Урок-встреча с М.А. Булгаковым - драматургом. Судьба русских людей в пьесе "Дни Турбиных"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Знакомство с драматической судьбой М.Булгакова, помочь понять тяжёлые отношения писателя с властью. Познакомить учащихся с историей создания пьесы "Дни Турбиных", содержанием, главными героями и их судьбами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-vstrecha_s_m.a._bulgakovym_-_dramaturgom.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 1»
г.о. Ступино Московской области
Урок-встреча
с М.А. Булгаковым – драматургом.
Судьба русских людей в пьесе «Дни Турбиных».
11 класс
Автор:
Язинцева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Урок-встреча
с М.А. Булгаковым – драматургом.
Судьба русских людей в пьесе «Дни Турбиных».
Оформление урока: портрет писателя, фотографии; выставка книг Булгакова и о Булгакове; иллюстрации учащихся к произведениям писателя; афиши, сделанные учащимися к пьесе «Дни Турбиных».
Цели урока: познакомить учащихся с драматической судьбой М.А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя с властью; вызвать интерес к пьесам Булгакова и желание их прочитать; познакомить учащихся с историей создания пьесы «Дни Турбиных», содержанием, главными героями и их судьбами, помочь осмыслить главный конфликт пьесы, понять глубину духовной трагедии главных героев; рассказать о сценической жизни пьесы.
Эпиграф:
Он гений.
А.А. Ахматова
Я хотел служить народу…
за что меня жали
Я никому не делал зла…
М.А. Булгаков
Ход урока
- Слово о М.А. Булгакове
Сегодня состоится наша встреча с М.А. Булгаковым (1891-1940 гг.) – писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком.
Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нем вспоминали режиссеры и критики, «чиновники от литературы» и актеры. Наконец-то пьесы Булгакова прочитали и… восхитились все.
А было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было 298 отрицательных и только 3- положительных. Несравненная Анна Андреева Ахматова высоко оценила творчество М.А. Булгакова, сказав о писателе, что «он гений».
Кто же он Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чем писал? Что рассказывал о гражданской войне, белогвардейском движении и судьбах русских людей великий драматург?
- Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
- О детских и юношеских годах будущего писателя. (Краткое содержание рассказа одного из учащихся.)
Михаил Афанасьевич Булгаков вырос в семье дружной, любящей, интеллигентной.
Отец, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской духовной академии на кафедре истории.
Мать, Варвара Михайловна, дочь соборного протоиерея, учительствовала в гимназии.
Что было замечательным в семье Булгаковых, где Михаил был старшим ребенком? Книги, театр, музыка, теплота семейных отношений, труд, уважение и поддержка всех членов дружной и большой семьи. «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окном их квартиры постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны (музыкальный инструмент), голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли». (Из воспоминаний К.Паустовского, учившегося одно время с М. Булгаковым.)
Хочется обратить внимание на слова матери Булгакова Варвары Михайловны, обращенные к детям: «Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, - это образование». И еще одна мысль – «нельзя допустить, чтобы дети бездельничали».
- Начало трудовой жизни М.А. Булгакова.
В 1916 году Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. Занимался врачебной практикой в Смоленской губернии. Его любили жители окрестных деревень, съезжались к нему до сто человек в день.
Работа в Вязьме в качестве врача… Но судьба распорядилась так, что Булгаков вернулся в родной Киев в суровые годы гражданской войны. С 1919 по 1921гг. Киев неоднократно переходил «из рук в руки». Булгаков оказался свидетелем кровавых событий в городе, успел поработать врачом-венерологом, а потом… актером, конферансье, лектором и даже инженером.
- Рассказ о пьесах М.А. Булгакова.
С 1920 по 1921гг. Булгаков написал пять пьес («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «парижские коммунары»). К сожалению, это малоудачный опыт автора. Пьесы Булгаковым были сожжены.
1926 год – этот год можно считать годом рождения Булгакова-драматурга.
Пьесы «Зойкина квартира» (1926г.) и «Дни Турбиных» (1926г.) одновременно ставились в разных театрах. В театре Вахтангова – «Зойкина квартира», во МХАТе – «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»). Спектакли шли с успехом.
Но официальная критика «бушевала». Вот некоторые отзыву о спектакле «Дни Турбиных»: «пьеса чуждая, враждебная, ядовитая, оскорбительная»; «Это попытка задним числом оправдать белое движение»; «Это насмешка русского шовиниста над украинцами». Но на клевету некоторых рецензентов ответил сам автор : «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон».
Какие пьесы еще написал Булгаков? «Бег» (1928 г.), «Багровый остров» (1928г.), «Адам и Ева» (1931г.), «Последние дни (Пушкин)» (1935 г.), «Кабала святош» (1936г.), «Дон Кихот» (по роману Сервантеса), киносценарии «Мертвых душ», «Ревизора», «Войны и мира» и др. Всего 14 пьес.
- Краткий пересказ содержания пьесы «Дни Турбиных» (1926г.)
- Слово учителя.
Да, это произведение имело шумный успех и заслонило роман «Белая гвардия», хотя это была лишь «бледная сценическая копия романа».
«Дни Турбиных» в исполнении талантливой мхатовской молодежи Сталин смотрел более 15 раз. «Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то не так уж плоха, ибо дает больше пользы, чем вреда».
В художественном театре пьеса шла более тысячи раз и всегда с успехом.
Но в 1929 году пьесы Булгакова были сняты повсюду. Было отчаяние писателя, его письма «Правительству СССР». С поразительной прямотой и откровенностью драматург объяснил причины критики в его адрес, запрещение пьес к печати и к постановке на сцене. Из письма Булгакова: «Я прошу Советское Правительство поступить со мной , как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга,… налицо, в данный момент,- нищета, улица и гибель».
Булгаков просит дать ему работу по специальности, а впрочем, он согласен на любую работу. Самое главное для него – спастись от нищеты и гонений, найти работу. Но а если это нельзя – разрешить уехать за границу.
После знаменитого разговора Сталина с Булгаковым по телефону (18 апреля 1930 года) драматург сделал для себя окончательный вывод – «работать на своей земле и для своей страны».
Узнав, что пьеса «Дни Турбиных» запрещена Главреперткомом, Сталин «произнес неожиданную для театральных чинов фразу: «Дураки там сидят в Главреперткоме». Постановка пьесы была возобновлена.
- Аналитическая беседа по вопросам:
- Какие исторические события легли в основу пьесы «Дни Турбиных»?
- Что рассказал нам Булгаков о гражданской войне, белогвардейском движении?
- Расскажите о семье Турбиных. Как Турбины относятся друг к другу? Какая атмосфера царит в доме?
- Как к событиям в городе относятся Турбины, Шервинский, Мышлаевский, Лариосик, Тальберг?
- В каких событиях, ситуациях принимают участие Турбины? Как вы оцениваете их поступки?
- Что делает этих героев жизненно достоверными?
- Кто их друзья? Ваше отношение к Турбиным и их друзьям?
Выводы. «Дни Турбиных» - это пьеса о трагедии гражданской войны, о поражении белогвардейского движения, о великом переломе революции.
Гражданская война – это страшная неразбериха, кровь, нелепые смерти. Огромные потери. Погибали и красные, и белые. «Это общие наши потери» (М. Булгаков).
В.Боборыкин в статье о Булгакове написал: «Великий грех» Булгакова состоял в том, что он еще в свое время именно так и рассматривал события этой войны, стремясь стать над красными и белыми».
С явной симпатией драматург показал интеллигентно-дворянскую семью Турбиных, «волею непреложной исторической судьбы брошенную в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии». (В образе Алексея Турбина нетрудно узнать черты М.А.Булгакова, а в качестве прототипа Елены Турбиной изображена сестра драматурга Варвара Афанасьевна.)
По мнению М.А. Булгакова, Турбины и их друзья – люди мужества и чести. Они – представители русской интеллигенции как «лучшего слоя в нашей стране».
- Рефлексия. Домашнее задание.
Прочитать пьесу М.А. Булгакова «Бег».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок-встреча "Праздник русских ремёсел"
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ВСТРЕЧА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИИ (ОСНОВАМ ДОМАШНЕГО РЕМЕСЛА) В 8 КЛАССЕ – 2 часа (тематическое планирование по краеведению в 8 классе; уроки №№17-18 «Культура Тверского края в ...
Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».
Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...
Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"
В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....
Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»Метод: творчески-поисковыйЦель:...
Урок-встреча по русскому языку "Этот непростой предлог" для обучающихся 7 класса.
Цель: формирование речевой компетентности учащихся.Задачи: проверить знания учащихся по теме «Предлог»; продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме...
Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе.
Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе....
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны
Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказы...