Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
статья по литературе
В статье описаны приемы реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_realizatsiya_fgos_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы».
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
мобилизация;
целеполагание;
осознание недостаточности имеющихся знаний;
коммуникация;
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия.
Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока — дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добры.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового.
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации.
3 – й шаг. Планирование действий.
4 – й шаг. Планирование решений.
5 – й шаг. Планирование результата.
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей: ∙ по поиску и обработке информации; ∙ обобщению способов действия; ∙ постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Проблемы обеспечения введения ФГОС начального общего образования.
В части материально-технического обеспечения:
∙ оснащение мультимедийным оборудованием все классы
∙ недостаточное финансирования не позволяет приобрести необходимые электронные учебные пособия для эффективной организации УВП в классах в соответствии с требованиями нового ФГОС.
В части информационно-методического обеспечения:
∙ требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
В части оценочной деятельности и диагностики:
∙ влияние внешних оценок (оценочный опыт, привнесенный из ДОУ; личный оценочный опыт родителей) мешает эффективному введению самооценки в оценочную деятельность обучающихся при безотметочном обучении;
∙ отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
∙ проведение комплексной диагностики и анализ результатов вручную требуют достаточно много времени, что не может не сказываться на качестве деятельности педагогов
Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности.
Учебник.
Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.
Чтобы учитель мог выполнить эту нелегкую задачу, необходим учебник, который будет хорошим помощником учителю в обучении русскому языку, а учащимся – в изучении предмета. Таким учебником, на мой взгляд, является учебник «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой, доктора филологических наук, профессора, автора многих работ по русскому языку, одного из составителей заданий к ЕГЭ. По этому учебнику я работаю с 2004-2005 учебного года.
Содержание программы под редакцией этого автора соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку. В пояснительной записке «Программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» (автор-составитель С.И.Львова) подчёркивается: «Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей детей».
Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение: «Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён». В процессе работы по УМК Львовой С.И. развиваются не только навыки чтения - понимания текстов разных стилей, но и совершенствуются информационно- коммуникативные навыки, развиваются умения развёрнуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать текст и т.п. Формированию коммуникативных умений и навыков способствует раздел «Культура речи», который не представлен отдельной темой в традиционной программе. Это принципиальное отличие учебника под редакцией С.И. Львовой от других учебников. Раздел помогает учащимся осмыслить, почему именно эти языковые средства функционируют в речевом поле. Учащиеся знакомятся с орфографическими, пунктуационными, орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами при изучении соответствующих разделов и тем школьного курса в течение всего учебного года.
В учебник включен раздел «Текстоведение», способствующий развитию коммуникативной и языковой компетенций ученика. Основные умения, которые должны быть выработаны при изучении этого раздела — это умение проводить смысловой анализ текста, определять тему и основную мысль, создавать тексты разных типов, уместно употреблять соответствующие языковые средства, редактировать тексты.
Кроме традиционных видов работы по развитию речи (выразительное чтение текста, определение основной мысли, сочинения, изложения), в учебнике предлагаются и другие виды работы: работа с разными видами словарей; редактирование текста; текстоведческий анализ текста (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений).
Таким образом, методическая система, заложенная в учебнике, направлена на формирование всех видов речевой деятельности.
Учебник отвечает новым тенденциям в преподавании школьного курса русского языка и полностью соответствует нормам и требованиям, предъявляемым к современной учебной книге. Этот учебник отражает образовательные потребности современной школы
Заключение.
В мудрых словах предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети – это будущий мир. Передо мною, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», «Как повысить качество обучения школьников?»
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Список литературы
1. Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006.
2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
3. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
4. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16.
5. Мисяченко Татьяна Витальевна. Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
6. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-28.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
8. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
9. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
11. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14.
12. Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторики // Русская словесность. – 2005. - №3.
13. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.
14. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». – М., 2011.
15. Якушина, Е.В. «Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС» / «Справочник заместителя директора школы», №10, 2012.- С.19-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе"
Проблемы и перспективы реализации ФГОС...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы
Выступление на семинаре завучей...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы
Материалы для МО...
Доклад на педагогическом совете «Проблемы и перспективы реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе»
Доклад и презентация...
Статья на тему «Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе».
План.1.Вступление.2.Шесть основных этапов современного урока.3.Требования к современному уроку языка и литературы.4.Шесть ша...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе. Из опыта работы
Выступление на ГМО...
Реализация ФГОС на уроках русского языка и литературы в 5 классе: проблемы и перспективы.
Выступление на методическом заседаниии...