Вн.чт. №2. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Насурова Ление Викторовна

Урок внеклассного чтения "Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» " (повесть «Ночь перед Рождеством»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn.cht_.no2_._n.v.gogol_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Литература                5 класс

Тема: Вн.чт. №2.  Н.В. Гоголь  «Вечера на хуторе близ Диканьки»

(повесть «Ночь перед Рождеством»)

Цели урока:

Образовательные:

1)Осмысление главной и актуальной темы добра и зла в повести;

2)Юмор, фольклорные мотивы и образы в повести;

3)Продолжить формирование следующих УУД:

Познавательные:

. Уметь искать и выделять необходимую информацию в тексте повести;

. Познакомиться с фактами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста.

Регулятивные:

. уметь анализировать текст;

Коммуникативные:

.Формировать навыки работы в группе (чтение текста по ролям0;

. Уметь читать вслух и понимать прочитанное;

. уметь обосновывать и высказывать собственное мнение;

Развивающие цели:

. Развивать интерес к предмету литературы;

. Развивать речь учащихся.

Воспитательные цели:

.Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

. Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить раскрытие таких понятий : любовь и добро, зло и грех.

Тип урока: урок внеклассного чтения; урок обобщения и систематизации.

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

«Заколдованное место»

– Кто рассказал историю о заколдованном месте? (Дьячок Фома Григорьевич.)

– Как обнаружил дед «дьявольское место»? (На этом месте ему не вытанцовывалось, ноги были как деревянные.)

– Что искал дед в заколдованном месте? (Клад.)

– Как «морочила» нечистая сила деда? (Эхом повторяла каждое дедово слово; клад превратился в мусор.)

– Как поступил дед с заколдованным местом? (Стал класть кресты на это место, загородил его плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал  из баштана.)

Учитель. Сегодня на уроке мы рассмотрим самую главную и вечную для каждого человека и самую актуальную в наше время тему: Добро и Зло. Ещё раз перелистаем повесть и посмотрим. Как эту тему решает  Гоголь, какие нравственные уроки помогает нам извлечь.

Вопрос учителя. – Как понимаете смысл заглавия повести?

Ответ. В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей.

Учитель. – Как изображает эту разгулявшуюся нечисть Гоголь?

1)Ведьма на метле

2)Чёрт крадёт луну.

– Правильно, ведьма крадёт звёзды, чёрт – месяц. В небе колдуны. Рой духов, пляшущий чёрт. Метла.

Учитель: – А как входит в повесть Рождество? Посмотрите на доску. Какая чудная картина ночи! Месяц поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Чтение колядок:

***

Сею, вею, посеваю,

С новым годом поздравляю!

На Новый год, на ново счастье

Уродись пшеничка,

Горох.,чечевичка!

На поле – копнами,

На столе – пирогами!

С Новым годом,

С новым счастьем,

Хозяин, хозяюшка!

Учитель. 

– Почему чёрт крадёт месяц?

Потому что в темноте легче делать зло, подбивать людей на грех.

– Кто такой Вакула, что его все черти знают?

Кузнец – живописец, богобоязливый человек, который писал для церкви образа святых и картину, на которой чёрта изгоняли из ада.

Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся чёрту, как ни пытался тот помешать живописцу, никакие гадости не смогли смутить душу Вакулы или заставить дрогнуть его руку. Так крепка его вера в Бога, так чиста его душа.

– Что же делает  эту светлую душу местом сражения добра и зла?

Любовь к Оксане. Он перестаёт быть хозяином, когда смотрит на неё.

– Как обычно проводил Вакула рождественскую ночь? И до чего довела его безответная любовь?

Теперь он проклинал колядки, хотя раньше был от них без ума; не участвовал в том веселье, которое раньше любил более всех. И парубки ушли без него. И тут приходят самые страшные мысли.

Глубоко верующий человек, Вакула знает о грехе самоубийства, знает, что губит этим свою вечную душу, и просит отслужить панихиду.

– Почему Вакула решился искать помощи у Пацюка?

Вот ещё один «злой» образ – Пацюк. Когда-то он был запоржцем, потом лечил людей. Похож на огромную бочку, смешон. Обратите внимание, что в этой повести зло внешне, физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно стремится погубить не тело, а душу.

– Наверное, не так чиста и богобоязлива душа, если «пришла» в такое место, как дом Пацюка, за помощью? Как вы считаете?

Он остался тем же набожным человеком и поэтому опрометью выбежал из хаты, когда сообразил, что в рождественский пост Пацюк ест вареники. И один вареник успел испачкать губы Вакулы сметаной- как символ того, что кузнец уже грешен. Для Вакулы и созерцание греховного- уже грех, зло.

– В чем сила Вакулы? Почему он побеждает черта, который уже было ликовал?

Он силен и физически, и духовно. Знает, что со злом такого рода надо бороться словом Божьим и святым крестом. Не продав свою душу, стремиться и других честных и добрых людей от черта избавить.

Во дворце он увидел картину, изображавшую Пречистую Деву с Божественным Младенцем на руках. Глядя на нее, кузнец испытывает восторг и умиление, обновление души. И это развитие темы « Рождества».

Кто же из героев представляет

Зло

Добро

Ведьма

Парубки, поющие колядки

Черт

Вакула- кузнец

Пацюк

Вечный образ Матери с Младенцем

Оксана

Учитель. – И как (апофеоз) торжество повести- ожившая в конце картина, которой любовался Вакула- его Оксана с дитятей на руках. Этим вечным образом Матери с Младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви, Единения.

-Какие выводы можно сделать, прочитав повесть Н.В. Гоголя?

Выводы записываются на доске и в тетрадях:

  1. Добро и зло часто содействуют в душу одного человека.
  2. Чтобы распознать зло, надо самому быть душевно чутким и чистым.
  3. Бороться со Злом нужно силами Добра, Любви и Справедливости.
  4. Через постижение Красоты человек поднимается к Добру.

Литературная викторина:

1.        Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством?  (звезды)

2.        Как ведьма и черт попали в хату?   (через трубу)

3.        Кто и зачем украл месяц?   (Черт, чтобы устроить мелкую пакость кузнецу Вакуле: по темноте отец Оксаны Чуб не пошел бы из дому, и свидание бы не состоялось).

4.        За что черт мстил кузнецу? (кузнец нарисовал на церкви картину Страшного суда, где бедного черта били, чем ни попадя)

5.        Сколько лет было Оксане?  (16 – 17 лет)

6.        Как звали ведьму, и кем она приходилась кузнецу?  (Солоха -   мать кузнеца.)

7.        Какое условие поставила Оксана кузнецу, согласившись выйти за него замуж? (кузнец должен был достать ей «черевики, которые сама царица носит»)

8.        Что такое колядование? (праздничный обряд под Рождество: игры, хороводы, хождение по дворам, за что хозяева одаривали  чем – нибудь вкусным)

9.        Кто угодил в мешок к Солохе?  (черт, голова, дьяк, Чуб)

10.        Кто такой  Пузатый Пацюк, почему именно к нему Вакула пошел за помощью?  (Пузатый Пацюк был, когда то запорожцем, а еще знался, по всеобщему мнению с нечистой силой).

11.        За что Пацюка ценили и уважали в селе?  (за знахарство)

12.         Что ел Пацюк во время разговора с Вакулой? (галушки со сметаной)

13.        Как можно укратить черта? (крестным знамением)

14.        Куда отправился Вакула,  попав в Санкт – Петербург?  (к знакомым запорожцам)

15.        Почему царица благосклонно отнеслась к просьбе Вакулы? (ей понравилось простодушие и откровенность  кузнеца)

16.        Что стало с Оксаной, когда пропал кузнец? (пошли слухи о смерти кузнеца, Оксана поняла, что любит кузнеца)

17.        Чем закончилась повесть?

Объяснить следующие слова:

  1. Гопак - украинский танец
  2. Парубок – парень
  3. Свитка – верхняя одежда
  4. Цибуля – лук
  5. Кавун – арбуз
  6. Галушки – вареники
  7. Очипок – женский головной убор.
  8. Оселедец - чуб

Выполнение самостоятельной работы

Домашнее задание. Написать сочинение «Тема добра и зла в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". Своя игра.

В викторине принимают участие три коман­ды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя и стоимость вопроса....

Литературная викторина «Своя игра» (по повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Описание игры. В викторине принимают участие три команды произвольной численности, которые, пользуясь приведенной схемой, выбирают повесть из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя ...

Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Истинная поэзия «Вечеров на  хуторе близ Диканьки»....

Методическая разработка сценария по мотивам Н.В. ГОГОЛЯ «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ» 8 класс

Театральная постановка посвещена к фестивалю "Портреты времени" НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ«ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»«ПОВЕСТИ, ИЗДАННЫЕ ПАСИЧНИКОМ РУДЫМ ПАНЬКОМ»...

Урок в 6 классе по сборнику повестей Н. В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Данный урок в форме творческого зачёта является заключительным  в цикле уроков по изучению повестей из сборника Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в 5-6 классах.  К таким творческим...

Концепт «Украина» в цикле произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательной школе на уроках русской литературы по внеклассному чтению и  на факультативных занятиях по русской литературе....