ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Обучение писательскому мастерству: практический подход»
проект по литературе
В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Он в значительной мере может обогатить классно-урочную систему, выступая как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.
Актуальность данного проекта заключается в том, что при подготовке учащихся к международной оценке качества образования (PISA-2022), в которую вошли 22 ученика МБОУ «Шпалозаводская СОШ», были выявлены следующие дефициты: низкий уровень креативного мышления, недостаточно развитое воображение и фантазия, неспособность грамотно и логично изложить свои идеи, мысли, чувства. Проект «Обучение писательскому мастерству: практический подход» поможет устранить эти дефициты. Именно поэтому мною было принято решение использовать долгосрочный творческий проект, так подробно описанный в ФГОС, на уроках литературы и родной русской литературы в 7-8 классах.
Учитывая, что современные школьники предпочитают общаться, получать информацию и учиться посредством сети Интернет, площадкой для реализации образовательного проекта выбран мессенджер VK (создание в нём независимого канала). В этом заключается новизна проекта.
Идея проекта в том, чтобы создать необходимые условия для реализации возможностей и способностей учащихся, активизируя их функциональную грамотность, в том числе креативное мышление.
Многое в художественном тексте сводится к определенным техникам. Данный проект предлагает освоить эти техники. Это не значит, что после участия в проекте все школьники превратятся в Толстых или Достоевских. Однако каждый станет писать лучше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 47.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МБОУ «Шпалозаводская средняя общеобразовательная школа»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Обучение писательскому мастерству: практический подход»
Выполнила:
Пушкарёва Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шпалозаводская СОШ».
Стаж: 2 года
Категория: без категории
с. Новоильинск
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Раздел 1. Общие положения 6
Раздел 2. Содержание проекта 7
Раздел 3. Описание проекта 9
Раздел 4. Этапы и контрольные точки……………………………………… ..14
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
В настоящее время формирование функциональной грамотности у школьников является одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, социальных компетентностей, активной жизненной позиции. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения новых образовательных проектов и методов обучения.
Современному обществу нужна социально-активная, гармоничноразвитая, творческая личность. Задача школы заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания и использовать в дальнейшей жизни.
Учителя часто ориентируются на привычные представления, забывая, что у нынешних школьников они складываются иначе. Современные условия требуют от учителя изменения угла зрения и поиска новых инструментов.
Изучив документы ФГОС, можно понять, что новые установки предлагают не умещать в голову учащегося максимально возможное количество знаний, перед учителями стоят новые задачи:
- сформировать мотивацию к получению знаний;
- сформировать умение самостоятельно добывать знания;
- сформировать умение самостоятельно использовать знания на практике.
Истинным и ценным является только то, что даёт практический результат. Ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях.
Литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным и творческим потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие по предмету должны создавать условия для развития ученика и учителя, их основные компетенции (учебно-познавательная компетенция, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая и пр.).
В последнее время в школьной практике стали все чаще использовать метод проектов. Ценность этого метода состоит в том, что он обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной. Он в значительной мере может обогатить классно-урочную систему, выступая как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Следует отметить, что проектная деятельность, осуществляемая на уроках литературы, аккумулирует все знания, умения и навыки учащихся, вызывает большой личностный интерес у детей и выводит их на принципиально новую ступень познания и творческой деятельности.
Проектная деятельность
Мы понимаем, что необходима проектная деятельность на уроке или по завершении изучения той или иной темы, которая поможет решить все эти задачи и развивать творческий потенциал учащихся.
Выделяют следующие виды проектной деятельности:
- исследовательский проект;
- творческий проект;
- ролевой (игровой) проект;
- информационный проект;
- практически-ориентированный проект.
Низкая мотивация к учению, уровень качества знаний и несформированность функциональной грамотности и привели к выбору темы данного проекта.
Актуальность данного проекта заключается в том, что при подготовке учащихся к международной оценке качества образования (PISA-2022), в которую вошли 22 ученика МБОУ «Шпалозаводская СОШ», были выявлены следующие дефициты: низкий уровень креативного мышления, недостаточно развитое воображение и фантазия, неспособность грамотно и логично изложить свои идеи, мысли, чувства. Проект «Обучение писательскому мастерству: практический подход» поможет устранить эти дефициты. Именно поэтому мною было принято решение использовать долгосрочный творческий проект, так подробно описанный в ФГОС, на уроках литературы и родной русской литературы в 7-8 классах.
Учитывая, что современные школьники предпочитают общаться, получать информацию и учиться посредством сети Интернет, площадкой для реализации образовательного проекта выбран VK-мессенджер (создание в нём независимого канала). В этом заключается новизна проекта.
Данный вид проекта предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход, в том числе к оформлению результатов.
Раздел 1. Общие положения
Наименование проекта: «Обучение писательскому мастерству: практический подход».
Предпосылки реализации проекта:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС основного общего образования);
- Приказ Минпросвещения России от 11.12.2020 г №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
Главная цель ФГОС ООО: создание условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Срок начала и окончания проекта: сентябрь 2022 – май 2023 г.г.
Раздел 2. Содержание проекта
Цель проекта: развитие креативного мышления обучающихся.
Задачи:
- актуализация знаний о родах и жанровой разнообразии литературы;
- углубление знаний о стилях и типах речи; композиции и сюжете литературного произведения; монологе, диалоге и их роли в произведении; теме и основной идее текста;
- использование изобразительно-выразительных средств языка;
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения письменной речью;
- формирование эстетических понятий;
- воспитание талантливых детей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью;
- развитие творческих способностей учащихся.
Результаты проекта:
- Регулярное использование учителями-предметниками в процессе учебной деятельности творческих проектов.
- Создание базы социально и практически значимых продуктов проектно-творческой деятельности, активно используемой в учебной и внеклассной работе.
- Ведение обучающимися исследовательской и практической работы, реализуемой на уроках, конференциях, олимпиадах и других формах мероприятий с одарёнными детьми.
- Активное использование педагогами в своей деятельности компьютерных и информационных технологий при подготовке проектов в учебной и воспитательной работе.
Проект должен повысить уровень языкового (речевого) развития учащихся; вооружить их речевыми умениями, необходимыми для формирования социально активной личности, пробудить интерес к самостоятельному литературному творчеству, развить литературно-творческие способности у учащихся; способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Еще одним важным результатом проектной деятельности станет активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно повлияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
Учащиеся приобретут следующие ключевые компетентности:
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность;
- развитие представлений о межпредметных связях;
- развитие творческого подхода к собственной деятельности;
- освоение новых информационных технологий;
- повышение социальной активности молодых людей, развитие сопричастности их личностного роста.
Идея проекта в том, чтобы создать необходимые условия для реализации возможностей и способностей учащихся, активизируя их функциональную грамотность, в том числе креативное мышление.
Многое в художественном тексте сводится к определенным техникам. Данный проект предлагает освоить эти техники. Это не значит, что после участия в проекте все школьники превратятся в Толстых или Достоевских. Однако каждый станет писать лучше.
Раздел 3. Описание проекта
Предлагать ученику в качестве домашнего задания писать рассказы на темы, часто очень далёкие от творческих интересов ученика, крайне непрактично. Давать ученику задания по написанию рассказов и миниатюр в жанрах и в темах, предложенных учебником, но малоинтересных для ученика, - это, считаю, провально. Мировая практика писательских курсов и школ показала: все произведения, выполненные учеником по заданию, попадают либо в стол (очень редко), либо в мусорную корзину (почти всегда). Тексты, написанные по заданию в качестве тренировки, отличаются от произведений, созданных начинающим писателем по собственной инициативе, как случайная тренировка спортсмена на школьном стадионе от участия этого спортсмена в олимпийских играх. Поэтому данный проект будет отличаться от банальных заданий.
На первом этапе школьники создают Телеграм-канал, придумывают название. Название можно выбрать путём голосования: каждый желающий предлагает свой вариант. Вариант, набравший наибольшее количество лайков, побеждает.
На втором этапе учащиеся должны определить, к какому роду литературы (эпос, драма, лирика) они обратятся, в каком жанре будет их будущее произведение. На этом этапе снова можно использовать голосование: рассказ, новелла, повесть, сказка, детектив (если речь идёт об эпосе).
Третий этап: что, зачем и почему мы пишем? Заглавие, тема и основная мысль. Способы раскрытия основной мысли. План произведения. Данный этап проводится в очном формате во внеурочное время. Планирование произведения: писатель-планировщик и писатель-импровизатор.
Почему важно набросать план произведения? Дело в том, что существует общее мнение, что писатель-импровизатор быстро и легко начинает свою работу, но потом творческий процесс замедляется и становится тяжёлым.
Поглавный план - это 50% написанного произведения, поэпизодный план - 75%. Поглавный план - это костяк, скелет, структура литературного произведения, поэпизодный план - это уже полностью сформированное тело произведения, в которое автору останется только вдохнуть душу и разукрасить стилем.
При составлении подробного плана многократно продумывается сюжет произведения от начала до конца, прочерчивает главную и побочные сюжетные линии, определяется система героев, выстраивается верная композиция и т.д.
Итак, первая победа автора над материалом нового произведения - это законченный его план.
Распространённые формы изложения плана художественного произведения:
- Резюме сцен на карточках
- Список ключевых сцен
- Краткий обзор литературной истории
- Поглавный план
- Поэпизодный план
- Графический план
Здесь также возможно прибегнуть к выбору: каждый учащийся предлагает свой вариант. Победивший вариант и становится основой для дальнейшей работы.
На этом же этапе учащиеся должны определиться с образом автора. От чьего лица они будут рассказывать историю? От мудрого всезнающего автора? От третьего, первого, а может, и второго лица? В каком случае выбрать какую модель? И почему нельзя прыгать по головам?
На четвёртом этапе реализации проекта ребята начинают работать над композицией. Самое слабое место у современных литераторов - это композиция. Писатель, не имеющий выдающегося литературного таланта, работая без плана, просто обречён на недостатки, а порой и грубые ошибки в композиции произведения даже в том случае, если пишет по шаблону.
На данном этапе отвечаем на вопросы:
- какие схемы используют популярные авторы?
- как правильно выстроить композицию в зависимости от темы и жанра?
На данном этапе возможна организация видеоконференции с известным бурятским писателем Болотом Ширибазаровым, который ответит на вопросы ребят.
Пятый этап: проработка системы персонажей.
Главный герой: каких героев любят читатели и почему? Как создать харизматичного героя? Что должен делать ваш герой, а чего ему следует избегать?
Второстепенные герои: сколько дополнительных героев должно быть в произведении? Как сделать их интересными и запоминающимися?
Описание человека: познакомить обучающихся с особенностями описания внешности человека; формировать наблюдательность и внимание к окружающим людям; развивать умения находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения; способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой и формированию уважительного отношения к людям, интересу к личности, воспитывать культуру речи.
На шестом этапе учащиеся должны проработать детали.
Выявление понятия «художественная деталь», функций художественной детали, развитие представления о сложном характере героя, отношение к нему автора. Раскрытие основных функций деталей в художественном произведении. Развитие устной и письменной речи обучающихся. Вот основные положения, лежащие в основе проекта.
Описание: как поставить описание на службу автору? Каким оно должно быть? Учимся делать грамотные и запоминающиеся описания.
Важна и достоверность в текстах: как сделать, чтобы читатель вам поверил? Как не солгать, даже если вы пишете фэнтези?
Седьмой этап - идея произведения и его конфликт.
Может ли современная литература обойтись без идеи? И должна ли быть она в детективе или фантастике? Как идея помогает автору, и почему важно её знать с самого начала?
Построение конфликта: разберём основные типы конфликтов, научимся их ослаблять и усиливать в зависимости от ситуации. Конфликты в различных литературных жанрах.
Восьмой этап - последние штрихи. Совершенствование написанного. Работа мастеров слова над совершенствованием произведения. Приемы правки рукописи.
Выполнив все перечисленные этапы, у автора появляется полноценное, жизнеспособное, написанное по всем писательским правилам произведение в жанре и в теме, в которых ученик, как начинающий художник слова, заинтересован и надеется преуспеть.
Заключительный девятый этап – издание произведения. На данном этапе на встречу с учащимися приглашается (либо встреча в формате онлайн) главный редактор литературного журнала «Байкал» Булат Аюшеев, который расскажет о том пути, который проделывает рукопись, чтобы стать полноценной книгой.
На этом же этапе учащиеся разбиваются на три группы: редакторы, корректоры, иллюстраторы, чтобы подготовить книгу к выпуску.
В идеале издание книги заказывается в Республиканской типографии тиражом хотя бы десять экземпляров. На этот же этап запланирована экскурсия в типографию (г. Улан-Удэ).
Реализация проекта возможна по двум направлениям: индивидуальное и групповое. В первом случае в завершение проекта устраивается конкурс на лучшее произведение. Во втором случае на каждом этапе реализации проекта подразумевается голосование за наиболее понравившийся вариант композиции, сюжета, главного героя, конфликта и т.д. Здесь каждый ребёнок станет участником создания произведения. В результате получаем готовый продукт – литературное произведение. В случае группового выполнения автором будет считаться весь класс.
Раздел 4. Этапы и контрольные точки
№ п/п | Наименование | Тип (завершение этапа/контрольная точка результата/контрольная точка показателя) | Срок |
1 | Создан и утвержден паспорт проекта | Сентябрь 2022 г. | |
3 | Организована проектно-творческая работа | Октябрь 2022 г. – апрель 2023 г. | |
4 | Представлен готовый продукт | Май 2023 г. |
Реестр заинтересованных сторон
№ п/п | Орган или организация | Представитель интересов | Ожидание от реализации проекта |
1. | Школа | Администрация | Повышение качества обучения, успешная сдача ОГЭ. |
Учителя-предметники | Повышение качества обучения, заинтересованность детей в дальнейшем обучении литературе. | ||
2. | Родители | Родители | Повышение качества образования, успешная сдача ОГЭ, развитие личностных компетенций. |
Заключение
Творческий образовательный проект по литературе для школьников - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Проект для учителя - это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно - учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и развития креативного мышления.
Список литературы
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. - М.: Просвещение, 2010.
2. Проектная деятельность учащихся. Н.Г. Кудрявцева. // Справочник заместителя директора школы, 2008. -№ 8. - С. 47.
3. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. Селевко Г.К. - М.: Просвещение, 2015. - С. 100-116.
4. Учебные проекты: Методическое пособие для учителя. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
5. Как создать интересный образовательный проект:
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Вершина писательского мастерства И.А. Гончарова – роман «Обломов».
В соответствии с программой и тематическим планированием данный урок литературы завершает изучение романа И.А. Гончарова «Обломов.Следует не только обобщить большой по объему материал, но и и по...
ООО «Образовательно-издательский центр «Академия». НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР по проблеме: Комплексный подход эффективного внедрения электронного обучения в профессиональных образовательных организациях (ПОО)
20.11.2015. ООО «Образовательно-издательский центр «Академия» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Политехнический колледж ...
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. 5 секретов лета"
Квиз "5 секретов лета". Итоговая игра для участников образовательного проекта "Школа вожатского мастерства. Проводится с целью отслеживание результативности обучения по программе ...
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2021-2022 уч.год
Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2021-2022 учебный год....
Диагностическая карта мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе "У истоков мастерства" за 2022-2023 уч.год
Данная диагностическая карта отражает регулятивные, коммуникативные, познавательные учебные действия обучающихся творческого объединения "Криничка" за 2022-2023 учебный год....
Шаг к писательскому мастерству. Фанфикшн
quot;Шаг к писательскому мастерству. Фанфикшн" - это курс для увлечённых чтением и творческим письмом школьников, для начинающих авторов и тех, кто только задумывается сделать свой первый шаг на...