Оценочные и методические материалы по русскому языку и литературе для 5-9 классов
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
- орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время;
- основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenochnye_materialy.doc | 244.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
«Рассмотрено» « Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам. директора по УВР: Директор школы:
____Севастьянова И.А. _____Малинина Н.В. _____Малинин С.А.
Протокол №____от «___»________2015г. «___»_______2015г. от «___»_____2015г.
Приказ № 113
от « 31 » августа 2015г.
Оценочные и методические материалы по русскому языку и литературе для
5, 9 класса на 2015-2016 учебный год
Разработала и реализует
учитель русского языка и литературы
Беляева К.А.
Критерии оценки диктантов
По-прежнему основным методом проверки орфографической и пунктуационной грамотности учащихся является контрольный диктант. Это констатирующий способ, который применяется на этапе контроля. Текст контрольного диктанта должен включать:
- орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки, изучаемые в теме, усвоение которой проверяется в настоящее время;
- основные и важнейшие орфограммы и пунктуационно смысловые отрезки из числа изученных ранее.
Оптимальным считается следующее соотношение орфограмм и пунктуационных правил в тексте контрольного диктанта:
Класс | Количество слов в диктанте | Количество орфограмм | Количество пунктуационно смысловых отрезков |
5 | 90-100 | 12 | 2-3 |
6 | 100-110 | 16 | 3-4 |
7 | 110-120 | 20 | 4-5 |
8 | 120-150 | 24 | 10 |
9 | 150-170 | 24 | 15 |
Нормы оценивания диктантов.
Вид диктанта | «5» | «4» | «3» | «2» |
Контрольный | 1 негрубая орфографическая +1 негрубая пунктуационная | • 2орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные | • 4 орфографическая + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные) | • 7 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 8 пунктуационных; • 5 орфографических + 9 пунктуационных; • 8 орфографических + 6 пунктуационных |
Словарный | 0 | 1-2 | 3-4 | до 7 |
Примечание:
- диктанты оцениваются одной отметкой в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
- при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 орфографические ошибки, для «3» — 4 орфографические ошибки, для «2» — 7 орфографических ошибок;
- отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений;
- при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.
Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания ( неизученные орфограммы) не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки. К неверным написаниям относятся:
• описка (искажение звуко-буквенного состава слова: чапля вместо цапля);
• ошибка на правило, неизучаемое в школе;
• ошибка в переносе слова;
• ошибка в авторском написании (в том числе и пунктуационная);
• ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
• в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
• в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
• в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
• в написании ы и и после приставок;
• в случаях трудного различения не и ни;
• в собственных именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся ошибки:
• в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
• в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
• при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или 1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и однотипные ошибки.
Повторяющиеся — это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный, возрост), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну. Однотипные — это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая последующая — как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.
Оценка дополнительного задания к диктанту
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы). При оценке выполнения дополнительного задания рекомендуется руководствоваться показателями, представленными в таблице 3. ..
Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Уровень выполнения задания | Все задания выполнены верно | Правильно выполнены не менее 3/4 всех заданий | Правильно выполнено не менее 1/2 заданий | Не выполнено более половины заданий |
Оценка сочинений и изложений.
Основными формами проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:
• коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
• языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
• навыки правописания—орфографические и пунктуационные.
Требования к объему сочинений и изложений представлены в таблице
Требования к объему сочинений и изложений
Примерный объем текста | 5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Изложение (количество слов) | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 250-350 | 350-450 |
Сочинение по русскому языку (количество страниц) | 0,5-1 | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-3 | 3-4 |
Сочинение по литературе( кол-во страниц) | 1-1,5 | 1,5-2 | 2-2,5 | 2,5-3 | 3-4 |
Примечание: объём текстов подробных итоговых контрольных изложений в 8-9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда работа проверяет знания обучающихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речевое оформление) считается отметкой по литературе. В 10-11 -х классах обе отметки за сочинение, характеризующие знания обучающихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.
Критерии оценивания сочинений и изложений представлены в таблице
Критерии оценивания сочинений и изложений
Содержание | Речевое оформление | Грамотность |
— соответствие содержания работы заявленной теме; — полнота раскрытия темы; — наличие фактических ошибок; — последовательность изложения | — разнообразие лексики и грамматического строя речи; — стилевое единство и выразительность речи; — число речевых недочетов | Число допущенных ошибок: — орфографических; — пунктуационных; — грамматических |
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка— это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения.
Речевыми недочетами можно считать:
— повторение одного и того же слова;
— однообразие словарных конструкций;
— неудачный порядок слов;
— различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений представлена в таблице
Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений.
Фактические ошибки. Логические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
---искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат;
— нарушение последовательности в высказывании;
— отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
— неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
— раздробление одной микротемы другой микротемой;
— несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
— перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
— неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
• употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
• неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
• употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
• пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
• неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;
• смешение лексики разных исторических эпох;
• употребление штампов. ......
Речевые ошибки в построении текста: .
• бедность и однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
• стилистически неоправданное повторение слов;
• неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например:Иванов закинул удочку, и она клюнула;
• неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки.
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок .
• Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например,надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
• Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
• Синтаксические.
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
— нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
— нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
— разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
Нормы оценивания сочинений и изложений
Оценка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
1 | 2 | 3 |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании | Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка |
«4» | 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов | Допускаются: • 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических — двух, однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4» |
«3» | 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых | Допускаются: • 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых); • Орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки____ |
«2» | 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов | Допускаются: - 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; - 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических |
«1» | Допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок |
Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»)
Оценка проверочных работ
Проверочные работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Оценивание самостоятельных работ.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
5 класс. Русский язык.
1.Проверочная работа по теме «Повторение изученного в начальных классах»
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Дни в эту пору обычно бывают хмурые, ненастные. (2) Тяжёлые тучи ползут почти над самой землёй. (3) Вот и опять засеял дождик – мелкий, словно сквозь сито. (4) В такую погоду из дома и нос не высунешь.
(5) Зато, когда ветер разгонит тучи, разъяснится небо, бегите скорее на улицу подышать свежим воздухом.
(6) Проверьте, какие птицы, кроме ворон и галок, остались зимовать в наших краях. (7) В деревне, да и в огороде. (Г.Скребицкий)
1*. О каком времени года говорится в тексте? Что помогло вам это определить? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Выпишите грамматическую основу из выделенного предложения. __________________________________________________________
- Из предложений 4-6 выпишите слово, правописание которого следует проверить правилом о правописании -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. Проверьте его написание вопросом.
__________________________________________________________
- Из предложений 1-5 выпишите прилагательное, стоящее в форме ед.ч, м.р., Т.п. _________________________________________________
- Из предложений 1-2 выпишите предлоги ________________________
6. Объясните значение прилагательного тяжёлые из предложения 2.
______________________________________________________________
2.Проверочная работа по теме «Глагол»
1. Допиши окончания глаголов.
1) Кашу маслом не испорт…ш… .
2) Тише ед…ш… – дальше буд…ш… .
2. Закончи правило.
В сочетании _тся, _ться мягкий знак пишется __________________________
и не пишется, если глагол стоит в форме ____________.
3. Вставь пропущенные буквы.
С умным разговорит_ся, что меду напит_ся. Счастье в воздухе не вьет_ся, а руками достает_ся. На миру и работа спорит_ся. Умный любит учит_ся
4. Закончи правило.
В личных окончаниях глаголов, стоящих в форме 2 лица ед. числа настоящего и будущего времени, на конце пишется _________.
5. Вставьте в глаголы 2-го лица единственного числа соответствующие окончания I и II спряжений.
Слыш.., мечта.., подерж.., подкорм.., помеша.., наблюда.., рыбач.., светле.., напада.., кол.., проверт.., подыш.., перегон.., потерп.., зарыда.., рыщ.., присмотр.., скос.., молв.., куп.., сажа… .
6. Разбери глаголы по составу.
Кружить, кружиться, закружится, закружит, закружилась, закружил, закружишься.
-
2.Словосочетание. Предложение.
- Отметь словосочетание.
а) синие и красные
б) побежал по дороге
в) под горой
- Отметь предложения.
а) Белка песенки поет.
б) Под голубыми небесами.
в) Приезжай быстрее!
- Отметь словосочетания.
а) возле дома
б) осенняя погода
в) почувствовал боль
г) говорил быстро
д) он понял
е) красивый дом
ж) около пруда
з) через час
- Почеркни словосочетание с главным словом – существительным.
а) решение задач
объявить о решении
привести в порядок
б) идти берегом
увидеть берег
крутой берег
в) хорошее пение
услышать пение
петь песню
г) скрыть волнение
волнение на воде
играть на скрипке
- Отметь вариант, в котором во всех словосочетаниях зависимое слово выражено существительным.
а) писать письмо, думать о поездке, холодный ветер
б) обложка книги, тетрадь ученика, идти на пляж
в) закат солнца, зеленый чай, веселый смех
6. Ответь повествовательное невосклицательное предложение.
А) Приходите к нам завтра.
Б) Наступило время экзаменов.
В) Будьте осторожнее на воде.
- Отметь повествовательное восклицательное предложение.
А) Немедленно прекратите спор!
Б) Какая чудесная ночь!
В) Встань и повтори еще раз
- Отметь побудительное невосклицательное предложение.
А) Вчера все наши ребята были в кинотеатре.
Б) Закройте, пожалуйста, дверь.
В) Завтра мы идет в кинотеатр.
- Отметь побудительное восклицательное предложение.
А) Встаньте в строй!
Б) Вы уже проснулись?
В) Оденьтесь, пожалуйста, потеплее.
- Отметь вопросительное восклицательное предложение.
А) Что тебе приготовить?
Б) Как ты не можешь этого понять?!
В) Как ты это сделал?
3.Словарные диктанты
Безударные проверяемые гласные в корне слова.
- Бегом, звезда, китовый, лосиный, насолить, переломить, раздевалка, увядание.
- Босой, завязь, клеенка, копна, корпусный, молить, носатый, опалить, перегреваться, спина.
- Выпечка, зарядить, княжна, локтевой, наградной, облениться, полосатый, раскрошить, сластена, тростинка.
- Грозить, жердинка, засиять, коренья, обновление, обронить, прописи, сорить.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
- Акварель, вестибюль, делегат, капитан, обаяние, регулировать, стадион, тренировать, фестиваль, центнер.
- Библиотека, героизм, каталог, матрос, мечта, обоняние, санаторий, тренер, фантастика, шинель.
- Аромат, иней, карнавал, облако, планета, результат, считать, трибуна, фонтан, цемент.
- Ветеран, диалог, диспансер, документ, кабинет, костюм, магнитофон, орбита, партер, процент.
Проверяемые звонкие и глухие согласные.
- Вырубка, замазка, знобкий, зыбкий, каскад, косьба, пейзаж, посадка, снег, усадьба.
- Заморозки, зубчатый, издержки, лодка, молотьба, перевязка, помощник, резкий, сладкоежка, хлипкий.
- Ветхий, морж, нагрев, обтяжка, падеж, резьба, родство, смазка, тетрадка, хлопковый.
Непроизносимые согласные.
- Властный, гласность, гигантский, звездный, известный, корыстный, костный (мозг), ровесник, яство.
- Гнусный, горестный, местность, опасный, поверхностно, предшественник, согласный, спортсмен, челюстной.
- Бесчестный, наездник, ненастный, областной, постный, празднество, сердце, счастливый, ужасный, чувствовать.
Непроверяемые согласные, включая двойные.
- Аккорд, артиллерия, баррикада, дискуссия, жужжать, колонна, колоннада, телеграмма, трасса, экзамен.
- Аккуратный, бассейн, километр, колодец, комиссия, матч, одиннадцать, терраса, тоннель, футбол.
- Аппетит, галерея, иллюстрация, количество, одноклассник, программа, терроризм, характеристика.
Разделительные Ъ и Ь.
- Адъютант, вьюшка, дьяк, зверье, зимовье, интерьер, итальянец, лосьон, обезьяна, предъюбилейный.
- Батальон, въявь, карьер, надъязычный, объявление, предъявитель, разъяриться, съестной, устье, шестнадцатью.
- Бьют, восемью, дьякон, изголовье, ладьей, матерью, почтальон, ружье, серьезный, съехать, съемочный.
Гласные и, у,а, ы после шипящих и ц.
- Брошюра, Камчатка, жировик, ожидание, циркуль, цыган, чудесный, сощуриться, шифровать, панцирь.
- Глициния, начальник, парашютный, чучело, площадь, дожидаться, шиповник, щучий, цыпленок, цифровой.
- Пощадить, жемчужный, жюри, на цыпочках, цилиндр, чуть-чуть, чадолюбие, зажиточный, шимпанзе.
Гласные о-е после шипящих и ц в корне слова.
- Желтый, дешевый, жонглер, крыжовник, шепот, решетка, цоканье, четкость, шорты, щелкать.
- Подчеркнутый, пшенка, цокотуха, четко, шов, шофер, жердочка, капюшон, учеба, щеголь.
- Шоу, шоковый, черточка, цокотать, трещотка, трущоба, черствость, счел, печенка, шепотом.
Буквы о – е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях различных частей речи.
- Борщок, верблюжонок, грушовка, девчонка, с плащом, зайчонок, зрачок, под крыльцом, за зеркальцем, камешек.
- Добрячок, дирижер, виражем, горшочек, женишок, с карандашом, под креслицем, над страницей, с товарищем.
- Камышевка (птица), крючочек, над лицом, с сестрицею, своим ключом, мешочек, рыльце, режиссер, светлячок, собачонка.
Контрольные диктанты
1.Повторение изученного в начальных классах.
Светлячки
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.4
На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рябила вода и поплавки на ней.4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: "Смотри, Юра!"
Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъяснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.
Над головой сплетались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)
(91 слово.
Задание: Выделить в тексте главные члены предложения.
- Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Отдых в деревне.
Этим летом мы с товарищем гостили у моей бабушки в деревне. Деревня расположилась на берегу узкой, но глубокой речки.
По утрам мы бегали по росе купаться. Разбежишься и ныряешь с берега в воду. Во все стороны расходятся круги, летят брызги. Утки отплывают в камыш и прячутся. Здесь они ждут, когда мы перестанем плескаться, возиться в воде.
Если на небе нет туч, мы ложимся на песок и с наслаждением загораем на солнце. После купания залезаем в густые заросли малины. Они растут у самой воды.
Осенью мы расскажем ребятам о нашем беззаботном отдыхе. (91 слово.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Утки отплывают в камыш и прячутся.4 (1 вариант);
Разбежишься и ныряешь с берега в воду.4 (2 вариант).
2. Выпишите из текста слова с чередующимися гласными а-о и обозначьте орфограмму.
3. Выполните фонетический разбор слов: здесь (1 вариант), солнце (2 вариант).
3. Фонетика и графика
Ежи готовятся к зиме.
Поздней осенью ежи начинают готовиться к зимней спячке. Мало у них добычи, потому что под корягами скрываются ящерицы, жучки и лягушки.
Медленно ползёт колючий ёж через чёрные кочки, небольшие полянки, опасные овраги, мимо узких ручьёв.
В чудесные осенние денёчки старается ёжик приготовить себе широкую, тёплую норочку. Днём и ночью таскает он в домик душистые листья, мягкий лесной мох, засохшие травинки и веточки, которые нашёл в лесу. Хочется позаботиться ему об удобной постельке.
Накрыл норку огромный снежный сугроб, и ёжик надёжно укрылся под таким пушистым одеялом. Хорошо счастливому ежё жить в своей норке! Спит он здесь, видит прекрасные сны, и мы рады за него. С хорошим настроением проснётся ёжик, а затем отправится осматривать своё хозяйство.
4.Лексика
Летняя гроза.
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
5.Морфемика и орфография
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
Задание: 1.Выделить корни имен существительных в первом абзаце.
2.Произвести морфемный анализ слова спокойной2.
6.Имя существительное
Детство и юность Пришвина прошла в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.
Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.
С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.
А вы, ребята, читали его книги?
Задание : Найти в тексте существительные, подчеркнуть их как члены предложения.
7.Имя прилагательное
Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.
Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.
В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.
8.Глагол
В лесу.
Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.
Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.
Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!
9.Итоговый диктант «Повторение изученного в 5 классе»
Летнее утро легко поднимает с постели.
Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезет вдруг на дороге или на тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.
Литература.
Тест по творчеству А.А. Фета
- Укажите годы жизни А.А. Фета.
а) 1801 – 1888 гг.
б) 1837 – 1897 гг.
в) 1820 – 1892 гг.
г) 1845 – 1900 гг.
- А.А. Фет родился в семье…
а) графа
б) военного в отставке
в) орловского помещика
г) крестьянина
- А.А. Фет окончил…
а) Московский университет
б) Казанский университет
в) Орловскую гимназию
г) Таганрогскую гимназию
- Как назывался первый сборник стихов А.А. Фета?
а) «Лирический пантеон»
б) «Стихотворения А.А. Фета»
в) «Стихотворения А.А. Фета в двух частях»
г) «Вечерние огни»
- Как назывался последний сборник стихов А.А. Фета?
а) «Зреет рожь над жаркой нивой…»
б) «Лирический пантеон»
в) «Времена года»
г) «Вечерние огни»
- Что описывает А.А. Фет в следующих строчках?
«А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса»
а) красоту летнего дождя
б) приход весны
в) красоту весеннего дождя
г) наступление лета
- Из какого стихотворения взяты следующие строчки?
«Только ты, моя милая птичка,
В тёплом гнёздышке еле видна.
Светлогруда, легка, невеличка,
Не запугана бурей одна»
а) «Чудная картина»
б) «Задрожали листы, облетая»
в) «Весенний дождь»
г) «Первый ландыш»
- Какое время года воспевает А.А. Фет в стихотворении «Чудная картина»?
а) весну
б) зиму
в) лето
г) осень
- Какому явлению природы посвящено стихотворение А.А. Фета «Задрожали листы, облетая…»
а) дождю
б) снегу
в) буре
г) урагану
- Какое средство художественной выразительности использует А.А. Фет в стихотворении «Чудная картина» в следующих словосочетаниях: «полная луна», «блестящий снег», «одинокий бег»?
а) метафора
б) гипербола
в) олицетворение
г) эпитет
9 класс. Русский язык
1.Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-8 классах»
Бура – по-казахски верблюд-самец. В народе сохранилось поэтическое сказание о вещем верблюде, который жил в окрестностях Кокшетау. В обычное мирное время красавец бура пасся близ Кокшетау – Синей горы, попивая прохладную воду из лесного озера. Но медовое разнотравье ни на миг не притупляло его чутья – первым предупреждал вещий верблюд приближение народной беды, и тогда он взлетал, как тулпар, на вершину Кокшетау и могучим ревом предупреждал людей о надвигающейся опасности.
Кроме него лишь могущественный хан Аблай выбирался на неприступную вершину, чтобы самому увидеть в синей дымке границы своих владений.
...Однажды сын Аблая тщеславный Касымхан подстрелил из лука верблюда в самое сердце. Смертельно раненный бура дополз до живой воды своего любимого озера, а после смерти стал каменным. До сих пор неподалеку от залива Ясная Поляна можно видеть гранитную скалу, напоминающую очертаниями двугорбого верблюда... (132 слова)
(В. Михайлов.)
Грамматические задания:
1. Выпишите десять словосочетаний и определите вид синтаксической связи в них.
2. Найдите в тексте обособленные и необособленные согласованные определения. Укажите, к чему они относятся.
2. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»
«Слово о полку Игореве» уместилось всего на нескольких страницах древней рукописи, но в течение двух столетий люди Руси, истерзанной княжескими раздорами и нападениями кочевников, вспоминали о нём, цитировали наизусть мудрые патриотические строки.
Ко времени похода Игоря, тайком уведшего дружины к Дону и неосмотрительно потерявшего своё войско, честь полководца, Русь распалась на несколько самостоятельных княжеств. Распри князей переходили в кровопролитные войны, а кочующие племена половцев, постоянно совершавшие набеги на русские земли. Перерезали древний путь «из варяг в греки» и нарушали экономические связи Руси с южными и восточными землями. Их набеги сопровождались разорением городов и уводом в плен жителей, однако князья, утратившие чувство патриотизма, не в состоянии были из-за непрерывного соперничества нанести решительный удар половцам.
Летописцы, как правило, только регистрировали события, и лишь некоторые из них решались на оценки отдельных поступков князей. Но, ни один из древнерусских книжников не поднялся, как автор «Слова», на высоту мудрых исторических обобщений. Поэма постепенно, однако, забылась, и только в конце 18 века, после обнаружения единственно уцелевшего списка, она зазвучала с новой силой. (166 слов)
3 . Контрольный диктант «Типы придаточных предложений»
Скрипучие половицы
Дом рассохся от старости. Он стоял на поляне в сосновом лесу, и от сосен все лето тянуло жаром.
Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками, которые в изобилии цвели перед крыльцом. Растрёпанные, высохшие они напоминали клочья пуха, прилипшего к стебелькам.
Единственное, что раздражало композитора, - скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.
Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица. Это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивали инструменты. То на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей кто-то трогал струны. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше.
Но когда-нибудь всё это он воплотит в своей музыке. (174 слов)
( К.Паустовский)
Грамматические задания:
1. Разберите слова по составу: проиграть, пробирался, постучавшего.
2. Определить тип придаточных предложений в первых трех абзацах.
4. Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Народная песня
Казахский народ богат песнями. В этих песнях запечетлелась многовековая история народа, его надежды, горе и радость, его думы, мечты. Песня звучала всюду: в бескрайней казахской степи, на шумных ярмарках и базарах, в в продымленных юртах. На воле и в зстенке. Жизнь кочевника была немыслима без песни. Звонкой ликующей песней голосистый жигит открывал той, песней встречали рождение ребенка, с песней провожали человеак в последний путь. Выдавая девушку замуж, пели свадебную «Жар-жар», в дни мусульмнских празднеств звучал за каждой юртой «Жарапазан».
Отношение казахского народа к песне выражено в поговорках: «Песня – украшение жигита», «Коль ты умен, вслушивайся в песню.» О значении песни в жизни казахов хорощо сказал великий Абай:
Двери в мир открыла песня для тебя.
Песня провожала в землю прах, скорбя.
Певцы, акыны-импровизаторы, музыканты пользовались почетом и уважением: они были желанными гостями, любимицами народа.
Казахская народная песня издавна привлекала внимание русских ученых-исследователей. Они с неизменной теплотой и восхищением отзывались о песенней культуре казахского народа. Еще в начале века ими были записаны на ноты отдельные казахские песни. (167 слов.)
(Л. Майлыбаева.)
5. Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи»
Журчеёк.
Если вас когда-нибудь осчастливит судьба, и вы в летнюю пору спуститесь к болоту, а потом по узенькому мостку перейдете заросшую осокою и кувшинками речушку с нежным именем Конопляночка, то на опушке небольшого лесочка вы услышите неугомонное мелодичное журчание.
Оно всегда разное: на утренней зорьке, под ватниками тумана, звуки тише, мягче, более кроткие, чем солнечным жарким днем, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится лазурнее, прозрачнее, кажется звонче. Проносится ветер над лесом – ручеек затихает, затаивается. А когда водную гладь трогают струйки дождя, ручейковую музыку не описать, до того она красива в осеннюю непогодь. Когда деревья роняют на воду золото листвы, в журчание слышаться и грустные мелодии расставания с летом, и жизнерадостные песнопения о волшебной необходимости зимнего отдыха перед буйством грядущей весны.
Журчит на радость всем ручеёк. И, может быть, поэтому него такое красивое имя – Журчеёк. (136 слов.)
( П. Дудочкин.)
Грамматические задания:
1. Обозначьте морфемы в словах: услышьте, неповторимом, затихает.
2. Составьте схему сложного предложения « Когда деревья роняют…».
3. Выделите грамматические основы в 1 предложении
6. Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса
Семья Раевских переживала счастливые моменты жизни: прославленный генерал Раевский, счастливый отец и обаятельный собеседник, был полон сил и энергии; сыновья, чьи имена прогремели на всю Россию, готовились к великому будущему; прелестные, хорошо образованные и умные дочери вносили атмосферу романтической женственности. То, что ждало семью в будущем: горечь от неудавшейся жизни баловня семьи — старшего сына Александра, героическая и трагическая судьба Марии, смерть самого генерала, не выпустившего до последней минуты из рук портрета дочери, уехавшей в Сибирь вслед за мужем-декабристом, — все это и отдаленно не приходило в голову участникам этого веселого путешествия. Здесь господствовала та обстановка взаимной любви, которой Пушкин, по его собственным словам, никогда не наслаждался и которой так жаждал. Пушкина приняли в этот круг как члена семьи, как своего. Девочки-дочери были моложе его и тоже рвались чувствовать себя взрослыми, да и в самом генерале было много той детской простоты, которая бывает в действительно умных людях. Мир Раевских привлекал Пушкина любовью и счастьем.
Пребывание поэта в семье Раевских, несмотря на его краткость (всего несколько недель), сыграло огромную роль в жизни и в поэзии Пушкина. (185 слов)
( Ю. Лотман)
Контрольная работа «Сложноподчиненное предложение»
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите типы придаточных.
1.Жизнь Берлиоза складывалась так что к необыкновенным явлениям он не привык.
- Но это увы было и длинный сквозь которого видно гражданин не касаясь земли качался перед ним и влево и вправо.
- Дело в том что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму.
- Поэт для которого все сообщаемое редактором являлось новостью внимательно слушал Михаила Александровича уставив на него свои бойкие зеленые глаза и лишь изредка икал шепотом ругая абрикосовую воду.
- Впоследствии когда откровенно говоря было уже поздно разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека.
- Он остановил свой взор на верхних этажах ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце затем перевел его вниз где стекла начали предвечерне темнеть чему-то снисходительно усмехнулся прищурился руки положил на набалдашник а подбородок на руки.
- Важное сведение по-видимому действительно произвело на путешественника сильное впечатление потому что он испуганно обвел глазами дома как бы опасаясь в каждом окне увидеть по атеисту.
- Но - продолжал иноземец не смущаясь изумлением Берлиоза и обращаясь к поэту - отправить его в Соловки невозможно по той причине что он уже с лишком сто лет пребывает в местах значительно более отдаленных ...
- Для того чтобы управлять нужно как-никак иметь точный план на некоторый хоть сколько-нибудь приличный срок.
- Как же может управлять человек если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок ну лет скажем в тысячу но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?
- Только человек соберется съездить в Кисловодск - тут иностранец прищурился на Берлиоза - пустяковое казалось бы дело но и этого совершить не может потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай!
- Пока иностранец совал их редактору поэт успел разглядеть на карточке напечатанное иностранными буквами слово "профессор" и начальную букву фамилии - двойное "В".
Проверочные работы
Проверочная работа 1
1.Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
Это нужно видеть когда на ра…вете капля дождя величестве(н,нн)ая и пр…красная опускает(?)ся на деревя(н, нн)ую звучную крышу. 2.Она летит (от)туда где всё клубит(?)ся. 3. Со(н, нн)ая только что появившаяся на свет эта капля л…тит как оч….рова(н, нн)ая птица с зам…рающ…м сердцем робея взглянуть на мир и ож…дая чуда. 4.Капля опускает(?)ся медле(н,нн)о и ветер покачива…т ее колыш…т как весе(н,нн)ий лист и несет бережно. 5.Со…нце сквозь тусклую полоску на г…ризонте ск…льзнуло под тучу и п…дставило ей свою огне(н,нн)ую л…донь. 6. Оно к…чает на ней это прозрач(?)ное существо которое г…рит и п…р…ливает(?)ся. 7. Оно неви(н,нн)о и послушно всему что к нему прик…снёт(?)ся. 8.Вот капля пр…вратилась в струйку колыш…щуюся (на) лету как робкое но (не)м…нуемое мгн…вение судьбы. 9. Вот она плющ…тся потом р…стекает(?)ся и на краях её вспыхивают крошеч(?)ные светящиеся ф…нтаны наподоби... стекля(н,нн)ых ноч(?)ных фиалок. 10.Они живут лишь долю мгн…вения и (на)всегда и(с, з)чезают. 11.Так что тот кто их вид…л едва ли сам успеет улыбнут(?)ся. 12. И только ровный г…роховый грохот р…кочет по крыше разгоня…мый ветром и ра(н,нн)ими р…скатами утре(н,нн)ей п…рывистой гр…зы. (По Ю. Куранову)
2. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
3. Из предложений 3 – 4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Замените словосочетание капля дождя (предложение № 1), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.
6. Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
7. Среди предложений 8 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.
Проверочная работа 2
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
1. Вижу себя на берегу окруж ..ном сверкающ..м миром. 2. Я лежу в зеленой тр..ве вдыхая влажный зап..х земли и р..стений. 3. Вижу, как по стеблям тр..винок нетор..пливо движу ..ся насекомые. 4. Белые золотые синие к..чаются над головой цветы. 5. В небе в..сит пушистое белое обл..ко. 6. Я пр..щуриваю глаза и мне каже ..ся что по небу плывет сказочное белое чудовище на золоче..ых ра..пахнувшихся крыльях.
7. Высоко- высоко в небе п..рит ястреб. 8. Что вид..т он с небесной голубой выс..ты? 9. Быть мож..т запавш..м в зеленой меже белоголовым зайч..ком каже..ся ему мальчик с выг..ревшей на солнце непокрытой головою?
10. Меня бывалого человека и теперь неуд..ржимо пр..тягивают и радос ..о в..лнуют обширные пр..сторы родной русской пр..роды. 11. Люди не пр..рывающие связь с пр..родой не могут чу..ствовать себя од..нокими. 12. Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними пр..красный солнечный мир.
13. Отл..жавшись в п..хучей тр..ве налюб..вавшись золотистыми обл..ками недвижно застывш.. в небесном океане с новым приливом сил подн..маюсь с теплой родимой земли и иду среди цветущ ..о любимого мира.
(По И.Соколову-Микитову)
Часть 2
2. Укажите номер предложения, отражающего основную мысль текста.
1) 5
2) 11
3) 1
4) 12
3. Укажите предложение, в котором стилистическим приемом является риторический вопрос.
- Я лежу в зеленой тр..ве вдыхая влажный зап..х земли и р..стений.
- Как в детстве, по-прежнему раскрыт перед ними пр..красный солнечный мир.
- Вижу, как по стеблям тр..винок нетор..пливо движу ..ся насекомые.
- Быть мож..т запавш..м в зеленой меже белоголовым зайч..ком каже..ся ему мальчик с выг..ревшей на солнце непокрытой головою?
4. Из предложений 5-7 выпишите слове, правописание приставки в котором определяется её значением – «неполное действие».
Ответ: _______________________________________________
5. Из предложений 8-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса обусловлено правилом: «В суффиксах действительных причастий в прошедшего времени пишется гласная, стоящая в инфинитиве перед -ть».
Ответ: _______________________________________________
6. Замените слово неуд..ржимо в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: _______________________________________________
7. Замените словосочетание в небесном океане (предложение № 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
Ответ: _______________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу предложения № 13.
Ответ: __________________________________________________________________
9. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: предложение № _____________
10. Среди предложений 5–9 найдите предложение с вводным словом.
Ответ: предложение № _____________
Проверочная работа 3
1. Укажите БСП со значением перечисления.
- Семь раз отмерь один раз отрежь.
- Метель не утихала небо не прояснялось.
- Печален я со мною друга нет.
- Он подумал понюхал пахнет мёдом.
- Двери и окна отворены настежь в саду не шелохнется лист.
2. Укажите БСП со значением сопоставления.
- Это было не только горе это была полная перемена жизни.
- Дуб держится к земле тростиночка припала.
- Руки коченели дыхание прерывалось хрипела грудь.
- Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках у разбойников.
- Любишь кататься люби и саночки возить.
3. Укажите БСП со значением изъяснительных отношений.
- Убьёте ничего не получите.
- Оборачиваюсь Грушницкий.
- Мне пришло в голову отчего же так крепко спит матушка?
- Обломов оглянулся перед ним стоял Штольц.
- Трава под ногами усыпана росой птицы спят.
4. Укажите БСП со значением обусловленности.
- Где-то скрипнула дверь послышались осторожные шаги.
- Так решено не окажу я страха.
- Промедлишь будешь наказан.
- Мы решили врагу не сдадимся.
- Кто войдёт выпрыгни в окно.
5. Укажите БСП со значением определительных отношений.
- В конце четверти я решил довольно троек.
- Я точно знаю у тебя есть талант.
- Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами да с чинами.
- Он поднял голову высоко в небе проплывал караван журавлей.
- Он гость я хозяин.
6. Укажите БСП со значением причинно-следственных отношений.
- Иногда лошади проваливались по брюхо почва была очень вязкой.
- Богатому не спится богатый вора боится.
- Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль обворуют лавку сведут лошадей.
- Я не мог заснуть передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.
- Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.
7. Укажите БСП со значением временных отношений.
- Победим каменный дом построишь.
- Однажды проснулся он и видит прямо против его норы стоит рак.
- Ехал сюда рожь начинала желтеть.
- Зеленели поля лужицы блестели в лучах раннего солнышка.
- Пашню пашут руками не машут.
8. Укажите БСП со значением сравнения.
- К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль.
- Молвит слово соловей поёт.
- Посмотрит рублём подарит.
- Скрипят колёса мычат волы кричат погонщики.
- Я знаю ничто не способно убить душу живую.
9. Укажите БСП со значением следствия.
- Я умираю мне не к чему лгать.
- Вот наши условия вы откажетесь от сказанного.
- Алексей решил довольно тянуть.
- Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за руку и толкает.
- Телефон звонил не переставая мне пришлось взять трубку.
10. Укажите БСП со значением быстрой смены событий.
- Вечером пройдёшь по селу никого не встретишь.
- Я пришёл выходи навстречу.
- Сыр выпал с ним была плутовка такова.
- Он поднял руку все замерли.
- Нравится рисовать рисуй на здоровье.
11. Укажите БСП со значением пояснения.
- С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле работала она за двоих а ласки никакой никогда не видела.
- В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги кто-то чихнул.
- Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга…
- Шестнадцать лет служу такого со мной не случалось.
- Серёжка промолчал он не любил словесных клятв и заверений.
12. Укажите количество знаков препинания в БСП.
Какую-то особую ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
- 6.
13. Укажите БСП с пропущенным тире.
- В избах и дворах было пусто все ушли на огороды копать картошку.
- Я убеждён люди будут жить без войн.
- Не приди он тогда всё сейчас было бы по-другому.
- Стояла она долго устали ноги и глаза.
- Попробовал идти пешком ноги мои подкосились.
14. Укажите БСП с пропущенным двоеточием.
- Прилетели зяблики лес ожил.
- Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.
- Я окликнул хозяев никто не ответил мне.
- Не спится няня здесь так душно.
- Будете в театре заходите.
15. Укажите количество грамматических основ в БСП.
Правильный путь такой усвой то что сделали твои предшественники и иди дальше.
- 2.
- 3.
- 4.
- 5.
Литература. Проверочная работа. Русская литература 18 века.
1. О каком писателе идёт речь: «Русский учёный и поэт 18 века, который, скрыв своё крестьянское происхождение, в 1730 году поступил в славяно-греко-латинскую академию». Укажите фамилию.
2. Укажите название литературного направления, возникшего в России во 2 четверти 18 века, к которому относят творчество Ломоносова, Державина, Фонвизина.
3. Укажите литературное направление 18 века, основой которого был взгляд на человека как на существо чувствительное.
4. Укажите литературное направление 18 века, к которому принадлежит повесть Карамзина «Бедная Лиза».
5. С каким историческим лицом связана ода «Фелица» в творчестве Державина?
6. Укажите жанр произведения «Бедная Лиза».
7. Откуда фраза (укажите автора, произведение): «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
8. Описание какого монастыря присутствует в произведении «Бедная Лиза»?
9. С каким историческим лицом связана ода 1747 года М. В. Ломоносова?
10. Укажите жанр произведения «Фелица». Высокий, средний или низкий жанр?
Развернутый ответ на вопрос « Какое произведение из русской литературы 18 века вам понравилось?» Обоснуйте свой выбор.
Контрольная работа «Русская литература 19 века»
1 вариант
1. Соотнесите автора и его произведение:
1. «Маленькие трагедии» А) М. Ю. Лермонтов
2. «Юность» Б) А. С. Пушкин
3. «Нищий» В) Л. Н. Толстой
2. По одной детали биографии отгадайте писателя:
А) Прославился своими романтическими балладами.
Б) В Персии исполнял обязанности секретаря русской дипломатической миссии.
В) Его определили в лицей в Царском Селе в год открытия лицея.
3. Назовите, о ком сказаны эти слова? Определите героя, произнёсшего их, произведение и автора.
А) Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.
Б) Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче - завтра генерал.
В) Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив…
Г) Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды.
Д) Ну да ведь я знаю тебя: ведь ты большой мошенник, позволь мне это сказать тебе по дружбе! Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве.
4. Черты какого литературного направления преобладают в стихотворении Пушкина «Море»:
а) классицизм; б) романтизм; в) сентиментализм; г) реализм.
Назовите эти черты.
5. Назовите в правильной последовательности все главы "Героя нашего времени" согласно сюжету.
6. Приведите названия и примеры 5 произведений (с указаниями авторов) разных жанров, изученных в курсе 9 класса. (название - автор - жанр произведения).
7. Сочинение - миниатюра ( не менее 2 - х примеров). Тема одиночества в литературе 19 века.
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса
1. Определите жанры произведений:
А) «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов
Б) «Евгений Онегин» А.С.Пушкин
В) «Тоска» А.П.Чехов
Г) «Судьба человека» М.А.Шолохов
2. Кто из авторов не относится к русской литературе 18 века
А) М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия…1747 года»
Б) М. А. Шолохов. «Судьба человека»
В) Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
Г) Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
3. Композиция – это:
А) Эпизод литературного произведения.
Б) Организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения.
В) Основной вопрос, поставленный в литературном произведении.
Г) Столкновение, противоборство персонажей.
4. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»
1) классицизм
2) романтизм
3) реализм
А) главный герой: одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;
Б) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героев; отсутствие однозначности в образах героев комедии; «порок не показан, до-бродетель не торжествует»; в произведении присутствует более двадцати действующих лиц;
В) единство места, времени и действия произведения; амплуа; принцип говорящих фамилий.
5. Определите вид жанра: "Лиро-эпичеcкое произведение c оcтрым, напряженным, драматичеcким, большей чаcтью фантаcтичеcким cюжетом, которое раccказывает о поражении или победе человека при его cтолкновении c cудьбой".
А) Элегия Б) Баллада В) Комедия Г) Ода
6. Где родился Евгений Онегин
7. Сколько завершенных глав в романе «Евгений Онегин»?
8. Соотнесите данные ниже характеристики с действующими лицами романа «Евгений Онегин»: а) Ольга; б) Онегин; в) Татьяна; г) Ленский
1. … но я привык
К его язвительному спору
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
- Кругла, красна лицом она, Д. Ларин
Как эта глупая луна Е. Ларина
На этом глупом небосклоне.
- Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
- Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
- Он был простой и добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый.
- Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
- Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы.
9. Восстановите хронологическую последовательность событий романа «Герой нашего времени»:
1) «Бэла» 2) «Максим Максимыч» 3) «Тамань» 4) «Княжна Мери» 5) «Фаталист»
10. Сколько томов Н.В.Гоголь задумывал написать, работая над поэмой «Мертвые души»?
11. В произведении Н.В. Гоголя "Мертвые души" главной темой является:
А) Жизнь помещиков
Б) Жизнь чиновников
В) Жизнь крестьянства
г) Жизнь всех слоёв общества
12. Определите помещика - хозяина усадьбы по представленным ниже зарисовкам из поэмы «Мертвые души»:
1) дом открыт всем ветрам, сад с кустами сирени и акации, беседка с надписью «Храм уединенного размышления»;
2) ассиметричный дом вроде тех, что строят для военных поселений, забор из крепкого дуба;
3) рядом с домом конюшня, псарня, в кабинете – только сабли и два ружья;
4)дом, утонувший в землю, комната с полосатыми обоями и зеркалами в темных рамах;
5)дом казался дряхлым инвалидом, в сенях дует холодом, как из погреба, зеленая плесень на ограде и воротах.
А. Плюшкин Б. Собакевич В. Ноздрев Г. Коробочка Д. Манилов
13. За какую книгу был удостоен А. И. Солженицын Нобелевской премии?
А) «Бодался теленок с дубом» В) «Архипелаг ГУЛАГ»
Б) «Красное колесо» Г) «Один день Ивана Денисовича»
14. Какова основная тема рассказа А.П.Чехова «Тоска»?
15. Какую роль играет встреча Андрея Соколова с мальчиком Ванюшей в рассказе «Судьба человека»?
Контрольное тестирование
- Кто из писателей относится к писателям 18 века?
А) В.А.Жуковский Б) М.В.Ломоносов
В) А.С.Пушкин Г) М.А.Шолохов
- Кто является автором комедии «Горе от ума»?
А) А.С.Пушкин Б) Н.В.Гоголь
В) А.С.Грибоедов Г) М.Ю.Лермонтов
3. Кто является автором стихотворения «Я вас любил: любовь еще, быть может…»?
А) В.А.Жуковский Б) А.С.Пушкин
В) М.Ю.Лермонтов Г) А.А.Ахматова
4.Кто является автором стихотворения «Смерть поэта»?
А) Г.Р.Державин Б) М.Цветаева
В) М.Ю.Лермонтов Г) А.С.Пушкин
5. Кто является главным героем романа «Герой нашего времени»?
А) Онегин Б) Чичиков
В) Печорин Г) Соколов
6. Кто является автором поэмы «Мертвые души»?
А) А.С.Пушкин Б) Н.В.Гоголь
В) А.С.Грибоедов Г) М.Ю.Лермонтов
7. Какое из произведений принадлежит перу И.А.Бунина?
А) «Евгений Онегин» Б) «Судьба человека»
В) «Темные аллеи» Г) «Собачье сердце»
8. Кто является автором стихотворения «Отговорила роща золотая…»?
А) А.А.Блок Б) С.А.Есенин
В) В.В.Маяковский Г) А.А.Заболоцкий
9. Кто из поэтов посвятил стихотворение бабушке?
А) А.А.Ахматова Б) Б.Л.Пастернак
В) А.Т.Твардовский Г) М.И.Цветаева
10. Кто является автором стихотворения «Я не ищу гармонии в природе…»?
А) А.А.Блок Б) С.А.Есенин
В) В.В.Маяковский Г) Н.А.Заболоцкий
11. Кто является автором следующих строчек?
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Ответ_____________________________
12. Из какого произведения взяты эти строчки и кто является их автором?
«Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня! была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идет мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: "Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!" Ну, опять обнял ее, вижу, что она не в себе...»
Название произведения________________________________
Автор_______________________________________________
13. Из какого произведения взяты эти строчки и кто является их автором?
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Название произведения________________________________
Автор_______________________________________________
14. В каком произведении собаку превращают в человека? Кто автор этого произведения?
Название произведения________________________________
Автор_______________________________________________
15. Почему Евгений Онегин не отказался от дуэли с Ленским? Дать развернутый ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Почему А.И.Солженицын называет свою героиню из рассказа «Матренин двор» праведницей? Дайте развернутый ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов по дисциплине Русский язык и литература. Литература. Оценка проводится методом сопостав...
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»
Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Материалы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ работырайонного методического объединения учителей русского языка и литературы Нижневартовского района за 2017/2018 учебный год...