Нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы в средних классах
статья по литературе
Литература обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, пусть не сразу и не в полном объеме, а воспринять существующие культурные нормы, поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.
Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание обучающихся
на уроках литературы в средних классах.
Учитель МКОУ Григорьевская ООШ
Скорочкина Е.Н.
2020г.
В конечном счете, основой всех
человеческих ценностей
служит нравственность.
А. Эйнштейн.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Я убеждена в том, что в каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и в том, что они подчас не реализуются или реализуются не полностью, виноваты только мы, взрослые, - педагоги, родители, все, кто окружают ребенка. По моему мнению, именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Поэтому я занимаюсь проблемой нравственного воспитания на уроках литературы.
Литература обладает огромными возможностями помочь молодому человеку войти в сегодняшний мир, пусть не сразу и не в полном объеме, а воспринять существующие культурные нормы.
Преобразования последних лет привнесли в наш мир не только новые рыночные отношения, но и ломку нравственных ориентиров. Складывается негативное отношение к духовности, в прошлое уходят доброта и порядочность, человечность и великодушие. Словом, мы безвозвратно теряем тот духовный мир, который некогда на Западе вызывал смешанное чувство уважения и удивления. Мир этот настойчиво вытесняется жестким прагматизмом, неуемной жаждой наживы. Безусловно, все это не могло не сказаться и на нашей молодежи. С определенной долей наивности демократию она отождествляет с вседозволенностью, а дикий рынок с цивилизованным бизнесом. Нестабильность в обществе порождает у молодых людей максимализм, вызывает непредсказуемые противоправные действия. Нередко преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. И немудрено: ведь основа воспитания закладывается в семье, а многие семьи сегодня далеко не благополучны. Пьянство родителей, самоустранение от воспитания детей, безработица и поиск средств существования обостряют и без того сложные проблемы подрастающего поколения. Зачастую за внешней бравадой и оптимизмом мы не замечаем истинного душевного неравновесия молодежи.
Нынешнее поколение детей живет и формируется в принципиально новых условиях, нежели их старшие братья и сестры, тем более родители. Социальное расслоение общества, отсутствие четких нравственных ориентиров, интерпретация религиозных установок, нарушение законности - все это подрастающее поколение и молодежь воспринимают как реальность, к которой надо приспосабливаться. Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми моральными нормами. Современная молодежь настроена враждебно к «консервативным понятиям» своих родителей. Такие понятия как патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные эмоции.
Роль нравственного воспитания в развитии личности ярко охарактеризовал К.Д.Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «.. влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...». Жизнь подтверждает, что значительных качественных изменений не произойдет, если мы не решим основную задачу - возрождение духовности, нравственности молодежи.
Пред нами, филологами, проблема нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. Я убеждена, что нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга, - по словам Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющемуся на отдых человеку, заступающему на его место».
Жизнь молодого поколения должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями.
Сегодня высокая нравственность - едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых - социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни и только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.
Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.
Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя, должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.
О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, - говорил П.М. Неменский, - не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени. Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.
Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, - писал он.
Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.
Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы - в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.
Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.
Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба - эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.
Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения - благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.
А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.
Это предполагает и новые принципы анализа произведений - необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем - то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.
Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества мы начинаем обстоятельный разговор о трудолюбии, честности, правдивости, мужестве, стойкости при защите Родины, патриотизме, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень, праздность. Так, при изучении сказки «Снежная королева» знакомлю детей с основными духовно-нравственными понятиями – любовь, добро, которые помогут определить идею художественного произведения и раскрыть замысел автора.
На уроках литературы обращаемся к далекому прошлому. В 6 классе учащимся предлагаю два отрывка из «Повести временных лет». С какой целью? Прежде всего, культурный человек должен знать свою историю. Ведь именно знакомство с ней учит человека ценить то прекрасное, что создал народ. А что дает чтение летописи? Произведения прошлого как бы разрушают преграду между эпохами. Вот это чувство сопричастности и должно возникнуть у молодого читателя.
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что без знания Библии или древнегреческих мифов невозможно расширить горизонты личности. Человек, способный воспринять культурные ценности иных эпох и иных народов, преодолевает узость, освобождается от вражды и подозрительности. Я убеждена, что большую роль в формировании духовно-нравственных качеств несет знакомство учащихся с Библией.
В повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» сильно и ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро, непримиримое отношение к фальши, доверчивость, жизнерадостный юмор.
Изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» рассматриваю не просто произведение о природе. Пришвин создает сказку «для всех». Заложенный в ней смысл глубок. Подобно тому, как солнце откладывало свою энергию в торфяных залежах, писатель вложил в «Кладовую солнца» все, что накопил за долгие годы: доброе отношение к людям, любовь к природе. Эта любовь заключается в столкновении двух начал добра и зла.
Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами. Живые и точные описания бытовых подробностей дают возможность узнать жизнь народа в первые годы Советской власти. Вместе с тем писатель ставит важные нравственные вопросы, заставляя читателя задуматься о дружбе, долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности. Поэтому рассказ В. Астафьева, я считаю, приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны многовековой историей народа.
Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А. Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…». Ребята бурно высказывают свое мнение о том, как Юшке удавалось сохранить доброжелательность, доброе отношение к людям и миру, спорят о том, нужно ли сочувствие и сострадание людям.
Отрывок «Отец и сын» из повести Д. Олдриджа «Последний дюйм» помогает разобраться в таких понятиях, как взаимопонимание, мужество, самообладание.
Ярким примером раскрытия проблемы чести, достоинства, нравственного выбора служит повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг увлекает ребят при изучении рассказа Л.Толстого «После бала», понять смысл человеческой жизни помогает противопоставление Ужа и Сокола из «Песни о Соколе» М.Горького, завораживает ребят верность в любви в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта», призывает быть милосердным, иметь чувство сострадания повесть В.Железникова «Чучело».
Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Рассказ А.Платонова «Маленький солдат» (5 кл), повести В.Быкова «Обелиск», В.Распутина «Живи и помни», Г.Бакланова «Навеки-девятнадцатилетние», Б.Васильева «А зори здесь тихие», В Кондратьева «Сашка», поэма Твардовского «По праву памяти» - произведения, поднимающие тему войны, Отечества, придают урокам литературы особую атмосферу, потому что на них происходит приобщение к мужеству, подвигу народа, проводятся размышления о войне и времени, памяти, бесценности человеческой жизни. Ребята по- новому осмысливают, что значит мужество. Это не просто не бояться на войне, это значит находить в себе силы подниматься под пулями, идти в атаку.
Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя. Всеобщее чувство: желание оберечь родную землю, свое гнездо - чувство обыкновенного человека становится понятнее, ближе и роднее. Война воспринимается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность.
Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим.
Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). После чтения нескольких предложений становится ясно, что главный герой - больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается. Начинается обсуждение:
- Нравится ли вам главный герой? (Нет).
- Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?
- Если бы вы такого человека встретили на улице, то:
а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?
Картина получается безрадостная.
Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком - настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.
С одной стороны - добрый, кроткий Юшка; с другой - озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.
- Что же за человек Юшка?
- Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?
- Какая черта его характера выходит на первый план?
- Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)
- За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).
- Разве плохо быть не похожим на других? Почему?
- А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?
- Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?
- Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?
- Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?
- Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:
- Можно ли быть таким? (Нет)
- А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).
- Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)
- О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?
(Доброта, искренность, беззлобие).
- Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?
(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).
- Поняли ли люди свою ошибку?
- Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).
- Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?
(Идет беседа о духовной красоте).
Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это - основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.
Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа - обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:
Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.
Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.
- Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.
- Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?
- Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).
- Встречали ли вы таких людей?
- Что хотел сделать Иван после возвращения?
- Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?
- Не похожи ли чем - то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).
В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории - этот положительный герой, а тот - отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.
Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?
Выразительное чтение и анализ прочитанного считаю одним из самых полезных видов работы на уроке. Вдумчивое чтение, передающее настроение героя и его чувства, владение интонацией текста помогают ребенку понять внутренний мир героя, соотнести его поступки со своим мироощущением. "Читать так, чтобы тебя хотели слушать", - ученики выделяют эти слова как главные, когда готовятся к выразительному чтению. Даже одна реплика героя, прочитанная с нужной глубиной восприятия и правильной интонацией, требует повышенного внимания и заслуживает похвалы. Сами ученики отмечают такое чтение своими отзывами о герое: "Мне его стало жалко", "Я понял, почему он так сделал".
Теоретические сведения и литературоведческие термины ввожу в курс литературы в соответствии с содержанием программы и с учетом подготовленности класса. Эстетическое восприятие литературы, на мой взгляд, в этом случае будет более органичным. Лирический герой, авторская позиция, роды и жанры литературы - эти понятия звучат уже в 5 классе на уроках. Трудно найти замечания писателя, часто скрывающиеся от невнимательного читателя в описаниях природы, в общем эмоциональном тоне эпизода. Именно они помогают ребятам понять нравственный облик каждого из героев, они подсказывают не только интонацию, но и позу его, жесты, выражение лица. Я вижу необходимость в своевременном обращении к теории литературы, так как она учит пристальному взгляду на произведение, подробному его анализу.
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и считаю, что и моя вина будет в том, если они не реализуются полностью или хотя бы частично.
Первое, что является важным в работе филолога, - это создание атмосферы "творческого комфорта", "общего вдохновения" на уроке. Почему не все ученики пишут искренне? Возможно, боятся быть непонятыми. У меня свой подход к творчеству учащихся.
1. Никогда не читаю вслух работы учеников (только по их желанию, но очень редко).
2. Самые удачные мысли подчеркиваю в тексте и выношу на поля: "Молодец!" или "!".
3. Предлагаю темы, которые увлекают ребят, являются актуальными для этого класса и доступными, побуждающими каждого к самоанализу, но не провоцирующие на излишнюю откровенность. Тем бывает не менее трех (на выбор ученика).
4. Каждая работа требует индивидуального подхода, поэтому комментарии (2-3 предложения) в виде пожелания, похвалы обязательно даю после проверенной работы.
Ценность нравственного воздействия письменных творческих работ (сочинений, эссе, ответов на проблемный вопрос) очевидна, так как дети сами ставят нравственные проблемы на своем возрастном уровне их языком. Считаю главным то, что они не столько говорят о проблемах нравственности, сколько их решают для себя, а в будущем, скорее всего, это выразится и в поступке. Правильно поставить проблему - значит наполовину решить ее. Конечно, в таких ситуациях роль учителя важна, но не первостепенна: лишь совместная работа педагога и ученика обеспечивает сотрудничество в образовательном пространстве урока, что способствует созданию атмосферы сотворчества, внимательного отношения к мысли друг друга, совместной поисковой и исследовательской работы.
Сочинения, которые предлагаются на уроке литературы, требуют выработки собственной позиции. Важным в своей работе я считаю то, что стандарта в выполнении ученической работы не существует, что нет и не может быть "неправильного собственного мнения", что умение высказываться свободно на любую тему просто является жизненной необходимостью.
Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается - каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература - это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.
Роль педагога при этом не сводится к роли поводыря или тем более корректора, она очерчивается широко: он - соучастник, стратег, инструктор, опора и помощник в этом нелегком движении вперед и выше к постижению мира, нравственных его ценностей. Педагог «лицо в тени», которого не видно, когда ребенок делает свой выбор, но влияние которого значительно в совершении определенного выбора. Искусство педагога - в умении представить культурные ценности как ценностный объект, доступный к восприятию, и пониманию, и оценке. Но такое искусство сопряжено теснейшим образом с личностным миром самого педагога. Мир, как бы проходя сквозь личность педагога, протягивает свое воздействие до ученика при условии отклика, отзыва, отзвука на воздействие в душе педагога.
В заключении можно привести примеры тем уроков русской литературы по теме «Нравственное воспитание учащихся»:
5 класс
1.Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка»
2.Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
3.Обличение коварства и предательства , осуждение зависти и жадности в сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
4. Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко»
5. Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро.
6. Осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Снежной королевы в сказке Х. К. Андерсена «Снежная королева»
7. Нравственный протест Герасима в рассказе И. С. Тургенева «Муму»
8. Доброта и любовь к братьям меньшим как одна из основ нравственности. По рассказу В. И. Белова «Скворцы»
6 класс
1. О вечной борьбе между светлыми и темными силами природы в «Мифе о солнце»
2. Справедливость, чувство собственного достоинства Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
3. Обличение человеческих пороков в баснях И. А. Крылова.
4. Осуждение жадности и глупости деревенских «властей» в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством»
5. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого – Пети Ростова.
6. Гуманизм рассказа «Лапти» И. А. Бунина.
7. Милосердие и помощь людям - главные цели врача Пирогова в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»
8. Размышления Н. А. Заболоцкого о непреходящих духовных ценностях в своих стихах.
9. Труд как нравственное содержание человеческой жизни в рассказе А. П. Платонова «Корова».
10. Нравственная стойкость юного героя в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
7 класс
1. Верность слову и долгу в русской народной обрядовой песне.
2. Чистота и благородство героев романа А. С. Пушкина «Дубровский»
3. Постижение прекрасного в лирике А. А. Фета.
4. Нравственность и человеческие взаимоотношения героев И. С. Тургенева в стихотворении «Два богача»
5. Сатира на паразитизм, нравственное ничтожество господствующего класса в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова – Щедрина.
6. Осуждение черствости и бездушия в рассказе А. П. Чехова «Тоска»
7. К. Д. Бальмонт о роли человека на земле, о смысле его жизни.
8. Идея доброты, взаимопонимания, самопожертвования в рассказе А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
9. Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые Ф. А. Абрамовым в рассказе «О чем плачут лошади»
10. Осуждение равнодушного и безразличного отношения к миру в рассказе Е. И. Носова «Кукла»
8 класс
1.Вопросы чести и долга в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
2.Разоблачение в комедии Н. В. Гоголя нравственных пороков чиновников России.
3. Воспевание чистоты нравственного долга в лирике природы.
4. Л. Н. Толстой «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающей среды.
5. Изображение духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре»
6.Победа истинной доброты над мерзостью в лирике В. В. Маяковского.
7. Тема добра и долга в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»
8. Преодоление главным героем рассказа 8.«Возвращение» А. П. Платонова «самолюбия и собственного эгоизма»
9. А. И. Солженицын «Матренин двор»
10.Осуждение жестокости и бездуховности в повести Ч. Т. Айтматова «Белый пароход»
9 класс
1.Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
2.Идея единства истины, добра и красоты в жизни и творчестве В. А. Жуковского.
3.Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»- картина нравов.
4.Близость к народу как основа нравственных идеалов. По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
5. Нравственные проблемы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
6.Стремление героя повести «Юность» Л. Н. Толстого к нравственному самосовершенствованию.
7.Трагизм духовного оскудения личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
8. А. П. Платонов «Песчаная учительница». Любовь к людям, понимание их боли главной героиней рассказа.
9. Гуманистический пафос романа Ч. Т. Айтматова «И дольше века длится день»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....
Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.
В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»
Представление опыта на городской конференции в формате вебинара «Практика использования современных образовательных технологий в реализации программ воспитания и социализации в образовательных у...