Интегрированный урок литературе о жизни и творчестве Н.Заболоцкого
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Интегрированный урок по литературе о жизни и творчестве Н.Заболоцкого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrir_urok_po_zabolotskom.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевелёва Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы
Интегрированный урок: литература – история – информатика
по творчеству Н. А. Заболоцкого. 11 класс.
«Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
(Человек и природа в поэзии
Н. А. Заболоцкого 1903 – 1958 г.)
Цели урока:
- познакомить учащихся с основными этапами биографии Николая Заболоцкого;
- рассказать о времени, в которое жил поэт;
- показать своеобразие и неповторимость лирики Н.А.Заболоцкого (поэт – обэриут);
Оформление урока:
портрет Н. А. Заболоцкого на интерактивной доске;
компьютерная презентация урока с эффектами анимации;
запись песни на стихи Н.Заболоцкого «Очарована, околдована» в исполнении М.Звездинского;кадры из фильма «Служебный роман»
(песня «У природы нет плохой погоды»).
На уроке звучат сообщения учащихся о жизни и судьбе Н.А.Заболоцкого, литературоведческая справка о поэтах – обэриутах, стихотворения Н.А.Заболоцкого:
«Лицо коня»
«Гроза»
«Прогулка»
«Прощание с друзьями»
«Кто мне откликнулся в чаще лесной»
«Сентябрь»
«Некрасивая девочка»
«Завещание»
Откройся мысль:
Стань музыкою, слово
Н. Заболоцкий.
Ход урока.
Звучит песня «Очарована, околдована» на стихи Н. Заболоцкого в исполнении М. Звездинского
- Слово учителя литературы:
- Чудесные и вечные слова: о красоте, о любви, о жизни… Но не все, наверное, знают, что слова этой песни, написал Николай Алексеевич Заболоцкий.
И если в 21 веке поют и с удовольствием слушают эту песню, значит, есть в стихотворении душа, которая привлекает нас с вами, значит есть над чем поразмышлять и поговорить.
Так вот сегодня мы с вами говорим о своеобразной и неповторимой о лирике Н. А. Заболоцкого, о непростом времени, в которое жил поэт
А урок у нас сегодня интегрированный, так как без знания исторических фактов времени, в которое жил поэт, трудно понять лирику Заболоцкого. Поэтому на уроке нам будет помогать учитель истории.
- Откройте тетради, запишите тему урока:
«Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
Н. Заболоцкий.
(Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого) 1903 – 1958 г.
Откройся, мысль!
Стань музыкою слово…
Н. Заболоцкий.
Небольшая автобиографическая справка о жизни и творчестве поэта
(сообщение ученицы).
Слайд из компьютерной презентации на интерактивной доске и комментарий к нему ученицы.
Литературоведческая справка («Обэриу»).
Вопрос учителя литературы:
- Так каковы же особенности обэриутской поэзии? (сформулировать самим учащимся и сравнить с записью на слайде).
Особенности обэриутской поэзии:
- поиски нового поэтического языка;
- очеловечивание природы;
- неприятие бездуховного буржуазного мира.
Слово учителя литратуры:
- Итог обэриутского периода поэта – поэтический сборник «Столбцы» 1929 г. (слайд)
В 1929 г. вышла первая книга Заболоцкого под названием «Столбцы». Поэт решительно не приемлет мещанской косности, ограниченности. Подобно Маяковскому и Зощенко Заболоцкий осмеивает советскую «дрянь».
Ученик наизусть читает стихотворение «Восходит солнце над Москвой»,
Затем звучит стихотворение «Прямые лысые мужья».
Комментарий учителя литературы:
- Люди и вещи почти неотличимы друг от друга:
- Графину винному невмочь
Расправить огненный затылок…
- Мясистых баб большая стая
Сидит вокруг пером блистая.
Более того, предметы даже привлекательнее, нежели люди:
Апельсины в лотке разносчика «как будто маленькие солнышки».
И уж, конечно, более привлекателен мир природы.
- Какой же он? – стихотворение «Лицо коня» (звучит стихотворение в исполнении ученика)
Учитель литературы:
- Что необычного в этом стихотворении.
(У лошади лицо)
– Почему?
(Они умные, благородные, лучше людей).
- Какие изобразительные средства использует автор? (метафоры, эпитеты)
- Какой основной прием использует автор для того, чтобы стихотворение стало таким необычным?
(Олицетворение: конь, как человек).
Учитель литературы:
В годы коллективизации-это почти подрыв Советской власти. Разве лошади могут сравниваться с людьми?!!).
А у Заболоцкого животные и растения по-своему могут «мыслить», и как люди должны быть освобождены, раскрепощены.
- Какие еще изобразительные средства использует автор?
( эпитеты: косноязычные слова, волшебный конь;
сравнения: конь , как рыцарь на часах; слова, словно яблоки, как мед).
Учитель литературы:
- Так происходит осмысление природы
- Другое стихотворение «Прогулка» внешне наивное, легкое приближается к философскому осмыслению природы – главной теме творчества Н.А Заболоцкого.
- Читается стихотворение «Прогулка».
- Правда, стихотворение красивое, одухотворенное.
- А как же критика отнеслась к сборнику стихов «Столбцы»? (слайд)
- Наверное, с восторгом? Как раз нет: неодобрительно, настороженно. Более того, об «обэриутах» было сказано, что это «поэзия чужих людей, поэзия классового врага».
Публичные выступления прекратились, их произведения мало печатали. Но «обэриуты» по-прежнему отстаивали условную логику нового искусства, раскрепощавшую творческие силы человека. Выживать же стало все труднее, началась травля. Начались и аресты представителей творческой интеллигенции.
- Что же происходило в обществе, какое это было время?
Слово учителя истории о «ежовщине» (слайд)
- Составление 2 синквейнов для характеристики времени и личности в эпоху «ежовщины».
(от слова «страх» (ключевое слово эпохи «ежовщины») к определению личности в эпоху «ежовщины».Ключевым существительным должно стать слово «свобода».
Слово учителя истории: (слайд)
- В 1938 г. по ложному обвинению (участие в контревалюционной писательской организации) Заболоцкий был арестован. Страшные испытания выпали на долю поэта. Только благодаря огромной силе воли, желанию жить, благородству души помогли Заболоцкому выжить и остаться человеком:
«Я понял о жизни такое, о чем не думал прежде. И я люблю эту жизнь со всеми ее радостями и великими страданиями».
До 1944 г. отбывал поэт наказание в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке и Алтайском крае.
В 1941 г. были арестованы друзья Заболоцкого по цеху писатели
Даниил. Хармс, Александр Введенский. Они погибли в заключении.
Слово учителя литературы:
- Мысленно поэт часто возвращался к этому страшному времени, и не случайно стихотворение «Прощание с друзьями», написано в 1952 году. Чтение учителем стихотворения наизусть.
- Ребята, какова главная мысль стихотворения?
( Боль, обида и надежда, что друзья не ушли совсем.
В течение 1года Заболоцкий жил на поселении в Караганде.
После возвращения из Гулага в 1946 году (слайд) поэт как будто заново родился. Появляются стихи, полные восторга и радости, счастья свободного творчества. В новых стихах Заболоцкого заметна эволюция поэтического стиля: отказ от демонстративной сложности, стремление к большей ясности. В художественном мире поэта происходит взаимосближение человека и природы. Автор не только примечает мельчайшие подробности, но и включается в диалог с природой:
Стихотворение «Кто мне откликнулся в чаще лесной?».
Все стихотворение проникнуто необъятной любовью ко всему живому на земле, проникнуто оптимизмом.
Щемящая любовь, нежность ко всему живому в стихотворении «Сентябрь».
Стихотворение «Сентябрь».
Это стихотворение – пример одушевленности пейзажа. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе и на земле.
- Проследите, как это происходит. Доказать текстом.
- Как чувствуется взаимосвязь человека и природы и наоборот. «Орешина, словно, девушка и девушка
- Чем очаровывает это стихотворение? (любовь).
- Что необычного в стихотворных строчках? (Рассказывает об осени, но общий колорит весны – краски рассвета дышат ароматом юности).
Красоте пейзажа соответствует красота человеческая... (слайд)
Что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде!-
Заставляет поэта создать такое неповторимое и удивительное стихотворение как «Некрасивая девочка» 1955 г.
Стихотворение «Некрасивая девочка».
Это стихотворение вызвало бурю споров. Одни говорили, что в нем «утерян», другие наоборот «найден» секрет поэтического «проникновения». И Заболоцкий удивляет нас и заставляет задуматься над извечным вопросом:
«Что есть красота?»
Вспомним пьесу Островского «Гроза». «Красота!.. А ты молись Богу, чтоб отнял красоту-то. Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей… В омут лучше с красотой-то!» (Слова сумасшедшей барыни). А у Достоевского «Красота спасет мир». Какие же строчки стихотворения «Некрасивая девочка» являются главными? (Конечно же – «младенческая грация души», т.е. главное душа, душевная красота, а не внешние атрибуты).
Вспомним Л. Н. Толстого, роман «Война и мир». Ведь именно в своей любимой героине Н. Ростовой воплотил писатель истинную красоту, т. е Заболоцкий вслед русским классикам утверждает: «Пусть человек внешне непривлекателен, но он наделен внутренним душевным миром, это и есть красота, подлинная».
- А теперь ребята, обратите внимание на портрет Николая Алексеевича Заболоцкого. Мы теперь с уверенностью можем сказать, что этот, внешне не совсем привлекательный человек, поистине красивый, так душа его прекрасна, благородна, обаяние таких людей огромно благодаря их душевному богатству, о таких людях говорят: «Прекрасный человек – значит красивый».
Люди, прекрасно чувствующие природу, людей, жизнь, прошедшие трудный путь скитаний, – добрые люди, и наверное, неслучайно стихотворение поэта «Завещание» таковым и является.
Стихотворение «Завещание».
В русской литературе произведений с таким названием великое множество. Но посмотрите, одинаковы ли эти произведения? ( представление
3-х стихотворений Г.Р.Державина, А.С. Пушкина, Н.А.Заболоцого)
- Продолжателем чьих традиций был Заболоцкий (Пушкина – великого оптимиста литературы!).
Да. Совершенно верно. Заболоцкий уверен, что человек не умирает совсем, а распадается на мельчайшие частицы, которые могут соединиться в любом организме. Человек может стать дождем, цветами, листьями, солнечным светом:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
И вот возвращаемся к теме нашего урока: «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
- Кто же ребята, по-вашему, откликнулся сегодня поэту?
Мы с вами. Да и нельзя не откликнуться этим добрым, благородным строчкам, воспевающим жизнь, призывающим к ней, так прекрасно представляющим природу и человека – частичку природы – царицы.
Откликаются люди, поющие песни на стихи Николая Заболоцкого, например, та, которую мы сегодня слышали.
Откликаются режиссеры, которые в своих фильмах привлекают песни на стихи Заболоцкого. Это фильм «Доживем до понедельника». Это фильм «Служебный роман», фрагмент из фильма мы с вами и смотрим.
Д/З.: выучить наизусть и проанализировать одно из стохотворений, звучавших на уроке. Подготовить рассказ о Заболоцком «Что я узнал о своеобразии поэтического творчества поэта Заболоцкого и о времени, в которое он жил».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"
Презентация к интегрированному уроку литературы и информатике по теме "Жизнь и творчество А.П.Чехова"...
Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"
Интегрированный урок по теме:"Жизнь и творчество М.В. Ломоносова"...
Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве В.П.Астафьева
Презентация включает материалы о музейном комплексе писателя в селе Овсянка, доме-музее в г.Чусовой....
Интегрированный урок (литература+информатика) «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина).
Урок «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» (Очерк жизненного и творческого пути Сергея Александровича Есенина) - интегрированный урок литература и информатика для 10 класса позволяет познакомить у...
Презентация к уроку литературы "Страницы жизни и творчества А.П. Чехова."
Данная презентация, предназначенная для проведения урока русской литературы, расскажет Вам о великом писателе – Антоне Павловиче Чехове. Вы узнаете о детстве писателя, его родителях. Кроме того,...
Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».
Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...
"Певец Замоскворечья" Интегрированный урок (литература, живопись, музыка) по творчеству А.Н.Островского.
Урок разработан с учетом индивидуального подхода к учащимся. При разработке урока опирались на современные образоват...