Конспект урока.Тема: «В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.g.rasputin_stranicy_biografii.docx | 131.9 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Распутин «Уроки французского»
Урок посвящается 75-летию Валентина Распутина
Тема: «В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»
Цели:
- Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества.
- Познакомить учащихся с историей создания рассказа.
- Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина
- Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.
Оборудование:
Мультимедиапроектор, компьютер, экран.
Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся, книги В.Г.Распутина (__5_экз.)
На доске: эпиграф урока.
Оформление доски:
Эпиграф
«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Г.Распутин)
Ход урока
- Организационный момент.
- Объявление темы урока, определение его целей. (слайд № 1)
- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.
Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:
«Мне нужно было вернуть людям то добро,
которое в свое время они сделали для меня».
(слайд № 2)
- Работа с эпиграфом.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)
- Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
- Проверка домашнего задания. (слайд № 3)
- В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами:
- Где границы добра?
- Почему надо помогать людям?
- Как понимаете слово «добро»?
Словарь. (слайд № 4)
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
- Изучение нового материала
1. Рассказ учителя о времени и месте действия (слайд № 5)
А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» - 11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.
2. Теория литературы. (слайд № 6)
Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.
- Что такое автобиография? (ответы учащихся)
Словарь.
Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.
- Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? (ответы учащихся)
- Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.
3.Биография В.Г.Распутина. (слайд № 7)
- Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина
Детские годы.
В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.
Творчество В.Г.Распутина.
И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт Иркутске и продолжает писать.
3. Работа с учебником.
- Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты». (слайд № 8)
Словарь.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».
- Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
- О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (слайд № 9)
а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;
б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;
в) добро возвращается добром.
- Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.
- Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского». (слайд № 10)
Словарь.
Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ. (слайд № 11)
- Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?
Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова. (слайд № 12)
- Итог урока.
- Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?
Работа с кластером.
Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.
- Домашнее задание: прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины. (слайд № 13)
Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик): (слайд № 11)
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Спасибо за урок!
Приложение 1
Викторина
1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?
3. Что прислала учительница в первой посылке?
4. Из чего были перешиты штаны героя?
5. Назовите главного игрока в деньги?
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?
9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?
- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?
10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?
11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…».
12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну это было немалое богатство».
Приложение 2
Фамилия ученика__________________________________
Где границы добра?_______________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Почему надо помогать людям?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Как понимаете слово «добро»?
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС
Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.
Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1. Образовательные:обеспечить усво...
В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»
Урок посвящается 75-летию Валентина Распутина...
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, влажно-тепловая обработка» Тема урока: «Обработка накладного кармана, соединение его с изделием»
КОНСПЕКТ УРОКА Тема программы: «Обработка отдельных деталей и узлов, ...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
Конспект урока: Тема урока: Повторение по теме: «Праздники и фестивали»
7 класс УМК: «Новый курс английского языка для российских школ»3-й год обучения (авт. О.В. Афанасьева, И. В. Михеева)Цель урока: отработка тематической лексики, расширение общего круг...