Практикум по написанию тезиса и вывода как основных элементов итогового сочинения
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Исмаилова Джамиля Ферезуллаховна

Практикум по написанию

тезиса и вывода

как основных элементов

 итогового сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_sochinenie._ismailova.kursy_2022_szhatoe.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение по литературе Практикум по написанию тезиса и вывода как основных элементов итогового сочинения Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №354 Исмаилова Джамиля Федоровна

Слайд 2

Цели урока: Образовательные : подготовить учащихся к написанию итогового сочинения по литературе , формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию вступления (тезиса) и заключения (вывода) Развивающие : развитие логического мышления, развивать навыки написания тезиса и вывода по заданной теме. Воспитательные : воспитывать интерес к русской классической литературе.

Слайд 3

Особенности формулировок тем итогового сочинения 1) тема дана в форме чьего-то высказывания. 2)тема-суждение 3)тема-понятие 4) тема-вопрос

Слайд 4

1) Тема дана в форме чьего-то высказывания Тема Вступление Пример Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис. Хамиль Джубран , размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: « Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя ». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис). Тема Вступление Пример Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Начать с записи высказывания и его пояснения (как поняли), обосновать уже имеющееся утверждение, тем самым сформулировав тезис. Хамиль Джубран , размышляя над тем, что такое разум и чувства и какова их взаимосвязь, сказал: « Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя ». Действительно, человек должен прислушиваться к разуму, однако умение чувствовать, пропускать чужую боль через себя, видеть прекрасное и восхищаться им, любить и быть любимым не менее важно: человек не сможет жить только разумом, иначе он превратится в робота (тезис).

Слайд 5

Тема-суждение Тема Вступление Пример Взаимосвязь человека и природы в произведениях русской литературы 20 века Объяснить своё понимание темы, объяснить необходимость сужения темы. Формулировка вопроса к теме и объяснение : какие произведения, каких авторов и почему вы выбрали. Преобразуем её в вопрос: Как связан человек с природой в новелле «Царь-рыба» писателя Виктора Астафьева ? Тема взаимосвязи человека и природы и в 20 веке, и сейчас является одной из самых важных тем в русской литературе. Как мне кажется, философское осмысление единства человека и мира природы наиболее полно рассматривает в своих произведениях В. Астафьев. Вспомним его повествование в рассказах «Царь-рыба», повесть «Пожар». Я хочу рассмотреть эту тему на примере новеллы «Царь-рыба» из одноимённого повествования в рассказах данного писателя. Человек органически связан с природой. Её надо беречь как основу человеческого бытия. Астафьев считает, что вмешательство человека в законы природы, в экологическую среду разрушило нравственный кодекс, сложившийся в отношениях человека и мира природы, породило вседозволенность. Именно о человеке, о нравственных и психологических последствиях его действий заставляет задуматься писатель ( тезис)

Слайд 6

3)Тема-понятие Тема Вступление Тезис Путешествие — способ познания себя и мира Переформулировать тему в вопрос. Верно ли понятие, что путешествие-это способ познания себя и мира? Я согласен с утверждением, что путешествие является одним из лучших способов познания себя и окружающего мира . Другие люди и страны помогают человеку осознать собственную уникальность и разнообразие нашей планеты, а сравнение новых мест с родными краями и людьми в них выявляет множество особенностей культуры и менталитета, заставляет задуматься о “вечных” вопросах.

Слайд 7

Тема дана в виде вопроса Тема Вступление Пример В каком возрасте люди чаще всего живут чувствами и почему? Записать данный вопрос или перефразировать его, а затем дать на него ответ, сформулировав тезис. Интересно, зависит ли разумная и эмоциональная жизнь человека от возраста? Думаю, да. Дети часто живут чувствами, открыто выражая эмоции – в жизни взрослых разум занимает больше места, чем у детей. Наверное, это происходит потому, что взрослые умеют контролировать свои эмоции, они более рациональны, чем дети . (тезис)

Слайд 8

Заключение-вывод -Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . -Это , наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. -Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения

Слайд 10

Обобщение сказанного Возвращение к основной мысли (тезису), излагая ее более широко и эмоционально Пример Подводя итог, я хочу сказать, что …

Слайд 11

Риторический вопрос Риторическое предложение возвращает к проблеме, заключенной в теме. Пример: Неужели человечество продолжит уничтожение природы, а значит, и самого себя?

Слайд 12

Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю, акцентирующий внимание на главной мысли. Пример : Итак , посмотрите вокруг, подумайте о том, что…

Слайд 13

для оригинального заключения можно использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения Пример : Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света». Заключение-цитата

Слайд 14

Рефлексия : «…тогда суди себя сам, -сказал король. Это самое трудное… Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр». - урок понравился ;  - урок не понравился

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "От анализа текста - к сочинению" (11 класс, русский язык - подготовка к ЕГЭ)

Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку част...

Урок-практикум "Сочинение-эссе на литературную тему"

Урок-практикум  "Сочинение-эссе на литературную тему" в календарно-тематическом планировании (на основе программы к УМК по литературе  под редакцией В. Ф. Чертова) - первый урок из серии уро...

Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...

Материалы мастер-класса "Практикум по русскому языку в 11 классе по теме: «От анализа текста – к сочинению»

Ключевые проблемы Мастер-класса: Использование технологии  группового обучения для выполнения задания В и С на ЕГЭ по русскому языку.Закрепление изученного материала через презентацию. Созда...

Презентация "Урок – практикум в 11 классе по написанию итогового сочинения: алгоритм работы по формулировке тезиса , создание вступления и заключения."

Учебная презентация , на основе которой проводятся первые два или три урока по подготовке к написаню итогового сочинения в 11 классе. Внимательно просмотрите материал, обратите внимание на алгоритм ра...

Подготовка к ЕГЭ. Уроки 1-2 из системы уроков по написанию сочинений. Тема: "Структура сочинения. Основные критерии к сочинению"

Мной разработана система уроков по проблеме  "Как научить писать сочинение по прочитанному тексту" в 11 классе. Данные уроки в системе - первый и второй.    Тема урока: "Структура сочин...

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. ИНТЕНСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ. «СОЧИНЕНИЕ НА ЗАЧЕТ»

Структура программы соответствует требованиям: пояснительная записка с актуализацией, что одним из важных умений  по русскому языку (и не только по русскому языку, по другим предметам образовател...