Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".
план-конспект урока (6 класс)
Конспект урока по родной русской литературе для учащихся 6 класса. Использована технология смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rasskazu_chehova_bliny.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".
ФИО: Бадакшанова Елена Анатольевна
Место работы: МАОУ СОШ с. Яблочное
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: родная русская литература
Класс 6
Тема урока: Русские традиции в рассказе А. П. Чехова "Блины".
Цель урока: формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, знакомство с традицией печь блины на Руси, основываясь на произведении А.П. Чехова.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Метапредметные: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
Предметные: иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
Тип урока: урок открытия нового знания
Используемые формы и приемы обучения: беседа, прием «Отсроченная загадка», «Ромб ассоциаций», чтение с остановками, работа с иллюстрацией, игра «Карусель»
Необходимое техническое оборудование: ПК, проекционное оборудование, слайдовая презентация.
Ход занятия.
1-й этап. Работа с текстом до чтения
1. Прием «Отсроченная загадка». На слайде записаны лексические значения одного и того же слова. Попробуйте отгадать, что это за слово? (Загадано слово «традиция»)
…… все, что устно перешло от одного поколенья на другое. (словарь В.И. Даля)
……. То, что сложилось исторически и передается из поколения в поколение путем преданий, устно или письменно (идеи, знания, взгляды, образ действий и т.пУкоренившийся порядок в чем-либо; обычай. .). (словарь Ефремовой)
……. То, что перешло от одного поколения к следующему, что унаследовано от предшествующих поколений ( напр. идеи, взгляды, вкусы, образы действий, обычаи). 2. Обычай, установленный порядок в назначении, в быту. (словарь Ожегова)
Россия – уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своего народа, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
- Давайте назовем эти праздники. (Масленица, Ивана Купала)
2. Прием «Ромб ассоциаций». В тетради чертится ромб, внутри которого записывается тема текста «Масленица». В углах записываются существительные: Без чего невозможно
представить масленицу? Например: блины, чучело зимы,
народные забавы, веселье, гости
Учитель. Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник. Масленица — один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
3. Беседа.
-Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний разговор? Сегодня познакомимся с рассказом А.П. Чехова «Блины». Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения Чехова читали?
2-й этап. Работа с текстом во время чтения
1. Чтение текста с остановками.
Учитель. - Когда появились блины? Посмотрим, что об этом говорит автор?
Чтение от слов «Вы знаете, что блины живут уже более тысячи лет……. до …..Но что именно?»
Вопросы.
- Как вы понимаете выражение Ab ovo ( в буквальном переводе с лат. «с яйца»)? фразеологический оборот, обозначает «с самого начала, с момента возникновения».
- Чем для русского человека являются блины? «в них скрыто еще что-то более высшее, символическое, быть может, даже пророческое...»
Чтение от слов «Не знаю и знать не буду….. до …..как прекрасная половина!..»
- Как думаете, о какой тайне идет речь в тексте? (предположения детей)
- Сверим свои предположения с текстом.
Чтение от слов «Как пекут блины?..... до ……. или добывает из теста философский камень...»
- Чем отличаются блины, которые пекут мужчины, от блинов, которые пекут женщины?
- Выберите из текста отличие.
Мужские блины | Женские блины |
мужские блины не блины, из их ноздрей дышит холодом, впечатление резиновых калош, вкусом далеко отстают от женских | священнодействие, целая сложная система, где существуют свои верования, традиции, язык, предрассудки, радости, страдания. |
Учитель. Процесс приготовления блинов Чехов называет священодействием. А вы видели, как готовят блины? Расскажите.
А теперь прочитаем, что об этом пишет Чехов.
Чтение от слов «Во-первых, ни одна женщина… до конца
Учитель. Чтобы научиться печь настоящие русские блины, нужно запомнить правила. О каких традициях приготовления блинов вы узнали из рассказа А.П.Чехова?
3-й этап. Работа с текстом после чтения.
1. Работа с репродукцией.
Учитель. Обратите внимание на картину из цикла «Псковская Масленица» художника Игоря Шаймарданова. https://parovarovkitchen.ru/articles/natyurmort-s-samovarom-i-blinami
- Что вы увидели на картине? Попробуйте представить ситуацию, описанную художником. Найдите общее и разницу в рассказе А.П. Чехова и картине И. Шаймарданова.
2. Игра «Карусель».
Класс делится на 3 группы. (Если класс большой, можно сделать 4 группы, добавив еще одно задание). Каждая группа получает лист с заданием. Выполнив, его группы меняются листами, читают задание предыдущей группы, записывают свое дополнение. Работа продолжается до тех пор, пока каждая группа не получит свой листок. Группа обобщает ответы, записывает вывод, готовтся к устному представлению выполненного задания.
Учащимся предлагаются следующие задания.
А) Продолжите фразу.
Блины – это …. (Примерный ответ. Блины – это русская традиция, история народа, связующее звено между поколениями)
Автор восхищается … (Примерный ответ. Автор восхищается женщинами, которые обладают секретом приготовления лучших блинов на свете. Русская женщина сильная, готовая на подвиг)
Б) В начале марта 2008 года в городе Сенгилее Ульяновской области был установлен памятник Блину. Автор - местный краевед Сергей Петров.
http://russia-open.com/regions/privolzhsk/ulian/TurMar/Senguley/Pamyatnik-Blinu.phtml
- Символом чего, на ваш взгляд, является этот памятник?
В) Ответьте на вопрос. Чему учит рассказ А.П.Чехова «Блины»? (Примерный ответ. Рассказ учит сохранять традиции и обычаи, чтить историю прошлого)
Рефлексия.
Учащиеся оценивают работу по 5-балльной шкале: самооценка «Я», оценка работы в группе «Мы», оценка работы класса «Дело»
Я | МЫ | ДЕЛО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Британские и русские традиции"
Для открытого урока обучающиеся готовили презентации, рассказали о некоторых традициях Британии и России, участвовали в викторине и угостили присутсвующих блинами собственного изготовления....
Сценарий конкурса "Кулинарный поединок"(в русской традиции)
Сценарий конкурса "Кулинарный поединок"(в русской традиции)...
Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"
В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и развития традиций русских классиков в творчестве В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...
Традиции святочных рассказов в русской литературе
Творческий замысел возник, когда на полке в библиотеке техникума увидела две книги с похожими названиями. Одна называлась "Святочные рассказы XIX века". а другая - "Святочные рассказы XXI века"....
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")
Конспект урока "Красота русского характера" (по рассказу А.Н. Толстого "Русский характер")...
Традиции святочного рассказа в современной русской литературе
В статье рассказывается о традициях святочного рассказа в современной русской литературе....
Традиции рождественского рассказа в современной литературе.Н.Ключарева "Юркино Рождество"
Урок литературы в 11 классе...