План-конспект внеклассного мероприятия для 10-11классов по теме: «Образ ребенка в произведениях И.А. Бунина и В.В. Набокова»
методическая разработка по литературе (10 класс)

План-конспект внеклассного мероприятия для 10-11классов по теме: «Образ ребенка в произведениях И.А. Бунина и В.В. Набокова»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект внеклассного мероприятия по теме: «Образ ребенка в произведениях

И.А. Бунина и В.В. Набокова»

Задачи:

- заинтересовать учащихся личностями писателей, дополнить содержание школьного курса литературы;

- развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас, совершенствовать навыки выразительного чтения, продолжать работу по раскрытию творческих способностей учащихся;

- прививать интерес к русской литературе, любовь к родине, ее прошлому, к русской природе;

- развить умения правильно анализировать художественные произведения;

Оборудование: слайдовая презентация, аудиофайл, компьютер, проектор; выставка книг И.А. Бунина и В.В. Набокова; буклеты для учащихся.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем внеклассном занятии, которое будет посвящено очень интересной теме. Предлагаю Вам посмотреть на фотографии на слайде и ответить на вопрос, кто изображен на них? Дам вам одну подсказку, вы сейчас проходите на уроке литературы рассказ одного из этих писателей.

Обучающиеся: «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин?

Учитель: Да, правильно! На фотографии слева изображен И.А. Бунин. А кто же изображен на фотографии справа? Это В.В. Набоков. В школьной программе, к сожалению, учителя часто обходят его стороной, затрагивая только стихотворения писателя в средних классах. Но задача нашего сегодняшнего внеклассного мероприятия развить ваш кругозор в литературном мире, познакомить вас ближе с произведениями писателей, которые изучаются в школе очень поверхностно.

Учитель: Давайте перейдем к биографиям писателей, начнем с биографии И.А. Бунина. Давайте вспомним, что вы уже знаете об этом авторе. (Дети рассказывают то, что знают о писателе. Делятся впечатлениями от уже изученных произведений). На ваших столах лежат буклетики с описанием жизни и творчества Бунина, даю вам минутку на то, чтобы ознакомится с ним, далее расскажите то, о чем не было сказано. (Дети дополняются свои ответы, которые были даны ранее; рассказывают то, о чем не было сказано). Вы большие молодцы, все верно сказали! Вы также упомянули о том, что одной из любимых тем писателя была тема детства, автор часто возвращался к ней в своем творчестве. Как вы думаете почему?

Обучающиеся: Автор таким образом хотел показать важную роль детства в жизни человека.

Учитель: Да, все верно! Бунин действительно писал о детстве как о самом важном периоде человека, писатель был уверен, что основные ценности закладываются в человеке именно в период детства. Посмотрите на буклетики с биографией И.А. Бунина, под ней есть краткое содержание рассказа «Танька», давайте ознакомимся с ним, чтобы понимать, о чем он. (Один из учеников читает громко и выразительно содержание романа, остальные ученики внимательно слушают). Ребята, вы ознакомились с содержанием произведения, кто сможет ответить на вопрос, чем поразила автора эта маленькая девочка?

Обучающиеся: Автор показывает читателю, что несмотря на еще маленький возраст Тани, она уже успела столкнуться с проблемами взрослого человека, пережить те трудности, которые ребенок не должен видеть.

Учитель: Все верно! Танька является героиней для Бунина, через ее образ автор олицетворяет всех крестьянских детишек, которые ежедневно сталкивались со «взрослыми проблемами». А почему Танька доверилась этому незнакомцу?

Обучающиеся: Таким образом Бунин хотел показать то, что душа ребёнка очень чуткая и сразу понимает какой перед ним человек, хороший или плохой. А также указывает на то, что, несмотря на то с чем им пришлось столкнуться, дети остаются детьми и доверяют взрослым людям.

Учитель: Правильно! Как вы относитесь Таньке? Вам ее жалко или она вызывает уважение?

Обучающиеся: Вызывает уважение. Она такая маленькая, но такая смелая.

Учитель: С жизнью и творчеством И.А. Бунина мы подробно ознакомились, теперь перейдем к биографии В.В. Набокова. Знаете ли вы что-то об этом писателе, может быть слышали или читали что-то о нем? (Дети, которые немного знакомы с этим писателем рассказывают что-то из его биографии, называют известные им произведения Набокова). Спасибо всем, кто ответил, вы все правильно сказали! Сейчас предлагаю вам послушать меня, чтобы ознакомится с биографией писателя поподробнее, смотрим на экран. (Учитель рассказывает биографию писателя, используя презентацию). Теперь предлагаю вам ознакомится с биографией писателя в буклетике, который также лежит у вас на столах. О каких фактах из биографии писателя я не упомянула? (Дети читают, дополняют ответ учителя).

Давайте ознакомимся с произведением В.В. Набокова, которое мы сегодня рассмотрим, а именно «Защита Лужина». Под биографией дано краткое содержание романа. (Один из учеников читает краткое содержание романа, остальные ученики внимательно слушают). Ребята, что вы думаете об этом романе? Каким предстает перед нами Лужин-младший? Почему именно его Набоков делает главным героем?

Обучающиеся: Лужин-младший очень необычный герой, Набоков показывает процесс взросления главного героя в своем романе. С самого детства Лужин-младший живет в одиночестве, у него нет друзей, родителям он безразличен. Набоков показывает то как детство влияет на становление ребенка личностью.

Учитель: Да, ребята, вы все верно сказали! Лужину-младшему ничего не остается кроме того, чтобы полностью уйти из серой реальности в мир шахмат, в котором он действительно хорошо, в котором его действительно оценивают по достоинству. Какие эмоции вы испытываете к главному герою?

Обучающиеся: Лужина-младшего жалко, он, как будто, живет не своей жизнью, в итоге все это приводит его к смерти.

Учитель: А правильно ли поступил Лужин-младший, решив покончить с жизнью?

Обучающиеся: Мнения разделились, кто-то считает, что другого выхода не было, кто-то говорит нет.

Учитель: Цель Набокова показать вот это угасание главного героя, Лужин-младший внутренне погиб давно, еще когда в детстве полностью отстранился от реального мира и нашел некую отдушину в шахматах. Но, когда и в игре в шахматы у Лужин младшего появляется реальный соперник, он не выдерживает этого и решается на самоубийство.

Как вы думаете, почему были взяты именно эти произведения И.А. Бунина и В.В. Набокова? Чем они схожи?

Обучающиеся: Они оба рассматривают в своих произведениях образ ребенка и период детства.  

Учитель: Да, все верно! Писатели и правда делают акцент на образе ребёнка. Ведь и Бунин и Набоков считали этот период развития человека очень важным. Какие схожие черты вы видите в образе детей разных писателей? А какие отличия?

Обучающиеся: «Ребенок» Бунина и Набокова с самого детства сталкивается с проблемами, писатели показывают, что несмотря на маленький возраст, дети испытывают чувство тревоги. Но Таня у Бунина показана более оптимистичной, хоть она и сталкивается с проблемами в детском возрасте, она не закрывается от всего мира и не уходи в себя. А Лужин-младший наоборот закрывается от мира, перестает доверять взрослым. Ему легче уйти в себя и закрыться реальности.

Учитель: Таня и Лужин-младший – это дети, которые сталкиваются со «взрослыми» проблемами в таком маленьком возрасте и обесценивать их чувства нельзя. И вы правильно сказали, дети по-разному переживают эти трудности и по-разному развиваются, столкнувшись с проблемами. Давайте сейчас посмотрим отрывки из экранизации этих книг. (Ученики смотрят отрывки фильмов и делятся впечатлениями).

Мы с Вами в начале урока сказали, что писатели делают акцент на психологизме своих героев. Бунину и Набокову важно изобразить внутренний мир «своего» ребенка. На ваших столах лежат цитаты из двух произведений, эти цитаты — это внутренние монологи детей, главных героев романа. Давайте посмотрим, исходя из них, что хотят передать писатели исходя из них. (Дети читают цитаты и говорят о внутренних переживаниях, которые писатели хотят передать через них).

Ребята, вот и подошло к концу наше внеклассное мероприятие. Очень надеюсь, что я вас смогла заинтересовать данными произведениями и вы обязательно их прочитаете полностью. Какое из произведений вам понравилось больше? (Дети делятся впечатлениями). У меня на столе лежит несколько экземпляров этих произведений, кто очень сильно заинтересовался ими, может взять с собой и прочитать.

На сколько вы оцениваете сегодняшнее внеклассное мероприятие? Понравилось ли оно вам? Биография какого из писателей вам понравилась больше?

Спасибо за урок! До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого внеклассного мероприятия "Веселые старты"

План-конспектоткрытого внеклассногомероприятия"Веселые старты"...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия" Пасха.Светлое Христово Воскресение "

Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит:...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия

Цели и задачи:Популяризация физической культуры, привлечение учащихся к занятиям физической культурой, воспитание чувства коллективизма и товарищества....

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект интегрированного внеклассного мероприятия (классного часа), приуроченного ко Дню памяти жертв политических репрессий

Данный интегрированный классный час был проведён 29 октября 2015 года длястудентов I и II курсов ГАПОУ «Чебоксарского техникума технологии питания икоммерции» Минобразования Чувашии. Время проведения ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия Математический бой для 5 класса

Математический бой для 5 класса.Цель: развитие математических способностей и интереса к математике.Оборудование: ...

План-конспект открытого внеклассного мероприятия «Семья. Семейные ценности и традиции»

Этот сценарий поможет вам провести незабываемый праздник, посвященный семье!...