"Меж светом и тьмой остаться собой"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок внеклассного чтения по произведению Д.Емца "Маг полуночи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emets_mezh_svetom_i_tmoy.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Шевелева Ирина Викторовна
МБОУ «СОШ № 16»
Тема: «Меж светом и тьмой...» (Урок внеклассного чтения по повести Д. Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи»)
Цели урока:
- познакомить учащихся с идейно-тематическим содержанием повести Д.Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи»,
- дать определение жанра «фентези», показать своеобразие жанра,
- развивать интерес обучающихся к чтению, устную и письменную речь, мышление, навыки анализа художественного текста,
- воспитывать личностные качества доброты, терпения, уверенности в себе, самоконтроля, товарищества, душевной стойкости.
Формы и методы работы: беседа, словесное рисование, художественное чтение, комментированное чтение, пересказ; анализ и синтез, обобщение нового материала.
Технология: личностно-ориентированное обучение и воспитание, «Критическое мышление через чтение и письмо», ИКТ.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя. Фаза «Вызов интереса» (определение целей, задач урока).
- Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень интересным произведением - повестью Д.Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи (слайд 1). Нам посчастливится не только узнать о содержании произведения, но и дать определение жанра «фэнтези», выявить отличительные черты произведений этого жанра, порассуждать о том, является ли произведение самостоятельным, «оригинальным» или плагиатом на очень известный вам цикл, сделать выводы о том, насколько поучительно и чем интересно произведение Дмитрия Емца.
Слайд 2
«Меж светом и тьмой остаться собой...» - эти слова стали эпиграфом повести «Мефодий Буслаев. Маг полуночи».
- Как вы понимаете данное высказывание? Какую мысль, на ваш взгляд, хотел отразить в этих словах автор?
(слайд 3).
(ответы учащихся)
- Беседа по теме урока. Фаза «Осмысление»
- Слово учителя (слайд 4)
Дмитрий Емец - один из известных молодых современных российских писателей, автор многочисленных юмористических и исторических произведений, в том числе в жанре сказки и фентези. Давайте поближе познакомимся с биографией писателя.
- Выступление учащегося (сообщение «Биография писателя Д.Емца»).
(Родился Дмитрий Емец 27 марта 1974 года в Москве. Отец писателя был военным, мать врачом. С детских лет интересовался историей и литературой. В 1996 году окончил филологический факультет МГУ и остался преподавать в вузе. Написал диссертацию по истории литературы и получил степень кандидата филологических наук. Рано начал писать небольшие литературные произведения. Сначала это были небольшие рассказы, основанные на сказочных сюжетах и адресованные детям, позднее более крупные произведения повести в жанре «фентези». В 22 года стал самым молодым членом Союза писателей России. Популярность в России и за рубежом ему принесли книги из серии повестей о некоей девочке-волшебнице Тане Гроттер)
-Беседа.
- Кому-нибудь из вас знакомы эти произведения? О чем рассказывается в повестях?
(ответы учащихся)
-Слово учителя.
Произведения о Тане Гроттер не просто принесли Д.Емцу известность, но и стали основанием огромного количества скандалов и даже судебных разбирательств. Фанаты английской писательницы Джоан Роллинг, а позднее и сама писательница, обвинили Емца в плагиате. - Как вы считаете, есть ли основания утверждать, что Емец «переписал» сюжет о Гарри Поттере. сделав главной героиней девочку?
(Ответы обучающихся.
Если читали – ответ по содержанию произведений.
если никто не читал, рекомендации познакомиться с произведениями:
- Значит, сегодня кто-то из вас откроет для себя новый мир книги и сопоставит
произведения Емца с всеми известными романами Д. Роуллинг)
- Судебные разбирательства закончились тем. что суд Англии признал произведения Д.Емца оригинальными, самостоятельными, опираясь на то, что в повестях писателя «сюжетное и образное построение повестей «самобытно». Как вы понимаете значение данного слова? (запись в тетради)
(словарная работа «самобытный». Работа со словарем. Подбор синонимов)
- Сам писатель утверждал, что его повести - не плагиат, а пародия на произведения Джоан Роллинг. Слайд 5.
(словарная работа: «пародия», «плагиат» - запись в тетради).
- Зная лексическое значение двух этих терминов, попробуйте доказать, что повести о Тане Гроттер не плагиат, а пародия.
Слайд 6
- И вот из под пера писателя выходит новое произведение - повесть о Мефодии Буслаеве, мальчике, наделенном сверхъестественными способностями. Жанровая характеристика произведения - любимое Дмитрием Емцем «фентези».
(словарная работа)
Произведения о Мефодии Буслаеве также составляют целый цикл. Выпущено уже 9 книг. Мы с вами сегодня обратимся к первому произведению цикла повести «Мефодий Бусласв. Маг полуночи». Когда повесть была опубликована, вновь появились сомнения в «оригинальности», самостоятельности произведения. Емца вновь стали обвинять в плагиате. Нам предстоит сегодня подумать и над этим вопросом, и над вопросами, раскрывающими идейное своеобразие произведения (вопросы на слайде).
Слайд 7
- Какие сюжетные параллели можно обнаружить в произведениях Д.Емца и Джоан Роллинг?
- Какие параллели можно найти в образной, композиционной структуре произведений?
- Можно ли говорить о параллелизме деталей и мотивов этих произведений?
Слайд 8. Беседа по содержанию повести.
- Кто из вас знаком с данной повестью Д.Емца? Что больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось? Каков сюжет повести?
Слайд 9.
- Давайте вспомним романы Джоан Роллинг о Гарри Поттере и подумаем, что сближает эти произведения с повестью Дмитрия Емца?
- Каким предстает мир волшебников в романе о Гарри Поттере? Каков этот мир в повести Д.Емца?
- Как соприкасаются между собою миры волшебников и миры простых людей?
- Что мы знаем о Школе волшебства Хогвардс? Что представляет из себя Школа волшебства в повести Дмитрия Емца?
- Обратите внимание на параллелизм деталей и мотивов произведений: скажите, каким было одно из любимых занятий Гарри (игра в квиддич)
- Какая игра привлекает Мефодия?
- Сделайте вывод, что такое параллелизм деталей как художественный прием?
- Каков основной мотив романа Д.Роллин?
(словарная работа «Мотив литературного произведения») Ответы учащихся (мотив пути)
- Следовательно, вывод: «Путь Гарри - борьба светлого и темного начал, борьба с внешними силами зла».
- Каков путь Мефодия? В чем отличие от Гарри?
Ответы учащихся.
- Вывод: мотив пути - борьбы, но не столько с внешними силами, сколько с самим собою.
- Какие еще детали встречаются в произведениях?
- волшебные предметы (волшебная палочка - волшебная флейта)
- волшебные крылья Дафны - волшебство в Школе Хогвардс
- игра в квиддич - игра в драконобол
- школы волшебства
- сиротство Гарри - отсутствие взаимопонимания с матерью у Мефодия.
- Какие силы используют противники: Гарри и Мефодий. с одной стороны. Волан де Морт и Арей, Лигул - с другой?
(ответы учащихся)
- Вывод: если силы зла используют оружие (волшебный меч. волшебная палочка, колдовство), то единственным оружием Стража света Дафны является волшебная флейта, музыка которой останавливает злые силы и не позволяет Дафне самой наносить удары по соперникам.
Слайд 10.
- Казалось бы. очень много параллельных деталей, много схожего. Однако уже при обнаружении сходств мы вынуждены были признать, что имеется очень много оригинального, непохожего, неповторимого. Давайте посмотрим, каковы же эти отличия и что же все-таки преобладает: сходство, параллели или отличия?
Заполнение таблицы.
Мефодий Буслаев | Гарри Поттер | |
Страж мрака. способный проникнуть в храм Вечного ристалища и захватить то. что там хранится | Назначение | Единственная сила, способная победить зло |
Интуиция + волшебство | Дар | Волшебство + интуиция |
Мир людей | Среда | Мир волшебников |
Стражи мрака, силы зла | Окружение | Волшебники, ученики Школы Хогвардс |
Сомнение в правильности выбора | Внутреннее состояние | Уверенность в правильности выбора |
Борьба с самим собою, приносящая победу добру | Поступки | Борьба со злом |
- Слово учителя. При анализе литературного произведения особое значение уделяется таким понятиям, как художественное время и пространство.
Словарная работа: «художественное время», «художественное пространство»
(запись в тетрадь)
- Где и в какое время происходит действие в произведениях
- о Гарри Поттере?
-о Мефодии Буслаеве?
(ответы учащихся)
Слайд 11
- И тем не менее художественное время и пространство в произведении Дмитрия Емца более расширены: кроме реального мира есть еще и Тантал - подземный мир Стражей мрака и Школа барона Арея. представляющего силы зла. есть и Высший мир Эдем - мир Света, любви и добра, где находится Школа Стражей света, откуда послана к Мефодию Страж света Дафна. Художественное пространство повести Д.Емца основано на древних русских представлениях о подземном мире как олицетворении сил зла (Арей. Лигул), реальном земном мире и Срединных землях, где и расположен Храм Вечного Ристалища и где в параллельном с людьми мире живут элементарные маги и волшебники, не имеющие права вмешиваться в борьбу темных и светлых сил. В произведении Емца придается особое значение образу Храма Вечного Ристалища.
- Как вы понимаете смысл названия?
-Это вечный храм противостояния добра и зла. где происходит борьба с самим собой, где хранится нечто, что навсегда сможет решить исход поединка между силами добра и зла. Но что это? - Ответа нет.
- Каким увидел храм Мефодий? Что здесь происходит с ним? С кем или с чем борется Мефодий?
(работа с текстом – чтение эпизода)
- Испытывал ли подобное искушение Гарри?
(ответы учащихся)
- Вывод: Мефодий понимает, что все препятствия - это искушения, страхи, которые испытывает человек и которым не может иногда противиться (плита страха, плита лжи и т.д.). Мефодий должен победить себя, чтоб переступить на другую плиту и выбраться из лабиринта. Этот лабиринт символически представляет собой вечную борьбу в душе человека между различными чувствами – вечный выбор между эгоизмом и нравственностью, страхом и самопожертвованием во имя справедливости, добра и правды.. Гарри же борется с силами зла. желающими уничтожить в первую очередь его самого. Следовательно, образ Мефодия Буслаева интересен с точки зрения воспитания самого себя, своего отношения к миру и жизни. В произведении много образов-символов, деталей-символов.
(словарная работа - «символ»)
- Символичного имя главного героя Мефодий Буслаев. Какую историческую параллель мы можем провести?
(ответы учащихся)
Слайд 12
- Василий Буслаев- герой народного эпоса, исторический образ- образ защитника, сильного, мужественного человека, совершившего подвиг во имя спасения Родины.
- Давайте обратимся к другим образам произведения. Многие из них не только символичны. но и имеют мифологическое происхождение. Ярким представителем сил зла является Арей - барон мрака. Какой мифологический персонаж напоминает он нам?
(Мифологический образ бога войны)
Выступления учащихся (Арей, Троил, Дафна)
- Среди представителей элементарных магов Соловей О.Разбойник, Сарданапал Черноморов. Медузия Горгонова. Ягге. Кого напоминают вам эти персонажи?
- Это образы как русского сказочного эпоса, так и мировой мифологии. Кстати, в славянской мифологии Баба Яга изначально входила в третий круг богов, а Соловей Разбойник по мифологии - это падший ангел.
- Троил. Дафна - представители Эдема: Троил - мифологический персонаж, убитый Ахиллесом младший сын Приама.
Дафна - нимфа, дочь римского бога Пенея. обратившаяся к богам с просьбой о спасении и превращенная богами в лавр.
- Как вы думаете, почему Д.Емец назвал девочку, посланную Стражами Света к Мефодию, Дафной?
(ответы учащихся)
-Как вы думаете, с какой целью Емец использует мифологические образы?
(ответы учащихся)
Слайд 13., 14
- На основании всего выше изложенного попробуйте сделать вывод: «Мефодий Буслаев. Маг полуночи» - пародия или оригинальное произведение? (ответы учащихся)
- Однако ценность любого произведения определяется в первую очередь той мыслью, которую хочет донести до читателя писатель. Чаще всего эта мысль отражается через образ главного героя, его портрет, поступки, мысли.
- Какую борьбу ведет Мефодий Буслаев? Представителей каких сил - светлых, как Страж мрака, или темных сил - побеждает герой?
(ответы учащихся)
- Принадлежа к лагерю темных сил. обучаясь в Школе Стражей мрака, Мефодий постоянно испытывает чувство неудовлетворенности всем тем. что видит. Сомнение в его душе - тот ключ, который позволяет надеяться, что герой победит темное в себе и примкнет к силам света. Помощником Мефодия на этом пути становится Дафна, гонец Стражей света. Страж с черными перьями в крыльях. Эта деталь тоже говорит о том. что и Дафна постоянно ведет внутреннюю борьбу с собой, что для нее тоже очень важно одержать внутреннюю победу над искушениями, которым она подвергается. Послушайте, что происходит с Мефодием и чем заканчивается повесть
(работа с текстом)
Слайд 14.
- Закрепление. Фаза «Размышление».
«Меж светом и тьмой остаться собой...» - именно эти строки и являются стержнем сюжета и системы образов повести Дмитрия Емца. Именно эта идейно-тематическая основа объединяет все повести цикла, не позволяет принимать произведение как плагиат. Автор использует художественный прием пародирования, его герой напоминает нам Гарри. Но основной вопрос повести Д.Емца. - вопрос, который стоит перед каждым героем произведений, - как сохранить самого себя, как сделать правильный выбор? Этот мотив выбора -один из основных мотивов всей литературы, т.к. каждому из нас ежедневно и ежечасно приходится делать выбор.
- Так кому же все-таки передаст «всесилие» герой: Стражам мрака или Стражам света? Кто победит в этом вечном противостоянии сил зла и добра? Что является истинной ценностью жизни? (ответы обучающихся)
Слайд 15
Вывод: Ответ на эти вопросы один: «Меж светом и тьмой …остаться собой». (запись в тетради, продолжение цитаты в формулировке темы).
- Подведение итогов урока. Фаза «Рефлексия». Мини-сочинение «Легко ли остаться собой?»
- Заслушивание ответов учащихся.
- Итог урока.
- Понравилось ли вам произведение Д.Емца? К каким выводам подталкивает читателя Д.Емец, создавая образ Мефодия Буслаева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"
Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...
Как остаться самим собой и быть интересным детям
В свете современных веяний, связанных с повышением качества знаний, результативности обучения и быстрому приходу к стандартам ЕГЭ –очень важно не превратиться учителю в репетитора, натаскивающего учен...
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Программа по развитию толерантного поведения у подростков «Остаться собой»
Программа направлена на развитие толерантного поведения у подростков. Возраст (10-15 лет). Проблема нарушений взаимоотношений со сверстниками, низкий статус подростка группе, дети-изг...
Методическая рекомендация для формирования навыков профессиональной самореализации педагогов: «Ты не можешь остаться в тени, если сам излучаешь свет…»
Обзор педагогических технологий и приёмы использования их на практике...
Световые столбы-это оптическое явление, которое представляет собой полосы света, уходящие вверх или вниз от яркого объекта.
Световые столбы-ледяные кристаллики красиво витающие в воздухе.г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....