ФИПИ Обломов
учебно-методический материал по литературе

Молодых Любовь Владимировна

1.Принципы какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине ХIХ века, нашли своё воплощение в «Обломове»?

2. К какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?

3. В данном фрагменте автор противопоставляет два типа воспитания:  «немецкое» и «русское». Укажите термин, которым обозначают подобное противопоставление.

4. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их судьбой в финале.

К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fipi.docx850.39 КБ
Файл fipi.razvernutyy_otvety.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                Обломов

1.Принципы какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине ХIХ века, нашли своё воплощение в «Обломове»?

2. К какому жанру относится произведение И.А. Гончарова «Обломов»?

3. В данном фрагменте автор противопоставляет два типа воспитания:  «немецкое» и «русское». Укажите термин, которым обозначают подобное противопоставление.

4. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном произведении, и их судьбой в финале.

К каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А)

Штольц

1)

цинично присвоит чужое имущество

Б)

Захар

2)

тихо уйдёт из жизни

В)

Обломов

3)

окажется на паперти

4)

женится на Ольге Ильинской

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.


5.Как называется средство характеристики героя, строящееся на описании его внешности («беленького, прекрасно сложенного мальчика, с такими маленькими руками и ногами, с чистым лицом, с ясным, бойким взглядом…»)?

 

6. Каким термином называют сопоставление предметов или явлений по их сходству («…не любила грубости, самостоятельности и кичливости, с какими немецкая масса предъявляет везде свои тысячелетием выработанные бюргерские права, как корова носит свои рога, не умея, кстати, их спрятать»)?

7. Как называется значимая подробность, несущая в тексте важную смысловую нагрузку (например, коротенькие трубки и жёсткие руки немецких бюргеров)?

 8. Задание с развернутым ответом

В чём заключалось своеобразие полученного Штольцем воспитания и как оно сказалось на его личности и судьбе?

9.Задание с развернутым ответом

В каких произведениях отечественной классики изображен тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Момент символических намёков, знаменательных улыбок, сиреневых веток прошёл невозвратно. Любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность; явились взаимные права. Обе стороны открывались более и более: недоразумения, сомнения исчезали или уступали место более ясным и положительным вопросам.

 Она всё колола его лёгкими сарказмами за праздно убитые годы, изрекала суровый приговор, казнила его апатию глубже, действительнее, нежели Штольц; потом, по мере сближения с ним, от сарказмов над вялым и дряблым существованием Обломова она перешла к деспотическому проявлению воли, отважно напомнила ему цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла к нему с вопросом о чём-нибудь неясном, недоступном ей.

И он бился, ломал голову, изворачивался, чтобы не упасть тяжело в глазах её или чтоб помочь ей разъяснить какой-нибудь узел, не то так геройски рассечь его.

Вся её женская тактика была проникнута нежной симпатией; все его стремления поспеть за движением её ума дышали страстью.

Но чаще он изнемогал, ложился у ног её, прикладывал руку к сердцу и слушал, как оно бьётся, не сводя с неё неподвижного, удивлённого, восхищённого взгляда.

Она предлагала эти вопросы не с женскою рассеянностью, не по внушению минутного каприза знать то или другое, а настойчиво, с нетерпением, и в случае молчания Обломова казнила его продолжительным, испытующим взглядом. Как он дрожал от этого взгляда!

 (И.А. Гончаров, «Обломов»)

К какому жанру относится «Обломов»?

Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и их портретными характеристиками.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ПОРТРЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)

Обломов

1)

 «Он был причёсан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, множеством мельчайших брелоков. Он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провёл им по лицу, по глянцеватой шляпе и обмахнул лакированные сапоги».

Б)

Захар

2)

 «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, гулявшими беспечно по стенам, по потолку, с той неопределённой задумчивостью, которая показывает, что его ничто не занимает, ничто не тревожит. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

В)

Штольц

3)

 «Он был весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кровная английская лошадь. Он худощав, щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный. Смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

4)

 «В комнату вошёл пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды».

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

Обломова и Ольгу ждёт множество жизненных испытаний. Укажите термин, которым называют ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих непосредственное содержание произведения.

В данном фрагменте склонность Обломова к покою и лени противопоставлена стремлению Ольги пробудить героя к активной жизни. Каким термином обозначается такое противопоставление?


Как называются эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа («Какой ещё жизни и деятельности хочет Андрей? говорил Обломов, тараща глаза после обеда, чтобы не заснуть. - Разве это не жизнь? Разве любовь не служба? Попробовал бы он!»)?

8. Как сложность взаимоотношений Обломова и Ольги проявляется в данном фрагменте?

9. В каких произведениях русских писателей изображены драматичные отношения влюблённых и в чём эти произведения можно сопоставить с «Обломовым»?

10. Как называются эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа («Люди знают!», «Ай, ай, ай, что она может подумать! А я? А Ольга?»)?

8.Почему Обломова обескуражили слова Захара о предстоящей свадьбе?

9. В каких произведениях русских писателей герои размышляют о браке и в чём этих героев можно сопоставить с Обломовым?

                                                   

  Евгений Онегин

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

               VI

 

Меж тем Онегина явленье

У Лариных произвело

На всех большое впечатленье

И всех соседей развлекло.

Пошла догадка за догадкой.

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха;

Иные даже утверждали,

Что свадьба слажена совсем,

Но остановлена затем,

Что модных колец не достали.

О свадьбе Ленского давно

У них уж было решено.

                          VII

 

Татьяна слушала с досадой

Такие сплетни; но тайком

С неизъяснимою отрадой

Невольно думала о том;

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.

Давно её воображение,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала… кого-нибудь,


                            VIII

 

И дождалась… Открылись очи;

Она сказала: это он!

Увы! Теперь и дни и ночи,

И жаркий одинокий сон,

Всё полно им: всё деве милой

Без умолку волшебной силой

Твердит о нём. Докучны ей

И звуки ласковых речей,

И взор заботливой прислуги.

В уныние погружена,

Гостей не слушает она

И проклинает их досуги,

Их неожиданный приезд

И продолжительный присест.

                              IX

          Теперь с каким она вниманьем

Читает сладостный роман,

С каким живым очарованьем

Пьёт обольстительный обман!

Счастливой силою мечтанья

Одушевлённые создания,

          Любовник Юлии Вольмар,

Малек-Адель и де Линар,

И Вертер, мученик мятежный,

И бесподобный Грандисон,

Который нам наводит сон, 

Всё для мечтательницы нежной

В единый образ облеклись,

В одном Онегине слились.

 (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

 

1.Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?

реализм

2.Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»? роман

3.Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А.С. Пушкина. лироэпос

4.Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

А)

Онегин

1)

цельность и нравственная чистота

Б)

Татьяна

2)

романтичность и несдержанность

В)

Ленский

3)

разочарованность и скептицизм

4)

легкомыслие и глупость

312

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

XXVII

Но мой Онегин вечер целый

Татьяной занят был одной,

Не этой девочкой несмелой,

Влюблённой, бедной и простой,

Но равнодушною княгиней,

Но неприступною богиней

Роскошной, царственной Невы.

О люди! все похожи вы

На прародительницу Эву:

Что вам дано, то не влечёт,

Вас непрестанно змий зовёт

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без того вам рай не рай.

XXVIII

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приёмы скоро приняла!

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?

И он ей сердце волновал!

Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь!

XXIX

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют  

И жизнь могущая даёт

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвой след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

XXX

Сомненья нет: увы! Евгений

В Татьяну, как дитя, влюблён;

В тоске любовных помышлений

И день и ночь проводит он.

Ума не внемля строгим пеням,

К её крыльцу, стеклянным сеням

Он подъезжает каждый день;

За ней он гонится, как тень;

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо,

Или коснётся горячо

Её руки, или раздвинет

Пред нею пёстрый полк ливрей,

Или платок подымет ей.

XXXI

Она его не замечает,

Как он ни бейся, хоть умри.

Свободно дома принимает,

В гостях с ним молвит слова три,

Порой одним поклоном встретит,

Порою вовсе не заметит:

Кокетства в ней ни капли нет  

Его не терпит высший свет.

Бледнеть Онегин начинает:

Ей иль не видно, иль не жаль;

Онегин сохнет  и едва ль

Уж не чахоткою страдает.

Все шлют Онегина к врачам,

Те хором шлют его к водам.

(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)


1.Повествование о героях автор прерывает рассуждением о том, что «любви все возрасты покорны…». Как называется авторское отступление от сюжета?

Смерть Ленского разлучила героев произведения. Установите соответствие между персонажами и событиями  их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

СОБЫТИЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ

А)

Татьяна Ларина

1)

умрёт от старости и болезней

Б)

Ольга Ларина

2)

переедет жить в столицу

В)

Евгений Онегин

3)

уедет в длительное путешествие

4)

влюбится в улана

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

За предложенным фрагментом последует финальное объяснение героев. Как называется этап развития сюжета, в котором все его линии получают своё завершение?

 Задание с развернутым ответом

В чём причины холодности Татьяны по отношению к Онегину?

Задание с развернутым ответом

В каких произведениях русской классики отношения героев связаны с неразрешимыми противоречиями и в чём эти произведения можно сопоставить с «Евгением Онегиным»?

Грибоедов «Горе от ума»

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Молчалин

Какая свадьба? с кем?

Лиза

А с барышней?

Молчалин

Поди,

Надежды много впереди,

Без свадьбы время проволочим.

Лиза

Что вы, сударь! да мы кого ж

Себе в мужья другого прочим?

Молчалин

Не знаю. А меня так разбирает дрожь,

И при одной я мысли трушу,

Что Павел Афанасьич раз

Когда-нибудь поймает нас,

Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?

Я в Софье Павловне не вижу ничего

Завидного. Дай Бог ей век прожить богато,

Любила Чацкого когда-то,

Меня разлюбит, как его.

Мой ангельчик, желал бы вполовину

К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Да нет, как ни твержу себе,

Готовлюсь нежным быть, а свижусь  и простыну.

София (в сторону)

Какие низости!

Чацкий (за колонною)

Подлец!

Лиза

И вам не совестно?

Молчалин

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья 

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Лиза

Сказать, сударь, у вас огромная опека!

Молчалин

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека...

Лиза

Который кормит и поит,

А иногда и чином подарит?

Пойдёмте же, довольно толковали.

Молчалин

Пойдём любовь делить плачевной нашей крали.

Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не даётся.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

София (почти шёпотом, вся сцена вполголоса)

Нейдите далее, наслушалась я много,

Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин

Как! Софья Павловна...

София

Ни слова, ради Бога,

Молчите, я на всё решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)

Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София

Не помню ничего, не докучайте мне.

Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног её)

Помилуйте...

София

Не подличайте, встаньте.

 

8. Задание с развернутым ответом

Каким предстаёт Молчалин в данном фрагменте произведения?

9.Задание с развернутым ответом

В каких произведениях русской литературы герои строят свою жизнь по отцовскому завету и в чём этих героев можно сопоставить с Молчалиным?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он её без особенного участия, и чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календрь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик!.. Он у меня в роте был сержантом!.. Обоих российских орденов кавалер!.. А давно ли мы...» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего дброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

 Да вот пошёлсемнадцатый годок,  отвечала машка.  Петруша родился в тот самый год, как окривела тётушка Настасья Гарасимовна, и когда ещё...

«Добро,  прервал батюшка,  пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

Не забудь, Андрей Петрович,  сказала матушка,  поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

 Что за вздор!  отвечал батюшка нахмурясь.  К какой стати стану я писать к князю Б.?

 Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

 Ну, а там что?

 Да ведь начальник Петрушин  князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.

 Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего.

(А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

1.Назовите литературное направление, в русле которого развивалось позднее творчество А.С. Пушкина и принципы которого воплощены в романе «Капитанская дочка».

2.Как называется крепость в окрестностях Оренбурга, где начнёт службу Пётр Гринёв?

3.Каким термином обозначается значимая подробность, важная для характеристики персонажа (например, Придворный календарь, который читает Гринёв-старший)?

4.Задание №1. Установление соответствия

Вскоре после отъезда Петра Гринёва на службу судьба сведёт его с другими персонажами. Установите соответствие между этими персонажами и фактами (событиями) их жизни, связанными с Гринёвым: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ФАКТЫ (СОБЫТИЯ)

А)

Зурин

1)

получит в подарок от Гринёва заячий тулуп

Б)

Пугачёв

2)

выиграет у Гринёва сто рублей на бильярде

В)

Швабрин

3)

откажется дать Гринёву солдат, чтобы освободить Машу

4)

подвергнет беспощадной критике песню, сочинённую Гринёвым

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

 214

5.Как называется вопрос, представляющий собой скрытое утверждение («А мне какое дело, что он записан?»)? риторический

6.В приведённом фрагменте мысли Гринёва о предстоящей службе в глухой провинции противопоставлены мечтам о весёлой столичной жизни. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? антитеза

7.Во внешнем поведении Авдотьи Васильевны проявляется её внутреннее состояние: «она уронила ложку в кастрюльку, и слёзы потекли по её лицу». Как называется изображение внутренних душевных движений человека в художественном произведении? психологизм

8. Задание с развернутым ответом

О каких чертах характера Гринёва-старшего позволяет судить данный эпизод?

9. Задание с развернутым ответом

В каких произведениях русской классики звучит тема государственной службы, военной или штатской, и в чём эти произведения можно сопоставить с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошёл молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. «Извините меня,  сказал он мне по-французски,  что я без церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймёте, когда проживёте здесь ещё несколько времени». Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Мы тотчас познакомились. Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остёр и занимателен. Он с большой весёлостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца, как вошёл ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта, и от имени Василисы Егоровны позвал меня к ним обедать. Швабрин вызвался идти со мною вместе.

Подходя к комендантскому дому, мы увидели на площадке человек двадцать стареньких инвалидов с длинными косами и в треугольных шляпах. Они выстроены были во фрунт. Впереди стоял комендант, старик бодрый и высокого росту, в колпаке и в китайчатом халате. Увидя нас, он к нам подошёл, сказал мне несколько ласковых слов и стал опять командовать. Мы остановились было смотреть на учение; но он просил нас идти к Василисе Егоровне, обещаясь быть вслед за нами. «А здесь,  прибавил он,  нечего вам смотреть».

Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною, как бы век была знакома. Инвалид и Палашка накрывали стол. «Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился!  сказала комендантша.  Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?» Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на неё с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить. Между тем подали щи. Василиса Егоровна, не видя мужа, вторично послала за ним Палашку. «Скажи барину: гости-де, ждут, щи простынут; слава Богу, ученье не уйдёт; успеет накричаться». Капитан вскоре явился, сопровождаемый кривым старичком. «Что это, мой батюшка?  сказала ему жена.  Кушанье давным-давно подано, а тебя не дозовёшься».  «А слышь ты, Василиса Егоровна,  отвечал Иван Кузмич,  я был занят службой: солдатушек учил».  «И, полно!  возразила капитанша.  Только слава, что солдат учишь: ни им служба не даётся, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да Богу молился, так было бы лучше. Дорогие гости, милости просим за стол».

Мы сели обедать. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами: кто мои родители, живы ли они, где живут и каково их состояние? Услыша, что у батюшки триста душ крестьян, «легко ли!  сказала она,  ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, мой батюшка, всего-то душ одна девка Палашка, да слава Богу, живём помаленьку. Одна беда: Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной невестою». Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку. Мне стало жаль её, и я спешил переменить разговор.

 (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)

1.В приведённом фрагменте описан быт семейства коменданта Белогорской крепости. Укажите фамилию коменданта.

2.Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»)?

3.Установление соответствия

Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А)

Маша

1)

получает ранение на дуэли

Б)

Швабрин

2)

отправляется за милостью к императрице

В)

Пётр Гринёв

3)

погибает от рук мятежников

4)

переходит на сторону мятежников

4.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

5.Мирную жизнь обитателей Белогорской крепости вскоре нарушат события народного бунта. Укажите фамилию героя, который возглавил народный бунт и напал на крепость.

6. Как называется значимая подробность, являющаяся средством характеристики персонажа (например, колпак и китайский халат коменданта)?

7.В конце приведённого фрагмента герои беседуют друг с другом, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

8. Задание с развернутым ответом

Каким в данном эпизоде «Капитанской дочки» предстаёт семейство коменданта?

9. Задание с развернутым ответом

В каких произведениях русской классики изображены провинциальные дворянские семьи и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинской «Капитанской дочкой»?

                                                                                           

Фонвизин «недоросль»

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания.

Те же и Скотинин.

Правдин. Как вы подкрались, господин Скотинин! Этого бы я от вас и не чаял.

Скотинин. Я проходил мимо вас. Услышал, что меня кличут, я и откликнулся. У меня такой обычай: кто вскрикнет  Скотинин! А я ему: я! Что вы, братцы, и заправду? Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом. Бывало, на съезжей в перекличке как закричат: Тарас Скотинин! А я во всё горло: я!

Правдин. Мы вас теперь не кликали, и вы можете идти, куда шли.

Скотинин. Я никуда не шёл, а брожу, задумавшись. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из неё гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне.

Правдин. Что ж бы вас так теперь занимало?

Скотинин. Ох, братец, друг ты мой сердешный! Со мною чудеса творятся. Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою, а коли так же проворно вывезет меня из своей деревни в мою, то могу пред целым светом по чистой совести сказать: ездил я ни по что, привёз ничего.

Правдин. Какая жалость, господин Скотинин! Сестрица ваша играет вами, как мячиком.

Скотинин (озлобясь). Как мячиком? Оборони Бог! Да я и сам зашвырну её так, что целой деревней в неделю не отыщут.

Софья. Ах, как вы рассердились!

Милон. Что с вами сделалось?

Скотинин. Сам ты, умный человек, порассуди. Привезла меня сестра сюда жениться. Теперь сама же подъехала с отводом: «Что-де тебе, братец, в жене; была бы-де у тебя, братец, хорошая свинья». Нет, сестра! Я и своих поросят занести хочу. Меня не проведёшь.

Правдин. Мне самому кажется, господин Скотинин, что сестрица ваша помышляет о свадьбе, только не о вашей.

Скотинин. Эка притча! Я другому не помеха. Всякий женись на своей невесте. Я чужу не трону, и мою чужой не тронь же. (Софье.) Ты не бось, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт.

Софья. Это что значит? Вот ещё новое!

Милон (вскричал). Какая дерзость!

Скотинин (к Софье). Чего ж ты испугалась?

Правдин (к Милону). Как ты можешь осердиться на Скотинина!

Софья (Скотинину). Неужели суждено мне быть вашею женою?

Милон. Я насилу могу удержаться!

Скотинин. Суженого конём не объедешь, душенька! Тебе на своё счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житьё одним свиньям.

Правдин. Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой.

Скотинин. Худой покой! ба! ба! ба! да разве светлиц у меня мало? Для неё одной отдам угольную с лежанкой. Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку.

Милон. Какое скотское сравнение!

Правдин (Скотинину). Ничему не бывать, господин Скотинин! Я скажу вам, что сестрица ваша прочит её за сынка своего.

Скотинин. Как! Племяннику перебивать у дяди! Да я его на первой встрече, как чёрта, изломаю. Ну, будь я свиной сын, если я не буду её мужем или Митрофан  уродом.

(Д.И. Фонвизин, «Недоросль

  1. Укажите литературное направление, требования которого (например, принцип «трёх единств») отражены в «Недоросле».
  2. 2 Укажите жанр, к которому относится пьеса «Недоросль».
  3. Имена и фамилии героев пьесы характеризуют их. Как называются подобные имена и фамилии?
  4. Задание №4. Установление соответствия
  5. Установите соответствие между женскими персонажами пьесы и сведениями о них, указанными в списке действующих лиц: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

СВЕДЕНИЯ

А)

г-жа Простакова

1)

племянница Стародума

Б)

Еремеевна

2)

помещица, мать Митрофана

В)

Софья

3)

няня Митрофана

4)

дворовая девка

  1. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

  1. Каким термином обозначаются пояснения автора к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках («вскричал», «озлобясь» и т.п.)?
  2. Узнав о своём сопернике, Скотинин готов расправиться с ним. Как называется острое противостояние интересов героев пьесы?
  3. Какие признаки указывают на то, что Скотинин  сатирический персонаж?
  4. В каких произведениях русской литературы показано противостояние между благородными и подлыми героями и в чём эти произведения можно сопоставить с «Недорослем»?

Вскоре после маленькой княгини вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Безухова, умиравшего теперь в Москве. Он нигде не служил ещё, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был первый раз в обществе. Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в её салоне. Но, несмотря на это низшее по своему сорту приветствие, при виде вошедшего Пьера в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту. Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной.

C'est bien aimable à vous, monsieur Pierre, d'être venu voir une pauvre malade1сказала ему Анна Павловна, испуганно переглядываясь                    с тётушкой, к которой она подводила его. Пьер пробурлил что-то непонятное и продолжал отыскивать что-то глазами. Он радостно, весело улыбнулся, кланяясь маленький княгине, как близкой знакомой, и подошел к тётушке. Страх Анны Павловны был не напрасен, потому что Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:


Установление соответствия

Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ФАКТЫ

А)

Пьер Безухов

1)

устраивает вечер в день Бородинского сражения

Б)

Анна Павловна

2)

отдаёт подводы раненым в Москве

В)

маленькая княгиня

3)

попадает в плен

4)

умирает

Ответ запишите цифрами в таблице и перенесите в бланк ответов № 1.

А

Б

В

Назовите город, в котором происходят описываемые автором события.

Кто из героев русской литературы, подобно Пьеру Безухову, резко отличался от общества, в котором находился? Свой ответ обоснуйте с указанием авторов и их произведений.



Предварительный просмотр:

Любовь Обломова и Ольги в романе «Обломов»

Введение

Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

Начало отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы — не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».

Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

Заключение

История Обломова и Ольги тесно связана с природой – начавшись весной, она заканчивается поздней осенью, укрывая одинокого героя первым снегом. Их любовь не ушла и не забылась, навсегда изменив внутренний мир обоих героев. Даже через много лет после расставания, уже замужем за Штольцем, Ольга говорит мужу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…». Возможно, если бы Обломов был моложе, девушка смогла бы изменить его сущность и сделать из него свой идеал, но истинная стихийная любовь пришла в жизнь героя слишком поздно, поэтому и была обречена на трагичное завершение – расставание возлюбленных.

На примере Ольги и Ильи Ильича Гончаров показал, как важно любить в другом человеке его индивидуальность, а не пытаться изменить его в соответствии с искаженным, иллюзорным образом того идеала, который близок нам самим.

"Евгений Онегин" Пушкина и "Герой нашего времени" Печорина)

Тема любви является одной из вечных тем, к которым из века в век обращаются русские писатели. О драматичных отношениях влюбленных повествует нам М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени». Эгоистичный Печорин, предстает перед читателем совершенно в другом образе в сцене, где он пытается задержать стремительно ускользающее от него счастье, догнать Веру. Вера была единственным человеком, который любил его по-настоящему, Печорин был ей дорог такой, какой он есть. Самолюбие и гордыня, привычка играть людьми разрушают то, что ему очень дорого.

Эта история любви напоминает отношения Онегина и Татьяны. Евгений слишком поздно понимает, что будет значить для него расставание с героиней. В отличие от Онегина и Печорина, играющих чувствами Веры и Татьяны, Обломов, скорее, сам находится во власти возлюбленной. Онегин и Печорин страдают от расставания с дорогим человеком. Илья Ильич же благодарен Ольге за все. Расставание с ней оказывается для Обломова облегчением. Илья Ильич находит свое долгожданное счастье в семейной жизни с Агафьей Пшеницыной, « лелеющей» обломовский халат

Версия Белинского: Татьяну испортило светское общество

Один из величайших российских критиков Виссарион Григорьевич Белинский считал, что в финальной главе романа в стихах Татьяна стала хуже. «Татьяны милый идеал» как будто бы исчез: героиня стала светской дамой, у которой «и бровь не шевельнулась» при новой встрече с героем. Не случайно даже сам Онегин «следов Татьяны прежней не мог … обрести». Действительно, как робкая девушка, которая даже среди родных «казалась девочкой чужой», которая никогда ранее не жила в столице, а видела «в глуши, в деревне» лишь мирные картины природы или, например, служанок, собиравших ягоду в кустах, изменилась почти до неузнаваемости? Что случилось с «бедной Таней»?

Изменилось ли отношение Татьяны к Онегину? Ответ, с точки зрения В.Г. Белинского, прост. Татьяна уже не та, что была раньше: она, боясь осуждения света, приспособилась к его законам и живёт по ним. Как мы помним, Татьяна в 8-й главе всё же признаётся Онегину в любви. Но необходимо помнить, что теперь это объяснение уже не «души неопытной», а замужней дамы, давшей клятву верности супругу на Таинстве Венчания. Какой печальный вывод напрашивается сам собой? Татьяна не любит мужа, хоть и уважает его. Значит, живёт она в обмане. Критик назвал это «профанацией чувства и чистоты женственности».

Версия Достоевского: Татьяна отказала, показав истинное благородство души

Другую точку зрения легко предугадать. Татьяна отказывает Евгению, потому что стала … лучше, мудрее. Такое видение образа героини присуще Ф.М. Достоевскому, который считал героиню главным образом романа, «апофеозом русской женщины». Мнение Достоевского прямо противоположно взгляду Белинского. Татьяну нисколько не испортил свет, она осталась прежней. Значит, и жизнь среди петербургского света для неё не что иное, как мука и страдание. Почему же она не хочет, оставив супруга и суетную столицу, сбежать прочь вместе с любимым, который ныне отвечает ей взаимностью? Татьяна понимает, что её измена превратит достойную жизнь старого генерала в позор, клубок сплетен и пересудов. С точки зрения Достоевского, большая ошибка – считать героиню слабовольной. Нет. Главное основание её решения, как ни странно, заключено во всем знакомой с детства пословице: «На чужом несчастье своё счастье не построишь!». Вот почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его.

                          Добролюбов  Николай Александрович

                                  Что такое обломовщина?

А все-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге, боялся показаться, прикидывался больным, прикрывал себя разведенным мостом, давал понять Ольге, что она его может компрометировать, и т. д. И все отчего?-- оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его так, как страшила Печорина и Рудина; у него более патриархальные были привычки. Но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по имению; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Он сделал с Ольгой такую штуку, какая и Печорину впору была бы. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец вооружается энергией и строчит к Ольге длинное рудинское послание, в котором повторяет известную, тертую и перетертую вещь, говоренную и Онегиным Татьяне, и Рудиным Наталье, и даже Печориным княжне Мери: "Я, дескать, не так создан, чтобы вы могли быть со мною счастливы; придет время, вы полюбите другого, более достойного".

. ..Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье; самые счастливив люди -- невежды, а слава -- удача; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему: он и в ней не находит удовлетворения своих порывов. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, мешается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности... Вы припоминаете, что это история Печорина, что отчасти почти такими словами сам он объясняет свой характер Максиму Максимычу... Всмотритесь, пожалуйста, получше: вы и тут увидите того же Обломова...

Ещё одним произведение, в котором герой размышляет о браке, является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский считает, что жениться надо только тогда, когда ты «скажешь себе, что ты сделал всё, что мог», об этом он говорит Пьеру в начале романа. Эти размышления были вызваны тем, что Андрей несчастлив в браке с маленькой княжной: «…счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю...». И Андрей Болконский, и Илья Ильич Обломов осознают, что брак между людьми, имеющими разные взгляды на то, как должна выглядеть семейная жизнь, не может быть счастливым.

8. Молчалин в данном фрагменте проявляет двуличие, готовность на все ради собственной выгоды и даже черствость. Во-первых, следует обратить внимание на контраст между поведением героя в тот момент, когда он думает, что Софья Фамусова не слышит его, и в тот момент, когда он понимает, что эта героиня стала невольной свидетельницей разговора с Лизой. Сначала Молчалин позволяет себе говорить не слишком приятные вещи о Софье, открыто признается в том, что она ему не нравится и он «принимает вид любовника в угодность дочери такого человека». Но после того, как герой замечает Софью, его поведение меняется, и вот он уже бросается на колени и умоляет Софью помиловать его. Это поведение не просто подлого, но и трусливого человека, который не может нести ответственность за свои поступки. Во-вторых, образ Молчалина ярко проявляется в монологе, в котором он рассуждает о завете, данном ему отцом: «угождать всем людям без изъяна». Угодливость Молчалина проистекает не их желания помочь другим, а из желания получить выгоду, поэтому его неискренность кажется особенно отвратительной. Таким образом, в приведенном эпизоде проявляются низость и расчетливость этого героя. 9. Для многих героев русской литературы отцовский завет становится образцом поведения, которому они неуклонно следуют. Так, например, Чичиков, главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» получил в детстве наставление от отца беречь каждую копейку и угождать всем, особенно тем, кто выше по чину. Это роднит его с Молчалиным. Еще одна схожая черта этих героев – желание построить свое счастье любой ценой, невзирая на то, как отразятся их поступки на окружающих. Чичиков, как и Молчалин, готов приспособиться ко всему, даже его внешность не отчетлива – про героя нельзя сказать точно, красив он или нет. Другой персонаж, который строит свою жизнь по отцовскому завету, - это Петр Гринев, главный герой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Отправляя своего сына на службу, его отец наказывает ему не «гоняться за лаской начальников» и «беречь честь смолоду». Эти слова становятся своеобразным девизом героя. Именно им следует Петр Гринев и в тот момент, когда оказывается перед выбором между своей жизнью и сохранением офицерского достоинства, смело выбирает последнее, чем бы это ему ни грозило. В этом и состоит главное отличие этих героев: Молчалин, не задумываясь бы, совершил недостойный поступок ради сохранения своей жизни, в то время как Гринев идет по менее простому, но более правильному пути чести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.

Эпиграф к уроку:   Мелодией одной звучат печаль и радость....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"

Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание ...

Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Задания для групповой работы по роману И.А.Гончарова "Обломов". Обломов и Штольц

Положительная сторона групповой работы - возможность включить в исследовательскую деятельность каждого ученика....