Проект "Сказки для взрослых"
творческая работа учащихся по литературе (6 класс)
Данным проектом дети хотели напомнить взрослым истинные ценности жизни. Они изучили нравственные уроки литературных сказок русских и зарубежных писателей. Написали свои сказки и сделали вывод: гравственные ценности, золоженные в сказках, являются общими для всех людей. Это доброта, честность, благородство, толерантность, уважение, любовь, семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_dlya_vzroslyh.docx | 47.27 КБ |
skazki_dlya_vzroslyh.docx | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный Фестиваль-конкурс ученических проектов
МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района» Новосибирской области
Тема: «Сказки для взрослых»
Проект
(По произведениям русских и зарубежных писателей).
Выполнили:
Сидорова Маргарита,
Фоминцева Юлия,
обучающиеся 6 «А» класса
Руководитель: Босоногова Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
р.п. Линево
2020
Введение
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Героини и герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно, в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры.
Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.
Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно – воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.
В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.
Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.
Нравственные ценности в сказках для взрослых
Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.
Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни – духовном становлении.
Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами – работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни, поэтому тему проекта мы считаем актуальной.
Проблема: Можно ли детские сказки считать сказками для взрослых?
Объект исследования: Нравственные уроки литературных сказок.
Предмет исследования: Сказки русских и зарубежных писателей.
Гипотеза: сказки важны в жизни не только ребенка, но и взрослых.
Целью работы является анализ литературных сказок русских и зарубежных писателей, с целью подтверждения или опровержения гипотезы.
Жизнь сказки в эпосе и лирике
Сказка считается одним из видов фольклорной прозы. Она встречается в культурном наследии различных народов. Но и сказки подразделяется на различные жанры.
Сказкой называют рассказ, представляющий один из видов мифа и выполняющий религиозные функции. Такое определение относится к раннему периоду развития литературы и скорее всего, определяет положение сказки в эпосе. В более широком смысле, сказка характеризуется, как жанр устной художественной литературы, в содержании которого есть необычные и даже фантастические события.
Также сказка отличается определенным композиционно-стилистическим построением. Многие литераторы выделяют социальную значимость сказки и ее воспитательный характер. Положение сказки в эпосе говорит о том, что она является значимым культурным элементом для самого народа, который и является создателем такого жанра.
Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те жизненны ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.
Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.
Литературная сказка
До этого мы говорили о понятии народной сказки, которая относится к эпосу. Но есть и друга разновидность сказки – это литературная. Литературной сказкой называют авторское, художественное или поэтическое произведение, которое основано на фольклорных источниках либо исключительно оригинальное.
Литературная сказка – произведение волшебное и фантастическое, так как в нем происходят необычные приключения, а персонажи обладают уникальными способностями. Главное отличие литературной сказки от народной заключается в том, что у нее есть конкретный автор, ее текст зафиксирован в письменной форме и ее объем значительно больше.
Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.
Сюжет литературной сказки более насыщенный, а ее описания более развернутые. Литературный сказки разных авторов отличаются друг от друга определенным стилем повествования и творческим почерком самого писателя. Каждый автор создает свой сказочный мир. Но всё же, и такой вид сказки сохраняет в себе фольклорные традиции.
Зачастую в сказке такого вида встречаются именно фольклорные сюжетные мотивы: происхождение главного героя, спасение волшебного животного, нравственные испытания героя и соблазны.
Система образов литературной сказки схожа с народной. Извечной темой является противопоставление добрых и злых персонажей. Примеры одинаковых образов: красивая принцесса, злая мачеха, алчная старуха и справедливая волшебница.
Также литературная сказка включает в себя и народные средства поэтической речи. Это троекратные повторы, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, просторечие и фразеологизма. И самое главное – литературная сказка несет в себе те же идеалы, что и народная сказка. Она провозглашает торжество добра и справедливости, искореняет зло и делает главного героя более сильным.
Такими произведениями не стоит пренебрегать даже в пожилом возрасте, ведь на самом деле, все мы имеем душу ребенка, которая всегда тянется к волшебному миру, который несет в себе сказка.
Какие нравственные ценности несут сказки?
Мы прочитали все сказки в разделе учебника литературы «Сказки для взрослых» и проанализировали их, ответив для себя на важный вопрос: чему могут научить сказки не только детей, но и взрослых
Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" является самой по себе загадочной - то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. "Щелкунчик и Мышиный король" представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история - история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.
Т. Гофман написал это произведение в 1816 году. А по мотивам этой сказки великий композитор П. Чайковский написал балет в 1891 году.
Главная героиня "Щелкунчика и Мышиного короля" - это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она - добрая и отзывчивая.
Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер - в виде игрушки, смешной и нелепой.
Но Мари сразу полюбила игрушку, она отметила про себя ласковую улыбку Щелкунчика и его добрые глаза. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик.
Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота.
Но сказочный сон Мари заканчивается... Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней.
Нравственные уроки сказки
Как и любая сказка, "Щелкунчик и Мышиный король" несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.
Мари - наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность - она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок - помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.
А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.
Анализ «Маленького Мука» Вильгельма Гауфа
Сказка В.Гауфа "Маленький Мук" построена по принципу "рассказа в рассказе", точнее, даже трех рассказов, воплощенных в один. Сказка написана от первого лица, от лица некоего мальчика из города Никее, который в детстве вместе с друзьями любил слушать диковинные истории, которые рассказывал забавный человечек, живущий неподалеку - Маленький Мук. Мальчик пересказывает его истории, описывая происходящее как будто со стороны. Таким образом и возникает сказка.
С Маленьким Муком произошла невероятная история - однажды, когда он, будучи ребенком, попал в услужение к старой женщине. А когда решил убежать от нее, то прихватил с собой диковинные туфли и трость.
Но оказалось, что эти предметы - волшебные: туфли-скороходы, позволявшие мгновенно перемещаться по собственному желанию, и трость-кладоискатель, которая стучала о землю там, где зарыто золото. Поняв это, Маленький Мук отправляется на службу к королю, чтобы стать скороходом. Ему удается получить место, однако никто во дворце не знает, что секрет скорости Маленького Мука - это его туфли.
Прогуливаясь по королевскому саду со своей волшебной тростью, Маленький Мук неожиданно обнаруживает клад, зарытый предыдущим королем. Но один из придворных, заметив Мука в саду, решает, что он прячет похищенные деньги (а из казны как раз в это время исчезла крупная сумма).
Маленького Мука объявляют вором и выгоняют со службы. При этом у него отбирают туфли и посох. Скитаясь по окрестностям, он находит два дерева с диковинными плодами - фиги с одного дерева делают так, что на голове у человека вырастают ослиные уши, фиги с другого дерева сводят это колдовство на нет.
Разгадав секрет этих деревьев, Маленький Мук решает отомстить своим обидчикам: сперва, нарядившись торговцем, он продает для королевского двора фиги с первого дерева. А потом, когда вся свита и сам король обзаводятся ослиными ушам, называется доктором и приходит их "лечить". Но Маленький Мук не спешит избавлять своих обидчиков от недуга - объявив им, кто он на самом деле, он гордо уходит из дворца, забрав свои туфли и посох. Позже он оставит их в пустыне, дабы волшебство исчезло в песках.
Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы»
Особенность построения этой сказки служит тому, чтобы читатели могли понять: нельзя судить по человеку лишь из-за его внешнего вида или поведения. У каждого в прошлом могут остаться небывалые заслуги и испытания, о которых никто не знает.
Так произошло и с Маленьким Муком: изначально мальчики в городе считали его чудным и очень странным человеком, не упускали возможности подразнить из-за маленького роста и неприметной внешности. Однако узнав его историю, дети начали уважать его.
Таким образом, Гауф затрагивает в этой сказке некоторые совсем недетские вопросы - о честности и обмане, несправедливых обвинениях и уважении к человеку, о наказании за проступки. Такая сказка остается актуальной и интересной и для детей, и для взрослых.
Анализ сказки Телешова «Белая цапля»
Вначале сказки мы видим красоты северного королевства, в котором властвует добрый и мудрый король. Каждое лето, когда север укрывался цветами и растениями, а море приобретало изумрудный оттенок, сюда съезжались короли и принцы всего мира, чтобы полюбоваться этими красотами. Один из заезжих принцев влюбился в дочь короля – Изольду. Отец охотно дал согласие на брак дочери. Королевство начало готовиться к свадьбе принцессы. Изольда искреннее любила свой родной край, и хотела, чтобы ее свадебный наряд был таким же белоснежным, как необъятные просторы родины.
Принцессе пошили белое, словно снег, платье, серый, как зимнее море, плащ. Головной убор юная принцесса захотела изготовить такой, чтобы он был нежным и изысканным, как рисунок мороза на стекле. Но никто так и не смог сделать идеальное украшение.
Однажды к принцессе пришел старик, который сказал, что может достать хохолок белой цапли и осыпать его бриллиантами, что будет лучшим украшением невесты.
Но для этого следовало убить одну цаплю. Сердобольная принцесса сразу же отказалась от подобного варианта. Однако ночью, ее начали посещать сомнения: убить надо только одну цаплю, ничего страшного в этом нет. Утром она позвала старика и велела ему отправляться в путь за хохолком.
В день свадьбы, народ с восторгом смотрел на брачующуюся принцессу: ее головной убор, сверкающий бриллиантами был таким же прекрасным как северный край. Прошли года, принцесса Изольда стала королевой земли на юге. Изольда привыкла к теплу, радовалась пению птиц и красоте цветов, которые цвели в ее королевстве круглый год.
Однажды она решила посетить своего отца и отправилась на родной север.
Дома ей приснился страшный сон – во сне к ней пришли две цапли, которые рассказали, что по примеру принцессы, многие люди захотели иметь такой же красивый хохолок, и все цапли убиты. Изольда проснулась в ужасе и рассказала о сне своему отцу.
Старый король был очень огорчен, что дочь совершила такой поступок, и сказал, что массовые убийства птиц – это правда. Огорченная Изольда в этот же день вернулась в свое королевство, чтобы сделать какую-то пользу для своих людей, и тем самым окутать свой грех перед цаплями.
Нравственные уроки сказки
Чему учит нас сказка Н. Телешева?
В первую очередь, ответственности человека перед будущим.
Всегда надо предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое – время не вернется назад, и мы этого никогда не исправим.
Однако в руках человека – будущее. Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок – хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.
Принцесса Изольда была очень доброй и сердечной девушкой, однако один ее неправильный шаг привел к тому, что все цапли с белыми хохолками умерли. Разве хотела она этого? Нет, но из-за ее решения пострадало множество птиц, принцесса не предвидела тех масштабных последствий, которые случились по ее вине.
Анализ сказки «Русалочка» Андерсена
Русалочка - младшая дочь морского царя, которой не позволяется выплывать на сушу. Она живет в полном достатке в отцовском дворце на дне морском, однако ей скучна такая жизнь. Однажды, во время шторма, Русалочка видит, как тонет прекрасный юноша, попавший в кораблекрушение. Сердце морской принцессы дрогнула, она не смогла допустить его гибели и поэтому самостоятельно сумела вытащить юношу на сушу. Пострадавший необычайно ей понравился, Русалочка влюбляется, но она вынуждена вернуться на дно.
Русалочка не может перестать думать о прекрасном юноше. Но трагизм всей ситуации в том, что русалки не могут любить простых смертных. Их судьба прожить триста лет на дне и обратиться в пену морскую. Любовь же для русалки смертельна.
Но Русалочка оказывается под властью своих эмоций. Она идет на договор с морской колдуньей отдает ей свой голос, взамен получив человеческие ноги (и, следовательно, возможность выйти на берег). Однако колдунья ставит условие: если в течение нескольких дней Русалочке не удастся добиться от принца взаимной любви, то на закате солнца она погибнет, обратится в пену морскую. Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей и жизнь не мила.
Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретится с принцем, он приглашает ее в свой дворец... однако чувство, которое он испытывает к ней это скорее ласковая симпатия старшего брата (и он называет девушку «мой немой найдёныш с говорящими глазами»), но никак не любовь мужчины. Он вынужден жениться на принцессе из соседнего государства так хотят его родители и ждет, что Русалочка порадуется за него. Она в отчаянии ведь свадьба принца означает для нее гибель.
И эту гибель Русалочка принимает спокойно, не поддаваясь на искушения: ведь ее сестры, тоже подписавшие договор с колдуньей, предлагали ей убить принца до свадьбы тогда бы она снова стала русалкой и прожила на дне морском отпущенные ей триста лет. Но Русалочка не соглашается, счастье любимого для нее важнее. Она дожидается их свадьбы, которая как раз на закате, и тихо и незаметно исчезает, обратившись в морскую пену.
Нравственные уроки сказки
В сказке «Русалочка» датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый пусть и без тебя.
Анализ сказки Толстого «Русалка»
На околице маленького села жил пожилой старик вместе со своим котом. Очень часто он ходил на речку, чтобы ловить рыбу для себя и своего любимца. Однажды зимой, старик как обычно оставил на ночь свои сети в проруби и вернулся домой спать.
Дома его встретил встревоженный кот: всем своим видом животное старалось предупредить своего хозяина о грядущей беде, но наш герой не придавал этому значения. Ночью он пошел на речку проверить есть ли улов в его сетях. К глубокому удивлению старика там оказалась рыбина огромных размеров.
Мужчина, не посмотрев на свою добычу, засунул ее в мешок и понес к себе домой. Какое же было его удивление, когда вместо рыбы в мешке оказалась настоящая маленькая русалка! Старик заботливо уложил красавицу на печку и стал дожидаться, когда она проснется.
Утром русалка попросила еды у деда. Старик предложил ей кусок ржаного хлеба, так как это было единственной снедью дома. Но русалочка отказалась кушать простую еду и потребовала леденцов. Окрыленный любовью к девушке, дед продал свою овцу, а на вырученные деньги купил в городе конфет.
Съев все леденцы, русалочка опять уснула на печке. В это время кот начал метаться по дому и прыгать на своего хозяина, делая попытки что-то объяснить своему хозяину. Но старик, к сожалению, не придавал этому значения. На следующий день к деду пришел его внук и начал будить русалку, чтобы посмотреть на такую диковину, за что был строго наказан стариком.
Обиженный ребенок зарекся навещать своего дедушку, но вместо того, чтобы извиниться, мужчина прогнал его со своего двора. Время шло, русалка ежедневно требовала у мужчины новых украшений и одежды, которые он ей покорно приобретал.
Однажды, кот, который все время наблюдал за происходящим, набросился на русалку и попытался прогрызть ей горло. Испуганная девушка приказала старику задушить домашнее животное. Старику было жалко своего любимца, но пожелание любимой русалочки перевесило, и он убил кота.
Когда наступила весна, русалка заявила, что ей скучно сидеть одной дома и она хочет погулять с сельскими девушками. Дед спрятал ее за рубаху и понес на побережье реки, где гуляла сельская молодежь.
Оказавшись рядом со своей стихией, русалка вытащила сердце своего благодетеля и вырвалась в речку. С тех пор, дух деда каждую ночь выходил из воды и судорожно плакал, пугая крестьян.
Размышления о разрушительной силе любви
В сказке автор показывает нам, до чего может привести безрассудная любовь. Чувства старика к русалочке медленно разрушали его же жизнь: сначала он лишился имущества, затем внука, в конце концов, вынужден был убить своего единственного друга - старого кота.
Влюбленный дед перестал видеть очевидные вещи, ведь девушка всего лишь манипулировала им в выгодных для себя целях. Любовь к мистическому существу была изначально разрушительной. В конечном итоге, он лишился самого драгоценного, жизни - получив максимальную пользу от старика, бесчувственная русалка жестоко убила его. Автор учит своего читателя осторожно относиться к своим чувствам, любовь к другому человеку должна быть разумной, ведь очень часто герои ошибаются и это приводит их к разрушению личности и погибели.
Сказка Вересаева «Состязание»
Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью. Как и большинство сказок, "Состязание" преподносит существенный нравственный урок не только юным читателям, но и многим взрослым. Размышления о человеческой красоте показаны на примере истории двух художников, которые берут участие в соревновании. Их задача - изобразить высшую красоту, запечатленную в женском образе.
Два главных героя сказки "Состязание" изображают совершенно разную красоту - и в первую очередь, становится понятно, что во многом красота зависит от восприятия человека. Но недаром Вересаев создает сюжет, в который включено состязание между двумя различными образами женской красоты.
С помощью красноречивого контраста между картинами Дважды -Венчанного и его ученика Единорога, Вересаев показывает истинное восприятие красоты. Для художника Дважды-Венчанного высшая красота заключается во внешнем облике - и женщина, запечатленная на его картине, впечатляет своим прекрасным, безупречным внешним образом.
А художник Единорог пишет картину своей возлюбленной Зорьки, которая не отличается впечатляющим внешним видом - ее лицо слишком широкое, глаза не так посажены, а зубы редко поставлены. И когда Дважды-Венчанный узнает, что его ученик Единорог пишет картину неприметной Зорьки, он решает, что уже выиграл состязание - и размышляет над тем, как ослепляет людей любовь.
Но картины оценивает публика, которая представлена в основном простым народом. И большинство мужчин, рассматривая картину Фиалковенчанной, чувствуют тоску, так как сравнивают ее со своими женами - и не могут поверить в то, что они любят таких простых женщин.
Когда падает покров с картины Единорога, толпа сначала недоуменно и разочарованно гудеть, но спустя короткое время затихает. Люди отмечают искренность простоты Зорьки, завораживающий блеск ее глаз, они видят, что ее облик так и светиться красотой и высшей любовью, несмотря на физические несоответствия.
Естественная красота Зорьки проникает им в души, и тогда становится понятно, что величие истинной красоты могут оценить лишь сердце и душа, а не глаза и ум.
Нравственный урок сказки
Таким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.
Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.
Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни.
Выводы:
Проанализировав вышеназванные сказки, мы смогли ответить на главный вопрос: можно ли считать сказки, помещенные в разделе «Сказки для взрослых», сказками не только для детей, но и взрослых.
Да, можно. Потому что они учат самому главному: быть хорошим человеком в любом возрасте.
Иногда люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется о него, - измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнется ему. Сказки помогают меняться человеку в любом возрасте.
Но мы так же отметили, что в наш 21 век появилось много других ценностей в жизни человека, которых не было во времена написания сказок. 21 век- это век информационных технологий, век быстро меняющихся приоритетов, так нам казалось. Поэтому мы решили написать свои сказки и представить их на суд сверстников и взрослых. В реализации данного плана участвовали 17 детей 6а класса. В результате получился сборник сказок, который мы назвали «Радуга», потому что в него вошли наши сказки, которые поднимают множество ярких проблем нашего времен:.
ФИ | Название сказки | Какие проблемы затрагивает |
Архипов Илья | Пьеса (феерия) «Новогодняя сказка» | О взаимоотношениях людей с животным миром. О благодарности за проявленную заботу, за любовь. |
Боженова Даша | «Спасенная принцесса» | |
Голыжбина Илина | «Потеря» | |
Романов Богдан | «Хороший дед» | |
Елизаров Данил | «Приключения Никиты с гетарой» | О дружбе, взаимовыручке, о силе воли, которая помогает преодолевать жизненные трудности, достичь желаемого и быть счастливым |
Сидорова Маргарита | «Жадность царя» | О доброте, которая побеждает зависть, жадность и злобу |
Рожков Дмитрий | «Гадкий пчеленок, или Юглиб» | О верности семье, о мужестве, благородстве, о желании, чтобы все были счастливы |
Палько Сергей | «Гномик Фантик» | Фантастическое приключение во сне, которое помогло понять, что самое главное в жизни – это семья. |
Топорова Даша | «Златослава и ее коварная мать» | О добре и зле. О том, что добро не толь ко побеждает, но и делает родных лучше. |
Смаль Аня | «Два лиса» | О том, что человек не одинок в этом мире. За доброту люди награждаются волшебными хранителями их жизни |
Лябина Лида | «Мечта» | Если верить в свои мечты, то они обязательно сбудутся |
Проанализировав сказки наших одноклассников, мы увидели, что, оказывается, нас волнуют те же проблемы, которые волновали героев литературных сказок 19-20 веков.
Пришли к выводу, что такие нравственные ценности, как человеческая доброта, ответственность за других, отзывчивость, верность семейным традициям, благородстве вечны, что человек ценится не за внешние качества, а за душевность, что любовь является важной частью нашей жизни.
Практическая значимость нашего проекта:
- На классном часе мы прочитали сказки друг другу, обсудили их.
- Решили, что сборник сказок станет хорошим дополнением к домашней библиотеке, родители поймут, что мы растем хорошими людьми и понимаем, что такое хорошо, а что – плохо.
- Решили подарить сборник сказок школьной библиотеке, чтобы с ними могли познакомиться другие дети.
Предварительный просмотр:
Районный Фестиваль-конкурс ученических проектов
МКОУ «Гимназия №1 Искитимского района» Новосибирской области
Тема: «Сказки для взрослых»
Проект
(По произведениям русских и зарубежных писателей).
Выполнили:
Сидорова Маргарита,
Фоминцева Юлия,
обучающиеся 6 «А» класса
Руководитель: Босоногова Ольга Васильевна,
учитель русского языка и литературы
р.п. Линево
2020
Введение
Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Героини и герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно, в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры.
Первым литературным произведением в жизни каждого человека является сказка. Наверное, все мы хорошо помним, как их нам читала мама еще в самые ранние годы. Однако не следует воспринимать сказку исключительно как способ занять ребенка или развеселить его.
Так кажется только на первый взгляд, однако при детальном анализе, мы видим что такой литературный жанр исполняет весьма важную функцию, а именно – воспитание ребенка. Давайте вместе вспомним, какие ощущение у нас вызывали сказки.
В сюжете обязательно был негативный и положительный герои, которые попадали в одну жизненную ситуацию либо вместе принимали участие в определенном событии. Злые персонажи всячески препятствовали добрым, делая им разные козни.
Однако, в конечном итоге, добро всегда побеждало зло, а часто и склоняло его на свою сторону. Несформировавшаяся психика ребенка, на примере главных героев сказки, начинает понимать, что есть хорошо, а что плохо; как нужно относиться к людям, а как нельзя; что представляют собой настоящие жизненные ценности, а что ложные.
Нравственные ценности в сказках для взрослых
Не стоит считать, что сказки покидают ребенка в процессе взросления: они сопровождают человека всю его сознательную жизнь. Ведь людям свойственно терять жизненные ориентиры, а эти литературные произведения всячески способствуют обрести их вновь. В сказках для взрослых заложены несколько трансформированные нравственные ценности детских сказок.
Такие произведения учат человека быть патриотом своего государства, иметь представления о настоящей любви и дружбе. Поэтические образы героев сказок заставляют человека задуматься о том, не забыл ли он о главном в своей жизни – духовном становлении.
Ведь очень часто взрослые люди заняты различными житейскими хлопотами – работой, учебой и воспитанием детей. Духовное представление о жизни резко отходят на второй план, и в конечном итоге, вовсе теряют свою актуальность. Сказки выступают инструментом, при помощи которого, взрослые люди начинают понимать истинные ценности своей жизни, поэтому тему проекта мы считаем актуальной.
Проблема: Можно ли детские сказки считать сказками для взрослых?
Объект исследования: Нравственные уроки литературных сказок.
Предмет исследования: Сказки русских и зарубежных писателей.
Гипотеза: сказки важны в жизни не только ребенка, но и взрослых.
Целью работы является анализ литературных сказок русских и зарубежных писателей, с целью подтверждения или опровержения гипотезы.
Жизнь сказки в эпосе и лирике
Сказка считается одним из видов фольклорной прозы. Она встречается в культурном наследии различных народов. Но и сказки подразделяется на различные жанры.
Сказкой называют рассказ, представляющий один из видов мифа и выполняющий религиозные функции. Такое определение относится к раннему периоду развития литературы и скорее всего, определяет положение сказки в эпосе. В более широком смысле, сказка характеризуется, как жанр устной художественной литературы, в содержании которого есть необычные и даже фантастические события.
Также сказка отличается определенным композиционно-стилистическим построением. Многие литераторы выделяют социальную значимость сказки и ее воспитательный характер. Положение сказки в эпосе говорит о том, что она является значимым культурным элементом для самого народа, который и является создателем такого жанра.
Сказка всегда шла в ритме со временем и полностью отражала те жизненны ориентиры, которые были свойственны человечеству в определенный период его истории.
Этот литературный жанр возник не на пустом месте. В давние времена, он носил устный характер и передавался из поколения в поколение. Такие сказки получили название народных, так как не имели автора, а представляли собой дополненный и измененный устный текст.
Литературная сказка
До этого мы говорили о понятии народной сказки, которая относится к эпосу. Но есть и друга разновидность сказки – это литературная. Литературной сказкой называют авторское, художественное или поэтическое произведение, которое основано на фольклорных источниках либо исключительно оригинальное.
Литературная сказка – произведение волшебное и фантастическое, так как в нем происходят необычные приключения, а персонажи обладают уникальными способностями. Главное отличие литературной сказки от народной заключается в том, что у нее есть конкретный автор, ее текст зафиксирован в письменной форме и ее объем значительно больше.
Впервые авторские сказки появились в XVII веке. Отцом классической литературной сказки считается Шарль Перо, именно он создал литературную конструкцию сказки, которой неоднократно пользовались многие писатели в будущем. Сказка соответствует всем критериям литературного произведения, главным из которых является урок читателю.
Сюжет литературной сказки более насыщенный, а ее описания более развернутые. Литературный сказки разных авторов отличаются друг от друга определенным стилем повествования и творческим почерком самого писателя. Каждый автор создает свой сказочный мир. Но всё же, и такой вид сказки сохраняет в себе фольклорные традиции.
Зачастую в сказке такого вида встречаются именно фольклорные сюжетные мотивы: происхождение главного героя, спасение волшебного животного, нравственные испытания героя и соблазны.
Система образов литературной сказки схожа с народной. Извечной темой является противопоставление добрых и злых персонажей. Примеры одинаковых образов: красивая принцесса, злая мачеха, алчная старуха и справедливая волшебница.
Также литературная сказка включает в себя и народные средства поэтической речи. Это троекратные повторы, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, просторечие и фразеологизма. И самое главное – литературная сказка несет в себе те же идеалы, что и народная сказка. Она провозглашает торжество добра и справедливости, искореняет зло и делает главного героя более сильным.
Такими произведениями не стоит пренебрегать даже в пожилом возрасте, ведь на самом деле, все мы имеем душу ребенка, которая всегда тянется к волшебному миру, который несет в себе сказка.
Какие нравственные ценности несут сказки?
Мы прочитали все сказки в разделе учебника литературы «Сказки для взрослых» и проанализировали их, ответив для себя на важный вопрос: чему могут научить сказки не только детей, но и взрослых
Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»
Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" является самой по себе загадочной - то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле. "Щелкунчик и Мышиный король" представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история - история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.
Т. Гофман написал это произведение в 1816 году. А по мотивам этой сказки великий композитор П. Чайковский написал балет в 1891 году.
Главная героиня "Щелкунчика и Мышиного короля" - это семилетняя Мари. Она поражает своей находчивостью, смелостью, отвагой и решимостью. Но самое главное то, что она - добрая и отзывчивая.
Мари сумела разглядеть в Щелкунчике благородное, страдающее сердце, и смогла полюбить его таким, каким он есть. Ведь изначально Щелкунчика девочке подарил ее крестный Дроссельмайер - в виде игрушки, смешной и нелепой.
Но Мари сразу полюбила игрушку, она отметила про себя ласковую улыбку Щелкунчика и его добрые глаза. Фантастический сюжет сказки продолжается тем, что Щелкунчик оказывается племянником Дроссельмайера, и ему необходимо победить Мышиного короля для того, чтобы вернуть себе человеческий облик.
Главный герой оживает и просит Мари достать ему меч. Победа Щелкунчику дается нелегко, но с помощью смелой Мари ему удается обезвредить короля мышей, у которого было семь голов. Затем герои сказки попадают в волшебный город, который полон удивительных вещей и явлений: лимонадная река, апельсиновое дерево, миндальные ворота и леденцовые ворота.
Но сказочный сон Мари заканчивается... Казалось бы, все эти удивительные приключения всего лишь приснились маленькой девочке. Но через некоторое время приезжает молодой человек из города Нюрнберга и благодарит отважную Мари за то, что она помогла ему избавиться от деревянной оболочки. Проходит еще время, и он увозит Мари с собой, чтобы жениться на ней.
Нравственные уроки сказки
Как и любая сказка, "Щелкунчик и Мышиный король" несет в себе особый нравственный и моральный урок. Прежде всего, его необходимо усвоить детям, которые все еще верят в чудо и волшебство. Через сказочный сюжет легче всего преподносить уроки детям, так они будут лучше понимать истинные жизненные ценности и добродетели.
Мари - наглядный этому пример. Ведь она полюбила Щелкунчика, несмотря на его непрезентабельную внешность - она сумела разглядеть его доброту, благородство и внутреннюю красоту. Мари совершила поступок - помогла бедному Щелкунчику избавиться от мучений.
А сам Щелкунчик показывает детям, что надо верить в лучшее, мы видим, как невероятная смелость и отвага помогают ему вернуть человеческий облик. Таким образом, сказка Т. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" преподносит детям ценные нравственные уроки, через волшебство и счастливый финал.
Анализ «Маленького Мука» Вильгельма Гауфа
Сказка В.Гауфа "Маленький Мук" построена по принципу "рассказа в рассказе", точнее, даже трех рассказов, воплощенных в один. Сказка написана от первого лица, от лица некоего мальчика из города Никее, который в детстве вместе с друзьями любил слушать диковинные истории, которые рассказывал забавный человечек, живущий неподалеку - Маленький Мук. Мальчик пересказывает его истории, описывая происходящее как будто со стороны. Таким образом и возникает сказка.
С Маленьким Муком произошла невероятная история - однажды, когда он, будучи ребенком, попал в услужение к старой женщине. А когда решил убежать от нее, то прихватил с собой диковинные туфли и трость.
Но оказалось, что эти предметы - волшебные: туфли-скороходы, позволявшие мгновенно перемещаться по собственному желанию, и трость-кладоискатель, которая стучала о землю там, где зарыто золото. Поняв это, Маленький Мук отправляется на службу к королю, чтобы стать скороходом. Ему удается получить место, однако никто во дворце не знает, что секрет скорости Маленького Мука - это его туфли.
Прогуливаясь по королевскому саду со своей волшебной тростью, Маленький Мук неожиданно обнаруживает клад, зарытый предыдущим королем. Но один из придворных, заметив Мука в саду, решает, что он прячет похищенные деньги (а из казны как раз в это время исчезла крупная сумма).
Маленького Мука объявляют вором и выгоняют со службы. При этом у него отбирают туфли и посох. Скитаясь по окрестностям, он находит два дерева с диковинными плодами - фиги с одного дерева делают так, что на голове у человека вырастают ослиные уши, фиги с другого дерева сводят это колдовство на нет.
Разгадав секрет этих деревьев, Маленький Мук решает отомстить своим обидчикам: сперва, нарядившись торговцем, он продает для королевского двора фиги с первого дерева. А потом, когда вся свита и сам король обзаводятся ослиными ушам, называется доктором и приходит их "лечить". Но Маленький Мук не спешит избавлять своих обидчиков от недуга - объявив им, кто он на самом деле, он гордо уходит из дворца, забрав свои туфли и посох. Позже он оставит их в пустыне, дабы волшебство исчезло в песках.
Сказка для детей и взрослых и ее «недетские вопросы»
Особенность построения этой сказки служит тому, чтобы читатели могли понять: нельзя судить по человеку лишь из-за его внешнего вида или поведения. У каждого в прошлом могут остаться небывалые заслуги и испытания, о которых никто не знает.
Так произошло и с Маленьким Муком: изначально мальчики в городе считали его чудным и очень странным человеком, не упускали возможности подразнить из-за маленького роста и неприметной внешности. Однако узнав его историю, дети начали уважать его.
Таким образом, Гауф затрагивает в этой сказке некоторые совсем недетские вопросы - о честности и обмане, несправедливых обвинениях и уважении к человеку, о наказании за проступки. Такая сказка остается актуальной и интересной и для детей, и для взрослых.
Анализ сказки Телешова «Белая цапля»
Вначале сказки мы видим красоты северного королевства, в котором властвует добрый и мудрый король. Каждое лето, когда север укрывался цветами и растениями, а море приобретало изумрудный оттенок, сюда съезжались короли и принцы всего мира, чтобы полюбоваться этими красотами. Один из заезжих принцев влюбился в дочь короля – Изольду. Отец охотно дал согласие на брак дочери. Королевство начало готовиться к свадьбе принцессы. Изольда искреннее любила свой родной край, и хотела, чтобы ее свадебный наряд был таким же белоснежным, как необъятные просторы родины.
Принцессе пошили белое, словно снег, платье, серый, как зимнее море, плащ. Головной убор юная принцесса захотела изготовить такой, чтобы он был нежным и изысканным, как рисунок мороза на стекле. Но никто так и не смог сделать идеальное украшение.
Однажды к принцессе пришел старик, который сказал, что может достать хохолок белой цапли и осыпать его бриллиантами, что будет лучшим украшением невесты.
Но для этого следовало убить одну цаплю. Сердобольная принцесса сразу же отказалась от подобного варианта. Однако ночью, ее начали посещать сомнения: убить надо только одну цаплю, ничего страшного в этом нет. Утром она позвала старика и велела ему отправляться в путь за хохолком.
В день свадьбы, народ с восторгом смотрел на брачующуюся принцессу: ее головной убор, сверкающий бриллиантами был таким же прекрасным как северный край. Прошли года, принцесса Изольда стала королевой земли на юге. Изольда привыкла к теплу, радовалась пению птиц и красоте цветов, которые цвели в ее королевстве круглый год.
Однажды она решила посетить своего отца и отправилась на родной север.
Дома ей приснился страшный сон – во сне к ней пришли две цапли, которые рассказали, что по примеру принцессы, многие люди захотели иметь такой же красивый хохолок, и все цапли убиты. Изольда проснулась в ужасе и рассказала о сне своему отцу.
Старый король был очень огорчен, что дочь совершила такой поступок, и сказал, что массовые убийства птиц – это правда. Огорченная Изольда в этот же день вернулась в свое королевство, чтобы сделать какую-то пользу для своих людей, и тем самым окутать свой грех перед цаплями.
Нравственные уроки сказки
Чему учит нас сказка Н. Телешева?
В первую очередь, ответственности человека перед будущим.
Всегда надо предвидеть последствия своих поступков. Ведь самое незначительное злое действие человека может потянуть за собой вереницу ужасающих последствий. Мы всегда должны нести ответственность за свои поступки. Если в прошлом нами совершено что-то плохое – время не вернется назад, и мы этого никогда не исправим.
Однако в руках человека – будущее. Не надо бояться делать добрые дела. А прежде, чем совершить необдуманный поступок – хорошо подумайте о том, не навредит ли он в будущем окружающему вас миру.
Принцесса Изольда была очень доброй и сердечной девушкой, однако один ее неправильный шаг привел к тому, что все цапли с белыми хохолками умерли. Разве хотела она этого? Нет, но из-за ее решения пострадало множество птиц, принцесса не предвидела тех масштабных последствий, которые случились по ее вине.
Анализ сказки «Русалочка» Андерсена
Русалочка - младшая дочь морского царя, которой не позволяется выплывать на сушу. Она живет в полном достатке в отцовском дворце на дне морском, однако ей скучна такая жизнь. Однажды, во время шторма, Русалочка видит, как тонет прекрасный юноша, попавший в кораблекрушение. Сердце морской принцессы дрогнула, она не смогла допустить его гибели и поэтому самостоятельно сумела вытащить юношу на сушу. Пострадавший необычайно ей понравился, Русалочка влюбляется, но она вынуждена вернуться на дно.
Русалочка не может перестать думать о прекрасном юноше. Но трагизм всей ситуации в том, что русалки не могут любить простых смертных. Их судьба прожить триста лет на дне и обратиться в пену морскую. Любовь же для русалки смертельна.
Но Русалочка оказывается под властью своих эмоций. Она идет на договор с морской колдуньей отдает ей свой голос, взамен получив человеческие ноги (и, следовательно, возможность выйти на берег). Однако колдунья ставит условие: если в течение нескольких дней Русалочке не удастся добиться от принца взаимной любви, то на закате солнца она погибнет, обратится в пену морскую. Влюбленная русалка согласна, поскольку без принца ей и жизнь не мила.
Однако судьба шутит с Русалочкой злую шутку: ей действительно удается встретится с принцем, он приглашает ее в свой дворец... однако чувство, которое он испытывает к ней это скорее ласковая симпатия старшего брата (и он называет девушку «мой немой найдёныш с говорящими глазами»), но никак не любовь мужчины. Он вынужден жениться на принцессе из соседнего государства так хотят его родители и ждет, что Русалочка порадуется за него. Она в отчаянии ведь свадьба принца означает для нее гибель.
И эту гибель Русалочка принимает спокойно, не поддаваясь на искушения: ведь ее сестры, тоже подписавшие договор с колдуньей, предлагали ей убить принца до свадьбы тогда бы она снова стала русалкой и прожила на дне морском отпущенные ей триста лет. Но Русалочка не соглашается, счастье любимого для нее важнее. Она дожидается их свадьбы, которая как раз на закате, и тихо и незаметно исчезает, обратившись в морскую пену.
Нравственные уроки сказки
В сказке «Русалочка» датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый пусть и без тебя.
Анализ сказки Толстого «Русалка»
На околице маленького села жил пожилой старик вместе со своим котом. Очень часто он ходил на речку, чтобы ловить рыбу для себя и своего любимца. Однажды зимой, старик как обычно оставил на ночь свои сети в проруби и вернулся домой спать.
Дома его встретил встревоженный кот: всем своим видом животное старалось предупредить своего хозяина о грядущей беде, но наш герой не придавал этому значения. Ночью он пошел на речку проверить есть ли улов в его сетях. К глубокому удивлению старика там оказалась рыбина огромных размеров.
Мужчина, не посмотрев на свою добычу, засунул ее в мешок и понес к себе домой. Какое же было его удивление, когда вместо рыбы в мешке оказалась настоящая маленькая русалка! Старик заботливо уложил красавицу на печку и стал дожидаться, когда она проснется.
Утром русалка попросила еды у деда. Старик предложил ей кусок ржаного хлеба, так как это было единственной снедью дома. Но русалочка отказалась кушать простую еду и потребовала леденцов. Окрыленный любовью к девушке, дед продал свою овцу, а на вырученные деньги купил в городе конфет.
Съев все леденцы, русалочка опять уснула на печке. В это время кот начал метаться по дому и прыгать на своего хозяина, делая попытки что-то объяснить своему хозяину. Но старик, к сожалению, не придавал этому значения. На следующий день к деду пришел его внук и начал будить русалку, чтобы посмотреть на такую диковину, за что был строго наказан стариком.
Обиженный ребенок зарекся навещать своего дедушку, но вместо того, чтобы извиниться, мужчина прогнал его со своего двора. Время шло, русалка ежедневно требовала у мужчины новых украшений и одежды, которые он ей покорно приобретал.
Однажды, кот, который все время наблюдал за происходящим, набросился на русалку и попытался прогрызть ей горло. Испуганная девушка приказала старику задушить домашнее животное. Старику было жалко своего любимца, но пожелание любимой русалочки перевесило, и он убил кота.
Когда наступила весна, русалка заявила, что ей скучно сидеть одной дома и она хочет погулять с сельскими девушками. Дед спрятал ее за рубаху и понес на побережье реки, где гуляла сельская молодежь.
Оказавшись рядом со своей стихией, русалка вытащила сердце своего благодетеля и вырвалась в речку. С тех пор, дух деда каждую ночь выходил из воды и судорожно плакал, пугая крестьян.
Размышления о разрушительной силе любви
В сказке автор показывает нам, до чего может привести безрассудная любовь. Чувства старика к русалочке медленно разрушали его же жизнь: сначала он лишился имущества, затем внука, в конце концов, вынужден был убить своего единственного друга - старого кота.
Влюбленный дед перестал видеть очевидные вещи, ведь девушка всего лишь манипулировала им в выгодных для себя целях. Любовь к мистическому существу была изначально разрушительной. В конечном итоге, он лишился самого драгоценного, жизни - получив максимальную пользу от старика, бесчувственная русалка жестоко убила его. Автор учит своего читателя осторожно относиться к своим чувствам, любовь к другому человеку должна быть разумной, ведь очень часто герои ошибаются и это приводит их к разрушению личности и погибели.
Сказка Вересаева «Состязание»
Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о истинной красоте, о той, которая не просто радует глаз, но и наполняет душу человека светом и любовью. Как и большинство сказок, "Состязание" преподносит существенный нравственный урок не только юным читателям, но и многим взрослым. Размышления о человеческой красоте показаны на примере истории двух художников, которые берут участие в соревновании. Их задача - изобразить высшую красоту, запечатленную в женском образе.
Два главных героя сказки "Состязание" изображают совершенно разную красоту - и в первую очередь, становится понятно, что во многом красота зависит от восприятия человека. Но недаром Вересаев создает сюжет, в который включено состязание между двумя различными образами женской красоты.
С помощью красноречивого контраста между картинами Дважды -Венчанного и его ученика Единорога, Вересаев показывает истинное восприятие красоты. Для художника Дважды-Венчанного высшая красота заключается во внешнем облике - и женщина, запечатленная на его картине, впечатляет своим прекрасным, безупречным внешним образом.
А художник Единорог пишет картину своей возлюбленной Зорьки, которая не отличается впечатляющим внешним видом - ее лицо слишком широкое, глаза не так посажены, а зубы редко поставлены. И когда Дважды-Венчанный узнает, что его ученик Единорог пишет картину неприметной Зорьки, он решает, что уже выиграл состязание - и размышляет над тем, как ослепляет людей любовь.
Но картины оценивает публика, которая представлена в основном простым народом. И большинство мужчин, рассматривая картину Фиалковенчанной, чувствуют тоску, так как сравнивают ее со своими женами - и не могут поверить в то, что они любят таких простых женщин.
Когда падает покров с картины Единорога, толпа сначала недоуменно и разочарованно гудеть, но спустя короткое время затихает. Люди отмечают искренность простоты Зорьки, завораживающий блеск ее глаз, они видят, что ее облик так и светиться красотой и высшей любовью, несмотря на физические несоответствия.
Естественная красота Зорьки проникает им в души, и тогда становится понятно, что величие истинной красоты могут оценить лишь сердце и душа, а не глаза и ум.
Нравственный урок сказки
Таким образом, Вересаев раскрывает тему правильного взгляда на человеческую красоту, которая не может заключаться в правильном разрезе глаз и тонкости стана, нет, читатели сами понимают, что именно Единорог изобразил истинную красоту - ведь ее разглядело в Зорьке его любящее сердце.
Вересаев показывает, что красота внешняя - это не есть красота внутренняя, без которой человек не может быть прекрасным и счастливым. И порой достаточно лишь открыть свое сердце, и внимательно осмотреться вокруг, чтобы увидеть глубинную, настоящую красоту человека.
Писатель учит нас искать ее не глазами, а душой, и никогда не забывать об том, что ее можно увидеть лишь изнутри. В этом состоит одна из главных ценностей человеческой жизни.
Выводы:
Проанализировав вышеназванные сказки, мы смогли ответить на главный вопрос: можно ли считать сказки, помещенные в разделе «Сказки для взрослых», сказками не только для детей, но и взрослых.
Да, можно. Потому что они учат самому главному: быть хорошим человеком в любом возрасте.
Иногда люди не могут понять, почему у них не получается то, к чему они стремятся. А ведь причина кроется в самом человеке. И единственное, что требуется о него, - измениться самому. Стать терпимее к другим, добрее и доброжелательнее. Ведь только тогда, когда сам человек изменится, он изменит весь мир, и счастье и удача улыбнется ему. Сказки помогают меняться человеку в любом возрасте.
Но мы так же отметили, что в наш 21 век появилось много других ценностей в жизни человека, которых не было во времена написания сказок. 21 век- это век информационных технологий, век быстро меняющихся приоритетов, так нам казалось. Поэтому мы решили написать свои сказки и представить их на суд сверстников и взрослых. В реализации данного плана участвовали 17 детей 6а класса. В результате получился сборник сказок, который мы назвали «Радуга», потому что в него вошли наши сказки, которые поднимают множество ярких проблем нашего времен:.
ФИ | Название сказки | Какие проблемы затрагивает |
Архипов Илья | Пьеса (феерия) «Новогодняя сказка» | О взаимоотношениях людей с животным миром. О благодарности за проявленную заботу, за любовь. |
Боженова Даша | «Спасенная принцесса» | |
Голыжбина Илина | «Потеря» | |
Романов Богдан | «Хороший дед» | |
Елизаров Данил | «Приключения Никиты с гетарой» | О дружбе, взаимовыручке, о силе воли, которая помогает преодолевать жизненные трудности, достичь желаемого и быть счастливым |
Сидорова Маргарита | «Жадность царя» | О доброте, которая побеждает зависть, жадность и злобу |
Рожков Дмитрий | «Гадкий пчеленок, или Юглиб» | О верности семье, о мужестве, благородстве, о желании, чтобы все были счастливы |
Палько Сергей | «Гномик Фантик» | Фантастическое приключение во сне, которое помогло понять, что самое главное в жизни – это семья. |
Топорова Даша | «Златослава и ее коварная мать» | О добре и зле. О том, что добро не толь ко побеждает, но и делает родных лучше. |
Смаль Аня | «Два лиса» | О том, что человек не одинок в этом мире. За доброту люди награждаются волшебными хранителями их жизни |
Лябина Лида | «Мечта» | Если верить в свои мечты, то они обязательно сбудутся |
Проанализировав сказки наших одноклассников, мы увидели, что, оказывается, нас волнуют те же проблемы, которые волновали героев литературных сказок 19-20 веков.
Пришли к выводу, что такие нравственные ценности, как человеческая доброта, ответственность за других, отзывчивость, верность семейным традициям, благородстве вечны, что человек ценится не за внешние качества, а за душевность, что любовь является важной частью нашей жизни.
Практическая значимость нашего проекта:
- На классном часе мы прочитали сказки друг другу, обсудили их.
- Решили, что сборник сказок станет хорошим дополнением к домашней библиотеке, родители поймут, что мы растем хорошими людьми и понимаем, что такое хорошо, а что – плохо.
- Решили подарить сборник сказок школьной библиотеке, чтобы с ними могли познакомиться другие дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День защиты детей от взрослых
Сегодня мы сможем заглянуть в гости к некоторым семьям и посмотреть несколько сюжетов о «воспитании» детей. Кто-то, вероятно, узнает в наших персонажах себя, своих родителей или своих знакомых, но нам...
Агрессия в мире взрослых и детей
родительское собрание(классный час) дети и родители...
[Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?
Классный час на темуХорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым? Интересная и сложная тема! Попробуем разобраться в этом.Хорошо ли быть взрослым - спрошу я вас, И наверняка получу ответ...
Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"
Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...
Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"
Классный час на тему: "Хорошо ли быть взрослым? Легко ли быть взрослым?"...
Взрослые уже были детьми, а дети ещё небыли взрослыми.
Родителям необходимо стараться проявлять терпение к своим детям, т.к. от этого зависит психологический климат в семье, понимание и во многом будущее ребёнка....
Взрослая жизнь – взрослая ответственность
В эпоху информационных технологий многие люди не понимают, как правильно использовать новшества не во вред себе и окружающим. Но и находятся те люди которые намеренно используют технологии дабы навред...