быль. | 1 | 0 | 0 | 22.02.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
64. | Развитие речи. Сочинение по самостоятельно составленному плану "Какие поступки сверстника и черты его характера вызывают интерес" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). | 1 | 0 | 0 | 24.02.2023 | Письменный контроль; |
65. | Произведения на тему "Человек на войне". В.П. Катаев "Сын полка". Мир ребёнка и мир взрослых. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос; |
66. | «Человек на войне». В.П. Катаев "Сын полка". Проблема героизма. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; |
67. | В.П. Катаев "Сын полка". Образ главного героя. | 1 | 0 | 0 | 03.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
68. | В.П. Катаев "Сын полка". Смысл названия повести. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос; |
69. | "Человек на войне". Ю. Я. Яковлев. «Девочки с Васильевского острова». РК. Ю. Друнина в Ялуторовске. Стихотворение Ю. Друниной «Я родом не из детства, из войны». | 1 | 0 | 0 | 10.03.2023 | Устный опрос; |
70. | "Человек на войне". А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста". К. Симонов "Майор привёз мальчишку на рассвете". | 1 | 0 | 0 | 13.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
71. | Внеклассное чтение. Война и дети в произведениях о Великой Отечественной войне. | 1 | 0 | 0 | 15.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
72. | Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства. В.Г. Короленко. «В дурном обществе". Семья судьи. | 1 | 0 | 0 | 17.03.2023 | Устный опрос; |
73. | Произведения отечественных писателей 19-21 веков на тему детства. В.Г. Короленко "В дурном обществе". Жизнь среди серых камней. Семья пана Тыбурция. | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос; |
74. | В.Г. Короленко «В дурном обществе», глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. Путь Васи к правде и добру. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; |
75. | В. Крапивин "Тень Каравеллы". Сюжет и герои. | 1 | 0 | 0 | 24.03.2023 | Устный опрос; |
76. | В. Крапивин "Тень Каравеллы". Что значит дружба в жизни героев? Контрольная работа по теме "Образы детей в литературных произведениях". | 1 | 1 | 0 | 03.04.2023 | Письменный контроль; |
77. | Развитие речи. Написание отзыва на произведение, посвященное детству и детям. | 1 | 0 | 0 | 05.04.2023 | Письменный контроль; |
78. | Произведения приключенческого жанра. К. Булычёв "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион приключений" (одно по выбору | 1 | 0 | 0 | 07.04.2023 | Устный опрос; |
79. | Произведения приключенческого жанра. К. Булычёв "Девочка, с которой ничего не случится", "Миллион приключений" (одно по выбору). | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос; |
80. | Произведения приключенческого жанра. Сюжет, композиция, система образов. Анализ. | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос; |
81. | Произведения приключенческого жанра. Сюжет, композиция, система образов. Анализ. | 1 | 0 | 0 | 14.04.2023 | Устный опрос; |
82. | Внеклассное чтение. П. Бажов "Хозяйка Медной горы". Особенности сказа, характеристика героев. | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос; |
83. | Литература народов Российской Федерации. Р.Г. Гамзатов. "Песня соловья"; М. Карим. «Эту песню мать мне пела» (одно по выбору). | 1 | 0 | 0 | 19.04.2023 | Устный опрос; |
84. | Развитие речи. Сочинение-рассуждение по предложенной теме на основе прочитанных стихотворений. | 1 | 0 | 0 | 21.04.2023 | Письменный контроль; |
85. | Х.К. Андерсен. "Снежная королева" - сказка о победе любви и добра. | 1 | 0 | 0 | 24.04.2023 | Устный опрос; |
86. | Х.К. Андерсен. "Снежная королева". Превосходство душевной красоты над внешней. | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос; |
87. | Зарубежная сказочная проза. Л. Кэролл. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык, художественные приёмы. | 1 | 0 | 0 | 28.04.2023 | Устный опрос; |
88. | Зарубежная сказочная проза. Л. Кэролл. «Алиса в стране чудес». Стиль и язык, художественные приёмы. | 1 | 0 | 0 | 03.05.2023 | Устный опрос; |
89. | Художественный мир литературной сказки. | 1 | 0 | 0 | 05.05.2023 | Устный опрос; |
90. | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос; |
91. | М. Твен «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. Тема дружбы в произведении. | 1 | 0 | 0 | 10.05.2023 | Устный опрос; |
92. | Дж. Лондон. «Сказание о Кише»: нравственное взросление героев рассказа. | 1 | 0 | 0 | 12.05.2023 | Устный опрос; |
93. | Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Остров сокровищ" ( главы). | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос; |
94. | Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Остров сокровищ" ( главы). | 1 | 0 | 0 | 17.05.2023 | Устный опрос; |
95. | Зарубежная приключенческая проза. Р.Л. Стивенсон "Чёрная стрела" (главы). | 1 | 0 | 0 | 19.05.2023 | Устный опрос; |
96. | Зарубежная проза о животных. Э. Сетон- Томпсон. "Арно". Героическая судьба почтового голубя. | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос; |
97. | Зарубежная проза о животных. Э. Сетон- Томпсон. "Арно". | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный опрос; |
98. | Зарубежная проза о животных. Дж. Даррелл "Говорящий свёрток". | 1 | 0 | 0 | 25.05.2023 | Устный опрос; |
99. | Внеклассное чтение. "Моя любимая книга зарубежного автора". | 1 | 0 | 0 | 26.05.2023 | Устный опрос; |
100. | Итоговое обобщение. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 29.05.2023 | Контрольная работа; |
101. | Итоговое обобщение. Контрольная работа. | 1 | 1 | 0 | 30.05.2023 | Контрольная работа; |
102. | Обобщение изученного: мой читательский опыт. (резервный урок) | 1 | 0 | 0 | 31.05.2023 | Устный опрос; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 6 | 0 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература (в 2 частях), 5 класс /Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., АО «Издательство
«Просвещение»;
Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 ч. М.: Просвещение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Энциклопедии, словари
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет». www.mbricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет- портал «Русский язык». www.myfliology.ru Мифологическая энциклопедия.
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
Образовательные порталы
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.ege.edu.ru/ - Единый Государственный Экзамен http://www.standart.edu.ru/ - Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://www.edu.ru/ - Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://lit.1september.ru/urok/ - Я иду на урок литературы http://www.alleng.ru/edu/liter1.htm - Образовательные ресурсы интернета. К уроку литературы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
- Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD –ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;
- Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004;
- Алиева Л, Торкунова Т. Литература для поступающих в вузы. Тестовый комплекс на CD – ROM. М.:
«Айрис-пресс» 2004, Magnamedia 2005;
- Электронный сборник критических и литературоведческих работ «Русская литература 19 века в классических разборах «От Белинского до Лотмана»;
- 1С Познавательная коллекция. А.С.Пушкин в зеркале двух столетий; Детская мультимедийная интерактивная энциклопедия Кирилла и Мефодия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по географии 7 класс на 2022-2023 учебный год.
Аннотация к рабочей программе по географии 7 класс на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по географии 5 класс на 2022-2023 учебный год
Программа соответствует ФГОС ООО...
Рабочая программа по литературе 8 класс на 2022-2023 уч.год
ФГОС 3 поколения...
«Рабочая программа по алгебре 9 – класса на 2022/ 2023 учебный год»
Рабочая программа по алгебре к учебнику Макарычева Ю. Н. Алгебра. 9 класс. - М.: Просвещение, 2013. составлена на основе авторской программы под редакцией Ю. Н. Макарыч...
Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС 2022-2023 учебный год
Программв содержит пояснительную записку, основное содержание, планируемые результаты личностные, предметные и метапредметные, календарно-тематическое планирование, список литературы...
Рабочая программа по математики 5 класс на 2022-2023 учебный год/ Виленкин Н.Я.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального государственного образова...
Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2022-2023 учебный год/Макарычев Ю.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"Предмет "Алгебра" является разделом курса "Математика". Рабочая программа по предмету &qu...