Разработка урока по формированию читательской грамотности "Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Родькина Ирина Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuprin_chud_doktor_chit_gram.docx826.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.

Методическая цель: развитие читательской грамотности через навыки анализа и интерпретации текста.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  2. Найти в толковом словаре лексическое значение слова “доброта”.
  3. Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их.
  4. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

УЧИТЕЛЬ: Скажите, ребята, вы любите читать книги?  А кто из вас знает, как правильно нужно читать книги?

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Сегодняшний урок  - урок вдумчивого чтения. А что это значит – вдумчивое?

Ответы учеников.

УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, вдумчивое  - это глубоко вникающее во что – то. И сейчас нам предстоит в этом разобраться. На столах у вас лежат карточки, возьмите карточку №1.

Карточка №1.  Прочитайте, из предложенных рекомендаций составьте памятку читателя.

  1. Начинай чтение  с обложки и титульного листа.
  2. Не делай пометок в книге, используй закладки.
  3. Не читай на ходу и при движении транспорта.
  4. Обращай внимание, где и с кем происходит все, о чем рассказано.
  5. Сразу выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.
  6. Закрывая книгу,  обдумывай, что запомнилось, что взволновало при чтении.
  7. Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.
  8. Держи книгу на расстоянии 30-40 см. от глаз.
  9. Следи за тем, чтобы свет падал с левой стороны.
  10. Читай всегда громким голосом.
  11. Дочитав книгу, еще раз подумай над ее содержанием в целом, воспроизведи образы героев книги и постарайся оценить поступки героев, сделать выводы определи, чем именно  хороша книга.
  12. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

Ответ ученика

СЛАЙД 1

Памятка читателя

1.        Начинай чтение  с обложки и титульного листа.

4.        Обращай внимание, где и с кем происходит все, о чем рассказано.

5.        Сразу выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.

6.        Закрывая книгу,  обдумывай, что запомнилось, что взволновало при чтении.

7.        Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.

            8.        Дочитав книгу, еще раз подумай над ее содержанием в целом, постарайся оценить поступки героев, сделать выводы, определи, чем именно  хороша книга.

УЧИТЕЛЬ: Теперь мы знаем, что значит «вдумчиво» читать книги. Работаем с карточкой №2. Перед вами биография А.И. Куприна. Прочитайте,  определите основные качества писателя как человека. Не забываем о том, что читать нужно вдумчиво, т.е. глубоко вникая в текст.

Карточка №2 .

   7 сентября 1870 года родился знаменитый русский писатель  Александр Иванович Куприн.

   Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли. Прожил он недолго, но пестро и ярко, и не за письменным столом. Изучал зубоврачебное дело, служил в конторах, потом работал  на заводе, был землемером, актером, мелким журналистом. А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником…

     Куприн обладал необыкновенной способностью сближаться с разными людьми. В Одессе он познакомился  с Андреем Белым, журналистом Василием Ивановичем Немировичем-Данченко, Корнеем Чуковским, был в  дружеских отношениях с  А.П. Чеховым, Л.Н.Толстым, Д.Маминым-Сибиряком, Ф. Шаляпиным.

      Александр Иванович принимал активное участие в Первой мировой войне. Организовал в собственном доме военный госпиталь, а в своих публикациях в газетах призывал граждан делать военные займы, чтобы помочь родной стране в трудное время. За то, что он спас от расстрела участников Очаковского восстания, ему после поставили памятник.

     Куприн провел 17 лет в вынужденной эмиграции во Франции. Но на протяжении всех 17 лет его не покидала тоска по Родине. Только в 1937 году писателю разрешили въезд на территорию России.

    В городке Наровчат (Пензенская область) в 1981 году был открыт  единственный дом-музей Александра Куприна.

Ответ ученика: А. И Куприн обладал такими качествами  как патриотизм, смелость, готовность помочь людям, обладал знаниями в различных профессиях, его отличало трудолюбие, честность, мужество, доброта и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, А.И. Куприн был добрым человеком, и рассказы его о доброте, о сострадании. С одним из его  рассказов мы сегодня и познакомимся. Запишите тему сегодняшнего  урока.

«Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»                         СЛАЙД 2                       

2. Совместное целеполагание.

Формулирование целей урока для обучающихся.

УЧИТЕЛЬ: А какой будет цель урока? Что мы должны будем узнать на уроке?

Ответ ученика: Что значит быть добрым? Нужно ли совершать добрые поступки?

УЧИТЕЛЬ: сегодня на уроке мы будем выполнять обычную, но очень важную работу. Знания,  приобретенные на этом занятии,  пригодятся вам в принятии важного решения.

Беседа по содержанию прочитанного.

Выделение главных эпизодов рассказа (проверка одного из заданий предварительной подготовки):        

1.        Перед окном гастрономического магазина

2.        В подземелье у Мерцаловых

3.        Встреча в саду

4.        Доктор принес в дом свет и надежду

5.        Перемены в жизни семьи Мерцаловых

УЧИТЕЛЬ:  События в рассказе происходят в канун Рождества. А Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства? Какие чувства испытываете при их приближении?

Ответ ученика: Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.

УЧИТЕЛЬ: Работаем с карточкой №3.

Карточка № 3. Работа в группах.

Задание 1 группе: Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

Задание 2 группе: найдите в тексте описание жизни семьи Мерцаловых. 

Ответ ученика от 1 группы : “... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”

Ответ ученика от 2 группы :  Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.

                                                                                                                                  СЛАЙД 3

Мир вокруг

Жизнь Мерцаловых

“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”.

Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова

Дети делают вывод, что рассказ построен на противопоставлении (антитезе). Этот прием использовал автор для того, чтобы показать тяжелую жизнь семьи Мерцалова.

УЧИТЕЛЬ:  Как случилось, что семья попала в беду?

Ответ ученика. Семья попала в беду после того, как отца уволили с работы.

 УЧИТЕЛЬ: “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?

Ответ ученика: Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”.

УЧИТЕЛЬ: Что его остановило?

Ответ ученика: Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение.

УЧИТЕЛЬ: Найдите в тексте и прочитайте эпизод “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”

Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”.

УЧИТЕЛЬ: Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?

Ответ ученика: Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”.

УЧИТЕЛЬ: Что последовало за этим? Перескажите эпизод “В подземелье у Мерцаловых”.

Пересказ эпизода «В подземелье у Мерцаловых”.

Динамическая пауза.

Карточка № 4. Расшифруйте. У вас получится совет, который дал доктор  на прощанье семье Мерцалова.

Каждая группа подходит к отдельному столу и собирает фразу.

НПАЕАДЕТЙКИНОГДФДХУОМ!

                                                                                                                                 СЛАЙД 4

Не падайте никогда духом!

УЧИТЕЛЬ: Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

Ответ ученика:  Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

Ответ ученика:  Это бескорыстный и скромный человек, совершив доброе дело,  не ждет за это никакой благодарности.

УЧИТЕЛЬ: Фамилия  этого человека - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины.

Карточка №5:  Рассмотрите схему, составьте сообщение о Н.И. Пирогове.         СЛАЙД 5

Ответ ученика.    Сообщение о Пирогове

 УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Что значит «чудесный»?

Ответ ученика:  Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа. Доктор Пирогов совершил чудо.

III. Контрольно-регулировочный этап

УЧИТЕЛЬ:  Что означает слово “доброта”? Добрый человек?

Ответ ученика: Доброта - это стремление помочь людям, а добрый человек – это тот, кто совершает такие поступки, ничего не требуя взамен.

                                                                                                                                  СЛАЙД 6

УЧИТЕЛЬ: посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие из этих рисунков могут стать завершением нашего урока?

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/08/4-6.jpg

https://cdn.culture.ru/images/2bec0c70-3c3f-514f-977e-10f9725700c5

https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/08/7-7.jpg

https://labirint42.ru/wp-content/uploads/2018/04/inva-child.jpg

   https://i.pinimg.com/originals/46/91/2e/46912e43feaa75941551ab7b2761734c.jpg

 https://placepic.ru/wp-content/uploads/2021/06/hello_html_401940c6.jpg

Ответ ученика.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы считаете, нужно ли совершать добрые поступки?

Ответ ученика.

УЧИТЕЛЬ: Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и добр. Добрые поступки необходимо совершать бескорыстно, не требуя ничего взамен.

Карточка № 6.

 Проверочная работа.

Задание: Дайте краткий письменный ответ на вопрос.

1. В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?__________

2. Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?_____________________________

3. Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов? ________________________________________

4. При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?______________________

5. Где жила семья Мерцаловых?___________________________________________________

6. Кем раньше, год назад, работал отец семейства? ___________________________________

7. Почему отца уволили с хорошей должности?______________________________________

8. Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?____________________________

9. Какой он - настоящий запах нищеты?_____________________________________________

10. Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?_______________

11. Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?______

12. Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?_________________

13. Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?_________________________________________

14. Какие слова прохожего привели его в бешенство?_________________________________

15. Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?_________________________

16. Кем по профессии был встреченный прохожий?___________________________________

17. Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»? _____________________________________________________________________

18. Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?___________________________________

19. Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве ___________________________________

20. Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»? _______________________________________________________________________________

Критерии оценивания ответа на задания                                                                      СЛАЙД 7

Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.

Ключи.

1  - В Киеве

2 - Поросенок

3 - Яблоки, апельсины, мандарины

4- Елка

5 - В подземелье

6 - Управляющий домом

7- Заболел брюшным тифом

8 - Нечем разогреть

9 - Запах керосина, грязного белья и крыс

10 - Чтобы найти деньги на лекарство Машутке.

11 - Летняя одежда //без калош//глаза провалились //был похож на мертвеца

12 - Просить милостыню

13 - Старика

14 - «Очень уж здесь хорошо»

15 - Внушал доверие

16 - Врач

17 - Три рубля

18 - Рецепт и кредитные билеты

19 - Пирогов

20 -Отец нашел работу, матушка встала на ноги, мальчишек устроили в гимназию.

Критерии оценки:                                                                                                  СЛАЙД 8

Количество правильных ответов                          

Оценка

Менее 12 ответов                    

2 (неудовлетворительно)

12-18                          

3(удовлетворительно)

19-22                                  

4(хорошо)

23-25                          

5 (отлично)

Учащиеся обмениваются листочками, проверяют, оценивают работу.        

                

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Карточка  № 7

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.  Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________

Домашнее задание

  1. Составьте памятку «Как быть добрым».
  2. Запишите в тетрадь пословицы и поговорки о доброте.

Спасибо за урок!

Отрывок из песни «Дорогою добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)

Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...

«Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Презентация к уроку в 6 классе по литературе«Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"

Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....

Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".

Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...