Ю.Друнина "Научилась верности в бою…"
классный час по литературе
Литераурная композиция на военную тему на стихи Юлии Друниной. Можно использовать на классых часах, библиотечных уроках и уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературная композиция на стихи Ю.Друниной | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Научилась верности в бою…
Слайд 2
Без паники встречаю шквал,
Еще сильны и не устали ноги -
Пусть за спиной остался перевал
И самые прекрасные дороги.
Я до сих пор все открываю мир,
Все новые отыскиваю грани.
Но вспыхивает в памяти пунктир,
Трассирует пунктир воспоминаний.
Слайд 3
«Живу как будто в двух измерениях»,- написала однажды известная поэтесса Юлия Владимировна Друнина. И тут же пояснила, что этими измерениями являются для нее современность и война.
«Война гудит в напряженных венах, война таится во мне, как рана» - говорила она
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
Я родом не из детства — из войны.
Раз, пробираясь партизанской тропкой,
Я поняла навек, что мы должны
Быть добрыми к любой травинке робкой.
Слайд 4
А что было до войны? Школа!
«Мое поколение росло, овеянное романтикой революции и Гражданской войны. Любимой нашей песней была «КОХОВКА», (нажимаем мышкой звучит музыка) любимым фильмом – «Чапаев», ( нажим мышкой) любимой книгой «Как закалялась сталь» ( нажим мышкой)
Не они ли – светловолосая девушка в солдатской шинели, отчаянный легендарный комдив, суровый неистовый Павка Корчагин – привели нас в 41-м в райкомы и военкоматы с требованием – отправить на фронт?»
Слайд 5
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Удивительное поколение! Поколением добровольцев!
Юле тогда было всего16 лет. Она все же попала на фронт и прошла по полям сражений четыре года в должности санинструктора.
Слайд 6
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Об этом стихотворении поэт Борис Слуцкий сказал.. «Когда Друнина написала эти строки она стала поэтом, поэтом профессиональном».
Слайд 7
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу -
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
Юлия Друнина видела родину не только в незнакомых местах. Но узнавала ее в своих ровесниках и ровесницах. В Ваньке – взводном, в Машеньке - связистке. За каждым из этих встреченных на войне людей открылась даль особой судьбы. Даль «малой родины».
Слайд 8
Вот строки из истории создания поэмы «Зинка» - В батальоне было нас, девушек, двое, спали мы, подослав под себя на мокрый снег одну шинель, накрывшись другой, ели из одного - как тут не подружиться? Но немного времени отпустила нам дружба на войне. Зинка погибла в сражении за маленькую деревушку.
Слайд 9
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
(нажать мышкой взрыв) (….)
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
( мышкой нажать)
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Слайд 10
Она переносила все тяготы фронтовой жизни. Перевязывала окровавленных, искалеченных людей, голодала, мерзла, но оставалась романтиком. Война, бессильна побороть присущие юности чувства – любовь, дружбу, верность.
Слайд 11
Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете…
Слайд 12
Основная тема стихотворений Друниной –фронтовая. Но были в ее творчестве и произведения философские наполненные поиском смысла жизни уже в мирное время.
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь, с рожденья,
Буйство весенних красок,
Радуги наважденье?
Как объяснить глухому,
С рожденья, как ночь, глухому,
Нежность виолончели
Или угрозу грома?
Как объяснить бедняге,
Рожденному с рыбьей кровью,
Тайну земного чуда,
Названного любовью?
Слайд 13
Громаден диапазон человеческих чувств, выраженных в поэзии Ю.Друниной. Женские образы в поэзии - это удивительное сочетание мужества, стойкости и женственности.
Слайд 14
Я не привыкла,
Чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку -
Меня...
Но в этот вечер,
Мирный, зимний, белый,
Припоминать былое не хочу,
И женщиной -
Растерянной, несмелой -
Я припадаю к твоему плечу.
Слайд 15
Звучит песня
Слайд 16
Ю. Друнина с достоинством шла по тому нелегкому пути, который вел от «Грязной теплушки» сквозь превратности судьбы. Сквозь обретения и потери, заблуждения и прозрения. Человек открытый она плакала и смеялась открыто. Она осталась верной своему поколению. Может, как никто другой.
Слайд 17
Не знаю, где я нежности училась, -
Об этом не расспрашивай меня.
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах обугленные трубы.
Пожары полыхают на Руси.
И снова не целованные губы
Израненный парнишка закусил.
Нет!
Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду.
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой...
Не знаю, где я нежности училась, -
Быть может, на дороге фронтовой...
Слайд 18
Творчество Ю.Друниной - это восторг перед жизнью и осознание ее скоротечности, ошеломленность собственным счастьем, и чувство вечного долга перед теми, с кем была вместе в годы войны.
Слайд 19
А всё равно
Меня счастливей нету,
Хотя, быть может,
Завтра удавлюсь...
Я никогда
Не налагала вето
На счастье,
На отчаянье,
На грусть.
Я ни на что
Не налагала вето,
Я никогда от боли не кричу.
Пока живу — борюсь.
Меня счастливей нету,
Меня задуть
Не смогут, как свечу.
Слайд 20
Поэзию Юлии Друниной называют «поэзией человеческого достоинства».
Ее стихи не только о войне - они о тех вечных ценностях, что являются точками отсчёта для людей любой эпохи - о дружбе, любви, надежде и вере... стойкости духа... чуткости души, не черствеющей даже в самых трудных, подчас нечеловеческих, условиях...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности»
Ежегодно, 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём семьи, любви и верности...
Эссе "Верность заветам отцов"
Эссе, посвященное Василию Хомутникову...
Конспект "Дружба верностью сильна"
Конспект открытого занятия "Дружба верностью сильна" Творческого объединения "Школа вежливости"...
«Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма».
урок в 10 классе по программе Смирнова о патриотизме. Дети предварительно проводят работу по истории воинской части, о выпускниках школы, которые закончили высшие учебные заведения и связали свою судь...
"И клятву верности сдержали..."
Работа на конкурс "Недаром помнит вся Россия"....
Верность заветам отцов
Эссе посвящено Василию Хомутникову...
И клятву верности сдержали...
Буклет предназначен для использования на занятиях по истории, литературе, МХК с целью воспитания патриотизма, чувства национальной гордости через воспитание любви к родной истории, а также может быть ...