урок в 5 классе по теме: "Р. Л. Стивенсон, "баллада "Вересковый мед"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Открытый урок по теме Р. Л. Стивенсон,"Вересковый мед"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН «ВЕРЕСКОВЫЙ МЁД»
Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством Р.Л.Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мёд».
Задачи:
Образовательные: ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона; углубление знаний о литературной балладе; совершенствование умений и навыков анализа поэтического текста.
Развивающие: развитие логического мышления, речи, навыков выразительного чтения. Воспитательные: привитие интереса к литературе; воспитание патриотических чувств.
Планируемые результаты:
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со сверстниками при организации групповой деятельности; способность к самооценке; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; любовь к Родине и уважение традиций народа.
Метапредметные: освоение способов решения проблем поискового характера; извлечение информации, представленной в разных формах (текст, иллюстрация, слайд); формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; построение рассуждений для высказывания своей точки зрения.
Предметные: ознакомление с биографией и творчеством Р.Л. Стивенсона;
овладение знаниями о литературной балладе; выделение нравственной проблематики произведения как основы для развития представлений о нравственном идеале народа; овладение умениями и навыками анализа поэтического текста.
Сценарий урока.
- Мотивационный этап.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поздоровайтесь, пожалуйста, с ними.
- Наш урок я хотела бы начать с четверостишья, текст которого перед вами на экране.
Дорогу осилит идущий,
А знания – помощь в пути.
Упорство, к успеху ведущее,
Мечты ваши в жизнь воплотит.
- Как вы понимаете эти слова? О чем я хочу вас предупредить перед началом урока?
- Мы не должны бояться трудностей, у нас что-то может не сразу получиться, но мы недолжны этого бояться.
- Желаю вам, ребята, успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день.
Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.
- Вы готовы сегодня трудиться?
Готовы
- Актуализация
Я не случайно начала урок со слов «дорога», «путь». Ведь сегодня у нас не обычный урок, а урок-путешествие. Куда? А вот послушайте…
Звучит аудиозапись игры на волынке.
- Что вы представляли, слушая музыку?
- Какой инструмент звучал?
- Символом какой страны является волынка?
- Кто догадался, куда мы отправимся?
- Как вы думаете, почему именно шотландская волынка звучит на нашем уроке сегодня?
- Правильно, мы отправляемся путешествовать в Шотландию, на родину шотландского поэта и прозаика Р.Л. Стивенсона, автора замечательной баллады «Вересковый мед».
Тема нашего урока – «Баллада Р. Л. Стивенсона «Вересковый мед».
- Скажите, какие вопросы по этой теме вы можете задать?
- Что такое баллада?
- Кто такой Стивенсон?
- Что такое вереск?
- Как готовить мед?
Какие же наши задачи на этот урок?
- Узнать, о чем эта баллада
- Узнать, кто такой Стивенсон
- Проанализировать балладу
- Организация деятельности
Молодцы. Прежде, чем начать читать балладу, мы должны познакомиться с вами со страной Шотландией, ее историей, географией, Узнать, что такое вереск и кто такой Стивенсон. Времени у нас мало, поэтому я разделила вас на группы: историки, географы, биологи, биографы и филологи.
Задачи групп: прочитать предложенный материал, выделить самое основное в тексте, подготовить небольшое сообщение. Составить кластер по своей теме. Напоминаю, что в центре кластера вы помещаете основное понятие, а ключевые слова размещаете под стрелками.
Ученики готовятся в группах.
Первым слово предоставим историкам. Выступление группы.
- Итак, скажите, какой вы представляете историю этой страны? В чем ее особенность?
Страна, которую часто завоевывали.
- Как вы считаете, какими качествами должны обладать жители такой страны?
Храбрые, мужественные, свободолюбивые, гордые.
Теперь выступят географы.
- Что вы выделите среди особенностей этой страны?
Гористая, много озер, пустошей, малозаселенная, красивая, суровая.
Слово биологам.
- Чем интересен вереск?
Заселяет каменистые почвы, делает их плодородными.
А теперь слово биографам. Что же за писатель родился в такой удивительной стране.
- Какие черты характера выделите у писателя?
- Трудолюбие, воля, любознательность, справедливость.
Почему события баллады Р.Л. Стивенсона происходят в Шотландии?
- Это была родная страна писателя, дух шотландцев был близок духу автора.
Итак, мы познакомились с Шотландией. Какие выводы мы сделаем?
Это северная страна с суровой, красивой природой, населенная гордыми, свободолюбивыми людьми. Страна, имеющая богатую историю и культуру.
- Чем в достижении цели урока нам поможет знание сведений о Шотландии и биографии Стивенсона?
- Знание характера автора и шотландцев поможет нам понять характер героев.
А теперь обратимся к самой балладе.
- Мы будем читать ее в оригинале?
Нет
- А что же мы будем читать?
-Перевод.
-Верно. Перевод, выполненный уже знакомым нам С. Я. Маршаком. Он перевел балладу в 1942 г. До него это стихотворение переводил известный вам К. И. Чуковский.
Вопрос на потом: почему Маршак еще раз перевел эту балладу?..
• Чтение с остановками
Из вереска напиток
Забыт давным-давно.
А был он слаще меда,
Пьянее, чем вино.
В котлах его варили
И пили всей семьей
Малютки-медовары
В пещерах под землей.
Пришел король шотландский,
Безжалостный к врагам,
Погнал он бедных пиктов
К скалистым берегам.
На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый — на живом.
- Каким настроением проникнут зачин баллады?
- Какое отношение автора к пиктам мы чувствуем по первым строкам?
- Что мы узнали о войне, произошедшей на шотландской земле в те далекие времена? Как, не описывая сражений, поэт заставил нас почувствовать весь ужас произошедшего?
- С войной пришел король шотландский, он погубил множество пиктов.
- Автор рисует трагическую картину гибели защитников своей земли на вересковом поле, оно тоже стало боевым.
- Как вы думаете, почему Стивенсон называет пиктов «бедными»? (почти всех убили, истребили). Охарактеризуйте отношение автора к маленькому народу?
(сочувствует, так как называет «бедными).
Лето в стране настало,
Вереск опять цветет,
Но некому готовить
Вересковый мед.
В своих могилках тесных,
В горах родной земли
Малютки-медовары
Приют себе нашли.
Король по склону едет
Над морем на коне,
А рядом реют чайки
С дорогой наравне.
Король глядит угрюмо:
«Опять в краю моем
Цветет медвяный вереск,
А меда мы не пьем!»
- Почему пикты перестали готовить вересковый мед?
- Почему именно в этом отказали они завоевателям?
- Что чувствует король? Почему он угрюм?
- Почему напиток из вереска так нужен был королю Шотландии?
- Он хотел владеть его секретом и пить вкусный мед.
- Они не хотели угощать им завоевателей.
- Вереск для пиктов – это традиция их народа, то, что объединяет их как народ.
- Король недоволен, глядит угрюмо: завоеваны земли пиктов, а напитка пиктов он так и не отведал. Значит победа еще не полная, пикты не
покорены.
Но вот его вассалы
Приметили двоих
Последних медоваров,
Оставшихся в живых.
Вышли они из-под камня,
Щурясь на белый свет, —
Старый горбатый карлик
И мальчик пятнадцати лет.
К берегу моря крутому
Их привели на допрос,
Но ни один из пленных
Слова не произнес.
Сидел король шотландский,
Не шевелясь, в седле.
А маленькие люди
Стояли на земле.
Гневно король промолвил:
— Пытка обоих ждет,
Если не скажете, черти,
Как вы готовили мед!
Сын и отец молчали,
Стоя у края скалы.
Вереск звенел над ними,
В море – катились валы.
- Какие слова, характеризующие героев, вы подобрали?
Пикты маленькие, тихие, очень трудолюбивые и мирные люди, но они горды и независимы.
- Как ведут себя герои во время этой сцены?
Король высокомерный, жестокий.
- Король - победитель, он гордо сидит на коне, как бы возвышается над пиктами. Он большой и сильный. А старик и мальчик слабы и беззащитны перед силой жестокого короля-завоевателя.
- Чем грозит король последним пиктам?
Смертью и пытками
- Чем ответили ему пикты?
Молчанием
- Каково отношение автора к пиктам и шотландскому королю? Как текст помогает нам
его выявить?
- Автор сочувствует пиктам, это выражено через эпитеты ("малютки-медовары", "бедные пикты", "маленькие люди"). Шотландского короля он осуждает, называет безжалостным. По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.
- Что будет дальше, как вы думаете? Назовите возможные версии дальнейшего развития событий. (2-3 варианта продолжения сюжета).
1) Пикты не раскроют секрета и погибнут.
2) Не выдержат пыток и откроют секрет меда.
3) Пикты не раскроют секрет, и король их отпустит.
- Прочитайте строфы 15-21 и сравните свои предположения с тем, что написал автор.
Чтение 4 части до слов: «А я научу шотландцев Готовить старинный мед!»
• Ребята, расскажите о своих ощущениях. Ваше отношение к действиям маленького пикта? Объясните, почему он просит короля убить сына?
Чтение произведения до конца
Беседа по произведению
• Понравилась вам баллада Л. Стивенсона?
• Думали ли вы, что так закончится произведение?
Какие слова оказались для вас незнакомыми?
Словарная работа с элементами беседы
Пикты — народ, который в первые столетия жил на территории Шотландии.
• Что вы можете сказать о них после прочтения произведения?
(Это – маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые, а также гордые, свободолюбивые и не сдающиеся ни при каких обстоятельствах).
Учитель: Я уже говорила, что Вереск — это вечнозеленый низенький куст с мелкими листочками и розовыми цветами.
•Чем же является вереск для пиктов?
(Вереск для пиктов – это жизнь.)
• Ребята, как защищали пикты свою землю? Подтвердите свой ответ словами текста.
(На вересковом поле
На поле боевом
Лежал живой на мертвом
И мертвый на живом.)
Учитель: Ребята, Стивенсон не даёт нам описания, как сражались пикты. Но мы понимаем, что это «война не на жизнь, а насмерть». Прекрасное вересковое поле стало страшным.
Предмет обсуждения –
• Ребята, кто является главным героем баллады? ( Старик пикт).
• Найдите в тексте, слова ярко и образно описывающие его («старый горбатый карлик»).
• Каков характер старика пикта? Почему он не пожалел жизни своего сына, чтобы сохранить тайну старинного напитка?
• Ваше отношение к такому поступку?
• Ребята, обозначьте: он положительный или отрицательный персонаж? Сначала хорошо подумайте, потом ответьте.
Представьте, что существует 2 мнения
1-ое мнение:
старик – отрицательный персонаж.
2-ое мнение:
старик – положительный персонаж.
Выскажите свое мнение и докажите, правильность того или иного мнения.
1 . Мнения учащихся
(Я отрицательно отношусь к старику пикту,
Потому что он не попросил шотландского короля …
Он жестокий, так как…
Старик думает только о том, чтобы…
Это сумасшедший человек, потому что…
Его поступок … нельзя было…
2 Мнения учащихся (дополните ответы учеников)
(Я положительно отношусь к старику пикту, потому что
•Он храбрый….
•Старик был хитрый….
•Пикт хотел достойно умереть, как…
•Король хотел…, а старик….
•Пикт любит своего сына….
•Он перехитрил шотландского короля…
Выскажите своё мнение.
Наши мнения разделились. Почему?
Как вы думаете, старику было легко? Перед чем оказался он? Перед выбором. Этот выбор непростой.
- Как автор относится к выбору старика? По каким признакам мы это понимаем?
- Автор гордится решением старика.
- Можно ли назвать поступок старика подвигом?
- Да.
- А что такое подвиг? И кого мы называем героем, совершившим подвиг?
- Подвиг – это смелый поступок, часто приносящий в жертву жизнь того, кто его совершает,во имя общего блага
- Какова основная мысль (идея) баллады? Ради чего Стивенсон решил написать в 19 веке балладу о событиях глубокой древности?
- Даже маленькие люди могут обладать такой неимоверной силой духа, что сломить их невозможно. Они непобедимы, пока у них есть Родина. Родина - самое ценное, что есть у человека. А вересковый мед – символ Родины.
- Запишите главную мысль баллады в тетради.
Вопрос на потом: почему Маршак еще раз перевел эту балладу?.. В какое время? Вов. Справедливы слова баллады для того времени? А для нашего?
А теперь слово филологам. Они нам напомнят, что такое баллада.
- Это стихотворное произведение, в основе которого лежит история или легенда, баллада имеет напряженный сюжет
– Дайте определение жанра баллада
– Какие особенности балладного жанра присутствуют в этом произведении?
(Исторический сюжет, трагический эпизод в истории войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка).
Учитель: Ребята, давайте определим элементы сюжета
Перед вами части сюжета, определите, что экспозиция, что зачин, а что концовка.
Экспозиция: Рассказ о маленьком народе, о мёде, который они «варили и выпивали и…судьбе радовались своей»
Завязка: Король истребил всех пиктов.
Развитие действия: Король хотел узнать секрет медоваров, он взял в плен отца и сына. Разговор старика и короля. Гибель молодого медовара.
Кульминация Смерть пикта, который ничего не сказал королю.
- Ребята, во имя чего старик совершил подвиг?
- В конце произведения все маленькие пикты умирают. Но можно ли это считать поражением? Ведь король так и не узнал секрет приготовления напитка. (Он истребил всех пиктов, но не смог подчинить их себе).
В этом главный смысл произведения. Мы можем с уверенностью сказать, что пикты смогли победить короля своей стойкостью, мужеством, умением противостоять злу и насилию даже в такую минуту, когда тебе грозит смерть.
Заключительное слово учителя
Ребята, сегодняшний урок, я думаю, заставил вас о многом задуматься. Трудно понять сначала, почему старик пикт делает такой выбор. Он решает за своего сына. Правильно ли он поступает? Подумайте об этом.
- Рефлексия
Я думаю, что вы сегодня многому научились, получили немало интересных впечатлений, которые сделают вас умнее, добрее, а главное помогут в ситуации выбора сделать верный шаг.
Оцените вашу работу в группах в оценочных листах.
Домашнее задание: выразительное чтение или наизусть любые 4 строфы (16 строчек произведения) Продолжить предложение: «Познакомившись с балладой Стивенсона «Вересковый мед», я понял(а)…» По желанию можно подготовить иллюстрацию к балладе.
СПАСИБО всем, кто сегодня упорно трудился и помог сделать успешным наш урок! А закончить урок мне хотелось бы афоризмом Р.Л. Стивенсона: «Желание и любопытство — два глаза, магически преображающие мир».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мастер-класс по теме "Решение уравнений" 8-9 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний, решение линейных уравнений с одной переменной и задач на составление уравнений с использованием алгоритма решения уравнений, раскрытия скобок, уравнений содержа...
Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"
Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую)....
Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».
технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...