Методическая разработка по литературе " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»"
методическая разработка по литературе (11 класс)
Методичсекая разоаботка мастерской по теме: " " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»" для раскрытия полемического характера поэмы: контрастное изображения четырех частей «протеста»- для развития умения логически мыслить, делать выводы; - для развития творческих способностей учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasilevskaya._kursy._oblako_v_shtanah.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического
образования
Институт общего образования
Кафедра филологического образования
Курсовая работа по программе повышения квалификации «Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
Санкт-Петербург
2022
ТЕХНОЛОГИЧЕСЧКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
Цель: создать условия (для учащихся 11 классов, 16-17 лет)
- для раскрытия полемического характера поэмы: контрастное изображения четырех частей «протеста»
- для развития умения логически мыслить, делать выводы;
- для развития творческих способностей учащихся;
Информационные материалы:
- отрывки из Облако в штанах. К 100-летию первого издания. Статьи, комментарии, критика / Сост. Д. Карпов. М.: Государственный музей В. В. Маяковского, 2015. С. 103–109.
- отрывки из поэмы В. В. Маяковского
Размещение учащихся – фронтально; затем – по группам.
Алгоритм
1. Индукция.
Задание 1. Индивидуально.
- Напишите свои ассоциации к словосочетанию «Облако в штанах». Какой визуальный образ вы представляете?
2. Социализация (фронтально).
- Назовите свои ассоциации
3. Задание 2.Учитель предлагает послушать отрывок из статьи Д. Карпов «К 100-летию первого издания. Статьи, комментарии, критика» (каждому выдается текст)
4. Социоконструкция. Задание 3. Индивидуально.
- Подчеркните текстовыделителем слова, которые отражают позицию автора статьи.
5. Социоконструкция. Задание 4. По группам.
Задание: Обсудите в группы результаты своего размышления и создайте общую картину авторского понимания поэмы (укажите характерные особенности выражения авторской мысли, наиболее яркие, выражения).
Поделитесь своими находками.
6. Социоконструкция. Учитель предлагает посмотреть на карточку №2 с исторической справкой о истории создания поэмы, биографическом контексте. (каждому выдается текст)
Задание 5. Обсудите в группе четыре протеста, выкрика «Долой!» , сравнив с композицией произведения, сделайте собственные выводы и познакомьте всех с вашими умозаключениями.
7. Социализация. Выступление групп.
Группы представляют материал, который наработали самостоятельно.
Задание 6. Ваша сейчас задача индивидуально, а затем необходимо перейти к обсуждению ваших находок в группе. Найдите ответ автора на страницах произведения «Облако в штанах». Для удобства работы подчеркните (индивидуально) ваше видение и понимание авторского протеста (без осуждения, «судить» не наша функция) постарайтесь объяснить от группы ваше понимание, чувства и видение автора.
8. Социализация: выступления от групп
Далее происходит реорганизация по группам.
9. Социализация (работа в группах).
В поэме много загадок, которые я вам предлагаю ПОНЯТЬ и ОСМЫСЛИТЬ, то есть сделать своим знанием.
Учитель предлагает каждой группе творческое задание (на столе лежат, перевернутые «вниз лицом» полоски, на которых написано задание: №1; №2; №3.)
Группа №1. Задание. Найдите в тексте писателя ЦВЕТОВЫЕ сочетания в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Группа №2.Задание. Найдите ЧИСЛОВУЮ символику в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?
Группа №3. Задание. Найдите символику ОБРАЗОВ поэмы .В. Маяковского «Облако в штанах»?
Задания написаны на листочках, лежат на столе учителя. Представители от групп подходят к столу и выбирают для группы задание.
10. Социализация: Предъявление наработанного мктериала от групп с записью на доске и в тетради (группы выступают поочередно и всегда с записью на доске).
Учитель корректирует/дополняет ответы учащихся (при необходимости).
11. Социоконструкция.
Задание 5. Прочтите еще раз (индивидуально) финальный эпизод поэмы и обсудите в группе ваше понимание такого завершения произведения. Обоснуйте свой ответ.
12. Социализация: выступление групп.
Магистраль (слово учителя). Приходим к тому, что однозначного ответа нет.
13. Рефлексия.
1. Когнитивная: Я сегодня, после совместной взаимодействия в нашей работе, понял, что….(высказывания учащихся; или если это письменная рефлексия, то напиши).
2. Я сделал/не сделал, для себя следующие открытия….
3. Для меня было неожиданно, что….
4. Меня удивило, что
5. Во время работы мне было трудно/нетрудно(в каком месте было трудно, опиши или скажи И, как их этой трудности я вышел? (помогли товарищи по группе, догадался сам…или другое).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»
Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»
Представлена методическая разработка проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"
Предствление о личности Гомера,знакомство с событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Тропы в поэме В.В.Маяковского "Облако в штанах""
Презентация и методические материалы...
Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".
Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....
Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс
Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...