Писатели. Эпоха.Произведения
занимательные факты по литературе
Из литературы 18 века. Русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisateli.docx | 247.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Писатели. Эпоха.Произведения. | |||||||||||
Ф.И.О. | Краткая биография | Произведение, дата, литературное направление | Особенности творчества | ||||||||
Из литературы 18 века | |||||||||||
Денис Иванович Фонвизин 1745-1792- 47 лет | Русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль».Родился 14 апреля 1745 г. в Москве в богатой дворянской семье. Получил хорошее домашнее образование. В 1755—1760 гг. учился в гимназии при Московском университете, затем в течение года на философском факультете университета. О личной жизни прославленного писателя зачастую известно то, что сам он счел нужным отразить в автобиографическом произведении. В «Чистосердечном признании» рассказано, как молодой Фонвизин, будучи 23-летним юнцом, влюбился в Приклонскую Анну. Как он сам описывал в книге, женщина пленила его разум, своими достоинствами она тронула сердце мужчины и до конца дней поэта не выходила из его мыслей. Женщина была начитана, умна, склонна к литературе и прекрасно пела. Несмотря на все внутренние качества, она не отличалась красотой, но это не волновало Фонвизина, ведь он тоже имел заурядную внешность, о чем свидетельствуют портреты писателя. Он даже посвятил один из переводов этой женщине, написав в посвящении: «Ты одна всю вселенную для меня составляешь». Анна отвечала Денису Ивановичу взаимностью, однако не могла полностью отдаться чувствам, поскольку была замужем, чувство долга не позволяло совершить ошибку. Фонвизин был вынужден смириться, что не сможет в полной мере обладать любимой женщиной. Женился писатель немного позднее. С будущей женой познакомился на службе, когда по поручению императрицы вел одно запутанное судебное дело вдовы поручика по фамилии Хлопов. В ходе работы Фонвизину приходилось много контактировать с Катериной Хлоповой, и женщина влюбилась без памяти, что было заметно для окружающих. На последнем заседании суда мужчину даже обвинили, что он защищает свою любовницу, а в ответ Фонвизин заявил, что женится на ней, и сдержал обещание. Детей у Фонвизиных не было, но писатель обрел надежного друга, помощника и поддержку в лице хрупкой Катерины. Когда Дениса Ивановича разбил паралич, он утратил способность говорить и не мог управлять рукой, верная супруга была ему как нянька. Тогда мужчине было чуть больше 40 лет, и Катерине удалось его выходить. Но спустя несколько лет паралич снова сковал тело мужчины, однако он не переставал писать до последнего своего дня. А его жена все это время находилась рядом, помогала и ухаживала за Денисом Ивановичем. | «Недоросль» Классицизм, Комедия 1781 Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). | |||||||||
Гавриил Романович Державин 1743 – 1816) – 73 года | русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II. Биография Державина Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II. Детство, образование, военная служба Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии. В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу вПреображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева. Биография Державина Гавриил Романович Державин (1743 – 1816) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель 18 века при дворе Екатерины II. Детство, образование, военная служба Поэт Державин Гавриил Романович родился 3 июля (14 июля) 1743 года в Казанской губернии в семье обедневших дворян. Его детство прошло в родовом имении в селе Сокуры. С 1759 года Державин обучался в Казанской гимназии. В 1762 году будущий поэт поступил рядовым гвардейцем на службу вПреображенский полк. В 1772 году был произведен в прапорщики, получив первый офицерский чин. В 1773 – 1775 годах Державин в составе полка участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева. Государственная служба С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784 – 1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. Даже в краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений. В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции. Последние годы жизни В 1803 году Державин уходит в отставку и поселяется в своем имении Званка в Новгородской губернии. Последние годы жизни поэт посвящает литературной деятельности. В 1813 году Державин, биография которого даже в этот период была насыщена поездками, отправляется в Украину с визитом к В. В. Капнисту. В 1815 году присутствует на экзамене в Царскосельском лицее, слушая произведения юного Александра Пушкина. 8 июля (20 июля) 1816 года Гавриил Романович Державин скончался в своем имении. Похоронили поэта в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря недалеко от Великого Новгорода. Творчество Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность». В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое». С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II, которая принесла поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина – «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна» и т. д.Личная жизнь Первой супругой поэта в 1778 году стала 16-летняя Екатерина Яковлевна Бастидон. Еще молодая женщина, в возрасте 34 лет Екатерина скоропостижно скончалась и похоронена на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге. Державин уже спустя полгода женился повторно. На этот раз избранницей стала Дарья Алексеевна Дьякова, с которой прожил до конца жизни. Обе жены поэта воспеты в произведениях. Родных детей у дворянина не было, но на попечении в семье воспитывались племянницы Дьяковой и осиротевшие отпрыски друга Державина, Петра Лазарева. Один из сыновей - Михаил Лазарев, позже открыл Антарктиду, будучи талантливым адмиралом. | «Памятник», классицизм. 1795 центральной темой произведения является бессмертие поэзии, способной вечно жить в памяти грядущих поколений. В своем произведении Гавриил Романович размышляет о возвышенном влиянии поэзии на общество, праве поэта на любовь и уважение современников и потомков. | |||||||||
Первая половина 19 века | |||||||||||
Жуковский Василий АНДРЕЕВИЧ 1783-1852 – 69 лет | русский поэт. Внебрачный сын помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи. Взгляды и литературные пристрастия молодого Жуковского формировались в Московском благородном пансионе (1797-1801) и "Дружеском литературном обществе" (1801) под влиянием традиций дворянского либерализма. В 1812 Жуковский вступил в ополчение. С Отечественной войной 1812 связаны патриотические ноты, прозвучавшие в стихотворении "Певец во стане русских воинов" (1812) и др. Служба при дворе (с 1815- воспитатель цесаревича) позволяла Ж. облегчать участь опального А. С. Пушкина, декабристов, М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, Т. Г. Шевченко. Выйдя в отставку в 1841, Ж. поселился за границей. Личная жизнь В 56-летнем возрасте Василий Жуковский познакомился с 17-летней Елизаветой ЕвграфовнойРейтерн. С первого взгляда романтичный писатель влюбился в юную девушку, но отец, который был другом Василия Андреевича, высказал протест женитьбе. Жуковский не желал отступать, поэтому через год вновь сделал предложение Елизавете. Влюбленная дама дала положительный ответ. В 1841 году в Дюссельдорфе состоялось заключение союза. К сожалению, брак оказался непростым. Елизавета постоянно болела, была подвержена нервным срывам. Частые выкидыши не позволяли исполнить мечту Жуковского о детях. Но через год после свадьбы в семье появилась девочка Александра. Еще через три года – мальчик Павел. Из-за недомоганий супруги пожилому мужчине пришлось взвалить на себя все обязанности по дому и воспитанию детей. Василий Андреевич Жуковский долгое время проживал в Баден-Бадене. В 1851 году к нему пришла болезнь. Один глаз писателя перестал видеть, поэтому творцу рекомендовали проводить больше времени в темной комнате. Несмотря на проблемы со здоровьем, Василий Андреевич страстно желал вернуться на родину – в Россию. Поддерживали в этом писателя Чаадаев и Гоголь. Последние годы Жуковский живёт и работает в Германии. | Баллада «Светлана»1808, романтизм. Тема - Страшный сон во время рождественского гадания, и утреннее пробуждение, принесшее облегчение и радость. Также в произведении автором раскрыты темы судьбы, счастья, верности, сомнений и душевных переживаний. Композиция – Композиция баллады построена на антитезе – противопоставлении фантазии и реальности, жизни и смерти, дня и ночи. Главная особенность композиции – мистический сон Светланы. Одним из лучших примеров раннего русского романтизма по праву считается баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана». Произведение является отражением национальной ментальности, в ней присутствуют разнообразные фольклорные элементы: приметы, гадания, народные сказки и обрядовые песни. Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое начало, сосредоточился на внутреннем мире человека; он явил читателю русский язык в его истинной певучести, звучности и музыке стиха. «Море» «Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создает статичный и динамичный пейзажи. Под образом лирического героя скрывается зрелый мужчина, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей». | |||||||||
Александр Сергеевич Грибоедов 15 января 1795 г. – 11 февраля 1829 г. | Биография этого человека полна тайн и загадок. Неизвестна даже точная дата его появления на свет. Личная жизнь В 1827 году в августе Александр Грибоедов женился на старшей дочери своего друга - грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе - Нине, которую он знал с детства, часто занимался с ней музыкой. Повзрослев, Нина вызвала в душе Александра Грибоедова, человека уже зрелого, сильное и глубокое чувство любви. Говорят, она была красавица: стройная, грациозная брюнетка, с приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающая всех своей добротой и кротостью. Грибоедов называл ее Мадонной Мурильо. 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. В церковной книге сохранилась запись: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева...". Грибоедову было 33 года, Нине Александровне не было еще и шестнадцати. …Ожидавшая мужа в Тавризе Нина не знала о его смерти; беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. От стресса у нее случились преждевременные роды. | 1822-1824 Комедия «Горе от ума», сочетание классицизма и реализма. Проблематика комедии разнообразна, в ней поднимается множество острых тем той эпохи, высмеивание чинопочитания и благолепия перед вышестоящими чинами, невежества и лицемерия. Крепостное право, бюрократия – все злободневные проблемы того времени охвачены одной пьесой. | |||||||||
Пушкин Александр Сергеевич 1799-1837 – 37 лет | В детские годы великого поэта большое влияние на него оказал дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски; летние месяцы он проводил у бабушки под Москвой. 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей, и одним из первых воспитанников лицея стал Александр Пушкин. Шесть лицейских лет коренным образом повлияли на него: он сформировался как поэт, свидетельством чему - высоко отмеченное Г.Р.Державиным стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" и участие в литературном кружке "Арзамас", - а атмосфера свободомыслия и революционных идей во многом определили впоследствии гражданскую позицию многих лицеистов, в том числе и самого Пушкина. Личная жизнь 1831 он, наконец, обвенчался с Натальей Гончаровой. В момент обмена кольцами кольцо, которое держал поэт, выскользнуло у него из рук, а свеча погасла. Пушкин счел это дурным предзнаменованием, но все равно был безмерно счастлив. Поначалу молодожены жили в Москве, в доме на Арбате, но потом новоиспеченный супруг рассорился с тещей, и Пушкины уехали. Некоторое время они снимали деревянный домик в Царском селе, столь милом сердцу поэта. К тому же Николай I изъявил желание, чтобы жена Пушкина украшала собою придворные балы, которые император давал в Екатерининском дворце. Наталья Гончарова Наталья Николаевна на горячую страсть супруга отвечала спокойной и тихой любовью, была умна, аристократична, добродетельна, прекрасно держалась в обществе и с головой ушла в ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей. С 1832 по 1836 годы у Пушкиных родились две дочки и два сына: Мария, Александр, Григорий и Наталья. Отцу такого большого семейства приходилось буквально разрываться на части, чтобы прокормить жену, детей, двух сестер жены, устраивать званые вечера и самим выезжать в свет, посещая салоны и балы. Переехав в Петербург, летом 1831 года Александр Сергеевич вновь поступил на службу. Одновременно он продолжал усиленно работать, ведь издание стихов и романов тоже приносило небольшой доход. В это период был закончена поэма «Евгений Онегин», написан «Борис Годунов», задуманы «Дубровский» и «История Пугачева». | Лиро-эпический роман «Евгений Онегин», 1830 Реализм. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве А.С.Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Пушкин работал над этим произведением более восьми лет — с весны 1823 до осени 1831 года. В самом начале своей работы Пушкин писал поэту П.А.Вяземскому: «Я пишу теперь не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!» По мнению В. Г. Белинского, роман Пушкина «Евгений Онегин» можно смело назвать «энциклопедией русской жизни». Из этого произведения можно, как из достоверного источника, узнать фактически все, что касается той эпохи, вплоть до того, чем питались, и как одевались люди. В нем отражены жизнь и быт русского народа, атмосфера того времени. Главной темой «Евгения Онегина» является неразделенная любовь. Здесь задействованы и все сопутствующие жизни человека темы – дружба, любовь, верность и разочарования. Поэма «Медный всадник», реализм. 1833 В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев. В «Медном всаднике» анализ произведения отображает одну из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет о правлении государства, о столкновении маленького человека с огромной махиной. Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочел другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так, посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления. «Капитанская дочка», реализм, 1836 Повесть «Капитанская дочка» – это историческое произведение. Пушкин описывает в нем не свое время, а успевшее стать частью истории. В произведении упоминаются реальные исторические лица: разбойник Емельян Пугачев, Императрица Екатерина 2. Да и события, происходившие в романе, были максимально приближены к реальным. Для изучения Пугачевской войны Пушкин выезжал в Оренбургский край, побывал в Казани. Здесь ему представилась возможность изучить документы, связанные с пугачевским бунтом, он встречался с постаревшими уже очевидцами тех давних событий, записал их рассказы. Собирая материалы для истории Пугачевского бунта, Пушкин посетил Симбирск, Уральск (Бывший Яицкий город), побывал в Бердской слободе, видел церковь, в которой венчался разбойник. Знакомство с местами, где происходили основные события, дало пищу для понимания характера его основных героев, и наряду с документальной историей Пугачевского бунта, у него возник замысел «Капитанской дочки», произведения в котором была заложена тема народной войны, бессмысленности крестьянского бунта. Одновременно в произведении на первое место была поставлена идея дворянской чести. Неслучайно на протяжении всего произведения Пушкин противопоставляет двух героев: Петра Гринева и Швабрина. Неслучайно Маша невзлюбила Швабрина. Она интуитивно чувствовала его непорядочность, бесчестие. Для российских дворян честь была превыше всего. Честь и верность Государю-императору. В данном случае – императрице Екатерине II. За оскорбленную честь дрались на дуэлях. Правда, Швабрину дуэль нужна была, как повод избавиться от соперника. Ведь он, в самом деле, оклеветал Машу. Для него было в порядке вещей сплетничать и про других обитателей крепости. Когда Гринев обвинил его во лжи, «оскорбился» и вызвал на дуэль молодого человека, прекрасно понимая, что Гринев может оказаться слабым противником по молодости лет. Швабрин уже был замешан в какой-то темной истории, из-за которой его сослали в эту удаленную крепость. | «Ма́ленькийчелове́к» — тип литературного героя, который появился в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20—30 годах XIX века. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Поэма «Медный всадник» тема маленького человека. Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель». Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. В русской литературе одним из ключевых образов во все времена являлся образ лишнего человека. Кто такой лишний человек, какого человека можно назвать "лишним"? Ответы на все эти вопросы можно найти, проанализировав самые популярные произведения, содержащие образ "лишнего человека". Самыми популярными произведениями, конечно же, являются такие произведения, как: "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина и "Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова.Героев данных произведений, казалось бы, совершенно различных по внешним признакам, композиции и жанру, помимо "речных" фамилий, объединяет одно - персонажи являются "лишними людьми" в обществе, ненужными и не сумевшими самореализоваться. Во-первых, образ лишнего человека имеет отличительную характерную особенность: все персонажи-представители "лишнего" мирровозрения являются образованными, воспитанными и культурными людьми. Они - представители целого, "потерянного" поколения, не сумевшего себя найти. Это можно считать характерной чертой всех молодых людей того периода - часто потому, что их жизни в детстве подкосила война 1812 года. Во-вторых, "лишний" человек в русской литературе почти наверняка красив и богат. Вспомнить хотя бы того же Онегина и Печорина - оба дворянского происхождения, оба образованны и начитаны, богаты и красивы. В-третьих, такие люди отличаются в русской литературе эгоизмом и равнодушием. Они эгоцентричны, думают только о своих желаниях и удовольствиях, считают, что все должны им, равнодушны к чужим проблемам и не способны на геройские поступки. К тому же, им в известной мере свойственен фатализм в суждениях и идеях. Лирика Само понятие лирика, лирическая поэзия произошло от греческого lyrikos – лирный, лирический, «исполняемый под звуки лиры». Эта поэзия, по выражению известного немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, - «изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания. Это личная мысль, которая заключается в том, что она имеет в себе наиболее интимного и реального, выраженного поэтом, как его собственное настроение; это живая и вдохновенная продукция его духа». Творчество А.С. Пушкина проникнуто этой чувственностью, личными переживаниями поэта, его отношением к людям, окружающей природе и жизни в целом. Талант Пушкина, его великолепное владение пером, позволили отразить всю эту эмоциональность в стихотворениях поэта.
| ||||||||
Лермонтов Михаил Юрьевич 1814-1841 – 27 | Михаил Юрьевич Лермонтов – классик русской литературы, мыслитель, основоположник отечественного психологического романа, духовный преемник Александра Пушкина, умноживший и обогативший его наследие, один из самых мистических русских писателей, в 16 лет предсказавший революцию, Гражданскую войну и собственную смерть, ярко проявивший себя также как художник.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА Поэт женат не был, но трижды был безнадежно влюблен. Первый раз безответное чувство он испытал в 16 лет. Предметом его воздыханий была очаровательная Екатерина Сушкова, соседка по имению брата его бабушки Столыпина, которую в светском обществе называли на английский манер «MissBlack-Eyes» – за выразительные черные очи. | Пе́сня о купце́ Кала́шникове» ,романтизм (полное название «Пе́сня про царя́ Ива́наВаси́льевича, молодо́гоопри́чника и удало́го купца́ Кала́шникова») — историческая поэма в народном стиле М. Ю. Лермонтова, написанная в 1837 году и впервые опубликованная в 1838 году в «Литературных прибавлениях к „Русскому инвалиду“»[1]. В 1840 году эта поэма открыла единственное прижизненное издание поэта — сборник «Стихотворения М. Лермонтова». Сюжет поэмы разворачивается во времена правления царя Ивана Грозного. Стиль поэмы можно охарактеризовать как русский народный эпос. Она является стилизацией русского народного творчества в большой эпической форме. В основе произведения лежит фольклорный сюжет, восходящий к народным песням о царе Иване Грозном, многие из которых к XIX веку сохранились и были записаны. Эта поэма в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором[2]. Также стоит отметить уникальность этого произведения. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своём роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Поднимается вопрос о соотношении царской власти, закона и милосердия. Для героя произведения , человека частного, честь оказывается важнее жизни. И страх перед властью – царём – не смог одолеть высокого нравственного чувств этого человека. «Герой нашего времени», 1840 реализм с чертами романтизма Первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов 19 века. Лермонтов изобразил «внутреннюю человека», использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. Тема соотношения провидения и воли человека – одна из важных тем произведения. Печорин постоянно размышляет о том, чем он является, каково его предназначение. Попытки разобраться в мотивах своих поступков, беспощадный самоанализ, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувств. Из самого себя он сделал объект для наблюдений. Можно назвать личность героя трагической: разлад в душе героя вызван тем, что силы его души не нашли применения, жизнь этого неординарного человека растрачена и опустошена. Поэма «Мцыри», 1839 Романтизм В поэме присутствует традиционная романтическая коллизия: бегство романтического героя из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие края. Однако этот мотив обыгрывается писателем по- новому: герой бежит на родину, являющуюся для него заветным миром, из опостылевшего для него чужого мира монастыря. Его короткая настоящая жизнь укладывается в три дня побега. Поэт в поэме утверждает, что свободная жизнь, даже насыщенная страданиями, борьбой, лишениями, ценнее любого плена. | Лирика Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности. Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение. За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»). поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»: «Напрасно я ищу повсюду развлеченья. Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»). Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова. Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия. Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании). Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте: «Час разлуки, час свиданья, Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо. Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы. | ||||||||
Гоголь Николай Васильевич 1809-1852 42 | Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Его отец, Василий Гоголь-Яновский, был коллежским асессором и служил на почте, но в 1805 году вышел в отставку, женился и стал заниматься хозяйством. Вскоре он подружился с бывшим министром Дмитрием Трощинским, который жил в соседнем селе. Вместе они создали домашний театр. Гоголь-Яновский сам писал комедии для представлений на украинском языке, а сюжеты брал из народных сказок. Мария Косяровская вышла за него замуж в 14 лет и посвятила себя семье. Она вспоминала: «Я не выезжала ни на какие собрания и балы, находя все счастье в своем семействе; мы не могли разлучаться друг от друга ни на один день, и когда он ездил по хозяйству в поле в маленьких дрожках, то всегда брал меня с собою». Николай Гоголь был третьим ребенком в семье, первые двое сыновей родились мертвыми. Будущего писателя назвали в честь святого Николая: незадолго до родов мать молилась именно ему. Позже в семье появилось еще восемь детей, однако в живых остались только дочери Мария, Анна, Елизавета и Ольга. Гоголь много времени проводил с сестрами и даже занимался с ними рукоделием: кроил занавески и платья, вышивал, вязал спицами шарфы. Ольга вспоминала: «Он ходил к бабушке и просил шерсти, вроде гаруса, чтобы выткать поясок: на гребенке ткал пояски». Он рано увлекся и сочинительством. Отец брал его в поля и дорогой давал темы для стихотворных импровизаций: «степь», «солнце», «небеса». В пять лет Гоголь уже начал сам записывать свои произведения. Мать была суеверной и вечерами часто рассказывала детям истории про леших, домовых и нечистую силу. Николай Гоголь создал в гимназии театр. Он выбирал пьесы, распределял роли и расписывал декорации. Актерами становились ученики, они же приносили, кто что мог в «театральный гардероб». Одной из самых популярных пьес была «Недоросль» по Фонвизину, Гоголь играл госпожи Простаковой. Сокурсник писателя Тимофей Пащенко вспоминал: «Все мы думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был громадный талант и все данные для игры на сцене». В 1825 году у Гоголя умер отец. Гимназист тяжело переживал потерю. Его мать вспоминала: «Я детям не могла писать о нашем несчастии и просила письменно директора в Нежине приготовить к такому удару моего сына; он в таком был горе, что хотел броситься в окно с верхнего этажа». После смерти отца начались проблемы с деньгами: мать не умела управлять хозяйством. Тогда Гоголь сначала предложил продать лес, который по завещанию принадлежал ему, а потом и вовсе отказался от наследства в пользу сестер. В 1827 году Гоголь сочинил поэму «Ганц Кюхельгартен» о юноше, который отверг любовь ради мечты о Греции. Спустя год писатель окончил Нежинскую гимназию и решил отправиться в Петербург. Он писал дяде Петру Косяровскому: «Признаюсь, меня не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетель, как необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке <...> Я с своей стороны все сделал, денег беру с собой немного, чтобы стало на проезд и на первое обзаведение». Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий. Личная жизнь писателя Не удивительно, что Николай Васильевич глубоко проникся верой во все мистическое и также был одержим страхом смерти. В последние годы эти черты личности стали доминировать. В юности писатель, как и его тревожная мать, разительно отличался от общей массы сверстников некоторыми странностями характера. Он был очень замкнут и скрытен. Был склонен к неожиданным и опасным проделкам. Ученики Нежинской гимназии, в которой он учился, называли Николая Васильевича «букой». Гоголь вырос ранимым и ужасно непрактичным, не приспособленным к обычной жизни человеком. Будучи гениальным писателем, Николай Васильевич всю жизнь не имел своего собственного дома. Да и умер в чужом - в особняке графа Толстого в Москве. Как и полагалось по закону, после смерти писателя была сделана опись его имущества. Из всех «богатств» у покойного оказались только книги, сильно поношенная одежда, пачка рукописей и подаренные Жуковским золотые часы (память о Пушкине). Общая стоимость имущества – 43,88 руб. Гоголь не только умер в бедности. Он и жил аскетом, всю жизнь оставаясь одиноким. При этом он нередко помогал молодым нуждающимся писателям. Обычная человеческая привязанность Николая Васильевича была направлена на беззаветно им любимых сестер и мать. Гоголь никогда не был женат и детей не имел. И все же в его жизни были 2 женщины, пробудившие любовные чувства.
| Повесть «Шинель», реализм, 1842 год входит в цикл «Петербургские повести» Главная тема повести "Шинель"-жизнь "маленького" человека, униженного, забитого всеми окружающими. Башмачкинбыл незаметным в жизни, его никто не видел и не считал человеком. Да и сам несчастный не знал другой жизни, он был согласен со своим существованием. Ничтожный человечишко, после приобретения новой шинели считает, что он вдруг стал человеком. Мечта сбылась, он счастлив, не замечает, что окружающие издеваются над ним. Пустое место обретает человеческие черты. Он стал равным окружающим ,шинель для него-это признак равенства. У него появляется слабая уверенность в себе, он понимается с колен, на которые поставил себя добровольно. Он начинает "сметь", но всё рушится с кражей шинели, отчаяние толкает Башмачкина к важному лицу и ему указывают его место,его окружает равнодушие,он жалок и беспомощен,как и был раньше.В финале умерший становится значимым ,привидением ,пугающим людей.Его видели,боялись,после смерти Башмачкин стал "человеком",с ним считались.Он стал важным и заметным,перестал быть ничтожеством.Фантастику автор использует,чтобы показать несправедливость жизни маленького человека,он добивается справедливости лишь после смерти. Смех в этой повести приобретае черты гротеска: он смешивает и сталкивает низкое с высоким. Жалкий Акакий Акакиевич в какой-то момент повествования уподобляется романтическому герою, отдавшему всю жизнь, все помыслы служению «идеалу» - пошиву новой шинели! Комедия «Ревизор» 1836, реализм В Ревизоре представлен один социальный тип – люди, не соответствующие тем «важным местам», которые они занимают. Все персонажи – чисто комические характеры. При изображении своих героев использует метод реалистической типизации: общее, характерное для всех чиновников проявляется в индивидуальном. Гоголь использует комические ситуации. Комедия «Ревизор» - зеркало для общества. Гоголевский смех – «увеличительное стекло», с помощью которого можно рассмотреть в людях то, что они сами в себе или не замечают, или хотят скрыть.Ситуация, придуманная Гоголем, показывает истинную суть человека, делает видимыми реально существующие недостатки. Об этом же сказано и в эпиграфе к пьсе: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». «Мёртвые души»,1842 Поэма реализм Главной темой произведения являются нравы и пороки общества, а также жизнь русского человека в 1830-е годы 19 века. Проблемы, которые Гоголь поднимает в своем произведении, стары, однако раскрыты весьма тонко и масштабно. Идея произведения, заключавшаяся в том, чтобы показать «всю Русь», была изменена Н. В. Гоголем и в результате свелась к обличению нравов общества, пошлости и бездуховности помещиков, являвшихся одним из высших слоев крепостного общества. Гоголь стремился не только к тому, чтобы показать пороки, но и пытался заставить людей взглянуть на себя со стороны, увидеть свою мелочность, грубость, понять, насколько они скучны и порочны. | |||||||||
Из литературы второй половины 19 века | |||||||||||
Александр Николаевич Островский 1823-1886 | создатель русского национального театра. Драма «Гроза». 1.Оргмомент 2.Вступительное слово учителя Сегодня мы переходим к изучению пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Борьба за человека, за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которая будет центральной на уроках, посвящённых этому писателю. Но чтобы понять, как и откуда возникла в Островском эта идея борьбы, необходимо познакомиться с некоторыми фактами биографии Александра Николаевича. – Сравните по учебнику даты рождения и смерти Островского и других писателей. (Обнаружится, что Островский только на два года моложе Некрасова и Достоевского, на пять лет моложе Тургенева, и только на три года старше Л. Толстого, то есть практически они люди не только одного времени, но и приблизительно одного возраста (то же самое с датами смерти).Ему было 14 лет, когда умер Пушкин; 18 лет, когда был убит Лермонтов. Первое произведение Островского было создано за три года до смерти Гоголя; Гоголь слушал его чтение пьесы «Свои люди – сочтёмся!» и пригласил не слишком знакомого ему Островского на последние свои именины). Комментарий: такой приём игры в даты необходим для формирования у учащихся представления об эпохе и поступательном движении истории. 3. Слово учителя о писателе (по ходу рассказа составляется таблица «Жизнь и творчество А.Н.Островского»). Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в Замоскворечье. Отец будущего драматурга, выпускник духовной семинарии, служил в Московском городском суде. Мать из семьи дворянского сословия умерла, когда Островскому было 8 лет. Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье. Отец Островского женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая не слишком занималась воспитанием детей. В 1835 году Островский поступил в третий класс первой Московской гимназии. По её окончании (1840г.) Александр Николаевич был зачислен на юридический факультет Московского университета. Но поприще юриста не привлекает Островского и в 1843 году он покидает университет. Тогда же будущий драматург поступил в канцелярию московского Совестного суда, позднее служил в Коммерческом суде (1845 – 1851). Занятия служебные мало интересовали Островского; в нём быстро созревал драматург. Независимо от врождённой и всё сильнее усиливающейся любви к театру, развитию таланта Островского содействовала и его житейская обстановка. И на службе, где ведались дела преимущественно купеческого сословия, и в доме отца, клиентуру которого составляло главным образом замоскворецкое купечество, Островский находил обильный материал. Именно этому сословию, шедшему к политической власти, он и посвятил свои пьесы. А.Н. Островского в связи со всем этим критика назвала впоследствии «Колумбом Замоскворечья». Всё творчество А.Н. Островского можно условно разделить на три периода. Первый период (1847 – 1860гг.) 14 февраля 1847 года Островский прочёл в доме профессора С.П. Шевырёва свои первые драматические сцены «Картина семейного счастья». Эти сцены тогда же были напечатаны в «Московском Городском Листке». В 1850 году в «Москвитянине» была напечатана в полном виде комедия «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). За Островским установилась репутация весьма крупного и самобытного дарования. Шевырёв назвал его «новым драматическим светилом в русской литературе», Хомяков признал пьесу «превосходным творением», а князь Одоевский писал: «Этот человек талант огромный. Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор»; на «Банкроте» я поставил нумер четвёртый». Но попасть на сцену пьесе было суждено не скоро. За неё драматурга отдали под надзор полиции и жандармерии. В связи с этим Островскому пришлось оставить службу. С этих пор деятельность Островского шла безостановочно до самой смерти, то порождая поклонение критики, то подавая повод к едким нападкам и насмешкам. К этому периоду относятся пьесы, отражающие жизнь дореформенной России. В 1852году Островский создал пьесу «Бедная невеста», в 1853году – «Не в свои сани не садись» (первое произведение, попавшее на театральные подмостки), в 1854году – «Бедность – не порок», 1856году – «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», 1859году – «Гроза». Второй период (1860 – 1875гг.) В 60-х годах Островский работает в журнале «Современник». В это время создаются пьесы: «Старый друг лучше новых двух» (1860г.), «Тяжёлые дни» (1863г.), «Грех да беда на кого не живёт» (1863г.). С 1868 года Островский связан с журналом «Отечественные записки»; в пьесах этого времени драматург показал жизнь пореформенной России, жизнь разорившихся дворян и дельцов нового типа («Бешеные деньги» - 1869г.). В этот период создавались пьесы и на исторические темы, в которых изображались сильные характеры прошлого, - «КозьмаЗахарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Третий период (1875 – 1886гг.) Александр Николаевич создаёт пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, тружениках, актёрах. К этому времени относятся следующие пьесы: «Богатые невесты», «Бесприданница» (1878г.), «Без вины виноватые» (1883г.). В 1884 году Островский занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Александром Николаевичем велась большая общественная работа; много времени он отдавал на воспитание начинающих драматургов и артистов. Но здоровье у него было слабое, силы постепенно покидали Островского; он умер 2(14) июня 1886 года в усадьбе Щелыково Костромской губернии. Комментарий: в ходе проблемного изложения материала идёт пересказ-анализ 2 -3 пьес Островского, отобранных по тематическому признаку (задание выполняют специально подготовленные ученики). Жизнь и творчество А. Н. Островского (сводная таблица, заполняется по ходу рассказа учителя) Дата Основные события 31 марта (12 апреля) 1823г. Островский А.Н. родился в Москве в Замоскворечье, в семье чиновника 1835г. Зачислен в третий класс первой Московской гимназии 1840г. Зачислен юридический факультет Московского университета 1843г. Покидает университет; служит в Совестном, а затем Коммерческом судах, где ведает делами преимущественно купеческого сословия Первый период (1847 – 1860) 14 февраля 1847г. Читает в доме академика С. П. Шевырёва первые драматические сцены «Картина семейного счастья» 1850 – 1852гг. В «Москвитянине» напечатана пьеса «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот»). Создана пьеса «Бедная невеста» (1852г.) 1853 – 1856гг. Создаются пьесы «Не в свои сани не садись» (1853г.), «Бедность не порок» (1854г.), «Доходное место» (1856г.). В них отражена жизнь дореформенной России 1859г. Создание пьесы «Гроза» Второй период(1860 – 1875) 1860 – 1868гг. Сотрудничает с журналом «Современник». Создаёт пьесы «Старый друг лучше новых двух», «Тяжёлые дни» (1863г.) 1868 – 1869гг. Сотрудничает с журналом «Отечественные записки». Создаёт пьесу «Бешеные деньги» (1869г.), где отражена жизнь пореформенной России 1860 - 1875гг. Создаются пьесы исторического содержания «КозьмаЗахарьич Минин», «Воевода», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Третий период (1875 – 1886гг.) 1878г. Создаются пьесы «Бесприданница», «Богатые невесты». В них отражена трагическая судьба женщины в условиях капитализирующейся России 1883г. Создание пьесы «Без вины виноватые» 2(14)июня 1886г. Смерть Островского в усадьбе Щелыково Костромской губернии Островский вступил на литературное поприще как последователь гоголевской традиции, ориентированный на творческие принципы натуральной школы, по которым считалось, что писатель должен тщательно изучать жизнь, замечать элементы общества, двигающие её пружины, должен верно понимать русскую действительность. Александр Николаевич переносит центр тяжести от самого порока к его действенным результатам и последствиям. Уже в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначилась сквозная тема драматургического творчества Островского: патриархальный, традиционный быт, каким он сохранялся в купеческой и мещанской среде, и его постепенное перерождение и крах, а также сложные взаимоотношения, в которые вступает личность с постепенно видоизменяющемся укладом. Появление Островского в литературе сравнивается учёным А. Ревякиным с кометой, потому что Александр Николаевич, вспыхнув столь внезапно, внёс очень много в развитие драматургии. В 19 веке самобытные яркие пьесы были явлением эпизодическим, основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес; излюбленным жанром стал водевиль (лёгкая развлекательная пьеса бытового содержания), и значение театра воспринималось как развлекательное. Были, конечно, и хорошие пьесы («Горе от ума», «Борис Годунов», «Ревизор»), но они тонули в этой массе. Следовательно, к середине века русская сцена испытывала настоятельную потребность в обновлении репертуара. А.Н. Островский выступил противником драматургии, оторванной от действительности; он видел в литературе огромную воспитательно-познавательную силу. Новаторство Островского выразилось: 1)в повороте к правде жизни; 2)в расширении тематики русской драматургии (если предшествующие драматурги изображают дворянство и чиновничество, то Островский стал первым драматургом изобразившем различные слои общества); 3)в развёрнутых ремарках (авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими); 4)в использовании в названиях пьес афоризмов («Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтёмся»). Островским создано 47 оригинальных пьес, 7 пьес в соавторстве с другими драматургами и более 20 переводных пьес. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Личная жизнь Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью КосицкойНикулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца. | «Гроза», 1859 Проблема отцов и детей Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным. Проблема самореализации При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина. Проблема власти В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что напоследнего поступают жалобы. На это СавлПрокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину. Проблема любви В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше. Конфликт старого и нового Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым. Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства». Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени. | Создатель русского национального театра. Новаторство Островского выразилось: 1)в повороте к правде жизни; 2)в расширении тематики русской драматургии (если предшествующие драматурги изображают дворянство и чиновничество, то Островский стал первым драматургом изобразившем различные слои общества); 3)в развёрнутых ремарках (авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняется место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими); 4)в использовании в названиях пьес афоризмов («Не в свои сани не садись», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтёмся»). Островским создано 47 оригинальных пьес, 7 пьес в соавторстве с другими драматургами и более 20 переводных пьес. И.А.Гончаров писал Островскому: «Вы один достроили здание, в основании которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он по справедливости должен называться «Театр Островского». | ||||||||
И.С.Тургенев | В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». | ||||||||||
Ф.И.Тютчев | |||||||||||
Афанасий Афанасьевич Фет 5 декабря 1820 г. – 3 декабря 1892 г. 71 год | Афанасий Афанасьевич Фет родился в усадьбе Новоселки Мценского уезда в ноябре 1820 года. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий НеофитовичШеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. | Поэзия | Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. | ||||||||
Иван Александрович Гончаров 1812- 1891 г. 79 лет | |||||||||||
Н.А.Некрасов | |||||||||||
М.Е.Салтыков-Щедрин | |||||||||||
Л.Н.Толстой | |||||||||||
Ф.М.Достоевский | |||||||||||
Н.С.Лесков | |||||||||||
Из литературы конца 19-начала 20 века | |||||||||||
А.П.Чехов | |||||||||||
Из литературы первой половины 20 века | |||||||||||
И.А.Бунин | |||||||||||
М.Горький | |||||||||||
А.А.Блок | |||||||||||
В.Маяковский | |||||||||||
С.А.Есенин | |||||||||||
М.И.Цветаева | |||||||||||
мандельштам | |||||||||||
Ахматова | |||||||||||
Шолохов | |||||||||||
Булгаков | |||||||||||
А.Т.Твардовский | |||||||||||
Пастернак | |||||||||||
А.Платонов | |||||||||||
А.И.Солженицын | |||||||||||
Из литературы второй половины 20-начала 21 века | |||||||||||
Проза второй половины 20 века | |||||||||||
Поэзия второй половины 20 века | |||||||||||
Драматургия второй половины 20 века |
https://www.youtube.com/watch?v=TJID7KuqYrE
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние английских и немецких писателей на русских писателей и читателей.
Данный интегрированный урок (литература, английский и немецкий языки) разработан для учащихся девятого класса, изучающих два иностранных языка, как завершающий урок по литературе по теме «Русски...
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)
Брошюра "Писатель и время" (уроки внеклассного чтения по произведениям зарубежных писателей)...
«Памяти русского писателя Леонида Бородина» Умер русский писатель Бородин. Наш современник Его не стало в ноябре 2011 года
Сценарий литературной конференции.Сибирь связана с именами русских писателей 20 века: Виктором Астафьевым, Василием Беловым и Валентином Распутиным, с которым Бородин дружил. Эти авторы воп...
Конспект по литературе на тему: "И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству"
Конспект+презентация к уроку...
Конкурс чтецов по творчеству писателей Тюменской области. «Писатели, живущие рядом»
Расширение знания детей старшего дошкольного возраста о писателях Тюменской области....
Тема 2.15. Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.
В конспекте отражется жизненный и творческий путь писателя....
Викторина "Писатели-предсказатели" (по материалам произведений писателей-фантастов, "изобретения" которых сбылись через годы)
Викторина привлечет внимание к качественной фантастической литературе, повысит интерес к русским писателям-фантастам. Может стать финалом обзорного изучения фантастики в 5 - 9 классах. Задача материал...