В.А. Закруткин. Рассказ «Подсолнух».
материал по литературе (7 класс)

Цель: познакомить учащихся с писателем – земляком В.А. Закруткиным, его          рассказом «Подсолнух».

Задачи: совершенствовать навыки анализа прозаического текста;

учить выявлять главную мысль художественного произведения в единстве анализа содержания и формы;

обогащать словарный запас, развивать речь;

усовершенствовать навыки выразительного чтения;

формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podsolnuh.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

               В.А. Закруткин. Рассказ «Подсолнух».

Цель: познакомить учащихся с писателем – земляком В.А. Закруткиным, его          рассказом «Подсолнух».

Задачи: совершенствовать навыки анализа прозаического текста;

учить выявлять главную мысль художественного произведения в единстве анализа содержания и формы;

обогащать словарный запас, развивать речь;

усовершенствовать навыки выразительного чтения;

формировать читательскую культуру, эстетический вкус.

Формы и методы работы: групповая, индивидуальная, вербальные (рассказ, выразительное чтение), практические (анализ эпизода).

Оборудование: портрет писателя, на столе у учащихся – словарик диалектных слов, у каждого – текст рассказа (предварительно прочитанный).

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с рассказом известного советского писателя, лауреата Государственных премий РСФСР и СССР, нашего земляка Виталия Александровича Закруткина «Подсолнух».

Большая предварительная работа проведена некоторыми учащимися, получившими опережающее задание. Назовем их условно « пейзажисты» и «портретисты». Работая с текстом рассказа, они еще подготовили и вопросы, которые будут задавать вам, ребята. Итак,  слово «пейзажистам».

«Пейзажисты». Напомним, пейзаж – это описание природы в художественном произведении. Рассказ «Подсолнух» начинается с описания степи (чтение отрывка). Каково его значение?

Примерные ответы ребят.

 Пейзаж может передавать душевное состояние героев, создавать общий эмоциональный настрой произведения или отдельного эпизода. Здесь пейзаж является частью художественного пространства, в котором происходит действие. События рассказа начинаются ранней весной в степи, герои – чабаны, пасущие овец.

Учитель. Кто является главным героем рассказа?

(Отец).

                  Расскажите о нем.

(Отец родился, вырос и постарел в этой степи, но никто, кроме бухгалтера, не знал его фамилии, имени и отчества. Отец всю жизнь бал чабаном – пас овец сначала у богатого хозяина, потом - в совхозе. Старого Бадму, своего помощника, он знал лет 60, значит, ему наверняка больше шестидесяти лет ).

Учитель. А теперь слово «портретистам».

«Портретисты». Напомним, портрет – это описание внешности персонажа как одно из средств его характеристики. Отец «высокий, плечистый, с могучей грудью», с загрубевшим от ветров и морозов лицом. Он всегда спокойный, уверенный, молчаливый, неразговорчивый. Так же скупо, как со своими помощниками, он говорит и с овцами, и с собакой, и с солнцем, и с пролетающими журавлями, и даже с талой водой.

Как вы думаете, ребята, почему отец так себя ведет?

- Всю жизнь он прожил в степи. Она и все, что с ней связано, для него свое, родное, живое.

 - У него добрая душа.

 - Степь для него как дом родной.

 - Он мудрый, потому что понимает: все в природе взаимосвязано.

Отец при ходьбе опирается на герлыгу ( палку) и грузно ( т.е. тяжело) шагает, что подчеркивает его возраст. Этого «большого, крепкого старика» все любили и даже немного побаивались.

Как вы думаете, ребята, за что любили и уважали Отца?

- Он всю жизнь трудится. Лучше всех знает свое дело, умеет лечить овец, хорошо за ними ухаживает.

- Его «острый взгляд замечал все, что творилось вокруг». Он наблюдательный: увидел и вспорхнувшего жаворонка, и первую травку, и журавлей в небе, и одинокого, отставшего от стаи лебедя, раненого или уставшего. «Чего же это ты, сынок?» - с жалостливой укоризной сказал Отец лебедю.

Учитель. Отец назвал лебедя «сынком». К кому еще он так обращался?

( К подсолнуху).

                   Как вы думаете, почему?

- Он всегда помнил о погибшем на войне единственном сыне. Воспоминания эти жгли его душу, болью отзывались в сердце.

- Сын погиб молодым, в памяти Отца навсегда остался «малым, круглолицым». Всю нерастраченную любовь Отец отдает другим, кто моложе его или слабее.

- Его ведь все Отцом называют: и Донька, и другие чабаны, и зоотехник.

Учитель. Как отреагировали чабаны на то, что Отец семечко подсолнуха посадил в землю?

- Бадма «с печальным сожалением», «подсолнух не вырастет на солонцах», все это зря. Когда-то посеянная здесь пшеница вся погорела.

Другие чабаны:

- Ни черта из этого не получится.

- Гиблое дело!

- На таких солонцах – ни в жисть…

Дядя Фока:

- Нехай он сперва взойдет на этих солонцах, ваш подсолнух.

Бадма:

- Если и взойдет, то жить будет недолго…

Учитель. Вы, конечно, уже обратили внимание, что у нас есть группа ребят, которые ещё не вступили в разговор. Это наши – назовём их так – «теоретики». Они провели очень серьёзную предварительную подготовку, потому что их задача – напомнить вам некоторые литературоведческие термины и помочь понять их роль в раскрытии идейно-художественного замысла произведения. Ради этого они провели виртуальную экскурсию – побывали в творческой мастерской писателя. Им слово.

«Теоретики». Наша задача -  понять композицию художественного произведения, понять, как автор его построил, как связал все части, образы, эпизоды в единое целое и подчинил их своему замыслу.

Учитель. Итак, автор с помощью художественных средств в художественном мире своего произведения создает такую ситуацию, которая требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами. И здесь мы уже явственно видим художественный конфликт.

«Теоретики». Напомним, художественный конфликт – это столкновение, борьба, противоборство, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении.

Учитель. Давайте уточним, с какими противоборствующими силами Отец вступает в борьбу.

(В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что таких сил две: неверие людей и природные стихии).

Учитель. Ещё раз вспомним, насколько важно наличие художественного конфликта в художественном произведении.

(  Он лежит в основе развития действия, сюжета в художественном произведении).

«Теоретики». Напомним, сюжет – это основные эпизоды, события литературного произведения в их художественной последовательности ( т.е. в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Учитель. Давайте вспомним и перечислим сюжетно-композиционные элементы.

( Завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

 «Теоретики». Есть еще внесюжетные элементы. Это элементы композиции художественного произведения, не развивающие действие и не связанные с основным конфликтом: пейзаж, портрет, авторские отступления.

Вопрос ребятам: Какие внесюжетные элементы присутствуют в данном рассказе?

( Ребята перечисляют описания степи в разное время, грозы, подсолнуха; портрет Отца; к авторским отступлениям относят упоминание о прошлом Бадмы, Доньки, рассказ о сыне).

Учитель. Какой эпизод, на ваш взгляд, является завязкой?

«Теоретики». Напомним, завязка – один из сюжетно-композиционных элементов, эпизод литературного произведения, в котором возникает основной художественный конфликт, с которого начинается развитие действий.

Учитель. Короче говоря, завязка – возникновение основного конфликта ; момент, когда возникает конфликтная ситуация.

Какой же эпизод является завязкой?

( Эпизод, в котором Отец сажает семечко в землю, является завязкой: здесь возникает художественный конфликт и с него начинается развитие действия).

«Теоретики». Напомним, развитие действия – это один из сюжетно-композиционных элементов, ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

 Учитель. Обратим внимание на некоторые эпизоды. Найдите описание обновленной степи. Слушая выразительное чтение этого отрывка, подумайте, каково отношение к степи самого автора.

(  Автор восхищается красотой степи, любуется ею. Это ведь и его родная земля тоже).

Учитель. Прочитайте отрывок о семечке, превратившемся в слабый росточек. Как вы думаете, почему так подробно автор описал этот процесс?

( В результате обсуждения ребята приходят к выводу: в степи растениям трудно выжить, а зародиться новой жизни тем более сложно. Семечко было слабенькое, но солнце давало ему тепло и силу, а вода, земля – влагу и пищу ).

Учитель. Всему живому необходима живительная влага, солнечный свет и тепло. Старожилы хорошо понимают, что жизнь человека в степи тесно связана с жизнью природы. Поэтому так почитаем у чабанов праздник хонин-сара – Месяц Овцы.

Расскажите, как отмечали этот праздник чабаны.

- Украшали цветами своё жилище, готовили угощение.

- Старый чабан, обращаясь к высшим силам природы, благодарил их за свет, тепло, травы и просил хорошей погоды, здорового потомства скота, который кормил кочевников.

Учитель. Продолжаем разговор о сюжетно-композиционных элементах рассказа. В каком эпизоде, на ваш взгляд, художественный конфликт достигает критической точки своего развития и не может более сохраняться в виде конфликта, требуя своего немедленного разрешения?

( Учащиеся долго спорят, предлагают разные варианты ).

Ответ «теоретиков». Мы считаем, что таких эпизодов в рассказе два: ведь сначала град, а потом суховей запросто могли уничтожить подсолнух. Перед этими двумя беспощадными и сильными природными стихиями растение оказалось слабым и беззащитным.

Учитель. Кто приходит на помощь подсолнуху?

( Конечно, Отец . А ещё зоотехник, Донька, Бадма ).

Учитель. Почему чабаны, не верившие в затею Отца, с таким интересом наблюдают за судьбой подсолнуха, спорят, не остаются равнодушными?

- Все они любят степь. Ведь это родина их отцов и дедов, их родная земля.

- Чабаны с надеждой воспринимают слова зоотехника, верят: придёт в степь вода и степь преобразится. А Отец был первым, кто доказал чабанам, что человек своим трудом и настойчивостью способен оживить родную землю. Отец, выращивая подсолнух, зажигал в людях огонёк надежды. Поэтому, когда подсолнух стал засыхать, все чабаны «ближних и дальних отар справлялись о нём, подавали разные советы, дивились кремневому упорству Отца». С подсолнухом связаны их надежды на лучшую жизнь. И даже долго не верящего дядю Фоку Отец покорил своей верой.

Учитель. Как вы, ребята, думаете, в каком эпизоде происходит разрешение конфликта? Другими словами, где развязка?

«Теоретики». Напомним, развязка – один из сюжетно-композиционных элементов, эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.

- Эпизод, где дядя Фока пришел полить подсолнух и просит Доньку передать Отцу, что теперь он верит.

Учитель. Наверное, не случайно автор дал этому герою такое имя – Фока, которое ассоциируется с Фомой неверующим. А почему нет имени у Отца и у его сына?

( В результате обсуждения ребята приходят к выводу, что таких героев было много. Учитель дополняет: в основе рассказа – реальная история, которую автор услышал от калмыцких чабанов ).

Учитель. Вот и прочитан рассказ об Отце, чабанах – тружениках. А почему автор дал такое название своему произведению – «Подсолнух»?

(Класс задумался).

В этом заглавии отражена тема или идея художественного произведения?

( С заглавием связана основная мысль рассказа. Выросший в безводной степи подсолнух – это символ).

Как вы думаете, символ чего?

- Память о сыне.

- Символ новой жизни.

- Символ стойкости, силы духа, веры.

Учитель. Рассказ написан более 30 лет назад. Как вы думаете, не устарел ли он?

( В результате обсуждения ребята приходят к выводы, что такие произведения не устаревают, они вечны. Все вопросы, поднятые в рассказе, актуальны и сейчас. Это философский рассказ).

Учитель. В качестве домашнего задания к следующему уроку внеклассного чтения я прошу вас прочитать рассказ «Живое пламя» Е.И. Носова.

Словарик диалектных слов.

Герлыга - палка пастуха

Закуржаветь – ссохнуться

Затишь – место, где нет ветра

Захлюстанные (грязью) – забрызганные

Зимовник – место зимовки овец

Кермек, типчак – степные травы

Копань – выкопанная яма, наполненная подземными водами

Кошары – загоны для овец

Нехай – пусть

Отара -  стадо овец

Отрожина – ров с водой

Пахоть – вспаханная земля

Саган – котелок для приготовления пищи

Солонец – почва, содержащая природные соли

Старник – прошлогодняя трава

Стеганка, куфайка – ватник, верхняя теплая одежда на вате

Тырло – остановка, стоянка

Тырловать (отару) – останавливать на отдых

Чабан – пастух овечьего стада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подсолнухи

Акварель...

Презентация к повести В. Закруткина "Матерь человеческая"

Данный материал , "Восславим Женщину-мать!", подойдёт не только для урока по повести В. Закруткина. Его можно использовать и для внеклассных мероприятий к Дню Матери, к 8 Марта, к урокам по теме "Обра...

Мастер-класс по квиллингу "Подсолнух"

Мастер-класс по квиллингу "Подсолнух" с мультимедийной презентацией, приурочен к 75-летию образования Краснодарского края....

Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».

Урок литературыТема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии....

Презентация. В.Закруткин. Писатель земли Донской.

Творчество В.Закруткина изучается в школе.  Материал можно использовать на уроках и во внеклассной работе....