«Человек есть то, что он помнит… (Память войны и послевоенной эпохи в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Урок литературы в 11 классе
«Человек есть то, что он помнит…
(Память войны и послевоенной эпохи в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tyulpanovoy.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Многое уйдет бесповоротно,
только до скончания веков
В памяти останется народной
поколение фронтовиков.
А.Плотников
Это было в ту пору, когда
все казалось радостным,
и от жизни ждались
одни только радости…
В.А.Астафьев «Пир после победы»
(Песня «Священная война» кадры хроники)
22 июня 1941 года…Война.
Позже Александр Трифонович Твардовский напишет свои знаменитые строки:
Война-жесточе нету слова,
Война-печальней нету слова,
Война-святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
Давно отгремели последние залпы Великой Отечественной, но память о ней неотступна. Она набатом звучит в наших сердцах.Ведь война –это кровь и смерть, боль и горечь утрат, грохот бомб и свист пуль, скрежет стали и орудийные залпы, обрывающие человеческие жизни… 27 миллионов погибших- такова страшная цена Великой Победы.
Нет ни одной семьи в нашей стране, в нашем городе, которая не потеряла бы своих близких: матерей, отцов, сыновей, дочерей, братьев, сестер.
Наверное, и вам есть что рассказать о том, как эти страшные годы пережила ваша семья.
(Рассказы ребят о своих родственниках)
Мои мама и папа – участники войны. Мама была зенитчицей, папа –артиллеристом. Семнадцатилетним мальчишкой в 1943 году призван он был в армию. Недавно, разбирая старые фотографии, я обнаружила открытку, совсем не примечательную. Оказалось, это весточка с фронта, написанная папой его сестре.
(Демонстрируется открытка)
О таких же молодых солдатах Великой Отечественной, которые возвращаются с войны, пишет В.П. Астафьев в рассказе «Пролетный гусь».
Сегодня мы поговорим о проблематике, образах, особенностях авторского видения жизни послевоенных лет.
Учитель: Почему на страницах большинства последних произведений В.П.Астафьева присутствует война?
Ученик: В.П.Астафьев пришел в литературу из окопов великой отечественной. «Увиденное и прочувственное в сороковые роковые» продолжало жить в писателе, не уходило в прошлое, оставаясь для него настоящим. И не только потому , что война сама по себе страшная страница в истории страны. В.Астафьев, как замечает исследователь его творчества. Н.Яновский, был убежден, что трагедия народа, пережившего такую войну, не только в том, что погибло двадцать миллионов человек, но и в том, что она, кроме того,искалечила десятки миллионов, обездолила, надломила и сократила им жизнь, наполнив ее болезнями, страданиями, муками, физическими и духовными».
Именно поэтому война присутствует на страницах большинства послевоенных произведений отсчета в судьбе вернувшихся с фронта.
Учитель: Поколению Астафьева «в юности пришлось пережить два потрясения: потрясение войной в тылу и потрясение войной на войне». (А.Ланщиков).Но было и еще одно потрясение у этого поколения – потрясение войной после войны.
(Кадры хроники)
Учитель: А чего они ждали от жизни, возвращаясь на Родину?
Ученик: В рассказе «Пир после победы» В.П.Астафьев пишет: «И в сердце моем, да и в моем ли только… глубокой отметиной врубится вера: за чертой победной весны осталось всякое зло, и ждут нас встречи с людьми только добрыми, с делами только славными.Да простится мне и всем моим побратимам эта святая наивность –мы так много истребили зла, что имели право верить: на земле его больше не осталось».
Учитель: Так думал будущий писатель. Так думали другие солдаты, возвращающиеся с войны и надеявшиеся на то, что в родной стране их ожидает жизнь, полная радостей, достойная победителей.
Так думали и герои рассказа Данила и Марина Солодовниковы.
Какова тема рассказа?
Ученик: Трудная жизнь людей, «ушибленных войной»… Жестокая правда войны и послевоенного лихолетья. Не подвиг солдата показывает автор, а трагедию вернувшихся из «мясорубки» войны.
Учитель: Войны нет… Но нет и счастья в стране победителей…
Почему? Какую главную мысль подчеркивает автор?
Ученик: Идея рассказа прозрачна: народ – победитель, народ – труженик в родном государстве живет на положении сироты.
Разлад людей с жизнью и крушение их надежд неотвратимы, счастье недосягаемо в условиях тоталитарной системы.
Учитель: Основная мысль неразрывно связана с пафосом, стеми чувствами, которые выразил автор. Сам астафьев воспринимает послевоенную эпоху как эпоху трагическую, и отсюда трагический пафос его произведения.
Обратимся к сюжету.
С чего начинается рассказ?
Ученик: Марина и Данила встречаются на вокзале, едут дальше вместе .Едут в никуда, так как «не было у них никакого дома на земле». Но верилось им, что он, этот Дом, обязательно будет в «большой стране найдется… уголочек»
Учитель: Что отвечает Данила на вопрос, куда он едет?
Ученик: «В город Чуфырино!»…
«Почему вошло в голову это название? Где он его услышал? Не мог Данила впоследствии ни себе, ни другим людям объяснить» Как оказалось, Чуфырино существовало «в наличности: это был городок, « разбросанный по уральским предгорьям». И однажды ночью на вокзале оказались Марина и Данила. Котелок, старая шинель, бушлат, «хомцовый мешок с булкой хлеба, с десятком пачек канцентратов и парой банок американской тушенки» - вот и все выходное пособие, с которым военная эпоха «выпустила победителей в новую, послевоенную жизнь.
Учитель: Дома вы должны были подобрать материал для характеристики первых послевоенных лет. Какой оказалась новая жизнь героев?
Ученик: Война и в новой жизни напоминала о себе. Трудно было найти в чужом городе работу: «всюду требовались квалифицированные иль крепко образованные кадры». А у Данилы- «ни профессии…, ни образования нужного, одни мечты и надежды». И не его в том вина: « В армию он был призван из серенького райцентра, где учился в двухгодичном РЭУ на полевода… Что такое поле и полевод, он толком не успел узнать, спешно загребли почти все училище в армию и затем направили на фронт». Что юноше могла дать война? Она - «пустое время, понапраску для жизни потраченное». Одно оставалось бывшему солдату: овладеть спешно профессией. И он овладел – стал слесарем-ремонтником на железной дороге, где условия труда были невыносимы, а оплата мизерная. Чтобы прокормиться, Марина и Данила ни от какой работы не отказывались, «урабатывались, выходных и праздных часов не знали».Многому они научились «в процессе жизни», так как начинали понимать , что нет для них уголочка, никому они не нужны. Не было для них Дома. И потому ютились они на квартире.
Учитель: Кто для них, потерявшихся в этой жизни, становится родным, наставляет, помогает, учит, опекает?
Ученик: Их взяла на постой прекрасная русская женщина Виталия Гордеевна. Редкое, но значащее имя выбрал писатель для своей героини. Виталия – это означает и «жизненная» и «поводырь» сильная, стойкая перед многими невзгодами, Виталия Гордеевна стала для них проводником по жизни. Это она устроила их на работу и стала опекать. Она открыла вчерашним фронтовикам глаза на жизнь, на эпоху, пытаясь помочь им понять, где они живут, как можно выжить самим и вырастить маленьконо Аркашу.
Учитель: Но очень трудно постигали науку жизни в своей стране квартиранты.
Что же с ними происходит?
Ученик: Не смогли они «врасти» в новую жизнь… Надломленные, обездоленные войной, оглушенные смертью сына, беспомощные перед жизнью, униженные «тихой войной» с «партийными господами» Мукомоловыми, Данила и Марина умирают…
Учитель: Только ли Солодовниковы оказались на положении сирот в родном государстве?
Ученик: На страницах рассказа показаны и другие персонажи, представители разных социальных слоев. Например, «Майер» Генка – сын Хрынычихи, подруги Горрдеевны. Он служит в дальнем гарнизоне, бедствует вместе с семьей, весь его «прибыток» - «один мундер бесплатный да со звездой».
Учитель: О ком вы еще можете рассказать?
Ученик: Изображает писатель и персонажей «нечистых в смысле биографии»: Тойво Хомеляйнен «из ссыльной нации» и Анатолий Аржанов « из кулацкой семьи».
«Обездоленные великие мужики», не имеющие на железной дороге равных себе по профессиональным качествам, не получают должного уважения, почестей. Всех героев – тружеников, по мысли автора, объединяет общая неустроенность, горькая доля.
Учитель: Событийная модель рассказа довольно сложна для произведения подобного жанра. Сюжет имеет в своей основе два конфликта.
Как вы думаете – какие?
Ученик: Конфликт Солодовниковых и Мукомоловых.
Учитель: А второй?
Ученик: Конфликт человека и системы.
Учитель: Создавая свой рассказ, Астафьев руководствовался логикой выдвинутой проблемы и своими пристрастными убеждениями, которые расходились с официальным мнением, что все жили победой, что все были счастливы.
И эта пристрастность проявилась в отборе материала, а более всего в построении образов, в способах выражения авторской позиции.
Что объединяет Данилу и Марину?
Ученик: Поведение их безыскусно простое. Они не ставят перед собой высоких целей; ограничиваются лишь стремлением выжить, спасти ребенка. В их судьбе, как показывает предыстория героев, много общего: сиротское детство, фронт.
Учитель: Отличает же Марину и Данилу отношение к тому, что происходит с ними в послевоенной жизни.
Охарактеризуйте Марину.
Ученик: Марина (портрет которой автор идеализирует и которой явно симпатизирует) - женщина сильная и трудолюбивая. Она изо всех сил пытается сопротивляться обстоятельствам, удержаться в жизни, удержать в ней своих близких, отвести от них удар, принять «зацепок» в жизни, героиня решает уйти из нее.
Учитель: А каким мы видим Данилу?
Ученик: Данила, храбро воевавший на фронте (свидетельство тому награды: три медали и орден красной Звезды),
- по жизни не боец, скорее неудачник.
Марина его называет «чудушко неразумное». В словаре Даля слово «чудак» трактуется как «человек странный, своеобычное, делающий все «по своему, вопреки общественному мнению и обычаю». Таков был и Данила. Он возвращается с войны в придуманный городок Чуфырино, который случайно оказался в наличности». Не странно ли то, что герой, добывая охотой пищу для семьи, ведет себя не по общему обычаю»: не занимается браконьерством? И уже совсем своеобычным кажется Данила, когда осмеливается в застолье высказать мнение о том, что не жалели солдатские жизни на войне, и кому? – политработнику.
Учитель: Не мог Данила сам выстоять в новой жизни. А была ли у него вообще надежда на кого – то ?
Ученик: Была… На Бога
Писатель дает эту «информацию в «значащем» имени героя: оно означает «Бог – мой судья»
Учитель: Обратимся к 14 главке. Здесь мы видим, как Данила взывает к Богу,
Ученик: Данила в отчаянии. По разумению героя Бог «призван всем помогать». Так дважды он взывает к Богу во время своей последней охоты, когда уже потерял всякую надежду подстрелить (а возможно и спасти) умирающего ребенка. В его мольбе и слабая надежда, и отчаяние, и смертельная усталость.
( реплики стр.581,583)
Учитель: Подранка Данила нашел, но сына не спас. Почему не помог Бог (а, скажет, помог: прекратил страдания ребенка?)
Себя же Данила спасти и не пытался.
Данила – слабый человек?
Ученик: Нет, не уцелел бы он в жестокой битве на косе. Герой чист душой, которая не огрубела даже на войне, и потому не в состоянии выдержать еще одно испытание – бесприютности в своей стране.
Учитель: Мы уже отмечали, что создавая характеристики, писатель исходит из социальной действительности и своего отношения к ней. Особенно ярко это проявилось. Как изобразил его автор?
Ученик: Мукомолов – это тот герой, который показал отношение писателя к штабистам, партийным работникам. Из xyuj складывается характеристика персонажа? Прежде всего – «значащая» фамилия (Мук – о мол –ов). Еще одно средство – гротескный портрет.
Писатель запечатлевает только материально – телесные качества персонажа («дородный телом мужик», «живот, сравнявшийся с грудью, «два подбородка» и вот-вот загнется третий»).
Астафьев разрабатывает несколько конкретных черт: трусость, наглость, самоуверенность, стремление получить как сложно больше благ от жизни и возможность властвовать над другими. Эти качества, составляющие гнусную натуру, подчеркиваются в рассказе многократно и разными способами: поступками, поведением персонажа, реалиями его быта, репликами других героев, развернутыми высказываниями самого автора.
В главе 10 и 17 Астафьев описывает восприятие его матерью Виталией Гордеевной (« гнетущее впечатление произвел на маму родной сын…)
Учитель: Астафьев в своих издевках, насмешках над персонажем просто неиссякаем. Как и почему Мукомолов стал «политотдельцем»?
Ученик: Автор использует прием ремиписцепции. Оказывается, Владимир Мукомолов еще школьником внял совету отца – пьяницы о том, что «необходимо поступать в военное политическое училище: в комиссары выйдет – всегда будет иметь хлеб с маслом и в случае войны от губящего огня отодвинут будет на безопасное расстояние»
(Как тут не вспомнить отца Чичикова о отца Молчалина!)
Учитель: Писатель постоянно подчеркивает, что страна восстанавливалась после войны каторжным трудом и энтузиазмом простых людей, а процветала партийная элита. Поэтому вполне логичной хотя и кощунственной, кажется развязка рассказа. Обратимся к последним главкам.
Как устроилась жизнь героев?
Ученик: Жизнь Мукомоловых «развивалась и набирала уверенность». Супруги по –прежнему «мелко пакостили Марине, «изошедшей» после смерти близких до «заморенного подростка». Наступил трагический день, когда у женщины не осталось сил существовать на этом свете.
(сцена из гл.22 читает учитель)
Учитель: «Подранки войны… Отверженные своей страной… Что еще в рассказе дает основание для такого понимания положения героев?
Ученик: Символы, мотивы, которые реализуют писательскую идею. Основной символ заключен в словосочетании, ставшем названием рассказа, -
«Пролетный гусь».
Символ выражает представление Астафьева о судьбе Фронтовика в послевоенной жизни. Данила и Марина не смогли преодолеть («перелететь») новую полосу в их жизни.
Бесприютность, бездомность подчеркивается в рассказе и словами-мотивами, например, такими, как квартиранты.
Учитель: В рассказе, состоящем из 21 главки, уместились 4 года жизни главных героев. Заключительная главка – самая короткая. Она содержит в себе одно предложение: «Шел одна тысяча девятьсот сорок девятый год».
Как вы думаете, какой смысл заложен в этой информации?
Ученик: Писатель утверждает, что прошедшие четыре послевоенных года были были столь же безжалостны, что и четыре года военного лихолетья. «Подранки» войны, такие, как Данила и Марина, обреченные на сиротство в своей стране, не смогли выжить.
Учитель: В произведении отразилась, пожалуй самая яркая особенность поздней прозы. Астафьева – ее публицистичность, которая, в основном выражается во вторжении авторского голоса в повествование.
Какие функции выполняют отступления, вводимые писателем?
Ученик: Отступления выполняют разные функции: дополняют, обличают, объясняют поведение персонажей, их характеры.
Они способствуют созданию образа автора, который выражает систему нравственных идейных взглядов писателя В.П.Астафьева.
Так, автор иронизирует по поводу важности деятельности штабистов в годы войны. «Политотделы, да еще армейские, во второй половине войны набрались боевого опыта и ближе двадцати километров к боевым позициям не приближались».
В результате автор становится как бы действующим лицом, включая себя из системы стороннего наблюдателя.
Ученик: Виктор Петрович Астафьев, как и его герой, мечтал о прекрасной жизни после войны, надеялся и верил, что «на земле зла больше не осталось». К сожалению, за жизнь ему пришлось видеть еще две страшные войны, на которые были отправлены наши мальчишки. Это война в Афганистане и Чечне.
Вот они, страшные кадры войны конца XX века
(кадры из фильма «9 рота»)
Учитель: Человек есть то, что он помнит…
Это так?
Ученик: Конечно, без знания истории, без знания жизни предков, без памяти о прошлом страны не может быть человека.
Господи, не лиши нас памяти. В ней сохраняется наше прошлое, прозревается будущее…
Память, не оставь нас!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10»
Урок литературы в 11 классе
«Человек есть то, что он помнит…
(Память войны и послевоенной эпохи в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».
Подготовила Тюльпанова Л.А.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
Арзамас, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к вопросу об изучении творчества В.П. Астафьева на уроках литературы в старших классах;рассказ В. П. Астафьева "Пролетный гусь"
рассказ В.П. Астафьева "Пролетный гусь"-новое о Великой Отечественной войне...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
мультимедийная презентация к уроку "Рассказ В.П.Астафьева "Васюткино озеро". Человек и природа"
данная презентация содержит иллюстративный материал к рассказу Астафьева, документальный фильм "Тайга", аудиоматериал "Звуки тайги", творческие задания...
Нравственный выбор человека (по рассказам В.П.Астафьева), 6 класс
Интегрированный урок литературы и ОПК...
Конспект урока по литературе. 11 класс. В. П. Астафьев "Пролетный гусь"
Конспект урока по литературе в 11 классеТрагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь». Цель урока - проанализировать содержание рассказа и ответить на ...
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: "Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева"
Цели:Предметные: совершенствовать умение анализировать художественный текст, развивать навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.Личностны...