урок литературы по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по литературе (6 класс)
Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Шайтанова Елена Анатольевна
Место работы: МКОУ Барлукская СОШ
Должность: учитель русского языка и литературы
Тема: Жизненные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Тип занятия:
Комбинированный
Цель занятия: Создание условий для формированию духовно-нравственных ценностей и философского мировоззрения в процессе анализа рассказа В.П.Астафьева « Конь с розовой гривой».
Образовательный аспект:
Продолжить формирование умения работать с книгой, умения анализировать текст.
Развивающий аспект:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
расширять и обогащать словарный запас школьников
совершенствовать навыки работы с текстом
Воспитательный аспект:
воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки
воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях
Планируемые результаты
Ход урока
1.Организационный этап
Психологический настрой на урок.
- Ребята, здравствуйте.
Сегодня у нас с вами открытый урок, на нем присутствуют гости. Давайте пожелаем всем нам успехов и хорошего настроения и заштрихуем первую строчку в индикаторе настроения.( хорошее – красный цвет, нейтральное – зеленый, плохое – коричевый)
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
2.1.Слово учителя:
- Составьте слово и запишите 2-3 ассоциации к данному слову (работа со словом «урок»)
(урок, школа, книга, знание, учеба, учитель)
2.2. - А сейчас прочитайте стихотворение и скажите о каком уроке в нем говориться?
Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь? но глупость печальная —
это тоже от жизни урок.
Тавлади
2.3. - Что, по-вашему, означает выражение «жизни урок»?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
О жизненных уроках в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
3. Актуализация знаний
3.1.- Ребята, давайте вспомним содержание прочитанного и выполним онлайн тест
https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test70.xml
3.2.Слово учителя
- Основная тема многих рассказов В.П.Астафьева – тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает его старше, меняет. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой» как раз из таких. Мы должны разобраться, как главный герой приходит к пониманию истинной любви, на основе каких нравственных законах должен жить человек, чтобы оставаться настоящим человеком, приносит людям добро.
.- Как вы понимаете, что такое добро? (Всё хорошее)
- Что такое зло? (Всё плохое)
4.Первичное усвоение новых знаний.
- Кто главный герой рассказа?
- Каким вы представляете главного героя?
-Выберете те качества характера, которые есть у мальчика.
-Какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет?
- Какие черты характера героя есть у вас?
( все оформляется в интеллект – карту на доске)
А сейчас возьмите календарь эмоций и раскрасьте окошечки напротив тех эмоций, которые вы испытывали при чтении.
Эмоции | Календарь эмоций |
Радость | |
Разочарование | |
Грусть | |
Гордость | |
Тревога | |
Счастье | |
Сожаление | |
Стыд | |
Любопытство | |
Волнение | |
Гнев | |
Отчаяние |
5. Первичное закрепление
Работа в группах
1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.
1. Озаглавьте отрывок.
2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?
2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё».
1.Озаглавьте отрывок.
2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?
3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить. Класс старается угадать героя.
5. Контроль усвоения.
- Сейчас на слайде будут появляться пословицы и высказывания. Давайте с помощью них перечислим, какие же жизненные уроки несёт в себе рассказ Астафьева?
1. Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь.
2.Доброе дело веками помнится
3. Человек отражается в своих поступках
4.Когда есть своя голова, чужой ей не поводырь.
5.Без раскаяния нет прощения.
6.Сколько веревочке не виться, а конец всегда будет.
искушение
преступление
муки совести
наказание
прощение
- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
6. Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
мне захотелось…
я задумался о…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
я почувствовал, что…
7. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Прочитав рассказ В.П. Астафьева, я научился (лась)…
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.
Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокин-ской речке, побрызгаться.
Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
— Бабушки Петровны испугался! Эх ты! — закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, мо-жет, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:
— Зато мне бабушка пряник конем купит!
— Может, кобылой? — усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; — Скажи уж лучше — боишься ее и еще жадный!
— Я?
— Ты!
— Жадный?
— Жадный!
— А хочешь, все ягоды съем? — сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исца-рапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с крас-ными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
— Слабо! — сказал он.
— Мне слабо! — хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. — Мне слабо?! — повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: — Вот! Ешьте вместе со мной!
Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсень-ких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце — предчувствует оно встре-чу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой — теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
— Я еще у бабушки калач украду!
Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог — ничего лишнее не будет.
— Ладно!
1. Озаглавьте отрывок.
__________________________________________________________________
2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?
___________________________________________________________________
2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»
Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эма-лировки.
— Знаешь че? — проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. — Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело! Ой, дитятко мое! — принялся с точностью передразнивать мою бабуш-ку Санька. — Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и по-мчался дальше, вниз с увала, домой.
А я остался.
Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, по-вздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбира-ются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторо-нам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько гор-сток ягодок, заложил ими траву — получилось земляники даже с копной.
— Дитятко ты мое! — запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. — Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
Отлегло маленько.
Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже пригото-вился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.
— А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
— Не надо, Санька!
— Принеси калач, тогда не расскажу.
Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» — терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
— Ты чего там елозишь? — хрипло спросила из темноты бабушка. — В речке небось опять бро-дил? Ноги опять болят?
— Не-е, — откликнулся я. — Сон приснился…
— Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
«А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала ба-бушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…
1. Озаглавьте отрывок. _________________________________________________________________
2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?
__________________________________________________________________________________
1. ____________
В день получки у нас бывал полный праздник! На столе чего только не было! Я приказы-вал своим детям освободить место за столом для соседского мальчишки-сироты, ведь с его матерью мы кололи бадоги, пока она, горемычная, не потонула в реке. Сердечная бы-ла женщина: всегда опохмелит, если приду. Мальчонку тоже было жалко, и мы все вместе часто ударялись в рев, и такая доброта охватывала нас, что все сыпалось и вываливалось на стол, все наперебой угощали его. А поздно вечером, изрядно выпив, я начинал раз-мышлять над вечным вопросом: «Что такое жисть?». А еще порой любил я затянуть песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях:
Приплыл по акияну
Из Африки матрос,
Малютку облизьяну
Он в ящике привез…
2._________________
Все от мала до велика, вооружившись наполовину изодранными на растопку берестяными туесками, мы отправились за земляникой. По дороге бросали друг в друга посудой, ба-рахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились, пока не пришли в лес. Сначала ягоды собирали тихо и старательно, но потом старшо́й увидел, что кто-то ест землянику вместо того, чтобы сыпать ее в бидон. Я подрался со старши́м; катаясь по земле, мы раздавили всю землянику. На речке я выловил руками мерзкую на вид рыбину, срав-нил ее со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Еще мы забе-гали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила. Я забежал дальше всех!
3. __________________
Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке и говорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, — ей говорю, — милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я пе-ред дамочкой извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».
Запишите по 5 прилагательных, характеризующих этих героев.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки рассказа.
Урок по произведению В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»...
Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".
Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"....
Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"
Урок в 6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа...
План-конспект открытого урока "Уроки доброты в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"
Этот открытый урок был проведен в рамках теоретической части Рождественских чтений, проводимых в ЦПШ". Рассказ В.Астафьева помогает учителю развить в учащихся главные духовные ценности, ука...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...
Конспект Урока по литературе "Свет из детства" (сравнительный анализ рассказов "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Сравнительный анализ рассказов «Конь с розовой гривой» В.П.Астафьева и «Уроки французского» В.Г. Распутина способствует более полному погружению в сюжет произ...
Презентация к уроку "Свет из детства" (по рассказам "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Презентация к уроку "Свет из детства" содержит наглядный материал к этапам урока и дает зрительные образы по содержанию занятия. Она может быть использована и при начальном знакомстве с расс...