Разработка урока по формированию читательской грамотности "Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
- Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
- Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
- Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.
Методическая цель: развитие читательской грамотности через навыки анализа и интерпретации текста.
Формируемые универсальные учебные действия
- Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
- Регулятивные УУД: целеполагание, контроль деятельности на учебном занятии.
- Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
- Найти в толковом словаре лексическое значение слова “доброта”.
- Выделить главные эпизоды рассказа, озаглавить их.
- Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).
Ход учебного занятия
I. Мотивационно-установочный этап
1. Вступительное слово учителя.
УЧИТЕЛЬ: Скажите, ребята, вы любите читать книги? А кто из вас знает, как правильно нужно читать книги?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: Сегодняшний урок - урок вдумчивого чтения. А что это значит – вдумчивое?
Ответы учеников.
УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, вдумчивое - это глубоко вникающее во что – то. И сейчас нам предстоит в этом разобраться. На столах у вас лежат карточки, возьмите карточку №1.
Карточка №1. Прочитайте, из предложенных рекомендаций составьте памятку читателя.
- Начинай чтение с обложки и титульного листа.
- Не делай пометок в книге, используй закладки.
- Не читай на ходу и при движении транспорта.
- Обращай внимание, где и с кем происходит все, о чем рассказано.
- Сразу выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.
- Закрывая книгу, обдумывай, что запомнилось, что взволновало при чтении.
- Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.
- Держи книгу на расстоянии 30-40 см. от глаз.
- Следи за тем, чтобы свет падал с левой стороны.
- Читай всегда громким голосом.
- Дочитав книгу, еще раз подумай над ее содержанием в целом, воспроизведи образы героев книги и постарайся оценить поступки героев, сделать выводы определи, чем именно хороша книга.
- Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.
Ответ ученика
СЛАЙД 1
Памятка читателя
1. Начинай чтение с обложки и титульного листа.
4. Обращай внимание, где и с кем происходит все, о чем рассказано.
5. Сразу выделяй все непонятное, формулируй вопросы и старайся найти на них ответ самостоятельно, без посторонней помощи.
6. Закрывая книгу, обдумывай, что запомнилось, что взволновало при чтении.
7. Возвращайся к прочитанному, перечитывай отдельные интересные места, отмечай их закладкой, выписывай.
8. Дочитав книгу, еще раз подумай над ее содержанием в целом, постарайся оценить поступки героев, сделать выводы, определи, чем именно хороша книга.
УЧИТЕЛЬ: Теперь мы знаем, что значит «вдумчиво» читать книги. Работаем с карточкой №2. Перед вами биография А.И. Куприна. Прочитайте, определите основные качества писателя как человека. Не забываем о том, что читать нужно вдумчиво, т.е. глубоко вникая в текст.
Карточка №2 .
7 сентября 1870 года родился знаменитый русский писатель Александр Иванович Куприн.
Человек удивительной судьбы, обладавший редким даром цепко и страстно любить жизнь и торопиться испытать в ней все возможные роли. Прожил он недолго, но пестро и ярко, и не за письменным столом. Изучал зубоврачебное дело, служил в конторах, потом работал на заводе, был землемером, актером, мелким журналистом. А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником…
Куприн обладал необыкновенной способностью сближаться с разными людьми. В Одессе он познакомился с Андреем Белым, журналистом Василием Ивановичем Немировичем-Данченко, Корнеем Чуковским, был в дружеских отношениях с А.П. Чеховым, Л.Н.Толстым, Д.Маминым-Сибиряком, Ф. Шаляпиным.
Александр Иванович принимал активное участие в Первой мировой войне. Организовал в собственном доме военный госпиталь, а в своих публикациях в газетах призывал граждан делать военные займы, чтобы помочь родной стране в трудное время. За то, что он спас от расстрела участников Очаковского восстания, ему после поставили памятник.
Куприн провел 17 лет в вынужденной эмиграции во Франции. Но на протяжении всех 17 лет его не покидала тоска по Родине. Только в 1937 году писателю разрешили въезд на территорию России.
В городке Наровчат (Пензенская область) в 1981 году был открыт единственный дом-музей Александра Куприна.
Ответ ученика: А. И Куприн обладал такими качествами как патриотизм, смелость, готовность помочь людям, обладал знаниями в различных профессиях, его отличало трудолюбие, честность, мужество, доброта и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Да, действительно, А.И. Куприн был добрым человеком, и рассказы его о доброте, о сострадании. С одним из его рассказов мы сегодня и познакомимся. Запишите тему сегодняшнего урока.
«Тема доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» СЛАЙД 2
2. Совместное целеполагание.
Формулирование целей урока для обучающихся.
УЧИТЕЛЬ: А какой будет цель урока? Что мы должны будем узнать на уроке?
Ответ ученика: Что значит быть добрым? Нужно ли совершать добрые поступки?
УЧИТЕЛЬ: сегодня на уроке мы будем выполнять обычную, но очень важную работу. Знания, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам в принятии важного решения.
Беседа по содержанию прочитанного.
Выделение главных эпизодов рассказа (проверка одного из заданий предварительной подготовки):
1. Перед окном гастрономического магазина
2. В подземелье у Мерцаловых
3. Встреча в саду
4. Доктор принес в дом свет и надежду
5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых
УЧИТЕЛЬ: События в рассказе происходят в канун Рождества. А Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства? Какие чувства испытываете при их приближении?
Ответ ученика: Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.
УЧИТЕЛЬ: Работаем с карточкой №3.
Карточка № 3. Работа в группах.
Задание 1 группе: Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
Задание 2 группе: найдите в тексте описание жизни семьи Мерцаловых.
Ответ ученика от 1 группы : “... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”
Ответ ученика от 2 группы : Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова.
СЛАЙД 3
Мир вокруг | Жизнь Мерцаловых |
“... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”. | Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова |
Дети делают вывод, что рассказ построен на противопоставлении (антитезе). Этот прием использовал автор для того, чтобы показать тяжелую жизнь семьи Мерцалова.
УЧИТЕЛЬ: Как случилось, что семья попала в беду?
Ответ ученика. Семья попала в беду после того, как отца уволили с работы.
УЧИТЕЛЬ: “В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. “Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?
Ответ ученика: Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”.
УЧИТЕЛЬ: Что его остановило?
Ответ ученика: Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение.
УЧИТЕЛЬ: Найдите в тексте и прочитайте эпизод “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”
Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”.
УЧИТЕЛЬ: Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
Ответ ученика: Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”.
УЧИТЕЛЬ: Что последовало за этим? Перескажите эпизод “В подземелье у Мерцаловых”.
Пересказ эпизода «В подземелье у Мерцаловых”.
Динамическая пауза.
Карточка № 4. Расшифруйте. У вас получится совет, который дал доктор на прощанье семье Мерцалова.
Каждая группа подходит к отдельному столу и собирает фразу.
НПАЕАДЕТЙКИНОГДФДХУОМ!
СЛАЙД 4
Не падайте никогда духом!
УЧИТЕЛЬ: Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
Ответ ученика: Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе.
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
Ответ ученика: Это бескорыстный и скромный человек, совершив доброе дело, не ждет за это никакой благодарности.
УЧИТЕЛЬ: Фамилия этого человека - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины.
Карточка №5: Рассмотрите схему, составьте сообщение о Н.И. Пирогове. СЛАЙД 5
Ответ ученика. Сообщение о Пирогове
УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ называется «Чудесный доктор»? Что значит «чудесный»?
Ответ ученика: Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа. Доктор Пирогов совершил чудо.
III. Контрольно-регулировочный этап
УЧИТЕЛЬ: Что означает слово “доброта”? Добрый человек?
Ответ ученика: Доброта - это стремление помочь людям, а добрый человек – это тот, кто совершает такие поступки, ничего не требуя взамен.
СЛАЙД 6
УЧИТЕЛЬ: посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие из этих рисунков могут стать завершением нашего урока?
|
|
Ответ ученика.
УЧИТЕЛЬ: Ребята, как вы считаете, нужно ли совершать добрые поступки?
Ответ ученика.
УЧИТЕЛЬ: Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и добр. Добрые поступки необходимо совершать бескорыстно, не требуя ничего взамен.
Карточка № 6.
Проверочная работа.
Задание: Дайте краткий письменный ответ на вопрос.
1. В каком городе и накануне какого праздника происходили события рассказа?__________
2. Какое блюдо в витрине магазина поразило мальчишек?_____________________________
3. Какие фрукты в начале XX века были редкостью в магазинах России и были в продаже только в гастрономах крупнейших городов? ________________________________________
4. При виде какого предмета у мальчиков возникала соблазнительная мысль – «остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к окну»?______________________
5. Где жила семья Мерцаловых?___________________________________________________
6. Кем раньше, год назад, работал отец семейства? ___________________________________
7. Почему отца уволили с хорошей должности?______________________________________
8. Почему мальчики были вынуждены есть холодный обед?____________________________
9. Какой он - настоящий запах нищеты?_____________________________________________
10. Зачем мальчики ходили с письмом к барину, а отец обегал полгорода?_______________
11. Что во внешности Мерцалова говорило о крайне бедственном положении семьи?______
12. Какой выход он придумал сегодня, за что чуть не попал в полицию?_________________
13. Кого увидел Мерцалов в темноте аллеи?_________________________________________
14. Какие слова прохожего привели его в бешенство?_________________________________
15. Почему Мерцалов все рассказал незнакомому прохожему?_________________________
16. Кем по профессии был встреченный прохожий?___________________________________
17. Сколько в начале века стоил «чай, сахар, булки и горячая пища из ближайшего трактира»? _____________________________________________________________________
18. Что оставил незнакомец под чайным блюдцем?___________________________________
19. Назовите фамилию незнакомца. Это был известнейший на то время человек, позже его именем назовут медицинский институт в Москве ___________________________________
20. Как изменилась жизнь семьи после знакомства с «благодетельным ангелом»? _______________________________________________________________________________
Критерии оценивания ответа на задания СЛАЙД 7
Каждый правильный ответ части 1 оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 20 баллов.
Ключи.
1 - В Киеве
2 - Поросенок
3 - Яблоки, апельсины, мандарины
4- Елка
5 - В подземелье
6 - Управляющий домом
7- Заболел брюшным тифом
8 - Нечем разогреть
9 - Запах керосина, грязного белья и крыс
10 - Чтобы найти деньги на лекарство Машутке.
11 - Летняя одежда //без калош//глаза провалились //был похож на мертвеца
12 - Просить милостыню
13 - Старика
14 - «Очень уж здесь хорошо»
15 - Внушал доверие
16 - Врач
17 - Три рубля
18 - Рецепт и кредитные билеты
19 - Пирогов
20 -Отец нашел работу, матушка встала на ноги, мальчишек устроили в гимназию.
Критерии оценки: СЛАЙД 8
Количество правильных ответов | Оценка |
Менее 12 ответов | 2 (неудовлетворительно) |
12-18 | 3(удовлетворительно) |
19-22 | 4(хорошо) |
23-25 | 5 (отлично) |
Учащиеся обмениваются листочками, проверяют, оценивают работу.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).
Карточка № 7
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________
Домашнее задание
- Составьте памятку «Как быть добрым».
- Запишите в тетрадь пословицы и поговорки о доброте.
Спасибо за урок!
Отрывок из песни «Дорогою добра»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
Конспект урока литературы по теме «Просто чудо» по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (собрание философов)
Цель: Формировать мышление на основе усвоения нравственного потенциала книги.Задачи:1. Организовать духовное общение, содержанием и смыслом которого является самостоятельное «открытие» детьми нр...
«Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Презентация к уроку в 6 классе по литературе«Великая и неистощимая сила – человеческая доброта» в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»...
Методическая разработка урока «...главное, не падайте никогда духом» (по рассказу Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»)
В разработке представлена групповая работа шестиклассников на уроке....
Презентация к методической разработке урока по литературе в 6 классе по теме "А.И.Куприн. «Чудесный доктор» как рождественский рассказ"
Данная презентация содержит сопроводительный материал, а также интерактивные упражнения....
Урок литературы в 6 классе на тему "Рассказ А.И.Куприна "Чудесный доктор". Понятие о рождественском рассказе".
Форма проведения: урок-размышление.Цель урока: расширение знаний учащихся о таких понятиях, как сострадание и любовь к ближнему, бескорыстное добро (на примере художественного произведения).Задачи:* о...