Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы"
статья по литературе (10 класс)
В статье рассматривается предмет "Литература" как один из основных источников духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Через изучение произведений русской литературы показана возможность воспитания нравственных качеств, осмысление общечеловеческих ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи - Жижайкина Лариса Ивановна,
преподаватель русского языка и литературы
ГАПОУ г. Москвы «Политехнический колледж № 8
имени дважды Героя Советского Союза И.Ф. Павлова»
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
В современной России все более отчетливо осознается, что глубинные первопричины социально-экономического кризиса, катастрофического ухудшения здоровья нации, сложной демографической ситуации находятся не столько в сфере экономики, сколько в области духовно-нравственного воспитания, в чудовищной деформации духовно-нравственных ценностей и идеалов значительной части населения и особенно молодежи.
Бездуховность, грубость, эгоизм, алкоголизм, наркомания, половая распущенность, стяжательство - вот что ежедневно, ежечасно разрушает нашу жизнь, калечит психическое и физическое здоровье нашей нации и порой сводит на нет все усилия педагогов по воспитанию подрастающего поколения.
Одной из причин безнравственности современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Семья издавна была опорой нравственности. Но в настоящее время разрушены нравственные представления о браке и семье:
-супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя;
- утрачен традиционный уклад семейной жизни;
- нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
- традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей;
- культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привел к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства;
- продолжает снижаться рождаемость: родители все чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов;
- растет численность совершенных абортов;
- увеличивается количество нежеланных детей, сирот при живых родителях, беспризорников.
Выход из сложившейся кризисной ситуации видится в содействии укрепления семьи посредством восстановления в сознании студентов традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, в воспитании у подрастающего поколения нравственных качеств:
- умения, способности любить мир, себя, людей;
- умения прощать;
- умения строит отношения с окружающими на основе добра и любви, милосердия;
- способности ценить жизнь, радоваться жизни, счастью других людей;
- творения добра и красоты в себе и окружающем мире и др.
Из всех гуманитарных дисциплин требования сегодняшнего дня по воспитании нравственных качеств наиболее зримо осуществляется в процессе преподавания литературы. Известный педагог Евгений Николаевич Ильин в одной из своих книг назвал урок литературы «человекоформирующим процессом». Действительно, эти слова должны быть поставлены во главу угла в работе каждого преподавателя литературы. Ведь урок литературы - это одновременно урок мысли и чувства, духовного наслаждения и труда в добывании знаний о жизни. Душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь, добро - основные концепты урока литературы. Однако преподаватель не проповедник, а современный студент меньше всего готов выслушивать нравственные проповеди, долгие разговоры о душе могут вызвать циничные замечания, да и вообще студенты не любят, когда их открыто воспитывают. Воспитываем не мы, а искусство, оно гораздо убедительнее нас.
Эвристические беседы, проводимые на уроках литературы, диспуты, внеаудиторные мероприятия позволяют развивать творческие способности студентов, умение аргументировать собственную точку зрения, воспитывать положительные качества личности студентов.
Уроки литературы стараюсь наполнить такими материалами, которые затрагивали бы живые струны души студентов, формировали собственный взгляд на мир, давали мыслительный, психологический и жизненный опыт. Чтобы урок литературы воспитывал, развивал, надо не «проходить материал», а искать в нем ответы на свои же собственные вопросы, и итогом работы должно быть не просто усвоение материала, а создание собственного отношения к нему.
Нам, преподавателям литературы, дано, стоя у истоков молодых судеб, влиять на становление личности, формирование нравственных принципов и убеждений, воспитывать положительные качества. Эта миссия не только благородная, но и благодарная, потому что наши студенты ждут от уроков литературы решения сложных проблем. Именно сейчас студентам нужно доброе сердце преподавателя, нужен педагог, способный их любить, понимать, быть отзывчивым, строгим, но не мелочным, не злопамятным.
Обсуждение темы «Мы и наши родители» побудило студентов задуматься: в чем трагедия старости? В чем сила и преимущество молодых, и каков их моральный долг по отношению к родителям? Любовь к родителям -высшее проявление нравственной силы. Как раскрывает эту проблему В. Распутин в повести «Последний срок»? Для анализа этой повести я выбираю метод диалога. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут студентов к более глубокому восприятию произведения. Основная цель урока по повести В. Распутина - поднять роль матери на должный уровень, воспитать не просто любовь, а ответственность за своих родителей.
Главная героиня повести - восьмидесятилетняя старуха Анна. Наступил последний срок ее жизни на земле — время подвести последние итоги. Анна умирает. Анна, отдавшая всю свою жизнь детям, так редко видела их в последние годы и так счастлива, что они собрались теперь у ее постели, что счастье матери оказалось сильнее даже смерти. Старуха находит в себе силы отсрочить смерть и пожить еще хоть немного рядом с детьми. Безмерная доброта и деликатность старухи Анны, ее нравственная чистота и человечность с большой художественной силой переданы В. Распутиным. А как же изображены дети старухи Анны? Внутренний мир ее детей выглядит убого. Дети старухи Анны собираются вместе, да и то не все, только у смертного одра матери. Да и теперь они или ссорятся, или пьют в бане водку, купленную на поминки. Еще хуже, что к матери-то они приехали не из-за любви. Их приезд только исполнение «буквы закона», соблюдение приличий. Они так и не дождались ее смерти. Разъехались по домам. А ночью старуха умерла. И смерть ее - это суд над детьми.
Студенты приходят к выводу, что речь идет не только о детях старухи Анны, а и о нас с вами. В. Распутин хочет растревожить наши души, сделать нас неравнодушными к родителям. Надо иметь много сил и терпения, чтобы выполнять свой сыновний долг. Мы ведь на то и люди, чтобы не только брать, но и отдавать долги.
На уроке по творчеству В. Шукшина мною ставится цель: учиться видеть и чувствовать человека. Главное в поле зрения Василия Шукшина - человек. В каждом рассказе писателя он возникает зримо, с массой точных бытовых и психологических деталей. Герои В. Шукшина, по словам писателя, - это «люди простые, но всегда не равнодушные, ищущие». Каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, поведении человека, его поступках. Шукшин хотел разбудить нашу совесть, чтобы задумались, что с нами происходит. После чтения рассказов Шукшина начинаешь более внимательно относиться к людям, которые тебя окружают. Его книги - это книги о добре, которым люди живы. Это книги о том, что каждый человек своим путем, может быть, очень трудным, приходит к этой истине. Если он человек. Его рассказы о людях думающих, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких воспитывают в нас Человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни.
При изучении романа Л.И. Толстого «Война и мир» ставлю цель: показать, что семья - это опора, крепость, начало начал, что толстовский идеал - это семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с взаимоотношениями, построенными на добре и любви. На примере семей Ростовых, Болконских студенты видят, что дети в этих семьях - счастье, смысл жизни, сама жизнь: Марья счастлива в семье, Ростовы рады возвращению с фронта сына Николая, любимца и героя, Наташа, которая с нежной любовью вглядывается в родные черты лица младшего сына, находя его похожим на Пьера. Радует то, что когда студентам задаешь вопрос: «В чьем доме они хотели бы жить - Ростовском или Курагинском?» - то студенты выбирают дом Ростовых, а не Курагиных, так как в доме Курагиных главные ценности - положение в обществе, материальное благополучие, расчет, Василь Курагин -отец троих детей, но его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук, дети для него - крест, обуза, тяжесть.
Когда со студентами разбираем роман Л.Н. Толстого, много говорим о человечности на войне. Вспоминаем эпизод, где Николай Ростов мучается, едва не зарубив французского офицера «с ямочкой на щеке». Задаю вопрос: «Как легче воевать – будучи человечным или всякую человечность в себе истребив, подавшись одной лишь ненависти?» Студенты отвечают: «Без человечности легче». Преподавателю после такого ответа важно донести студентам, что если люди, сражаясь, изгонят из душ своих все человечное и доброе, оставив только ненависть, то после победы они не сумеют построить человечное, гуманное общество. Они будут вносить ненависть и нетерпимость и в мирную жизнь.
Большинство подростков вступает в юность, не ощущая сурового дыхания жизни. Но именно в юности в безмятежность мировосприятия впервые вторгается ощущение драматизма человеческих отношений, самопознания. Вот почему так важно раскрыть студентам роль и значение доброты, сочувствия, сострадания в системе наших гуманистических ценностей. Особенно важно будить души молодых людей сейчас, когда в стране обнищание населения, когда растет сеть домов престарелых, инвалидов, домов ребенка, детских домов, содержащих детей, 97% из которых имеют живых родителей. Привить это чувство сопереживания невозможно на одном занятии или теме. Это процесс очень длительный, трудоемкий, насущно необходимый, потому что нельзя допустить, чтобы оскудевали человеческие души.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/13/picture-85216.jpg)
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)
Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....
выступление на районных педчтениях 06.11.13 по теме ".Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на уроках литературы и грамматики нравственности."
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда в...
Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы
Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/20/picture-740435-1453301808.jpg)
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках литературы в старших классах по ФГОС. ...
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
доклад ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-1119940-1551359014.jpg)
Статья "Проблемы эстетического воспитания обучающихся на уроках литературы в процессе сотрудничества с библиотекой"
Предназначена для учителей литературы. Цель публикации - обмен опытом....
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы»
Представление опыта на городской конференции в формате вебинара «Практика использования современных образовательных технологий в реализации программ воспитания и социализации в образовательных у...