Методическая разработка по литературе " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»"
методическая разработка по литературе (11 класс)

Василевская Анна Алексеевна

Методичсекая разоаботка мастерской по теме: " " В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»" для раскрытия полемического характера поэмы: контрастное изображения четырех частей «протеста»- для развития умения логически мыслить, делать выводы; - для развития творческих способностей учащихся;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasilevskaya._kursy._oblako_v_shtanah.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического

образования

Институт общего образования

Кафедра филологического образования

Курсовая работа по программе повышения квалификации «Инновационные технологии как средство реализации ФГОС»

 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

                

                                                                

Санкт-Петербург

2022


ТЕХНОЛОГИЧЕСЧКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

Цель: создать условия (для учащихся 11 классов, 16-17 лет)

- для раскрытия полемического характера поэмы: контрастное изображения четырех частей «протеста»

- для развития умения логически мыслить, делать выводы;
- для развития творческих способностей учащихся;

 

Информационные материалы:

- отрывки из Облако в штанах. К 100-летию первого издания. Статьи, комментарии, критика / Сост. Д. Карпов. М.: Государственный музей В. В. Маяковского, 2015. С. 103–109.

- отрывки из поэмы В. В. Маяковского
Размещение учащихся – фронтально; затем – по группам.

Алгоритм

1.     Индукция.
Задание 1. Индивидуально.

- Напишите свои ассоциации к словосочетанию «
Облако в штанах». Какой визуальный образ вы представляете?

2.     Социализация (фронтально).
- Назовите свои ассоциации

3.     Задание 2.Учитель предлагает послушать отрывок из статьи Д. Карпов «К 100-летию первого издания. Статьи, комментарии, критика» (каждому выдается текст)

4.     Социоконструкция. Задание 3. Индивидуально.
- Подчеркните  текстовыделителем слова, которые отражают позицию автора статьи.

5.     Социоконструкция. Задание 4. По группам.
Задание: Обсудите в группы результаты своего размышления и создайте общую картину авторского понимания поэмы (укажите характерные особенности выражения авторской мысли, наиболее яркие, выражения).
Поделитесь своими находками.

6.     Социоконструкция.  Учитель предлагает посмотреть на карточку №2 с исторической справкой о истории создания поэмы, биографическом контексте. (каждому выдается текст)
Задание 5. Обсудите в группе четыре протеста, выкрика «Долой!» , сравнив с композицией произведения, сделайте собственные выводы и познакомьте всех с вашими умозаключениями.

7.     Социализация. Выступление групп.

Группы представляют материал, который наработали самостоятельно.

Задание 6. Ваша сейчас задача индивидуально, а затем необходимо перейти к обсуждению ваших находок в группе. Найдите ответ автора на страницах произведения «Облако в штанах». Для удобства работы подчеркните (индивидуально) ваше видение и понимание авторского протеста (без осуждения, «судить» не наша функция) постарайтесь объяснить от группы ваше понимание, чувства и видение автора.

8.     Социализация: выступления от групп

 Далее происходит реорганизация по группам.

 

9.     Социализация (работа в группах).

В поэме много загадок, которые я вам предлагаю ПОНЯТЬ и ОСМЫСЛИТЬ, то есть сделать своим знанием.

Учитель предлагает каждой группе творческое задание (на столе лежат, перевернутые «вниз лицом» полоски, на которых написано задание: №1; №2; №3.)

Группа №1. Задание. Найдите в тексте писателя ЦВЕТОВЫЕ сочетания в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

Группа №2.Задание. Найдите ЧИСЛОВУЮ символику в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

Группа №3. Задание. Найдите символику ОБРАЗОВ поэмы .В. Маяковского «Облако в штанах»?

Задания  написаны на листочках, лежат на столе учителя. Представители от групп подходят к столу и выбирают для группы задание.

 

10. Социализация: Предъявление наработанного мктериала от групп с записью на доске и в тетради (группы выступают поочередно и всегда с записью на доске).

 

Учитель корректирует/дополняет ответы учащихся (при необходимости).

 

11. Социоконструкция.

Задание 5. Прочтите еще раз (индивидуально) финальный эпизод поэмы и обсудите в группе ваше понимание такого завершения произведения. Обоснуйте свой ответ.

 

12. Социализация: выступление групп.

Магистраль (слово учителя).  Приходим к тому, что однозначного ответа нет.

 

13. Рефлексия.

1.     Когнитивная: Я сегодня, после совместной взаимодействия в нашей работе, понял, что….(высказывания учащихся; или если это письменная рефлексия, то напиши).

2.     Я сделал/не сделал, для себя следующие открытия….

3.     Для меня было неожиданно, что….

4.     Меня удивило, что

5.     Во время работы мне было трудно/нетрудно(в каком месте было трудно, опиши или скажи И, как их этой трудности я вышел? (помогли товарищи по группе, догадался сам…или другое).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы по теме: «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»

Методическая разработка урока литературы по теме:  «Образ Мазепы в поэме А. С. Пушкина «Полтава»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 11 КЛАССА НА ТЕМУ «ПАРАДОКСЫ ЛЮБВИ В СТИХОТВОРЕНИИ В.В.МАЯКОВСКОГО «ЛИЛИЧКА! ВМЕСТО ПИСЬМА»

Представлена методическая разработка  проблемного урока-исследования с элементами "погружения". В данном материале содержатся авторские технологии: "мозаика ассоциаций", структурно-логическа...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Поэма Гомера "Илиада"

Предствление о личности Гомера,знакомство с  событиями последнего года троянской войны,описанных в поэме Гомера "Илиада"...

Методическая разработка уроков литературы в 11 классе "Раздумья о пути России в поэме А.Блока "Двенадцать".

Эта методичесая разработка - попытка современного прочтения поэмы А.Блока, уже так далеко отстоящей от нас во времени и в то же время такой актуальной....

Методическая разработка урока литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»" 10 класс

Одна из главных, поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способ...