ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Обучение писательскому мастерству: практический подход»
проект по литературе

Пушкарёва Татьяна Александровна

В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Он в значительной мере может обогатить классно-урочную систему, выступая как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.

Актуальность данного проекта заключается в том, что при подготовке учащихся к международной оценке качества образования (PISA-2022), в которую вошли 22 ученика МБОУ «Шпалозаводская СОШ», были выявлены следующие дефициты: низкий уровень креативного мышления, недостаточно развитое воображение и фантазия, неспособность грамотно и логично изложить свои идеи, мысли, чувства. Проект «Обучение писательскому мастерству: практический подход» поможет устранить эти дефициты. Именно поэтому мною было принято решение использовать долгосрочный творческий проект, так подробно описанный в ФГОС, на уроках литературы и родной русской литературы в 7-8 классах

Учитывая, что современные школьники предпочитают общаться, получать информацию и учиться посредством сети Интернет, площадкой для реализации образовательного проекта выбран мессенджер VK (создание в нём независимого канала). В этом заключается новизна проекта.

Идея проекта в том, чтобы создать необходимые условия для реализации возможностей и способностей учащихся, активизируя их функциональную грамотность, в том числе креативное мышление.

Многое в художественном тексте сводится к определенным техникам. Данный проект предлагает освоить эти техники. Это не значит, что после участия в проекте все школьники превратятся в Толстых или Достоевских. Однако каждый станет писать лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Обучение писательскому мастерству: практический подход»

Выполнила:

Пушкарёва Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шпалозаводская СОШ».

Стаж: 2 года

Категория: без категории

с. Новоильинск

2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Раздел 1. Общие положения        6

Раздел 2. Содержание проекта        7

Раздел 3. Описание проекта        9

Раздел 4. Этапы и контрольные точки……………………………………… ..14

Заключение        15

Список литературы        16

Введение

В настоящее время формирование функциональной грамотности у школьников является одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения новых образовательных проектов и методов обучения.

Современному обществу нужна социально-активная, гармоничноразвитая, творческая личность. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания и использовать в дальнейшей жизни.

Учителя часто ориентируются на привычные представления, забывая, что у нынешних школьников они складываются иначе. Современные условия требуют от учителя изменения угла зрения и поиска новых инструментов.

Изучив документы ФГОС, можно понять, что новые установки предлагают не умещать в голову учащегося максимально возможное количество знаний, перед учителями стоят новые задачи:

- сформировать мотивацию к получению знаний;

- сформировать умение самостоятельно добывать знания;

- сформировать умение самостоятельно использовать знания на практике.

Истинным и ценным является только то, что даёт практический результат. Ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях.

Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным и творческим потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя.

В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету должны создавать условия для развития ученика и учителя, их основные компетенции (учебно-познавательная компетенция, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая и пр.).

В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Он в значительной мере может обогатить классно-урочную систему, выступая как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.

Проектная деятельность

Мы понимаем, что необходима проектная деятельность на уроке или по завершении изучения той или иной темы, которая поможет решить все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.

Выделяют следующие виды проектной деятельности:

  • исследовательский проект;
  • творческий проект;
  • ролевой (игровой) проект;
  • информационный проект;
  • практически-ориентированный проект.

Низкая мотивация к учению, уровень качества знаний и несформированность функциональной грамотности и привели к выбору темы данного проекта.

Актуальность данного проекта заключается в том, что при подготовке учащихся к международной оценке качества образования (PISA-2022), в которую вошли 22 ученика МБОУ «Шпалозаводская СОШ», были выявлены следующие дефициты: низкий уровень креативного мышления, недостаточно развитое воображение и фантазия, неспособность грамотно и логично изложить свои идеи, мысли, чувства. Проект «Обучение писательскому мастерству: практический подход» поможет устранить эти дефициты. Именно поэтому мною было принято решение использовать долгосрочный творческий проект, так подробно описанный в ФГОС, на уроках литературы и родной русской литературы в 7-8 классах

Учитывая, что современные школьники предпочитают общаться, получать информацию и учиться посредством сети Интернет, площадкой для реализации образовательного проекта выбран VK-мессенджер (создание в нём независимого канала). В этом заключается новизна проекта.

Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход, в том числе к оформлению результатов.

Раздел 1. Общие положения

Наименование проекта: «Обучение писательскому мастерству: практический подход».

Предпосылки реализации проекта:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС основного общего образования);  

- Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;

- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).

Главная цель ФГОС ООО: создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Срок начала и окончания проекта: сентябрь 2022 – май 2023 г.г.

Раздел 2. Содержание проекта

Цель проекта: развитие креативного мышления обучающихся.

Задачи:

- актуализация знаний о родах и жанровой разнообразии литературы;

- углубление знаний о стилях и типах речи; композиции и сюжете литературного произведения; монологе, диалоге и их роли в произведении; теме и основной идее текста;

- использование изобразительно-выразительных средств языка;

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения письменной речью;

- формирование эстетических понятий;

- воспитание талантливых детей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью;

- развитие творческих способностей учащихся.

Результаты проекта:

  • Регулярное использование учителями-предметниками в процессе учебной деятельности творческих проектов.
  • Создание базы социально и практически значимых продуктов проектно-творческой деятельности, активно используемой в учебной и внеклассной работе.
  • Ведение обучающимися исследовательской и практической работы, реализуемой на уроках, конференциях, олимпиадах и других формах мероприятий с одарёнными детьми.
  • Активное использование педагогами в своей деятельности компьютерных и информационных технологий при подготовке проектов в учебной и воспитательной работе.

Проект должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Еще одним важным результатом проектной деятельности станет активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно повлияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

 Учащиеся приобретут следующие ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем; 

- технологическая компетентность; 

- готовность к  самообразованию;

- готовность к использованию информационных ресурсов; 

- готовность к социальному взаимодействию; 

- коммуникативная компетентность;

- развитие представлений о межпредметных связях;

- развитие творческого подхода к собственной деятельности;

- освоение новых информационных технологий;

- повышение социальной активности молодых людей, развитие сопричастности   их личностного роста.

Идея проекта в том, чтобы создать необходимые условия для реализации возможностей и способностей учащихся, активизируя их функциональную грамотность, в том числе креативное мышление.

Многое в художественном тексте сводится к определенным техникам. Данный проект предлагает освоить эти техники. Это не значит, что после участия в проекте все школьники превратятся в Толстых или Достоевских. Однако каждый станет писать лучше.

Раздел 3. Описание проекта

Предлагать ученику в качестве домашнего задания писать рассказы на  темы, часто очень далёкие от творческих интересов ученика, крайне непрактично. Давать ученику  задания по написанию рассказов и миниатюр в жанрах и в темах, предложенных учебником, но малоинтересных для ученика, - это, считаю, провально. Мировая практика писательских курсов и школ показала: все произведения, выполненные учеником по заданию, попадают либо в стол (очень редко), либо в мусорную корзину (почти всегда). Тексты, написанные по заданию в качестве тренировки, отличаются от произведений, созданных начинающим писателем по собственной инициативе, как случайная тренировка спортсмена на школьном стадионе от участия этого спортсмена в олимпийских играх. Поэтому данный проект будет отличаться от банальных заданий.

На первом этапе школьники создают Телеграм-канал, придумывают название. Название можно выбрать путём голосования: каждый желающий предлагает свой вариант. Вариант, набравший наибольшее количество лайков, побеждает.

На втором этапе учащиеся должны определить, к какому роду литературы (эпос, драма, лирика) они обратятся, в каком жанре будет их будущее произведение. На этом этапе снова можно использовать голосование: рассказ, новелла, повесть, сказка, детектив (если речь идёт об эпосе).

Третий этап: что, зачем и почему мы пишем? Заглавие, тема и основная мысль. Способы раскрытия основной мысли. План произведения. Данный этап проводится в очном формате во внеурочное время. Планирование произведения: писатель-планировщик и писатель-импровизатор.

Почему важно набросать план произведения? Дело в том, что существует общее мнение, что писатель-импровизатор быстро и легко начинает свою работу, но потом творческий процесс замедляется и становится тяжёлым.

Поглавный план - это 50% написанного произведения, поэпизодный план - 75%. Поглавный план - это костяк, скелет, структура литературного произведения, поэпизодный план - это уже полностью сформированное тело произведения, в которое автору останется только вдохнуть душу и разукрасить стилем.

При составлении подробного плана многократно продумывается сюжет произведения от начала до конца, прочерчивает главную и побочные сюжетные линии, определяется система героев, выстраивается верная композиция и т.д.

Итак, первая победа автора над материалом нового произведения - это законченный его план.

Распространённые формы изложения плана художественного произведения:

  • Резюме сцен на карточках
  • Список ключевых сцен
  • Краткий обзор литературной истории
  • Поглавный план
  • Поэпизодный план
  • Графический план

Здесь также возможно прибегнуть к выбору: каждый учащийся предлагает свой вариант. Победивший вариант и становится основой для дальнейшей работы.

На этом же этапе учащиеся должны определиться с образом автора. От чьего лица они будут рассказывать историю? От мудрого всезнающего автора? От третьего, первого, а может, и второго лица? В каком случае выбрать какую модель? И почему нельзя прыгать по головам?

На четвёртом этапе реализации проекта ребята начинают работать над композицией. Самое слабое место у современных литераторов - это композиция. Писатель, не имеющий выдающегося литературного таланта, работая без плана, просто обречён на недостатки, а порой и грубые ошибки в композиции произведения даже в том случае, если пишет по шаблону.

На данном этапе отвечаем на вопросы:

- какие схемы используют популярные авторы?

- как правильно выстроить композицию в зависимости от темы и жанра?

На данном этапе возможна организация видеоконференции с известным бурятским писателем Болотом Ширибазаровым, который ответит на вопросы ребят.

Пятый этап: проработка системы персонажей.

Главный герой: каких героев любят читатели и почему? Как создать харизматичного героя? Что должен делать ваш герой, а чего ему следует избегать?

Второстепенные герои: сколько дополнительных героев должно быть в произведении? Как сделать их интересными и запоминающимися?

Описание человека: познакомить обучающихся с особенностями описания внешности человека; формировать наблюдательность и внимание к окружающим людям; развивать умения находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения; способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой и формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности, воспитывать культуру речи.

На шестом этапе учащиеся должны проработать детали.

Выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора. Раскрытие основных функций деталей в художественном произведении. Развитие устной и письменной речи обучающихся. Вот основные положения, лежащие в основе проекта.

Описание: как поставить описание на службу автору? Каким оно должно быть? Учимся делать грамотные и запоминающиеся описания.

Важна и достоверность в текстах: как сделать, чтобы читатель вам поверил? Как не солгать, даже если вы пишете фэнтези?

Седьмой этап - идея произведения и его конфликт.

Может ли современная литература обойтись без идеи? И должна ли быть она в детективе или фантастике? Как идея помогает автору, и почему важно её знать с самого начала?

Построение конфликта: разберём основные типы конфликтов, научимся их ослаблять и усиливать в зависимости от ситуации. Конфликты в различных литературных жанрах.

Восьмой этап - последние штрихи. Совершенствование написанного. Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.

Выполнив все перечисленные этапы, у автора появляется полноценное, жизнеспособное, написанное по всем писательским правилам произведение в жанре и в теме, в которых ученик, как начинающий художник слова, заинтересован и надеется преуспеть.

Заключительный девятый этап – издание произведения. На данном этапе на встречу с учащимися приглашается (либо встреча в формате онлайн) главный редактор литературного журнала «Байкал» Булат Аюшеев, который расскажет о том пути, который проделывает рукопись, чтобы стать полноценной книгой.

На этом же этапе учащиеся разбиваются на три группы: редакторы, корректоры, иллюстраторы, чтобы подготовить книгу к выпуску.

В идеале издание книги заказывается в Республиканской типографии тиражом хотя бы десять экземпляров. На этот же этап запланирована экскурсия в типографию (г. Улан-Удэ).

Реализация проекта возможна по двум направлениям: индивидуальное и групповое. В первом случае в завершение проекта устраивается конкурс на лучшее произведение. Во втором случае на каждом этапе реализации проекта подразумевается голосование за наиболее понравившийся вариант композиции, сюжета, главного героя, конфликта и т.д. Здесь каждый ребёнок станет участником создания произведения. В результате получаем готовый продукт – литературное произведение. В случае группового выполнения автором будет считаться весь класс.

Раздел 4. Этапы и контрольные точки

№ п/п

Наименование

Тип

(завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя)

Срок

1

Создан и утвержден паспорт проекта

Сентябрь  2022 г.

3

Организована проектно-творческая работа

Октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.

4

Представлен готовый продукт

Май 2023 г.

Реестр заинтересованных сторон

п/п

Орган или организация

Представитель интересов
(ФИО, должность)

Ожидание от реализации проекта

1.

Школа

Администрация

Повышение качества обучения, успешная сдача ОГЭ.

Учителя-предметники

Повышение качества обучения, заинтересованность детей в дальнейшем обучении  литературе.

2.

Родители

Родители

Повышение качества образования, успешная сдача ОГЭ, развитие личностных компетенций.

Заключение

Творческий образовательный проект по литературе для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Проект для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования.

Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и развития креативного мышления.

Список литературы

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе  образования // Под ред. Е. С. Полат. - М.: Просвещение, 2010.

2. Проектная деятельность учащихся. Н.Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. -№ 8. - С. 47.

3. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Селевко Г.К. - М.: Просвещение, 2015. - С. 100-116.

4. Учебные проекты: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

5. Как создать интересный образовательный проект:

https://ppt-online.org/321147

6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:

 https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вершина писательского мастерства И.А. Гончарова – роман «Обломов».

В соответствии с программой и тематическим планированием данный урок литературы завершает изучение романа И.А. Гончарова «Обломов.Следует не только обобщить большой по объему материал, но и  и по...

ООО «Образовательно-издательский центр «Академия». НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по проблеме: Комплексный подход эффективного внедрения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО)

20.11.2015. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж ...

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"

Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью  отслеживание результативности обучения по программе ...

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2021-2022 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2021-2022 учебный год....

Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год

Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....

Шаг к писательскому мастерству. Фанфикшн

quot;Шаг к писательскому мастерству. Фанфикшн" - это курс для увлечённых чтением и творческим письмом школьников, для начинающих авторов и тех, кто только задумывается сделать свой первый шаг на...