"Меж светом и тьмой остаться собой"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок внеклассного чтения по произведению Д.Емца "Маг полуночи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emets_mezh_svetom_i_tmoy.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шевелева Ирина Викторовна

МБОУ «СОШ № 16»

Тема: «Меж светом и тьмой...» (Урок внеклассного чтения по повести Д. Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи»)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с идейно-тематическим содержанием повести Д.Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи»,
  • дать определение жанра «фентези», показать своеобразие жанра,
  • развивать интерес обучающихся к чтению, устную и письменную речь, мышление, навыки анализа художественного текста,
  • воспитывать личностные качества доброты, терпения, уверенности в себе, самоконтроля, товарищества, душевной стойкости.

Формы и методы работы: беседа, словесное рисование, художественное чтение, комментированное чтение, пересказ; анализ и синтез, обобщение нового материала.

Технология: личностно-ориентированное обучение и воспитание, «Критическое мышление через чтение и письмо», ИКТ.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя. Фаза «Вызов интереса» (определение целей, задач урока).

- Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с очень интересным произведением - повестью Д.Емца «Мефодий Буслаев. Маг полуночи  (слайд 1). Нам посчастливится не только узнать о содержании произведения, но и дать определение жанра «фэнтези», выявить отличительные черты произведений этого жанра, порассуждать о том, является ли произведение самостоятельным, «оригинальным» или плагиатом на очень известный вам цикл, сделать выводы о том, насколько поучительно и чем интересно произведение Дмитрия Емца.

Слайд 2

«Меж светом и тьмой остаться собой...» - эти слова стали эпиграфом повести  «Мефодий Буслаев. Маг полуночи».

  • Как вы понимаете данное высказывание? Какую мысль, на ваш взгляд, хотел отразить в этих словах автор?

(слайд 3).

(ответы учащихся)

  1. Беседа по теме урока. Фаза «Осмысление»
  • Слово учителя  (слайд 4)

Дмитрий Емец - один из известных молодых современных российских писателей, автор многочисленных юмористических и исторических произведений, в том числе в жанре сказки и фентези. Давайте поближе познакомимся с биографией писателя.

  • Выступление учащегося  (сообщение  «Биография  писателя Д.Емца»).

(Родился Дмитрий Емец 27 марта 1974 года в Москве. Отец писателя был военным, мать врачом. С детских лет интересовался историей и литературой. В 1996 году окончил филологический факультет МГУ и остался преподавать  в вузе. Написал диссертацию по истории литературы и получил степень кандидата филологических наук. Рано начал писать небольшие литературные произведения. Сначала это были небольшие рассказы, основанные на сказочных сюжетах и адресованные детям, позднее более крупные произведения повести в жанре «фентези». В 22 года стал самым молодым членом Союза писателей России. Популярность в России и за рубежом ему принесли книги из серии повестей о некоей девочке-волшебнице Тане Гроттер)

 -Беседа.

- Кому-нибудь из вас знакомы эти произведения? О чем рассказывается в повестях?

(ответы учащихся)

-Слово учителя.

Произведения о Тане Гроттер не просто принесли Д.Емцу известность, но и стали основанием огромного количества скандалов и даже судебных разбирательств. Фанаты английской писательницы Джоан Роллинг, а позднее и сама писательница, обвинили Емца в плагиате. - Как вы считаете, есть ли основания утверждать, что Емец «переписал» сюжет о Гарри Поттере. сделав главной героиней девочку?

(Ответы обучающихся.

Если читали – ответ по содержанию произведений.

если никто не читал, рекомендации познакомиться с произведениями:

- Значит, сегодня кто-то из вас откроет для себя новый мир книги и сопоставит

произведения Емца с всеми известными романами Д. Роуллинг)

- Судебные разбирательства закончились тем. что суд Англии признал произведения Д.Емца оригинальными, самостоятельными, опираясь на то, что в повестях писателя «сюжетное и образное построение повестей «самобытно». Как вы понимаете значение данного слова? (запись в тетради)

(словарная работа «самобытный». Работа со словарем. Подбор синонимов)

- Сам писатель утверждал, что его повести - не плагиат, а пародия на произведения Джоан Роллинг. Слайд 5.

(словарная работа: «пародия», «плагиат» - запись в тетради).

- Зная лексическое значение двух этих терминов, попробуйте доказать, что повести о Тане Гроттер не плагиат, а пародия.

(ответы учащихся)

Слайд 6

- И вот из под пера писателя выходит новое произведение -  повесть о Мефодии Буслаеве, мальчике, наделенном  сверхъестественными способностями. Жанровая характеристика произведения  - любимое Дмитрием Емцем «фентези».

(словарная работа)

Произведения о Мефодии Буслаеве также составляют целый цикл. Выпущено  уже 9 книг. Мы с вами сегодня обратимся к первому произведению цикла повести «Мефодий Бусласв. Маг полуночи». Когда повесть была опубликована, вновь появились сомнения в «оригинальности», самостоятельности произведения. Емца вновь стали обвинять в плагиате. Нам предстоит сегодня подумать и над этим вопросом, и над вопросами, раскрывающими  идейное своеобразие произведения (вопросы на слайде).

Слайд 7

  • Какие сюжетные параллели можно обнаружить в произведениях Д.Емца и Джоан Роллинг?
  • Какие параллели можно найти в образной, композиционной структуре произведений?
  • Можно ли говорить о параллелизме деталей и мотивов этих произведений?

Слайд 8. Беседа по содержанию  повести.

- Кто из вас знаком с данной повестью Д.Емца? Что больше всего запомнилось? Что больше всего понравилось? Каков сюжет повести?

(выступления учащихся)

Слайд 9.

- Давайте вспомним романы Джоан Роллинг о Гарри Поттере и подумаем, что сближает эти произведения с повестью Дмитрия Емца?

  • Каким предстает мир волшебников в романе о Гарри Поттере? Каков этот мир в повести Д.Емца?
  • Как соприкасаются между собою миры волшебников и миры простых людей?
  • Что мы знаем о Школе волшебства Хогвардс? Что представляет из себя Школа волшебства в повести Дмитрия Емца?

- Обратите внимание на параллелизм деталей и мотивов произведений: скажите, каким было одно из любимых занятий Гарри (игра в квиддич)

  • Какая игра привлекает Мефодия?
  • Сделайте вывод, что такое параллелизм деталей как художественный прием?
  • Каков основной мотив романа Д.Роллин?

(словарная работа «Мотив литературного произведения») Ответы учащихся (мотив пути)

  • Следовательно, вывод: «Путь Гарри - борьба светлого и темного начал, борьба с внешними силами зла».
  • Каков путь Мефодия? В чем отличие от Гарри?

Ответы учащихся.

  • Вывод: мотив пути - борьбы, но не столько с внешними силами, сколько с самим собою.
  • Какие еще детали встречаются в произведениях?
  • волшебные предметы (волшебная палочка - волшебная флейта)
  • волшебные крылья Дафны -  волшебство в Школе Хогвардс
  • игра в квиддич  - игра в драконобол
  • школы волшебства
  • сиротство Гарри - отсутствие взаимопонимания с матерью у Мефодия.
  • Какие силы используют противники: Гарри и Мефодий. с одной стороны. Волан де Морт и Арей,  Лигул -  с другой?

(ответы учащихся)

  • Вывод: если силы зла используют оружие (волшебный меч. волшебная палочка, колдовство), то единственным оружием Стража света Дафны является волшебная флейта, музыка которой останавливает злые силы и не позволяет Дафне самой наносить удары по соперникам.

Слайд 10.

  • Казалось бы. очень много параллельных деталей, много схожего. Однако уже при обнаружении сходств мы вынуждены были признать, что имеется очень много оригинального, непохожего, неповторимого. Давайте посмотрим, каковы же эти отличия и что же все-таки преобладает: сходство, параллели или отличия?

Заполнение таблицы.

Мефодий Буслаев

Гарри Поттер

Страж мрака. способный проникнуть в храм Вечного ристалища и захватить то. что там хранится

Назначение

Единственная сила, способная победить зло

Интуиция + волшебство

Дар

Волшебство + интуиция

Мир людей

Среда

Мир волшебников

Стражи мрака, силы зла

Окружение

Волшебники, ученики Школы Хогвардс

Сомнение в правильности выбора

Внутреннее состояние

Уверенность в правильности выбора

Борьба с самим собою, приносящая победу добру

Поступки

Борьба со злом

  • Слово учителя. При анализе литературного произведения особое значение уделяется таким понятиям, как художественное время и пространство.

Словарная работа: «художественное время», «художественное пространство»

(запись в тетрадь)

  • Где и в какое время происходит действие в произведениях
  • о Гарри Поттере?

-о Мефодии Буслаеве?

(ответы учащихся)

Слайд 11

  • И тем не менее художественное время и пространство в произведении Дмитрия Емца более расширены: кроме реального мира есть еще и Тантал - подземный мир Стражей мрака и Школа барона Арея. представляющего силы зла. есть и Высший мир Эдем - мир Света, любви и добра, где находится Школа Стражей света, откуда послана к Мефодию Страж света Дафна. Художественное пространство повести Д.Емца основано на древних русских представлениях о подземном мире как олицетворении сил зла (Арей. Лигул), реальном земном мире и Срединных землях, где и расположен Храм Вечного Ристалища и где в параллельном с людьми мире живут элементарные маги и  волшебники, не имеющие права вмешиваться в борьбу темных и светлых сил. В произведении Емца придается особое значение образу Храма Вечного Ристалища.
  • Как вы понимаете смысл названия?

-Это вечный храм противостояния добра и зла. где происходит борьба с самим собой, где хранится нечто, что навсегда сможет решить исход  поединка между силами добра и зла. Но что это? -  Ответа нет.

  • Каким увидел храм Мефодий? Что здесь происходит с ним? С кем или с чем борется Мефодий?

 (работа с текстом – чтение эпизода)

  • Испытывал ли подобное искушение Гарри?

(ответы учащихся)

  • Вывод: Мефодий понимает, что все препятствия  - это искушения, страхи, которые испытывает человек и которым не может иногда противиться (плита страха, плита лжи и т.д.). Мефодий должен победить себя, чтоб переступить на другую  плиту и   выбраться из лабиринта. Этот лабиринт символически представляет собой вечную борьбу в душе человека между различными чувствами – вечный выбор между  эгоизмом и нравственностью, страхом и самопожертвованием во имя справедливости, добра и правды.. Гарри же борется с силами зла. желающими уничтожить в первую очередь  его самого. Следовательно, образ Мефодия Буслаева интересен с точки зрения воспитания самого себя, своего отношения к миру и жизни. В произведении много образов-символов, деталей-символов.

(словарная работа - «символ»)

  • Символичного имя главного героя Мефодий Буслаев. Какую историческую параллель мы можем провести?

(ответы учащихся)

Слайд 12

  • Василий Буслаев- герой народного эпоса, исторический образ- образ защитника, сильного, мужественного человека, совершившего подвиг во имя спасения Родины.
  • Давайте обратимся к другим образам произведения. Многие из них не только символичны. но и имеют мифологическое происхождение. Ярким представителем сил зла является Арей - барон мрака. Какой мифологический персонаж напоминает он нам?

 (Мифологический образ бога войны)

Выступления учащихся  (Арей, Троил, Дафна)

  • Среди представителей элементарных магов Соловей О.Разбойник, Сарданапал Черноморов. Медузия Горгонова. Ягге. Кого напоминают вам эти персонажи?
  • Это образы как русского сказочного эпоса, так и мировой мифологии. Кстати, в славянской мифологии Баба Яга изначально входила в третий круг богов, а Соловей Разбойник по мифологии -  это падший ангел.
  • Троил. Дафна - представители Эдема: Троил - мифологический персонаж, убитый Ахиллесом младший сын Приама.

Дафна -  нимфа, дочь римского бога Пенея. обратившаяся к богам с просьбой о спасении и превращенная богами в лавр.

- Как вы думаете, почему Д.Емец назвал девочку, посланную Стражами Света к Мефодию,  Дафной?

(ответы учащихся)

-Как вы думаете, с какой целью Емец использует мифологические образы?

(ответы учащихся)

 Слайд 13., 14

  • На основании всего выше изложенного попробуйте сделать вывод: «Мефодий Буслаев. Маг полуночи» - пародия или оригинальное произведение? (ответы учащихся)
  • Однако ценность любого произведения определяется в первую очередь той мыслью, которую хочет донести до читателя писатель. Чаще всего эта мысль отражается через образ главного героя, его портрет, поступки, мысли.
  • Какую борьбу ведет Мефодий Буслаев? Представителей каких сил -  светлых, как Страж мрака, или темных сил - побеждает герой?

(ответы учащихся)

  • Принадлежа к лагерю темных сил. обучаясь в Школе Стражей мрака, Мефодий постоянно испытывает чувство неудовлетворенности всем тем. что видит. Сомнение в его душе - тот ключ, который позволяет надеяться, что герой победит темное в себе и примкнет к силам света. Помощником Мефодия на этом пути становится Дафна, гонец Стражей света. Страж с черными перьями в крыльях. Эта деталь тоже говорит о том. что и Дафна постоянно ведет внутреннюю борьбу с собой, что для нее тоже очень важно одержать внутреннюю победу  над искушениями, которым она подвергается. Послушайте, что происходит с Мефодием и чем заканчивается повесть

(работа с текстом)

Слайд 14.

  1. Закрепление. Фаза «Размышление».

«Меж светом и тьмой остаться собой...» - именно эти строки и являются стержнем сюжета и системы образов повести Дмитрия Емца. Именно эта идейно-тематическая основа объединяет все повести цикла, не позволяет принимать произведение как плагиат. Автор использует художественный прием пародирования, его герой напоминает нам Гарри. Но основной вопрос повести Д.Емца. -  вопрос, который стоит перед каждым героем произведений, - как сохранить самого себя, как сделать правильный выбор? Этот мотив выбора -один из основных мотивов всей литературы, т.к. каждому из нас ежедневно и ежечасно приходится делать выбор.

  • Так кому же все-таки передаст «всесилие» герой: Стражам мрака или Стражам света? Кто победит в этом вечном противостоянии сил зла и добра? Что является истинной ценностью жизни? (ответы обучающихся)

Слайд 15

Вывод: Ответ на эти вопросы один: «Меж светом и тьмой …остаться собой». (запись в тетради, продолжение цитаты в формулировке темы).

  1. Подведение итогов урока. Фаза «Рефлексия». Мини-сочинение «Легко ли остаться собой?»
  • Заслушивание ответов учащихся.
  1. Итог урока.
  • Понравилось ли вам произведение Д.Емца?  К каким выводам подталкивает читателя Д.Емец, создавая образ Мефодия Буслаева?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Уходит конь – остается зеленое поле, уходит герой – остается его слава"

Данный мастер-класс был показан на конкурсе "Учитель года 2011" и посвящен Дню Героя Отечества...

Как остаться самим собой и быть интересным детям

В свете современных веяний, связанных с повышением качества знаний, результативности обучения и быстрому приходу к стандартам ЕГЭ –очень важно не превратиться учителю в репетитора, натаскивающего учен...

Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!

Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все  совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...

Программа по развитию толерантного поведения у подростков «Остаться собой»

Программа направлена на развитие толерантного поведения у подростков. Возраст (10-15 лет). Проблема  нарушений взаимоотношений со сверстниками, низкий статус подростка  группе, дети-изг...

Световые столбы-это оптическое явление, которое представляет собой полосы света, уходящие вверх или вниз от яркого объекта.

Световые столбы-ледяные кристаллики красиво витающие в воздухе.г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....