Методическая разработка обучающего вебинара по теме "Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и Отечественная война 1812 года"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Комментированное чтение (основной методической прием, реализуемый в пределах данного вебинара) поможет преодолеть трудности при изучении и анализе литературных произведений: выступая в роли чтеца, учитель воздействует на мысли и чувствами учащихся путем подключения интонации, пауз, повышения/понижения голоса и т.д. Правильно расставленные акценты внутри стихотворения помогут ученикам при дальнейшем анализе художественного текста – умении выявлять главную мысль и тему произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchayushchiy_vebinar.docx | 31.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка обучающего вебинара
I часть
Представление вебинара
Тема вебинара: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и Отечественная война 1812 года
Предмет: занятие по литературе в рамках внеурочной деятельности
Адресат вебинара: учащийся 5 класса (10-11 лет), проявляющий интерес к гуманитарным дисциплинам (литературе и истории). Также данный вебинар будет актуален для учеников, у которых чтение какого-либо произведения вызывает трудности (это может быть связано со следующими причинами: отсутствие мотивации и интереса к чтению, низкий уровень техники чтения, некоторые специфические расстройства (дислексия).
В качестве решаемой проблемы выносится вопрос: «Почему мы в 2021 году помним и отмечаем события, произошедшие 100, 200 и даже 500 лет назад?» С каждым годом связь с предыдущими поколениями ослабевает. Рассказать о значении подвига наших предков возможно путем включения ребенка в воссозданную писателем живую художественную реальность, в которой ярко запечатлено разнообразие переживаний и чувств, испытываемых героями в момент сражения. Чувства, их природа и момент переживания – нить, связующая разные поколения. Младший подростковый возраст способен остро переживать происходящее вокруг, также этот период характеризуется формированием рефлексии, что поможет при рассуждении о чувствах, эмоциях и переживаниях лирического героя и автора стихотворения. «Чтоб не распалась связь времен…» – проблема и главная задача, которую необходимо решить в рамках данного занятия.
Комментированное чтение (основной методической прием, реализуемый в пределах данного вебинара) поможет преодолеть трудности при изучении и анализе литературных произведений: выступая в роли чтеца, учитель воздействует на мысли и чувствами учащихся путем подключения интонации, пауз, повышения/понижения голоса и т.д. Правильно расставленные акценты внутри стихотворения помогут ученикам при дальнейшем анализе художественного текста – умении выявлять главную мысль и тему произведения. Благодаря красочному иллюстративному материалу (каждый стих сопровождается рисунком, отражающим то, о чем говорится в данном отрывке) ученики смогут «проникнуть» в художественный мир, нарисованный автором, а также поработать со зрительными образами, что повысит эмоциональное восприятие текста. Пояснения и комментарии учителя, следующие за прочтением стиха, характеризуют эпоху, рассказывают о фактах биографии, объясняют незнакомые слова; таким образом, сведения, сообщаемые на занятии, помогут в создании более объемного представления об изучаемом произведении, а также смогут повлиять на формирование интереса школьника к прочитанному.
Место вебинара в системе уроков:
Данный вебинар целесообразно проводить после первого урока, посвященного данному стихотворению. Согласно УМК Сухих, на первом уроке дается представление о биографии автора и истории написания, также впервые прочитывается текст произведения. Вебинар поможет закрепить полученные знания, а также рассмотреть художественную специфику текста – важный этап на пути к анализу произведения (в качестве домашнего задания ученикам предлагается провести сравнительный анализ стихотворений Лермонтова «Бородино» и «Поле Бородина»). Также данный вебинар направлен на эмоциональное восприятие текста, что поможет ученикам при подготовке к выразительному чтению на следующем уроке.
Цель – с помощью комментированного чтения художественного текста понять, какие чувства связывают нас с другими поколениями.
Задачи
1. Напомнить учащимся о важных событиях военной истории нашей Родины;
2. Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;
3. Показать, какие художественные и лексические средства использовал поэт для создания художественной исторической реальности, а также психологической характеристики лирического героя.
4. Помочь понять, какие эмоции и чувства испытывали герои стихотворения, и показать, что мужество, храбрость и любовь к Родине – вечные и непроходящие чувства, стоящие вне времени.
Этапы и содержание:
- Организационный этап
- Этап актуализации знаний
Цель: вспомнить с учащимися важные для российской истории события, а также систематизировать и обобщить знания о датах, участниках, причинах сражений и битв, упомянутых в ходе рассказа учителя.
Реализация:
Ведущий (учитель): показывает детям репродукции картин, посвященные различным историческим событиям (Куликовская битва, Ледовое побоище, Бородинское сражение, Великая Отечественная война), дает краткие комментарии и исторические справки. Спрашивает, что дети знают об этих событиях. А также задают следующие вопросы: «часто ли вы слышите упоминания об этих сражениях?», «Как думаете, часто ли в литературных произведениях поднимается тема воинской славы и памяти об историческом подвиге наших предков?». Далее дети выполняют задание – восстанавливают ленту времени. Обсуждают, расставляют события в хронологическом порядке, пишут ответы в чате.
- Этап целеполагания
Цель: повторить и расширить материал последнего урока, а также помочь понять, зачем Лермонтов обратился именно к этому событию.
Реализация:
Ведущий (учитель): «Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова?»; «Когда оно состоялось?»; «Когда было написано стихотворение?»; «Почему поэт обращается к этому событию спустя 25 лет?»; «Почему мы с вами видим это стихотворение на страницах современного учебника?» (Гипотеза о вечном и непреходящем чувстве человека к родине, которая подтвердится или будет опровергнута в конце урока).
- Этап открытия нового знания
Цель: показать, как с помощью художественных и лексических средств создается настроение лирического героя, а также выявить и зафиксировать изменение чувств героя в каждом из стихов.
Реализация:
Комментированное чтение стихотворения: к каждой строфе стихотворения подобраны картины, иллюстрирующие Бородинское сражение. Учитель читает стихотворение, после каждой строфы дает комментарий: небольшая историческая справка, объяснение незнакомых слов, анализ средств художественной выразительности, а также описание чувства/настроения лирического героя, испытываемое в определенной строфе. При прочтении первого стиха учитель акцентирует внимание учеников на герое-рассказчике («Как вы себе представляете рассказчика? «Почему старый солдат начинает свой рассказ с противопоставления богатырей «нынешнему племени»? – важные вопросы, предопределяющие дальнейший ход занятия).
Например:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
В данной строфе важно объяснить значение слова «редут». Также необходимо обратить внимание учеников на настроение лирического героя – воодушевленное, азартное, готовое к бою. После стоит разобрать лексические средства, используемую в строфе: «тут как тут», «ушки на макушке» (разговорный тип речи + использование фразеологизмов). Подобный анализ поможет в составлении психологического портрета лирического героя (простой русский солдат, рядовой участник сражения). После прочтения четверостишия учитель задает вопросы ученикам: «как вы думаете, что чувствует лирический герой?»; «Почему герой испытывает воодушевление/страх/тоску?». Через обсуждение учитель сможет выйти на природу чувств лирического героя и показать, как в стихотворении меняются чувства, темп, ритм, интонации повествования.
Каждое чувство, названное в ходе обсуждения, фиксируется детьми в чате и распределяется по стихам (пример: 1 стих – гордость; 2 стих – досада; 3 стих – восторженность, воодушевленность; 4 стих –бесстрашие и мужество; и т.д.).
- Этап закрепления нового знания
Цель: пробудить в ученике способность к сопереживанию и эмоциональному отклику при чтении и анализе (размышлении) художественного произведения.
Реализация:
Ведущий (учитель): слайд демонстрирует иллюстрацию, на которой изображаются молодой и старый солдат – представители разных поколений. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему Лермонтов в начале стихотворения друг против друга сажает представителей старшего и молодого поколения?» «Почему именно молодому человеку рассказывают историю Бородинского сражения и почему это так важно?». Далее учитель рассказывать, как маленький Лермонтов слышал историю об этой битве от своего дедушки. Переходом к теме памяти о ВОВ (как наиболее близкого и памятного исторического события) может стать обращение к личному опыту (Например, «Так и я когда-то слушала рассказы своего прадедушки о ВОВ») и/или к национальному; «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»). На данном этапе ученики могут вступить в диалог с учителем, рассказав о своих личных семейных историях (также данное задание можно дать в качестве домашней работы (сочинение на тему «Чтоб не распалась связь времен…» ИЛИ «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»).
На последнем слайде выведены слова, обозначающие чувства и качества лирического героя, которые удалось назвать и записать во время прочтения стихотворения (честь, восторженность, мужество, отвага, храбрость, решительность, гордость, горечь утраты). На данном этапе учитель приводит детей к тому, что каждое поколение испытывало те же чувства, сражаясь за Отечество, а главным и объединяющим чувством была и остается любовь к Родине. «Высокое нравственное чувство связало многие поколения и именно поэтому мы до сих пор празднуем и вспоминаем о великих датах истории нашей страны».
Ожидаемые результаты вебинара:
- Предметные (история, русский язык и литература)
- систематизация битв и сражений, памятных для истории нашей страны;
- получение первых навыков анализа художественного текста: понимать тему, идею литературного произведения, характеризовать лирического героя;
- получение знаний об основных теоретико-литературных понятиях (лирический герой, герой-рассказчик);
- умение находить средства художественной выразительности и определять их роль в тексте (эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение);
- умение находить и опознавать в тексте историзмы и устаревшие слова;
- умение определять значение незнакомых слов с опорой на контекст произведения;
- Метапредметные
- знакомство с произведениями искусства, посвященными дням воинской славы;
- осознание тесной связи истории и литературы;
- умение понимать проблему и структурировать материал,
- Личностные
- утверждение непреложных ценностей (мужество, героизм, память, уважение к подвигу предков, любовь к родине);
- расширение словарного запаса;
- формирование интереса к истории и культуре своей страны;
- формирование чувства гордости за свою Родину и российский народ;
- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
II часть
Методический комментарий
Научно-филологическое обоснование предметного содержания:
При определении предметного содержания вебинара учитывался УМК И.Н.Сухих, методические рекомендации, составленные под редакцией М.Г. Маранцмана, научная статья И.А.Каргашина «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая...»: "Бородино" М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики: к 195-летию Бородинского сражения» (Каргашин, И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая...» [Текст] : "Бородино" М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики : к 195-летию Бородинского сражения / И. А. Каргашин // Лит. в шк. - 2007. - № 8. - С. 2-6.), а также электронный ресурс «Бородино в литературе» (URL: http://kurskonb.ru/our-booke/1812/doc/1.html).
Научно-методическое обоснование содержания вебинара:
В качестве основного методического приема было выбрано комментированное чтение, позволяющее усилить восприятие художественного текста.
Также в ходе занятия были задействованы следующие методы и приемы обучения:
1. Вопросно-ответная беседа;
2. Работа с текстом, а именно: выявление средств художественной выразительности и лексических единиц, направленных на конструирование смысла произведения;
3. Апелляция к разным каналам восприятия: визуальному (работа с иллюстрациями и картинами) и звуковому (прослушивание стихотворения);
4. Объяснительно-иллюстративный метод: все задания были представлены наглядно (тексты, сопровождённые иллюстрациями, а также работа с лентой времени).
Коммуникативный портрет ведущего вебинара, особенности учебной коммуникации:
Учитель с хорошо поставленной речью, выразительной интонацией, обладающий талантом актерского мастерства. Данные качества позволят учителю верно передать смысл художественного произведения: расставить акценты в важных местах повествования, передать интонационными паузами или быстрым темпом речи настроение, которое хотел показать автора и т.д. Также учитель должен живо и эмоционально откликаться на вопросы и рассказы ребенка, так как данный вебинар предполагает активное взаимодействие и диалоговую форму. Для пятиклассника важно делиться всем, что его окружает (для младшего подросткового возраста важно делиться своими переживаниями и получать положительную реакцию от учителя – важной фигуры в мире ребенка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к уроку на тему: "Отечественная война 1812 года"
Эта методическая разработка, посвящена войне 1812 года....
Методическая разработка урока по теме6"Отечественная война 1812 года"
Данный урок предлагается провести в виде групповой работы с элементами ролевой игры. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает набор документов с заданием. По истечении 15 мин. группы на...
Методическая разработка урока по теме "Отечественная война 1812 года"
Данная разработка представляет собой познавательную игру по теме "Отечественная война 1812 года". Учащимся необходимо показать знание имён, фактов, событий 1812 года; продемонстрировать умения высказы...
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
Урок литературы в 5 классе. Лермонтов М.Ю. "Бородино". Вводный урок по истории Отечественной войны 1812 года.
Урок по теме М.Ю.Лермонтова "Бородино" требует исторического экскурса в историю России. Даный урок с презентацией поможет учащимся познакомиться с событиями Отечественной войны 1812 го...
Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса
Данный урок относится к нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии интегрированного и метап...